Развитие математического мышления старших дошкольников в концепции развивающего ДО: по «Тропинкам» к математике
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд 1) Развитие математического мышления старших дошкольников в концепции развивающего ДО: по «Тропинкам» к математике
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности. И, несмотря на то, что большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.
Так сложилось в современном образовании, что именно модель наших дошкольных образовательных групп требует первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу, что является одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования. Решить эту задачу можно следующим образом: развивая и совершенствуя имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста, а также внедряя альтернативные формы обучения в дошкольном образовании.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе (слайд 2). Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. И, конечно же, развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Ведь именно инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Ориентируясь на вышеперечисленные требования, для создания условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов дошкольника, нами в качестве основного программного блока, была выбрана программа «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева. Инновационная программа «Тропинки», основана на концепции развивающего обучения и рассчитана на детей 3-7 лет. Сегодня я вам расскажу о математическом блоке программы по развитию предпосылок математического мышления, автором которого является специалист по математике московского д/с № 12 Султанова Марина Наумовна (слайд 3).
Итак, новизна предлагаемой программы заключается в создании предпосылок теоретического мышления у детей дошкольного возраста методом замены математических понятий математическими образами с последующим оперированием этими образами в форме исследования и преобразования (слайд 4). При этом правильно подобранные математические образы объясняют многие математические понятия детям дошкольного возраста, которые были бы им недоступны при ознакомлении лишь с элементарными математическими представлениями (слайд 5).
Исследования, которые легли в основу программы, проводились под руководством профессора, доктора психологических наук В.Т. Кудрявцева, сотрудниками его лаборатории при Институте дошкольного образования РАО. Исследования показали, что методика служит хорошей пропедевтикой для изучения математики в школе, так как выпускники детских садов, намного успешнее своих сверстников усваивают программу по математике в школе. Положительным моментом стало и то, что эти дети могли продолжать обучение по любой существующий программе начальной школы, так как знания, полученные на занятиях, были более универсальны. Интересен и тот факт, что в беседе с бывшими выпускниками, которые на данный момент учились в средней школе, было выяснено, что они помнят фрагменты занятий, куда включались математические образы. Причем, воспоминание образа возникало именно в тот период, когда изучалось соответствующее математическое понятие, с которым школьники познакомились еще в детском саду.
(слайд 6) В соответствии с концепцией развивающего образования В.В. Давыдова, теоретическое обучение оперирует только понятиями. Однако у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, а к понятийному они приходят только в переходном возрасте. Как же образ соотносится с понятием? (слайд 7)
Если понятие – это «обобщение единичных явлений», то образ выступает как видение целостной структуры исследуемого понятия. Очевидно, что образ не совпадает с понятием. Но образ как бы зрительно «выпячивает» основные идейные структуры понятия, «затушевывает» его второстепенные детали, позволяя проникнуть в его суть, схватить его целостность (слайд 8). По мнению В.Т. Кудрявцева, «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен осознать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения. Сама форма целостности на чувственных вещах “не написана”. Она может быть “схвачена” лишь в особых образах – в образах воображения… Воображение как бы проторяет для ребенка путь вхождения в культуру как в проблемное целое» (слайд 9).
Отличительная особенность данной программы – учет психологических и физиологических возможностей дошкольников. По мнению Кудряцева со знаковыми символами (цифрами, знаками) дети должны знакомиться только в старшей группе, что с физиологической точки зрения оправдано созреванием коры головного мозга (слайд 10). Действительно, практика показала, что дети, познакомившись с цифрами в более раннем возрасте, не имели преимуществ перед теми детьми, которые узнали обозначение цифр в пять лет, ни в практическом счете, ни в мыслительной деятельности. А порой даже уступали им, так как чрезмерно раннее введение знаковых символов влекло затормаживание эмоциональной сферы, мешало развитию воображения, без которого невозможно и развитие мышления. К сожалению, современная тенденция раннего развития детей, получившая широкое распространение среди родителей и педагогов, страдает чрезмерной знаковостью и информативностью, что приводит не к развитию, а к «всезнайству» ребенка, на деле мешающему ему нормально развиваться.
Особенностью методики является применение принципа двигательной активности на занятиях (слайд 11). Многие математические понятия усваиваются через двигательные образы. Так, например, дети подготовительной к школе группы изображают телом геометрическую фигуру - круг. Для каждой фигуры существует своё движение. А при изучении тел вращения будущие ученики изображают тела, вращаясь вокруг себя.
Или, прежде чем начать работать с циркулем на бумаге, дети подготовительной группы предварительно изучают принцип работы с инструментом, выполняя упражнение «Циркуль»: одна нога иголочка, другая нога «чертит» круг. Расстояние между ногами – радиус. При этом они самостоятельно делают вывод: чем больше радиус, тем больше круг, и наоборот, чем меньше радиус, тем круг меньше. Выполняя упражнение это увидеть совсем просто, ставя ноги то шире, то уже.
При выполнении упражнения «Углы», не только происходит знакомство с различными их видами, но и формируется умение преобразовывать один угол в другой.
Движение способствует гармонизации полушарий головного мозга, развивает геометрическое воображение и оптико–пространственные представления.
Изучение порядкового счёта и состава числа происходит в соревновательной игре «Живые числа», которая способствует осмыслению детьми цифр как специальных знаков для записи чисел, учит различать их, находить смежные числа, встраивать их в ряд.
Многие традиционные настольные игры преобразованы в двигательные игры. В одних играх, дети, получив карточку, должны соединиться в пары, в других – найти определённое место для карточки. В любом случае, при минимуме раздаточного материала, дети не только получают возможность одновременно все участвовать в игре, но и делают это с большим удовольствие, чем проделывая то же задание, сидя за партами.
Для снятия напряжения и повышения концентрации внимания обязательно проводятся физкультминутки. Во время физкультминуток легче запоминается порядок чисел, название месяцев года или дней недели.
Уникальное авторское пособие «Число» наглядно знакомит детей с образованием чисел, способствует развитию моторики рук, доступно знакомит с понятием состав числа, является прекрасным счётным материалом.
Наглядная методика «сложение чисел с переходом через десяток» помогает уже в детском саду понять принцип сложения и создать устойчивый образ процесса, что способствует решению многих школьных проблем. При этом дети окончательно преодолевают феномен Пиаже (психологич. явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста, заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, объём, размер и др.), отрабатывая его во время перекладывания фишек - единиц.
Многие математические понятия объясняются посредством специально разработанных математических сказок, во время прослушивания которых дети проводят различные исследования и преобразования с последующими логическими выводами. Именно грамотно подобранный математический образ помогает разъяснить понятие числа, познакомиться со свойствами плоских и объёмных геометрических фигур.
(слайд 12) В занятия включено много заданий на развитие воображения, так как это направление является приоритетным не только в работе математического блока, но и служит основной концепцией всего проекта.
Наиболее эффективному усвоению пройденного материала способствуют авторские красочные тетради с развивающими заданиями, предложенными в игровой форме, представляющие собой индивидуальный метод работы в свободное от основных занятий время (показ тетрадей).
Правильное введение ребенка в мир математических понятий создает у него предпосылки развития математического мышления, поскольку только математика и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического и эвристического (решение творческих задач) мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения исследовать, рассуждать и доказывать, что в свою очередь и создает у дошкольников предпосылки развития теоретического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
ОПЫТ РАБОТЫ по теме РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Данный материал полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Развитие логического мышления старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
Игры должны иметь развивающий или познавательный характер...
Материалы по самообразованию "Развитие логико-математического мышления старших дошкольников при помощи дидактических игр"
Теоретическое обоснование и планирование работы на год....
ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.
В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....