ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
методическая разработка по математике на тему
Чтобы использовать игры Воскобовича коллективно при проведении ООД, мной было составлено перспективное планирование, в котором сначала знакомила детей с содержанием, игровыми правилами, действиями индивидуально, через совместную деятельность педагога с детьми а затем вносила их для самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_podgotovitelnaya_gr.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ: ГОРЕВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА
Основной формой в познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она будет лучшей помощницей во всестороннем развитии личности ребёнка. Игра - самое любимая деятельность дошкольника поэтому обучение детей строится как увлекательное проблемно-игровая деятельность, которая создаёт условия каждому ребёнку для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Чтобы использовать игры Воскобовича коллективно при проведении ООД, мной было составлено перспективное планирование, в котором сначала знакомила детей с содержанием, игровыми правилами, действиями индивидуально, через совместную деятельность педагога с детьми а затем вносила их для самостоятельной деятельности.
Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Развивающие игры Вячеслава Воскобовича имеют множество преимуществ.
1. Многофункциональность. В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр. В одну и ту же игру могут играть дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что в ней есть как простые упражнения для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка». Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал. Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Необычные конструктивные элементы. Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
6. Образностью и универсальностью. Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Однажды царь Прометей спросил Евклида: " Нет ли более короткого и менее утомительного пути к познанию геометрии?" На что ученый ответил: "Нет царской дороги к геометрии". "Нет царской дороги к геометрии, а сказочная - есть!" - говорится в предисловии к "Геоконту". Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям, помогают найти общий язык с взрослыми участниками игры. Ведь это так интересно, играть не в квадраты, треугольники, трапеции, а в нетающие льдинки озера Айс, рассматривать и создавать на "Геоконте" не модели конструирования , а паутинки паука Юка или называть лучи и отрезки оранжевым криком Красного зверя и Зеленым свистом Желтой птицы , синим шепотом Голубой рыбы.
7.Эмоциональной культурой игры
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет Галошадь. Как придумать автомобиль для Бармалея, Буратино, Дюймовочки?
Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребенок в таких играх развивает главные качества личности-творца - непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и выбирать из многообразия вариантов. На помощь ему приходят замечательно иллюстрированные образцы - сказочные машинки "Муррседес", "Бармалепель", "Лягуар" и т. д. Но главное, что играя, ребенка не покидает веселая улыбка первооткрывателя. Такого не может быть, но если очень захотеть...
8.Различными возможностями использования
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут "мамопапозаменителя" с квадратной головой - телевизора или компьютера.
Перспективное планирование развивающих игр В.Воскобовича
(игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет
«Сказочные лабиринты игры»)
старшая группа
Воспитатель:
Горева Л.В..
месяц | ООД (образовательная область «Познавательное развитие») | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
сентябрь | Квадрат Воскобовича (двухцветный) Цель: развитие познава-тельной активности, круго-зора. Задача.1.Обогащать пред-ставления детей о формах геометрических фигур и их свойствах. 2.Развивать умение скла-дывать геометрические фи-гуры, осознавая их структуру, анализировать и сравнивать их. 3.Воспитывать умение проявлять познавательную активность. Прозрачный квадрат Цель: развитие сенсорных познавательных способ-ностей. Задачи:1.Формировать уме-ние выявлять и сравнивать свойства геометрических фигур. 2.Развивать умение объе-динять в группы геометри-ческие фигуры по общим свойствам. 3.Воспитывать умение приходить на помощь сверстнику. | Чудо-крестики 1 Цель: развитие у детей интеллектуальных способностей. Задачи:1.Обогащать пред-ставления о сенсорных эталонах: форма, цвет и величина. 2.Развивать умение кон-струировать предметные формы по силуэтным схемам. 3.Воспитывать умение сотруд-ничать с взрослыми. Чудо-крестики 2 Цель: развитие стремления к активной совместной деятельности. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о сенсорных этало-нах формы, цвета, величины. 2.Развивать правильное восприятие эталонов, умение правильно складывать фигуру из частей по схеме. 3.Воспитывать настойчи-вость, целеустремлённость. | Квадрат Воскобовича (двухцветный) Цель: развитие детской само-стоятельности, инициативности. Задачи:1.Закреплять пред-ставление об эталонах формы, величины, структуры геоме-трических фигур. 2.Развивать умение само-стоятельно конструировать геометрические фигуры, назы-вая признаки сходства и различия. 3.Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками. Прозрачный квадрат Цель: развитие интеллек-туальных способностей. Задачи:1.Закреплять пред-ставления о свойствах геомет-рических фигур. 2.Развивать умение объеди-нять пластинки по группам и называть количество. 3.Воспитывать умение прояв-лять доброжелательность в совместной деятельности. |
октябрь | Чудо-соты Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мыш-ления. Задачи:1.Обогащать пред-ставления о признаках форм, в целом и части. 2.Развивать умение объеди-нять детали в группы по признаку. 3.Воспитывать уверенность в своих силах. Прозрачный квадрат Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о признаках сход-ства и различия. 2.Развивать умение групп-пировать геометрические фигуры по признакам, составлять целое из частей. 3.Воспитывать умение отвечать на поисковые вопросы. | Геоконт Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи:1.Обогащать пред-ставления о геометрических понятиях. 2.Развивать умение констру-ировать разные геометри-ческие фигуры, сравнивать по форме и размеру, закреплять цвета, развивать мелкую моторику пальцев. 3.Воспитывать умение концентрировать внимание. Шнур-затейник Цель: развитие познава-тельных способностей. Задачи: 1.Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости. 2.Развивать умение выпол-нять задание по словесному указанию, «рисуя» геоме-трическую фигуру шнуром. 3.Воспитывать умение решать логические задачи. | Чудо-соты Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Закреплять представ-ления о соотношении целого и части. 2.Развивать умение анализи-ровать схему фигуры, срав-нивать результат своей работы с образцом. 3.Воспитывать умение давать самооценку своей деятель-ности. Чудо-цветик Цель: развитие творческого мышления. Задачи:1.Обогащать представ-ления о целом и части. 2.Развивать творческие способности. 3.Воспитывать умение придумывать и воплощать задуманное в действитель-ность. |
ноябрь | Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель:развитие мыслительных операций. Задачи:1.Обогащать пред-ставления детей о признаках геометрических фигур. 2.Развивать умение скла-дывать многоцветные фигу-ры, анализировать, сопос-тавлять. 3.Воспитывать умение про-являть интеллектуальные и волевые усилия. Игровизор «Катя, Рыжик и Рыбка» Цель: развитие интеллек-туального мышления. Задачи: 1.Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. 2.Развивать умение решать логические задачи с помо-щью графического диктанта. 3.Воспитывать умение концентрировать внимание, контролировать свои действия. | Геоконт Цель: развитие умения мани-пулировать свойствами геом-етрических фигур. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления об основных геоме-трических понятиях. 2.Развивать умение делить целое на части (на равные и неравные), сравнивать их, высказывать свои умозаклю-чения. 3.Воспитывать умение решать творческие задачи. Чудо-соты Цель: развитие логико-математического мышления. Задачи: 1.Совершенствовать психические процессы: вни-мание, память, воображение, мышление, речь. 2.Развивать умение составлять целое из частей, сравнивать результат своей деятельности с образцом, анализировать схе-му фигуры. 3.Воспитывать навыки дело-вого общения с взрослыми. | Квадрат Воскобовича (двухцветный) Цель: развитие самосто-ятельности. Задачи:1.Закреплять представ-ления об алгоритме сложения. 2.Развивать умение констру-ировать самостоятельно по схемам фигуры. 3.Воспитывать умение приходить на помощь сверстнику. Чудо-цветик Цель: развитие творческого мышления. Задачи:1.Закреплять представ-ление о целом и части. 2.Развивать умение приду-мывать и воплощать заду-манное в действительность. 3.Воспитывать целеустрем-лённость, самостоятельность. Прозрачный квадрат Цель: развитие детской само-стоятельности. Задачи:1.Закреплять пред-ставления о форме, величине геометрических фигур. 2.Развивать умение приду-мывать и складывать фигуру из пластин. 3.Воспитывать умение доби-ваться успеха. |
декабрь | Чудо-цветик Цель: развитие интеллек-туально-творческого мыш-ления. Задачи:1.Совершенствовать внимание, память, вообра-жение. 2.Развивать умение состав-лять целое из частей, понимать, что чем меньше часть, тем её больше в целом. 3.Воспитывать умение отра-жать пространственные отно-шения в речи. | Игровизор «Катя, Рыжик и Рыбка» Цель: развитие ориентировки в пространстве. Задачи:1.Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги. 2.Развивать умение решать логические задачи, выполняя задания по условию. 3.Воспитывать аккуратность, уверенность в своих силах. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие интеллек-туального мышления. Задачи:1.Обогащать пред-ставления о геометрических фигурах, алгоритме сложения предметных форм. 2.Развивать умение констру-ировать фигуры по описанию взрослого, без опоры на схему. 3.Воспитывать умение про-являть творческие способ-ности и воображение. | Чудо-крестики 1, 2 Цель: развитие творческого во-ображения. Задачи:1.Закреплять умение анализировать предметный силуэт. 2.Развивать умение составлять по замыслу предметные силу-эты из частей. 3.Воспитывать умение делить-ся своими знаниями со сверстниками. Квадрат Воскобовича (двухцветный) Цель: развитие интеллекту-ального мышления. Задачи:1.Закреплять представ-ление о геометрических фигу-рах. 2.Развивать умение констр-уировать фигуры по соб-ственному замыслу, развивать художественно-речевую дея-тельность. 3.Воспитывать умение прояв-лять заботу и сочувствие к сверстникам. |
январь | Геоконт . Цель: развитие познаватель-ной мотивации. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о структуре геоме-трических фигур. 2.Развивать умение состав-лять равнобедренный треу-гольник, выделять структуру геометрической фигуры (угол, сторона, вершина). 3.Воспитывать желание овладевать способами познания. Цифроцирк Цель: развитие познава-тельного интереса. Задачи: 1.Формировать пред-ставление об образовании числа. 2.Развивать умение соотно-сить число и цифру. 3.Воспитывать желание осваивать цифры. | Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие интел-лектуального мышления. Задачи: 1.Совершенствовать умение манипулировать гео-метрическими фигурами. 2.Развивать умение констру-ировать и видоизменять геометрические фигуры по условию. 3.Воспитывать умение акти-вно включаться в совместную деятельность. Чудо-цветик Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи:1.Обогащать пред-ставления о составе числа 2. 2.Развивать умение соот-носить число и цифру. 3.Воспитывать желание и потребность узнавать новое. Шнур-затейник Цель: развитие мелкой мото-рики рук. Задачи: 1.Совершенствовать умения выполнять задания по условию. 2.Развивать умение с по-мощью графического дик-танта вышивать геометрии-ческие фигуры, цифры. 3.Воспитывать умение вы-полнять мыслительные опера-ции. | Прозрачный квадрат Цель: развитие творчества. Задачи:1.Закреплять предста-вления о свойствах геометри-ческих фигур. 2.Развивать умение составлять по замыслу предметные силу-эты из частей. 3.Воспитывать умение выпо-лнять творческие задания. Чудо-соты Цель: развитие творческого воображения. Задачи:1.Закреплять умение анализировать силуэтную схему. 2.Развивать умение выкла-дывать фигуры по силуэтной схеме. 3.Воспитывать уверенность в своих силах. |
февраль | Математические корзинки Цель:развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Формировать пред-ставление о количественном составе числа 3. 2.Развивать умение сос-тавлять число из двух мень-ших, с помощью одновре-менного включения зритель-ного, слухового, тактильно-осязательного анализаторов. 3.Воспитывать умение в процессе игровой деятель-ности осваивать количест-венное и порядковое значе-ние числа. Прозрачный квадрат Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Совершенствовать умение решать проблемные задачи. 2.Развивать умение анали-зировать схему фигуры и находить ошибки при её конструировании. 3.Воспитывать желание помогать сверстнику. | Цифроцирк Цель: развитие познава-тельного интереса. Задачи: 1.Обогащать умение устанавливать связи и зависимости между числами. 2.Развивать умение рас-кладывать цифры в порядке возрастания. 3.Воспитывать уверенность в своих силах. Игровизор «Предметный мир вокруг нас» Цель: развитие логического мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления детей о предметах ближайшего окружения. 2.Развивать умение выделять существенные признаки, объединяющие предметы. 3.Воспитывать познава-тельный интерес к окру-жающей действительности. | Чудо-крестики 1, 2 Цель: развитие интеллектуаль-ных способностей. Задачи: 1.Закреплять умение разделять изображение на части. 2.Развивать умение составлять, конструировать по силуэтной схеме фигур из частей. 3.Воспитывать умение при-ходить на помощь сверстнику. Чудо-соты Цель: развитие творческого воображения. Задачи:1.Закреплять умение выделять части из целого. 2.Развивать умение приду-мывать и воплощать задуман-ное в действительность. 3.Воспитывать самостоятель-ность, активность. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие креативности мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление об эталонах формы, величины, структуры геоме-трических фигур. 2.Развивать умение приду-мывать новые фигуры, сложить и назвать их. 3.Воспитывать умение выпол-нять творческие задания. |
март | Чудо-цветик Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Формировать пред-ставление о количественном составе числа 4. 2.Развивать умение образо-вывать число 4 из двух меньших чисел. 3.Воспитывать желание отвечать на поисковые вопросы. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие мыслитель-ных операций. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления об алгоритмах сло-жения предметных форм. 2.Развивать умение кон-струировать (складывать) фи-гуры по условию. 3.Воспитывать умение добиваться результата. | Игровизор «Лабиринты цифр» Цель: развитие познава-тельной активности. Задачи: 1.Обогащать пред-ставление о числе и цифре. 2.Развивать умение определять количественное и порядковое значение числа, складывать равные числа. 3.Воспитывать умение решать головоломки. Геоконт Цель: развитие познава-тельных способностей. Задачи: 1.Способствовать ов-ладению геометрическими представлениями. 2.Развивать умение строить луч, отрезок, угол, называть получившиеся геометри-ческие фигуры. 3.Воспитывать умение решать логические, интеллектуальные задачи. | Цифроцирк Цель: развитие самостоятель-ности. Задачи: 1.Закреплять представ-ление о числе и цифре. 2.Развивать умение соотносить число и цифру, раскладывать цифры в порядке возрастания и убывания. 3.Воспитывать умение давать самооценку. Шнур-затейник Цель: развитие мелкой мото-рики рук. Задачи: 1.Закреплять умение ориентироваться на плоскости. 2.Развивать умение вышивать геометрические фигуры, цифры. 3.Воспитывать умение оказы-вать помощь сверстнику. Прозрачный квадрат Цель: развитие интеллекту-ального мышления. Задачи: 1.Закрепить правила и принципы конструирования целого из частей. 2.Развивать умение составлять из частей целое изображение, накладывать пластинки друг на друга. 3.Воспитывать умение выпол-нять творческие задания. |
апрель | Математические корзинки Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Формировать пред-ставление о количественном составе числа 5. 2.Развивать умение состав-лять число из двух меньших, устанавливать отношения «больше - меньше». 3.Воспитывать желание осваивать цифры, делиться своими знаниями, умениями со сверстниками. Геоконт Цель: развитие познава-тельных способностей. Задачи: 1.Обогащать пред-ставление о мире геометрии. 2.Развивать умение делить целое на части (равные и неравные), сравнивать их. 3.Воспитывать умение доби-ваться успеха в решении поставленных задач. | Волшебная 8 Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мышления. Задачи:1.Формировать уме-ние моделировать цифру. 2.Развивать умение констру-ировать разноцветную цифру, учитывая цвет. 3.Воспитывать желание к активному сотрудничеству с взрослыми. Чудо-соты Цель: развивать творческое воображение. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о целом и части. 2.Развивать умение анализи-ровать схему фигуры, срав-нивать результат своей рабо-ты с образцом. 3.Воспитывать умение вклю-чаться в совместную деятель-ность. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие логического мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о геометрических фигурах, умение самосто-ятельному сравнению, сопос-тавлению. 2.Развивать умение преобра-зовывать геометрические фи-гуры, экспериментировать. 3.Воспитывать умение слу-шать и понимать взрослого, действуя по правилу или образцу. | Чудо-цветик Цель: развитие творчества. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о целом, части. 2.Развивать умение приду-мывать и воплощать заду-манное в действительность. 3.Воспитывать желание нахо-дить новые способы решения задуманного. Чудо-крестики- 1,2 Цель: развитие творчества. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления о целом, части. 2.Развивать умение составлять по замыслу предметные силу-эты из частей. 3.Воспитывать самостоятель-ность, самоконтроль. Прозрачный квадрат Цель: развитие творческого мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о соотношении целого и части. 2.Развивать логическое, пространственное, творческое воображение. 3.Воспитывать самостоятель-ность в поиске способов решения задания. |
май | Чудо-цветик Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления о количественном составе числа в пределах 6. 2.Развивать умение устанав-ливать количественное и порядковое значение числа, связи и зависимости между числами. 3.Воспитывать умение про-являть интеллектуальные эмоции. Игровизор «Катя, Рыжик и Рыбка» Цель: развитие познаватель-ных способностей. Задачи: 1.Закрепить пред-ставление о форме, величине предметов. 2.Развивать умение ориенти-роваться на листе бумаги, развивать внимание, память, мышление, воображение. 3.Воспитывать умение планировать свою деятель-ность. | Волшебная 8 Цель: развитие познава-тельных способностей. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления детей о числах, цифрах. 2.Развивать комбинаторские способности, зрительную па-мять, логическое внимание, пространственное вообра-жение. 3.Воспитывать умение проявлять познавательную инициативу. Прозрачная цифра Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о цифрах. 2.Развивать умение находить цифру соответственно коли-честву предметов, сравнивать числа, используя знаки больше, меньше. 3.Воспитывать умение анали-зировать свою деятельность. | Цифроцирк Цель: развитие интереса к познанию. Задачи: 1.Закреплять умение манипулировать цифрами. 2.Развивать умение устанав-ливать связи и зависимости между цифрами, отношениями чисел (больше, меньше), со-относить число и цифру. 3.Воспитывать умение активно общаться со сверстниками. Шнур-затейник Цель: развитие мелкой мотто-рики рук. Задачи: 1.Закреплять умение ориентироваться на плоскости. 2.Развивать умение преоб-разовывать фигуры, вышивать цифры. 3.Воспитывать целеустремлён-ность, самостоятельность. Игровизор «Лабиринты цифр» Цель: развитие интеллектуаль-ного мышления. Задачи: 1.Закреплять предс-тавления о цифрах, числах. 2.Развивать умение решать самостоятельно головоломки. 3.Воспитывать вниматель-ность, умение проявлять настойчивость в достижении результата. Геоконт Цель: развитие познаватель-ных способностей. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления о геометрических понятиях. 2.Развивать умение самосто-ятельно конструировать геоме-трические фигуры, преобразо-вывать, делить на части. 3.Воспитывать умение приду-мывать новые варианты игры. |
Перспективное планирование развивающих игр В.Воскобовича
(игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»)
подготовительная группа
месяц | ООД (образовательная область «Познавательное развитие») | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
сентябрь | Цифроцирк Цель: развитие познаватель-ной активности, любознатель-ности. Задачи:1.Обогащать пред-ставление о числовом ряде. 2.Развивать умение пояснять последовательность чисел натурального ряда. 3.Воспитывать умение прояв-лять стремление к решению новых задач познания. Чудо-цветик Цель: развитие логико-математического мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставление о составе числа 5. 2.Развивать умение составлять число из двух меньших в пределах 5, соотносить число, количество, цифру. 3.Воспитывать стремление к решению новых задач познания. | Геоконт Цель: развитие простран-ственного мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о геометрических понятиях. 2.Развивать умение констру-ировать геометрические фи-гуры и различные формы по заданным точкам. 3.Воспитывать самосто-ятельность, умение проявлять творчество. Прозрачная цифра Цель: развитие математи-ческих представлений. Задачи:1.Обогащать пред-ставление о последователь-ности чисел натурального ряда. 2.Развивать умение кон-струировать одноцветные цифры, накладывая пластинки друг на друга. 3.Воспитывать умение анализировать, сравнивать. | Чудо-крестики 1, 2 Цель: развитие творческого мышления. Задачи: 1.Закрепить понятие о геометрических фигурах. 2.Развивать умение составлять целое из частей, придумывать и воплощать задуманное в действительность. 3.Воспитывать умение проявлять творчество. Квадрат Воскобовича (двухцветный) Цель: развитие инициативы и самостоятельности. Задачи: 1.Закрепить пред-ставление о геометрических фигурах. 2.Развивать умение само-стоятельно конструировать геометрические фигуры, преобразовывать их. 3.Воспитывать умение проявлять волю, взаимо-помощь. Шнур-затейник Цель: развитие мелкой моторики пальцев. Задачи: 1.Совершенствовать представление о цифрах. 2.Развивать умение вышивать цифры, предметы по замыслу. 3.Воспитывать умение выполнять творческие задания. |
октябрь | Геоконт Цель:развитие стремления к исследованию и эксперимен-тированию. Задачи: 1.Обогащать пред-ставление о геометрических фигурах, их основных признаках. 2.Развивать умение тран-сформировать фигуры, пони-мать пространственные отно-шения. 3.Воспитывать стремление к решению новых задач познания. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мышления. Задачи: 1.Обобщать пред-ставление о понятии «много-угольник». 2.Развивать умение трансфор-мировать квадрат бесчис-ленное количество раз, разви-вать фантазию, воображение. 3.Воспитывать уверенность в своих силах. | Прозрачный квадрат Цель: развитие инициатив-ности в познании. Задачи: 1.Закреплять предста-вление о классификации гео-метрических фигур по основным свойствам. 2.Развивать умение понимать алгоритм конструирования ра-зличных фигур из одних и тех же частей, видеть образное значение составленной фи-гуры. 3.Воспитывать волю, умение преодолевать трудности. Шнур-затейник Цель: развитие творческого воображения. Задачи: 1.Закреплять умение обобщать геометрические фи-гуры. 2.Развивать умение вышивать геометрические фигуры по условию, ориентировка на плоскости. 3.Воспитывать стремление к равноправному общению с взрослыми. Чудо-цветик Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о составе числа из двух меньших. 2.Развивать умение делить целое на равные и неравные части, составлять из равного количества одинаковых частей разные фигуры, понимать отношения целого и части. 3.Воспитывать умение решать логические задачи. | Чудо-соты Цель: развитие творческого воображения. Задачи: 1.Закреплять представ-ления о целом, части. 2.Развивать умение скла-дывать предметные силуэты из частей, сравнивать сложенные фигуры с образцом. 3.Воспитывать стремление к поиску новых, творческих решений. Волшебная 8 Цель: развитие мышления. Задачи: 1.Закреплять знания о цифрах. 2.Развивать умение констру-ировать цифры по схеме. 3.Воспитывать взаимопо-нимание в сотрудничестве со сверстниками. Игровизор «Катя, Рыжик и Рыбка» Цель: развитие самостоятель-ности. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о свойствах геоме-трических фигур. 2.Развивать умение самосто-ятельно выполнять игровое задание, сравнивать результат, находить ошибку и исправлять её. 3.Воспитывать умение при-ходить на помощь сверстнику. |
ноябрь | Математические корзинки Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставление о составе числа 7. 2.Развивать умение составлять число из двух меньших и числа второго десятка. 3.Воспитывать желание и потребность узнать новое. Геоконт Цель: развитие интеллекту-ального мышления. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о геометрических понятиях: прямая, отрезок, точка, луч, угол. 2.Развивать умение констру-ировать фигуры по точкам координатной сетки. 3.Воспитывать умение прояв-лять внимательность, целе-устремлённость. | Прозрачная цифра Цель: развитие базисных мате-матических представлений. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о цифрах. 2.Развивать умение решать интеллектуальные и логи-ческие задачи для нахождения и составления цифр. 3.Воспитывать волю, умение преодолевать трудности, доводить дело до конца. Игровизор «Лабиринты цифр» Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Обогащать пред-ставление о числовом ряде. 2.Развивать умение концен-трировать внимание при выполнении игровых заданий на логическое мышление. 3.Воспитывать уверенность в своих силах. Игровизор «Лабиринты букв» Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о буквах алфавита. 2.Развивать умение проявлять волевые усилия при выпол-нении игровых заданий. 3.Воспитывать стремление к овладению чтением. | Цифроцирк Цель: развитие мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о числовом ряде. 2.Развивать умение выклады-вать числовой ряд в порядке увеличения и уменьшения. 3.Воспитывать самостоятель-ность в поиске решений. Шнур-затейник Цель: развитие мелкой мото-рики рук. Задачи: 1.Закреплять умение ориентироваться на плоскости. 2.Развивать умение вышивать узоры по замыслу. 3.Воспитывать умение приду-мывать и воплощать задуман-ное в действительность. Чудо-крестики Цель: развитие творческого воображения. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления о части и целом. 2.Развивать умение приду-мывать и составлять сю-жетные картинки. 3.Воспитывать желание добиваться успеха. Квадрат Воскобовича (двухцветный,четырёхцветный) Цель: развитие творческого мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления об основных свой-ствах геометрических фигур. 2.Развивать умение самостоя-тельно конструировать, прео-бразовывать геометрические фигуры. 3.Воспитывать самостоя-тельность, умение доводить начатое дело до конца. |
декабрь | Чудо-цветик Цель:развитие логико-матема-тического мышления. Задачи:1.Познакомить с соста-вом числа 8. 2.Развивать умение составлять число 8 из двух меньших. 3.Воспитывать интерес к решению задач путём мысли-тельного анализа. Квадрат Воскобовича (разрезной). Цель: развитие логического мышления. Задачи:1.Познакомить со свойствами разрезного квадрата. 2.Развивать умение тран-сформировать фигуры, кон-струировать предметные силу-эты по заданной теме. 3.Воспитывать умение проявлять целеустремлён-ность, волю, терпение. | Геовизор Цель:развитие познавательных способностей. Задачи:1.Способствовать осво-ению сетки координат. 2.Развивать умение рисовать геометрические фигуры по заданным точкам. 3.Воспитывать вниматель-ность, умение решать логи-ческие задачи. Волшебная 8 Цель: развитие логического мышления. Задачи: 1.Вовлевать детей в активную совместную дея-тельность. 2.Развивать умение конструировать цифры по схеме и словесному шифру. 3.Воспитывать умение выслушивать задания до конца. Теремки Воскобовича Цель: развитие познаватель-ной активности, любознатель-ности. Задачи: 1.Познакомить детей с игровыми действиями, прави-лами игры. 2.Развивать умение составлять слоги, слитно произносить гласные и согласные в слоге. 3.Воспитывать желание к овладению чтением. | Чудо-крестики -1,2 Цель: развитие творческого воображения. Задачи: 1.Обеспечивать усло-вия для самостоятельной твор-ческой деятельности. 2.Развивать умение придумы-вать и воплощать задуманное в действительность, составляя целое из частей. 3.Воспитывать умение прояв-лять самостоятельность, твор-чество. |
январь | Математические корзинки Цель: развитие логико-математического мышления. Задачи: 1.Познакомить с обра-зованием числа 9. 2.Развивать умение составлять число 9 из двух меньших. 3.Воспитывать стремление к овладению счётом, цифрами. Геовизор Цель: развитие интеллек-туального мышления. Задачи: 1.Способствовать к овладению сеткой координат. 2.Развивать умение рисовать геометрические формы, фигу-ры по заданным точкам. 3.Воспитывать стремление к решению интеллектуально-логических задач.
| Игровизор «Лабиринты цифр» Цель: развитие познаватель-ной активности. Задачи: 1.Способствовать ов-ладению числовым рядом в пределе первого десятка. 2.Развивать умение решать логические, интеллектуальные задания. 3.Воспитывать уверенность в своих силах. Игровизор «Лабиринты букв» Цель: развитие любознатель-ности. Задачи: 1.Содействовать овла-дению грамотой. 2.Развивать умение выполнять задания по условию. 3.Воспитывать стремление к овладению чтением. | Волшебная 8 Цель: развитие логического и пространственного мышления. Задачи: 1.Вовлекать в самосто-ятельную игровую деятель-ность с цифрами. 2.Развивать умение констру-ировать цифры, определять их как меньшие (большие), объяснять способ получения новой цифры. 3.Восптывать умение мани-пулировать цифрами. Прозрачная цифра. Цель: развитие логического мышления. Задачи: 1.Закреплять представ-ление о последовательности чисел натурального ряда. 2.Развивать умение выполнять интеллектуальные задания сверстника. 3.Воспитывать равноправное общение, взаимопонимание. Шнур-затейник Цель: развитие мелкой мото-рики рук. Задачи: 1.Упражнять в умении ориентироваться на плоскости. 2.Развивать умение вышивать геометрические формы, цифры, буквы по желанию. 3.Воспитывать самостоятель-ность. Квадрат Воскобовича (разрезной) Цель: развитие пространствен-ного мышления. Задачи: 1.Содействовать разви-тию мелкой моторики рук. 2.Развивать умение констру-ировать объёмные фигуры. 3.Воспитывать умение при-ходить на помощь сверстнику. |
февраль | Чудо-цветик Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о числовом ряде в пределе первого десятка. 2.Развивать умение составлять число из двух меньших самостоятельно. 3.Воспитывать стремление к решению новых задач познания. Чудо-крестики 3 Цель: развитие познаватель-ной активности. Задачи: 1.Способствовать по-ниманию целого и части. 2.Развивать умение понимать алгоритм конструирования различных фигур из одних и тех же частей, видеть образное значение составления фигуры. 3.Воспитывать умение про-являть наблюдательность, кре-ативность мышления. | Цифра-домино Цель: развитие познава-тельной любознательности. Задачи: 1.Содействовать пере-ходу от практического мыш-ления к логическому. 2.Развивать аналитические способности, умения мыслен-но составлять целостный об-раз предмета из частей и соотносить его с существу-ющей моделью. 3.Воспитывать стремление преодолевать трудности. Теремки Воскобовича Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Содействовать поня-тию звуков: гласные, сог-ласные, согласные твёрдые и мягкие. 2.Развивать умение составлять слоги, простые слова, читать их. 3.Воспитывать желание к овладению чтением. Конструктор букв Цель: развитие стремления узнавать новое. Задачи: 1.Совершенствовать умение осваивать буквы. 2.Упражнять в конструирова-нии букв по условию. 3.Воспитывать стремление преодолевать трудности, дово-дить начатое до конца. | Чудо-соты Цель: развитие творческого воображения. Задачи: 1.Содействовать в развитии самостоятельной иг-ровой деятельности. 2.Развивать умение составлять предметы по воображению. 3.Воспитывать умение про-являть взаимопонимание со сверстниками. Игровизор «Лабиринты цифр» Цель: развивать познаватель-ную активность. Задачи: 1.Обеспечивать усло-вия для выполнения задания. 2.Упражнять в выполнении мыслительных операций, манипуляции цифрами. 3.Воспитывать умение проявлять самоконтроль. Игровизор «Лабиринт букв» Цель: развитие познавательной активности. Задачи: 1.Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности. 2.Развивать умение овладевать буквами, чтением слогов, слов. 3.Воспитывать стремление к словотворчеству. Цифроцирк Цель: развитие интеллек-туального мышления. Задачи: 1.Упражнять в освое-нии порядковым счётом. 2.Развивать умение соотносить цифру с количеством, числом. 3.Воспитывать стремление про-являть инициативу, творчество. |
март | Математические корзинки Цель: развитие логико-мате-матического мышления. Задачи: 1.Сформировать пред-ставление о числе 0 и его свойствах. 2.Упражнять в составе числа из двух меньших, поясняя способ. 3.Воспитывать стремление к поиску новых решений. Прозрачная цифра Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставление о цифрах. 2.Упражнять в моделировании цифр. 3.Воспитывать стремление к поиску новых, творческих решений. | Игровизор Цель: развитие пространствен-ного мышления. Задачи: 1.Совершенствовать умение ориентироваться на сетке координат. 2.Упражнять в рисовании фигур по заданным точкам. 3.Воспитывать стремление к новым формам сотрудни-чества с взрослыми. Читай-ка на шариках Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Познакомить с игровыми действиями и правилами. 2.Развивать умение выполнять задания по условию. 3.Воспитывать желание научиться читать. | Шнур-затейник Цель: развитие мелкой мото-рики рук. Задачи: 1.Создавать условия для самостоятельной творчес-кой деятельности. 2.Развивать умение придумы-вать и воплощать задуманное в действительность. 3.Воспитывать аккуратность, терпение. Игровизор «Предметный мир вокруг нас» Цель: развитие познавательной любознательности. Задачи: 1.Совершенствовать представления об объектах окружающего мира. 2.Развивать умение объединять предметы на основе сущест-венных признаков. 3.Воспитывать умение приходить на помощь товарищу. Чудо-крестики-3 Цель: развитие творческого воображения. Задачи: 1.Способствовать стре-млению детей к самостоя-тельной игровой деятельности. 2.Развивать умение использо-вать схемы различного масштаба для складывания фигур из частей. 3.Воспитывать стремление к поиску новых творческих решений. Геоконт Цель: развитие пространствен-ного мышления. Задачи: 1.Содействовать самос-тоятельной игровой деятель-ности. 2.Упражнять в составлении фигур, форм, предметов по условию, замыслу. 3.Воспитывать интерес к творчеству. Конструирование букв Цель: развитие любознатель-ности. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о звуках, буквах. 2.Упражнять в конструиро-вании букв по условию, по замыслу. 3.Воспитывать стремление к овладению чтением. |
апрель | Чудо-цветик Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления о числовом ряде первого десятка. 2.Упражнять в составлении числа из двух меньших. 3.Воспитывать стремление к поиску новых творческих решений. Геоконт Цель: развитие творческого воображения. Задачи:1.Обогащать пред-ставление о геометрических фигурах, их основных признаках. 2.Развивать умение тран-сформировать фигуры, пони-мать пространственные отно-шения. 3.Воспитывать стремление к решению новых задач познания. | Цифра-домино Цель: развитие познаватель-ной активности. Задачи:1. Способствовать пе-реходу от практического мыш-ления к логическому. 2.Развивать аналитические способности, умения мыслен-но составлять целостный об-раз предмета из частей и соотносить его с существу-ющей моделью. 3.Воспитывать стремление преодолевать трудности. Складушки Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи: 1.Обогащать пред-ставления о буквах и звуках. 2.Развивать умение склады-вать и читать слоги. 3.Воспитывать желание к овладению чтением. | Волшебная 8 Цель: развитие самостоятель-ности. Задачи: 1.Вовлекать в игровую деятельность с цифрами. 2.Развивать умение констру-ировать цифры, объяснять способ получения новой цифры. 3.Восптывать умение мани-пулировать цифрами. Прозрачная цифра Цель: развитие самостоятель-ности. Задачи: 1.Совершенствовать представление о цифрах. 2.Упражнять в моделировании цифр. 3.Воспитывать стремление к поиску новых, творческих решений. Игровизор «Лабиринты цифр, букв» Цель: развитие познавательной активности. Задачи: 1. Совершенствовать овладению числовым рядом в пределе первого десятка. 2.Развивать умение овладевать буквами, чтением слогов, слов. 3.Воспитвать умение прихо-дить на помошь сверстнику. Чудо-соты Цель: развитие творческого воображения и мышления. Задачи: 1. Содействовать в развитии самостоятельной игровой деятельности. 2.Развивать умение составлять предметы по воображению. 3.Воспитывать равноправное общение, взаимопонимание. Квадрат Воскобовича (четырёхцветный) Цель: развитие мелкой мото-рики рук. Задачи:1.Закреплять пред-ставления об основных свойствах геометрических фигур. 2..Совершенствовать констру-ирование фигуры по замыслу без опоры на схему, умение видеть в одной сложенной фигуре различные образы. 3.Воспитывать стремление к поиску новых творческих решений. |
май | Математические корзинки Цель: развитие логико-математического мышления. Задачи: 1.Закреплять пред-ставления о составе числа 10. 2.Упражнять в умении состав-лять число из двух меньших. 3.Воспитывать интерес к обучению в школе. Геоконт Цель: развитие пространствен-ного воображения. Задачи: 1. Совершенствовать представления о структуре геометрических фигур, их основных признаках. 2.Развивать умение тран-сформировать фигуры. 3.Воспитывать стремление к решению новых задач познания. | Игровизор «Предметный мир вокруг нас» Цель: развитие познаватель-ной активности. Задачи: 1.Совершенствовать представления об объектах окружающего мира. 2.Развивать умение объеди-нять предметы на основе существенных признаков. 3.Воспитывать стремление к сотрудничеству с взрослыми Читай-ка на шариках Цель: развитие познаватель-ного интереса. Задачи:1.Обогащать пред-ставления о слогах 2.Развивать умение выполнять задания по условию. 3.Воспитывать стремление к овладению чтением. | Цифроцирк Цель: развитие познавательной любознательности. Задачи: 1. Совершенствовать в освоении порядковым счётом. 2.Развивать умение соотносить цифру с количеством, числом. 3.Воспитывать стремление про-являть инициативу, творчество. Чудо-крестики 1,2,3 Цель: развитие творческого мышления, воображения. Задачи: 1. Совершенствовать к стремлению детей к самостоя-тельной игровой деятельности. 2.Развивать умение использо-вать схемы различного масштаба для складывания фигур из частей. 3.Воспитывать стремление к поиску новых творческих решений. Прозрачный квадрат Цель: развитие творческого мышления и воображения. Задачи: 1. Совершенствовать представление о классифика-ции геометрических фигур по основным свойствам. 2.Развивать умение понимать алгоритм конструирования ра-зличных фигур из одних и тех же частей, видеть образное значение составленной фи-гуры. 3.Воспитывать волю, умение преодолевать трудности. Шнур-затейник Цель: развитие интеллекту-ально-творческого мышления. Задачи: 1.Совершенствовать в умении ориентироваться на плоскости. 2.Закреплять умение вышивать геометрические формы, цифры, буквы по желанию. 3.Воспитывать терпение, аккуратность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ ПОЗИЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - ДРАМАТИЗАЦИЯХ. Материалы из обобщения опыта работы
Представлен материал из опыта работы. В диагностике игровых позиций дошкольников показан индивидуальный подход к интересам и предпочтениям каждого ребенка в группе. Намечена дальнейшая программа...
Обобщение опыта работы по теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха".
В материале представлен опыт работы педагогов МБДОУ по актуальной теме: "Игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха". Описаны направления деятельности и пути решения поставленных педагогами ...
Обобщение опыта "Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
Обощенный опыт работы...
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
обобщение опытом работы по ФЭМП через игровую деятельность
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Зани...
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"
Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....