Технология самоорганизации практико-познавательной деятельности дошкольника
консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Реализация творческого потенциала дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_samoorganizatsii.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
ДОКЛАД
«ТЕХНОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила:
воспитатель Лобанова О.А.
Технология (гр. – искусство, мастерство и наука, понятие) самоорганизации практико-познавательной деятельности – это совокупность методов, в данном случае – самоорганизации в процессе практико-познавательной деятельности и их научное описание.
Попробуем осмыслить всё это и с практической точки зрения, основываясь на опыте работы с дошкольниками педагогов: Е.И. Николаевой, Д. В. Менджерицкой, Т.Н. Раневой, педагога-психолога Малаховой Н.Е. и др.
Объективное отличие ребёнка от взрослого состоит в том, что при всей его готовности к движению вперёд, у него мало опыта. А опыт является источником творчества, которое тесно связано с воображением, как процессом не только свободного фантазирования, но и особой формой активности ребёнка, направленной на создание чего-то нового: рисунков, поделок, сюжетов и др.
Творчество – форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового образа. Успешность этого процесса зависит от способности нестандартного и быстрого использования имеющейся информации.
Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал следующее.
«Высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения, что как мы знаем, является необходимым условием развития творческого мышления, вырабатывает умение создавать новые образы разными способами.
Задача взрослого в данном случае – помочь ребёнку перейти на новый этап развития, привить дошкольникам умение самоорганизации собственной деятельности.
Ведущее средство и форма реализации этой задачи – любой вид деятельности, которую дошкольник может выполнить самостоятельно.
Самое гармоничное сочетание в совместном творчестве ребёнка и взрослого – когда лидерство последнего проявляется лишь в направлении, которое будет увлекать ребёнка, но не ограничивать его. Взрослый не ускоряет и не замедляет процесс осознания и создания ребёнком собственной картины мира. Только личный опыт взаимодействия с другими помогает ребёнку понять, кто же он есть.
Не стоит слишком рано рассказывать малышу о сложных вещах, которые детское мироощущение ещё не способно осознать. Только когда ребёнок сам задаст вопрос «Почему?» - он готов услышать ответ на него. Самостоятельное исследование, позволяющее открывать законы этого мира, а не воспринимать их в готовом виде, позволит развить творческий потенциал ребёнка. Взрослый может адаптировать детские идеи, встраивать их в культурные рамки, а не структурировать их в соответствии со своими представлениями. Поощряя вложенный труд ребёнка, он подчёркивает важность заинтересованности в процессе, а не в продукте, ведь результатом детского творчества является не конкретный рисунок или танец, а изменения, которые произошли с личностью ребёнка в процессе созидания.
Но не стоит забывать, что личность ребёнка выстраивается по образу и подобию взрослого. Наблюдая за ним, ребёнок выбирает те ценностные представления, которые разделяет наставник.
В совместном творчестве взрослый имеет уникальную возможность вновь увидеть мир детскими глазами – обрести новое видение мира, а ребёнок – свою личность.
Приоритетом является развитие чувственной сферы ребёнка, а не передача ему логических объяснений и технологий, так как полученная в готовом виде информация не ценна и быстро утрачивается, а то, что ребёнок добывает опытным путём, сохраняется навсегда.
В процессе работы воспитателями используются средства, методы и приёмы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, формирующие нравственные ценности, позволяющие познавать свои индивидуальные особенности, побуждающие рассуждать, творить, проявлять познавательную потребность, способствующие совершенствованию психических процессов, творчества, а значит и самостоятельной личности в целом:
Воображаемые путешествия. Дети совершают воображаемые путешествия в космос, тайгу, на Северный полюс и т.д. С собой они берут игрушечные бортовые журналы, бинокли, фотоаппараты. После возвращения «печатают фотографии», т.е. воспроизводят на бумаге всё увиденное и услышанное в пути. Так рождаются творческие игры «Полярники», «Космонавты» и др.
Моделирование, конструирование, рисование. Дети моделируют город будущего или играют в волшебное пятно, в котором видят необычные сюжеты и сочиняют сказки.
Внеситуативно - личностные беседы. В таких беседах воспитатель опирается на знания и опыт детей, отмечает для себя актуальный уровень развития ребёнка, уточняет понятия, формирует нравственные ценности.
Наблюдения. Рассказы, сказки, стихи о сезонных явлениях в природе.
Интервьюирование.
Сочинение сказок.
Сочинение стихов.
Сюжетно-творческие игры: салон красоты, театр моды, драматический театр, художественный салон, мастерская дизайнера. Научная лаборатория, метеорологическая станция, рекламное агентство, телецентр. Банк, рынок, супермаркет, издательство. Конструкторское бюро, космические станции…
В этих играх ребёнок осваивает социальные роли: парикмахера, врача, драматурга, учёного и пр.
Работа с природным материалом. Прежде чем приступить к работе, с детьми проводятся целевые прогулки и организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать её красоту, краски, формы, бесконечное богатство, любить и беречь её. В процессе работы детская рука приобретает уверенность, а пальцы гибкость, что очень важно для подготовки руки к письму и учебной деятельности в школе.
Особую радость детям доставляет работа с опилками, деревом, песком, камушками, бисером, яичной скорлупой, экспериментирование с формой и цветом. Природные материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. Работа с ними удовлетворяет исследовательскую потребность детей, пробуждает чувство удовлетворения, радости, уверенности « я сам».
Для формирования устойчивого интереса к композициям из природных материалов можно использовать устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, воздействующие на ум и чувства ребёнка.
Итак, в процессе самоорганизации практико-познавательной деятельности ребёнок удовлетворяет важнейшие потребности: самоутверждение, познание, общение, игра.
Ребёнок сам определяет замысел (цель и мотив деятельности) на основе осознания потребности;
сам выбирает её предмет, то, что нуждается в преобразовании, изменении;
отбирает средства (орудия, инструменты) в соответствии с особенностями предмета преобразования;
оценивает результат и даёт самооценку себе как субъекту деятельности, определяя на основе самопознания задачи самовоспитания и самообразования.
Самостоятельность – особое качество личности, своеобразная форма её активности, отражающая актуальный уровень развития ребёнка.
Самостоятельный ребёнок находится в поиске, имеет право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к успеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.
Вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность будут способствовать:
- наличие познавательной задачи, решаемой в практической деятельности;
- возможность проявления умственного напряжения при выполнении задания;
- образность и динамичность предлагаемых заданий;
- построение алгоритма действий при выполнении задания;
- возможность творчески реализовать замысел;
- возможность оценивать собственную деятельность.
Самоорганизация практико-познавательной деятельности в дошкольном возрасте важна потому, что она выступает одним из ведущих компонентов учебной деятельности, и её организация выступает как платформа подготовки ребёнка к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-художественной деятельности дошкольников.
Материал содержит основные здоровьесберегающие технологии, которые используется в работе с дошкольниками в музыкально-художественной деятельности. Дается краткое описание таких видов здоровьесберегающ...
Информационно-коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности.
Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.Современный детский сад не должен отставать от...
Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно...
Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"
Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"...
Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Квест- игра для педагогов "Теория и практика позновательно-исследовательской деятельности"....
Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников
Формы и методы работы при реализации воспитательно-образовательной деятельности. Инновационные технологии в формировании игровой деятельности дошкольников...
Технологическая карта мероприятия для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»
Технологическая карта мероприятия для педагогов дошкольного образования по теме: «Теория и практика познавательно- исследовательской деятельности»...