Развитие логического мышления у старших дошкольников
консультация по математике (старшая группа) на тему

Статья о развитии логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_logika.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие логического

мышления детей старшего

дошкольного возраста»

                     Подготовила Масленникова И.А.  

Логика – наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, рассматривающих определённые способы доказательств и опровержений. Основателем логики является Аристотель.

 Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной степени познания.

 Период дошкольного детства относительно всей жизни недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее  недоступное. Велик поток информации, который обрушивается на маленького человечка. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть большой предмет, чтобы получилось несколько одинаковых фигурок из бумаги, необходимо сложить полоску бумаги определённое количество раз… И многое, многое другое.

 Таким образом, умственное воспитание тесно связано с сенсорным воспитанием, т.е. умением видеть, слышать, осязать. Воспринимать окружающий мир, формировать чувственные познания на основе развития ощущений и восприятия – всё это сенсорное воспитание, значение которого в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной педагогики и психологии ( Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, - одна из основных  сторон дошкольного воспитания. И развитие логического мышления невозможно без усвоения ребёнком сенсорных эталонов:

- основных цветов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового;

- геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника;

- величин предметов по следующим признакам: большой-маленький, толстый- тонкий, высокий – низкий, широкий-узкий.

 Работа по усвоению сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в школе.

 Ребёнок должен не только видеть и слышать, но и действовать с предметами – ощупывать, производить различные движения: переставлять их влево, вправо, собирать вместе, отбирать по размеру, цвету, форме. Он стремится внести порядок в свои разрознённые знания о мире. Как отмечал К.И. Чуковский, ребёнок пытается применить имеющийся у него жизненный опыт к пониманию новых для него явлений, пытаясь вывести некую закономерность.

 Необходимо бережно относиться к таким высказываниям ребёнка ( если фигура похожа на носовой платок, это четырёхугольник), не иронизировать, не смеяться: нетактичность взрослого может затормозить мыслительную активность ребёнка, которая имеет поистине бесценное значение для его развития. Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим непоправимый ущерб: способствуем развитию интеллектуальной пассивности. Ведь зачастую многое из того, что было упущено в детстве, невосполнимо.

  Взрослые часто спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает, как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Надо ли заставлять заниматься математикой, если ему это скучно? Но ведь умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношений, способах действий. И если представления не задели чувственной сферы ребёнка ( интерес, любопытство, чувство радости от результатов работы ), включается механическое, формальное запоминание, которое имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные – становится вообще невозможным.

 Поэтому основные наши усилия должны  быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимом делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей и получать удовольствие от самого процесса. Поэтому и задача педагога сделать так, чтобы труд дошкольника в познании математики был интересен и доступен. Поскольку основная деятельность детей – игра, поэтому и познание математики должно иметь занимательный характер.

 Занимательный математический материал служит одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения.

 Многообразие занимательного математического материала даёт основание для его классификации. Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем три основные группы:

  1. Развлечения ;
  2. Математические (логические) игры, задачи, упражнения;
  3. Дидактические игры и упражнения.

Основаниями для выделения таких групп служат характер и назначение материала того или иного вида.

 К математическим развлечениям относятся головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование, загадки, задачи-шутки, математические ребусы, « Танграмм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки, например, могут решаться и угадыванием чисел, и силой фантазии и воображения.

 Игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности, называются математическими логическими играми и задачами. К ним относятся такие игры, как шашки, шахматы, с блоками, словесные. Для нахождения решения необходимо проанализировать условия, правила и содержание.

 Дидактические игры и упражнения – это словесные игры и игры с наглядным материалом.

 Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании.

 Загадки, задачи-шутки уместны в ходе решения задач, действий над числом, при формировании представлений о времени.

 В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9)

 Как в решете воды принести? (Заморозить)

  В физкультурном зале висит канат. Мальчик поднялся по нему на 3 м и достиг половины. Какой длины канат? ( 6 м.)

 В 10 часов малыш проснулся. Когда он лёг спать, если проспал 2 часа? ( В 8 часов)

 Сколько орехов в пустом стакане? ( Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)

 Такие задачи-шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегают ребенка от поспешных ответов и необоснованных выводов. Их не следует решать как обычные, используя то или иное арифметическое действие. Эти задачи должны побуждать ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания. Не всегда ребенок может без труда найти ответ, понимая, что есть «секрет». Пытаясь думать, рассуждать, приводя различные доводы и опровергая сам себя, нащупывая правильный путь рассуждения, ребенок развивает свое логическое мышление.

 Использование задач-шуток поможет разнообразить и оживить занятия. Кроме этого, задачи подобного рода можно использовать при проведении математических досугов, веселых встреч дошкольных знатоков. Для проведения одного занятия можно взять одну или две задачи. А для проведения математического досуга не более 5-6 разной сложности. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. Для этого подходит такой вид занимательного материала, как загадки. Они настраивают детей на внимание, умение запомнить ее содержание, а также аргументировать свой ответ.

 Занимательные математические игры можно использовать и для организации самостоятельной деятельности.

 Задачи и головоломки составлены на основе законов мышления. Психологи и педагоги Я.А. Понамарёв, В.А. Крутецкий, Б.А. Кордемский и др. определили влияние задач – смекалок на умственное развитие. Особое их значение в развитии у детей элементов математического мышления отмечается в математической инициативе, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи – смекалки интересны своей занимательностью, желанием решить их самостоятельно. Результат решения – догадка, которая свидетельствует о развитии смекалки и сообразительности.

 Смекалка – особый вид проявления творчества, нахождение способа решения, она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений.

 

 

;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая математика»

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка «Веселая  математика»Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие  и формирован...

"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллекту...

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Развитие логического мышления у старших дошкольниковПодготовка детей к школе, это одна из ведущих задач в моей работе. А это предполагает развитие словесно-логического мышления. По данной теме я работ...

Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...