Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду » раздела «Формирование элементарных математических представлений».
учебно-методический материал по математике на тему

Гуляева Надежда Сергеевна

Анализ раздела "Формирование элементарных математических представлений в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_programmy_femp.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду » раздела «Формирование элементарных математических представлений».

2015

ст. Верхнекундрюченская

Воспитатель Гуляева Надежда Сергеевна

Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений».

Наш детский сад «Улыбка» работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, издание 3-е.исправленное и дополненное, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 год,-368 стр. Проанализируем структуру программы, ее содержание и программные задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Структура программы:

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы.
На первом и втором году жизни предусматривается создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления.
Программа предполагает занятия по ФЭМП у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет).
Основные цели и задачи программы по ФЭМП- это формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Задачи по математическому развитию по группам:

Вторая группа раннего развития.
Количество. Привлекать к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов(один-много).
Величина .Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи(большой мяч-маленький мяч).
Форма. Учить различать предметы по форме и называть их.
Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства, расширять опыт ориентировки в частях собственного тела учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Младшая группа.
Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям во второй группе раннего развития. Добавляются задачи:
Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «сколько?», пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные)группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов(предметов).Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)».
Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
Величина. При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами.
Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Ориентировка в пространстве. Различать пространственные направления от себя вверху- внизу и др., различать правую и левую руку.
Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Средняя группа.
Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в младшей группе. Добавляются задачи:
Количество и счет. Дать представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов, учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов. Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни- красного цвета, а другие- синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до «5»,сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2,2-2,2-3,…,5-5.Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Который по счету», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет. На основе счета устанавливать равенство(неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам, форме, расположению в пространстве.
Величина. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины(ширины и др.),располагать их в определенной последовательности. Вводить в речь понятия, обозначающий размерные отношения предметов.
Форма. Развивать представления о фигурах, добавляется шар и куб. Учить выделять особые признаки. Познакомить с прямоугольником. Формировать представление о разных размерах фигур. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве. Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко.
Ориентировка во времени. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Старшая группа.
Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в средней группе. Добавляются задачи:
Количество и счет. Учить создавать множества, разбивать на части, воссоединять ,устанавливать соотношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать части множества.
Учить считать до 10,знакомить с образование каждого числа, сравнивать рядом стоящие числа, формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел, отсчитывать предметы по образцу, совершенствовать умение считать в прямом и обратном направлении, познакомить с цифрами от 0 до 9,с порядковым счетом в пределах 10.Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5.
Величина. Формировать понятие о делении предмета на несколько равных частей. Учить называть части, полученные от деления ,сравнивать целое и части.
Форма. Познакомить с овалом. Дать понятие о четырехугольнике.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаги.
Ориентировка во времени. Дать представление о сутках. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий.

Подготовительная к школе группа.
Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в старшей группе. Добавляются задачи:
Количество и счет. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Познакомить с монетами.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину.
Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представление о весе и способах его измерения.
Форма. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке.
Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать.
Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Ориентировка во времени. Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени» ,учить определять по часам с точностью до часа.

Особенность программы.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе детского сада по формированию элементарных математических представлений с элементами изобразительной деятельности «Иван-царевич»

Поупражнять детей в счете в пределах 10. Проверить знание цифр первого десятка. Развивать представление о геометрических телах (шар, куб, цилиндр, конус). Закреплять умение детей рисовать не традицион...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование элементарных математических представлений» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы по разделу "Формирование элементарных математических представлений"  включает всебя темы занятий н...

Конспект занятия в средней группе детского сада по формированию элементарных математических представлений с элементами изобразительной деятельности «Иван-царевич»

Поупражнять детей в счете в пределах 10. Развивать представление о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закреплять умение детей рисовать не традиционными способами...

Анализ дошкольных образовательных программ по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Анализ дошкольных образовательных программ по разделу «Формирование элементарных математических представлений»...

Рекомендации для воспитателей по проведению занятий с детьми в детском саду по формированию элементарных математических представлений

Рекомендации для воспитателей по проведению занятий с детьмив детском саду по формированию элементарных математических представлений....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИВ ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ...