Программа по "Игралочке"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Игралочка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе примерной программы из учебно-методического комплекта «Школа 2000…» и авторской программы «Игралочка» Петерсон Л.Г.
Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 3—4 лет, обучающихся в младшей и средней группах детских садов, и рассчитана на 2 года обучения (72 часа), из расчёта 1 час в неделю. Форма работы подгрупповая – 10 человек.
Актуальность данной программы заключается в том, что новый подход в содержании и в форме подаче материала способствует развитию творческих способностей ребенка, фантазии, воображения, формирует его личность, развивает самостоятельность и познавательный интерес.
В результате обучения математике реализуется следующие цели:
- всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
- формировать мотивации учения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- развивать образное мышление (ощущения, восприятия, представления);
- формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развивать творческие способности, фантазии, воображения;
- увеличить объем внимания и памяти;
- развивать речь, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Основные содержательные линии курса (раздела, структуры)
Сравнение предметов и совокупностей.
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др.
Выделение признаков сходства и различия. Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).
Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение "лишних" элементов.
Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар.
Равенство совокупностей.
Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа 1-10
Знакомство с понятиями "один" и "много". Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о сохранении количества. Количественный и порядковый счет от 1 до 10.
Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10, формирование умения соотносить цифру с количеством.
Пространственно-временные представления
Формирование пространственньис отношений: на — над — под, слева — справа - посередине, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана.
Временные отношения: раньше — позже, вчера — сегодня — завтра. Установление последовательности событий.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Виды и формы организации занятий:
- фронтальная работа с демонстрационным материалом;
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;
-постановка и разрешение проблемных ситуаций;
- экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.
Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира.
Содержание занятий
Комплект "Игралочка" состоит из двух частей, в каждую из которых входит методическая разработка по темам программы для воспитателей и печатные листы с заданиями для детей. Содержание занятий в группе тесно связано с содержанием соответствующих листов для детей. Однако, как правило, задания на листах не используются в ходе занятий, а предназначены для индивидуальной внеурочной работы ребенка.
Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя, "открывающего" основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому "открытию", организуя и направляя их учебные действия.
В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны:
Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения, простейшие геометрические представления и навыки счета в пределах пяти.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать с детьми заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
К концу второго года обучения основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у них должны быть сформированы следующие основные знания, умения и навыки:
- выделять и объяснять в простейших случаях признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру);
- продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком умение самостоятельно составлять подобные ряды;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости;
- находить в простейших случаях общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент;
- количественный и порядковый счет в пределах десяти.
-усвоить идеи сохранения количества;
- соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.
- сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 10.
- правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
- распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
должны знать :
- количественный и порядковый счет в пределах десяти.
Занятия по математике - это система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу. Занятия помогают подготовить детей к школе, способствуя:
• Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
• Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
• Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
• Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
• Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
• Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Календарно - тематическое планирование по курсу « Игралочка»
№ | Дата | Тема | Цель | Оборудование |
1 |
| Повторение чисел и цифр 1-3 Раньше , Позже. | Актуализировать математические представления по тема « Числа 1-3», тренировать мыслительные операции. Сформировать понимание того , что стечение времени происходит изменение внешнего вида предметов | Карточки с числами от 1 от 3; листы бумаги с нарисованным деревом; геометрическое лото. По 3-4 предметные картинки на каждого, изображение детенышей домашних и диких животных. |
2 |
| Счет до четырех. Число и цифра 4. | Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех. | 4 зеленых треугольника; 4 груга; 4 кубика Лего; цифра 4 на каждого ребенка. |
3 |
| Квадрат. | Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке. | Счетные палочки; круги, квадраты, треугольники, вырезанные из цветного картона; предметные картинки . |
4 |
| Куб. | Сформировать представление о кубе. | Коробки с шарами и кубами ; карточки с изображением квадратов, кругов и треугольников .
|
5 |
| Вверху, внизу. Шире. Уже. | Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Сформировать умение сравнивать предметы по ширине. | Листы бумаги с нарисованными на них двумя полками; 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера. Полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины.
|
6 |
| Счет до пяти. Число и цифра 5. | Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти. | Предметные картинки, имеющие квадратную, треугольную, круглую форму по 5 кругов красного и синего цвета.
|
7 |
| Овал. | Сформировать представление об овале, способность к распознанию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы. | На каждого круг и овал, несколько треугольников и квадратов, вырезанных из альбомного листа; часы из цветного картона; колесо и огурец, карточка геометрическими фигурами.
|
8 |
| Внутри, Снаружи. | Уточнить понимание слов «внутри», «снаружи», их грамотное употребление в речи.
| По 5 овалов разного цвета и размера, фишки(пуговицы) |
9 |
| Впереди, Сзади, Между. | Уточнить понимание слов «сзади», «между», их грамотное употребление в речи . | Круги двух цветов и двух размеров, геометрическое лото. |
10 |
| Пара. | Уточнить понимание детьми значение слова «пара» | Варежка, вырезанная из бумаги; геометрические фигуры, «лыжи» разной длины.
|
11 |
| Прямоугольник. | Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы. | Карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочкой. |
12 |
| Числовой ряд. Ритм. | Сформировать представление о числовом ряде. Сформировать представление о ритме. | Карточки с изображенными на них 5 домиков. Зеленые. Белые, желтые , голубые квадраты, парные картинки .
|
13 |
| Счет до шести . Число и цифра 6. | Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести . | Зеленые треугольники и белые прямоугольники . |
14 |
| Порядковый счет. Сравнение по длине. | Сформировать у детей представление о порядковом счете. Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения.
| Кубики лего. 6 полосок разного цвета и разной длины, карточки с рядами чисел. |
15 |
| Счет до семи . Число и цифра 7. | Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи. | 7 кругов разного размера; 7 треугольников разного цвета; коробки с цифрами 5,6 и 7 на крышках.
|
16 |
| Числа и цифры 1-7. | Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством. | Листы с домиками; карандаши; полоски одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета. |
17 |
| Сравнение по толщине. | Формировать умение сравнивать по толщине. | Карандаши, цилиндр, 2 прямоугольника разного цвета. |
18 |
| Сравнение по высоте. | Тренировать умение сравнивать предметы по высоте. | Сюжетные картинки, 8 столбиков разной высоты, картонная полоска. |
19 |
| План (карта путешествий) | Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. | Карточки с различными количеством точек, планы на каждого ребенка, карандаши, карточки с изображением предметов различной формы.
|
20 |
| Счет до восьми. Число и цифра 8. | Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8. | Квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, карточки с нарисованными на них вазами.
|
21 |
| Сравнение по ширине, длине и толщине . | Закрепить умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине , высоте. | Цилиндры одинаковой длины и разного диаметра и цвета. Карточки с пропущенными числами.
|
22 |
| Цилиндр. | Сформировать у детей представление о цилиндре, закрепить умение считать до 8. | Цилиндрические не заточенные карандаши, кубики, трафареты, листы бумаги, фломастеры. |
23 |
| Конус. | Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей обстановке. | Листы бумаги, трафареты, карандаши, модели конусов и их « паспорта» |
24 |
| Призма и пирамида . | Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке. | Полоски одинаковой ширины, разного цвета и попарно равной длины, призмы и пирамиды с «паспортом» |
25 |
| Геометрические тела. | Закрепить представление детей о пространственных геометрических фигурах, о плане – карте, порядковом счете, числах и цифрах от 1 -8. | Карточки с цифрами от 1 до 8 , картинки с предметами от 1 до 8 , план – карты и простые карандаши. |
Поурочное планирование
по курсу «Игралочка»
для детей 3-4 лет и 4- 5 лет.
Первый год обучения 3-4 года (3 – 4 года, младшая группа)
1 занятие в неделю, всего 36 занятий (март-ноябрь)
№ занятия | Тема | Кол- во занятий |
1 - 4 | Цвет | |
5 -7 | Оттенки цветов | |
8 - 9 | Большой маленький | |
10 | Цвет и форма | |
11 | Один, много | |
12 - 15 | Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Составление количества. | |
16 - 18 | Числа 1 и 2. Цифры 1 и 2. | |
19 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение по длине. | |
20 | Представление о круге. Распознание круга. | |
21 | Представление о шаре. Распознаниешара. | |
22 | Счет до трех. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание. | |
23 | Треугольник | |
24 | Счет до трех. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание. | |
25 | Пространственные отношения: на – над – под. | |
26 | Пространственные отношения: вышениже. Сравнение по высоте. | |
27 | Пространственные отношения: слева – справа- посередине. | |
28 - 36 | Повторение | |
«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию воспитанников № 46»
Утверждаю
Заведующий МАДОУ № 46
_________ Карева Л. П.
Приказ № ___ от
«___»____г.
Рабочая программа
по математике «Игралочка»
на 2014- 2016 учебный год
составлена на основе примерной программы
из учебно – методического комплекта «Школа 2000…
и авторской программы «Игралочка» Петерсон Л. Г.
Составила: Киселёва Е. В.
воспитатель
г. Ревда
2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...