Программа по "Игралочке"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Киселёва Елена Валерьевна

Математика Л. Г. Петерсон "Игралочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_igralochke.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Игралочка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе примерной программы из учебно-методического комплекта «Школа 2000…» и авторской программы «Игралочка» Петерсон Л.Г.

Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 3—4 лет, обучающихся в младшей и средней группах детских садов, и рассчитана на 2 года обучения (72 часа), из расчёта 1 час в неделю. Форма работы подгрупповая – 10 человек.

Актуальность данной программы заключается в том, что новый подход в содержании и в форме подаче материала способствует развитию творческих способностей ребенка, фантазии, воображения, формирует его личность, развивает самостоятельность и познавательный интерес.

В результате обучения математике реализуется следующие цели:

- всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

 

Задачи программы:

  • формировать мотивации учения, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • развивать образное мышление (ощущения, восприятия, представления);
  •  формировать  приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развивать творческие способности, фантазии, воображения;
  •  увеличить объем внимания и памяти;
  • развивать речь, умения высказывать и обосновывать свои суждения. 

  Основные содержательные линии курса (раздела, структуры)

Сравнение предметов и совокупностей.
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. 
Выделение признаков сходства и различия. Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте, объему (вместимости).
Объединение предметов в совокупность по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение "лишних" элементов.
Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар.
Равенство совокупностей.
Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа 1-10
Знакомство с понятиями "один" и "много". Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование представлений о сохранении количества. Количественный и порядковый счет от 1 до 10.
Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10, формирование умения соотносить цифру с количеством. 

Пространственно-временные представления
Формирование пространственньис отношений: на — над — под, слева — справа - посередине, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др. Ориентировка в пространстве с помощью элементарного плана.
Временные отношения: раньше — позже, вчера — сегодня — завтра. Установление последовательности событий.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.

Виды и формы организации занятий:

- фронтальная работа с демонстрационным материалом;

- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом;

-постановка и разрешение проблемных ситуаций;

- экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира.

Содержание занятий

Комплект "Игралочка" состоит из двух частей, в каждую из которых входит методическая разработка по темам программы для воспитателей и печатные листы с заданиями для детей. Содержание занятий в группе тесно связано с содержанием соответствующих листов для детей. Однако, как правило, задания на листах не используются в ходе занятий, а предназначены для индивидуальной внеурочной работы ребенка.

Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Ребенок выступает в роли исследователя, "открывающего" основополагающие свойства и отношения. А воспитатель подводит детей к этому "открытию", организуя и направляя их учебные действия.
     В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны:
     Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения, простейшие геометрические представления и навыки счета в пределах пяти.
     В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать с детьми заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.

К концу второго года обучения основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у них должны быть сформированы следующие основные знания, умения и навыки:
- выделять и объяснять в простейших случаях признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру);
- продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком умение самостоятельно составлять подобные ряды;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости;
- находить в простейших случаях общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент;
- количественный и порядковый счет в пределах десяти.
-усвоить идеи сохранения количества;
- соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.
- сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 10.
- правильно устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

- распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
должны знать :

- количественный и порядковый счет в пределах десяти.

Занятия по математике - это система увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющих усвоить программу. Занятия помогают подготовить детей к школе, способствуя:

• Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

• Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

• Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;

• Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

• Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

• Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Календарно - тематическое планирование по курсу « Игралочка»

Дата

Тема

Цель

Оборудование

1

 

Повторение чисел и цифр 1-3 Раньше , Позже.

Актуализировать математические представления по тема « Числа 1-3», тренировать мыслительные операции. Сформировать понимание того , что стечение времени происходит изменение внешнего вида предметов

Карточки с числами от 1 от 3; листы бумаги с нарисованным деревом; геометрическое лото. По 3-4 предметные картинки на каждого, изображение детенышей домашних и диких животных.

2

 

Счет до четырех. Число и цифра 4.

Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех.

4 зеленых треугольника; 4 груга; 4 кубика Лего; цифра 4 на каждого ребенка.

3

 

Квадрат.

Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке.

Счетные палочки; круги, квадраты, треугольники, вырезанные из цветного картона; предметные картинки .

4

 

Куб.

Сформировать представление о кубе.

Коробки с шарами и кубами ; карточки с изображением квадратов, кругов и треугольников .

 

5

 

Вверху, внизу. Шире. Уже.

Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний» Сформировать умение сравнивать предметы по ширине.

Листы бумаги с нарисованными на них двумя полками; 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера. Полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины.

 

6

 

Счет до пяти. Число и цифра 5.

Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти.

Предметные картинки, имеющие квадратную, треугольную, круглую форму по 5 кругов красного и синего цвета.

 

7

 

Овал.

Сформировать представление об овале, способность к распознанию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы.

На каждого круг и овал, несколько треугольников и квадратов, вырезанных из альбомного листа; часы из цветного картона; колесо и огурец, карточка геометрическими фигурами.

 

8

 

Внутри, Снаружи.

Уточнить понимание слов «внутри», «снаружи», их грамотное употребление в речи.

 

По 5 овалов разного цвета и размера, фишки(пуговицы)

9

 

Впереди, Сзади,  Между.

Уточнить понимание слов  «сзади», «между», их грамотное употребление в речи .

Круги двух цветов и двух размеров, геометрическое лото.

10

 

Пара.

Уточнить понимание детьми значение слова «пара»

Варежка, вырезанная из бумаги; геометрические фигуры, «лыжи» разной длины.

 

11

 

Прямоугольник.

Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы.

Карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник,  карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочкой.

12

 

Числовой ряд. Ритм.

Сформировать представление о числовом ряде. Сформировать представление о ритме.

 Карточки с изображенными на них 5 домиков. Зеленые. Белые, желтые , голубые квадраты, парные картинки .

 

13

 

Счет до шести . Число и цифра 6.

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести .

Зеленые треугольники и белые прямоугольники .

14

 

Порядковый счет. Сравнение по длине.

Сформировать у детей представление о порядковом счете. Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения.

 

Кубики лего. 6 полосок разного цвета и разной длины, карточки с рядами чисел.

15

 

Счет до семи . Число и цифра 7.

Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи.

7 кругов разного размера; 7 треугольников разного цвета; коробки с цифрами 5,6 и 7 на крышках.

 

16

 

Числа и цифры 1-7.

Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством.

Листы с домиками; карандаши; полоски одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета.

17

 

Сравнение по толщине.

Формировать умение сравнивать по толщине.

Карандаши, цилиндр, 2 прямоугольника разного цвета.

18

 

Сравнение по высоте.

Тренировать умение сравнивать предметы по высоте.

Сюжетные картинки, 8 столбиков разной высоты, картонная полоска.

19

 

План (карта путешествий)

Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Карточки с различными количеством точек, планы на каждого ребенка, карандаши, карточки с изображением предметов различной формы.

 

20

 

Счет до восьми. Число и цифра 8.

Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8.

Квадраты, треугольники, карточки с точками и цифрами, карточки с нарисованными на них вазами.

 

21

 

Сравнение по ширине, длине и толщине .

Закрепить умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине , высоте.

Цилиндры одинаковой длины и разного диаметра и цвета. Карточки с пропущенными числами.

 

22

 

Цилиндр.

Сформировать у детей представление о цилиндре, закрепить умение считать до 8.

Цилиндрические не заточенные карандаши, кубики, трафареты, листы бумаги, фломастеры.

23

 

Конус.

Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей  обстановке.

Листы бумаги, трафареты, карандаши, модели конусов и их

« паспорта»

24

 

Призма и пирамида .

Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке.

Полоски одинаковой ширины, разного цвета и попарно равной длины, призмы и пирамиды с «паспортом»

25

 

Геометрические тела.

Закрепить представление детей о пространственных геометрических фигурах, о плане – карте, порядковом счете, числах и цифрах от 1 -8.

Карточки с цифрами от 1 до 8 , картинки с предметами от 1 до 8 , план – карты и простые карандаши.

Поурочное планирование

по курсу «Игралочка»

для детей 3-4 лет и 4- 5 лет.

Первый год обучения 3-4 года (3 – 4 года, младшая группа)

1 занятие в неделю, всего 36 занятий (март-ноябрь)

занятия

Тема

Кол- во

занятий

1 - 4

Цвет

5 -7

Оттенки цветов

8 - 9

Большой маленький

10

Цвет и форма

11

Один, много

12 - 15

Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Составление количества.

16 - 18

Числа 1 и 2. Цифры 1 и 2.

19

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение по длине.

20

Представление о круге. Распознание круга.

21

Представление о шаре. Распознаниешара.

22

Счет до трех. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание.

23

Треугольник

24

Счет до трех. Число и цифра 3. Представления о треугольниках, их распознавание.

25

Пространственные отношения: на – над – под.

26

Пространственные отношения: вышениже. Сравнение по высоте.

27

Пространственные отношения: слева – справа- посередине.

28 - 36

Повторение

 

 

 

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию воспитанников № 46»                                

                                                                                   

                                                                 Утверждаю

                                                                               Заведующий МАДОУ № 46

                                                                            _________ Карева Л. П.

                                                                Приказ № ___ от

                                                         «___»____г.

Рабочая программа

по математике «Игралочка»

на 2014- 2016 учебный год

составлена на основе примерной программы

из учебно – методического комплекта «Школа 2000…

и авторской программы «Игралочка» Петерсон Л. Г.

Составила: Киселёва Е. В.

                                                                                                                        воспитатель

г. Ревда

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...