Использование игр и игровых упражнений на занятиях по РЭМП
учебно-методический материал по математике на тему

Журочкина Екатерина Дмитриевна

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений удетей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр и игровых упражнений

 на занятиях по РЭМП.

В формирование  и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста педагоги используют различные методы и приёмы обучения, в том числе дидактические игры и игровые упражнения на занятиях по математике.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок -  даёт детям возможность проявить смекалку, находчивость и оригинальность мышления.

А.М. Горький отмечал что «Игра есть путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван изменить».

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. При этом роль несложного занимательного материала определяются с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

 Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними, данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребёнка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нём условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. 1

Дети очень активны в восприятии задач - шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

При этом дети использует двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. [1]На самом деле они находят путь, способ решения лишь  на  основании  практических  действий  и  обдумывания.   При  этом дошкольникам свойственно догадываться только о каком-то этапе. Момент проявления догадки дети, как правило, не объясняют: «Я подумал и решил. Так надо сделать».

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень самостоятельности его, характер производимых проб. Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственные, как правило, детям средней и старшей группе. Всё это даёт основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путём предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по математике определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры» (Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982).1

     Обязательным компонентом дидактической игры являются её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие-умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

Такая дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения  и т. д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. – 1991 г.

повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» — наблюдательности, внимания.

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее... факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л. С. Выготский) .

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

В формировании у детей элементарных математических представлений  на занятиях по математике широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей направляются и контролируются педагогом.

Математические развлечения  представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из отдельных частей. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», «Колумбово яйцо». В других требуется составить объёмную фигуру: «Кубики для всех», «Собери призму» и др. Эти игры увлекательны и интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь смехом и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному и ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает а роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиска, нахождения способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредоточенность внимание на проблеме.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.,     «Просвещение» 1991.
  2.  Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному      воспитанию дошкольников. - М., 1994.
  3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., «Просвещение» 1988.
  4. Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. - М., Росмэн 1999.
  5. Гоголева В.Г. Логическая азбука. - Санкт - Петербург 1998.
  6. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду. - М., 1996.
  7. Зворыгина Е.В.  Игра дошкольника. – М., «Просвещение» 1989.
  8. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. - Санкт -Петербург 1998.
  9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.,1990.
  10. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников (Христоматия в 6 частях. Часть IV – VI). Санкт – Петербург 1994.
  11. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М., 1982.
  12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984.
  13. Сай М.К., Удальцова Е.И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. - Минск 1979.
  14. Смоленцева А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием. -М., 1987.
  15. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М., 1980.
  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.


[1] Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. – 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное пов...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...

«Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников» (Из опыта работы)

Не секрет, что в первый класс современные дети приходят читающими. Обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. Звукобуквенный анализ базируется на четких...

Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте у дошкольников.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократн...

Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука «Л»

Искаженное произношение звука л в речи детей дошкольного и младшего школьного возраста встречается довольно часто. Выделяются наиболее распространенные виды ламбдацизмов:...