Презентация "Кубики Зайцева"
презентация по математике на тему
Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubiki_zaytseva.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Александрович Зайцев В еликий российский педагог-новатор. Рожденный в семье педагогов, с раннего детства он мечтал дарить знания детям. Идея создания особой методики обучения чтению у него зародилась еще в годы студенчества, когда будущий педагог для прохождения преддипломной практики был распределен в Индонезию. Там ему предстояло учить основам и особенностям русского языка местное население
Основы своих разработок Николай Александрович стал применять во время работы в школе. Постепенно свои труды он внедрял в детские сады. Когда эффективность созданных педагогом методик была подтверждена несколькими поколениями детей, на свет появились знаменитые кубики Зайцева, методика обучения по которым принципиально отличалось от общепринятой. Уникальной авторской методике уже более 20 лет. Однако педагог-новатор не стоит на месте. Он улучшает кубики Зайцева. Методика обучения по ним постоянно совершенствуется. На сегодняшний день создано большое количество дополнительных методик и игровых упражнений, в основе которых лежат занятия по таким необычным кубикам
Как выглядят кубики Зайцева? Зная, как дети любят подобные игры, автор при создании своей методики взял за основу именно обычные детские кубики. Однако они совсем не похожи на привычные нам. На каждой из их граней изображены склады. Что они представляют собой? Склады могут состоять: Из одной буквы. Из двух букв (согласная - гласная). Из двух букв (согласная - мягкий знак). Из двух букв (согласная – твердый знак). Кроме того, все кубики окрашены в разные цвета. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения: Кубики золотистого цвета с гласными буквами. В методике Зайцева они имеют название «золотые». Серые кубики – склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики. Коричневые кубики – глухой склад, «деревянные» кубики. Кубики белого и зеленого цветов – знаки препинания
Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха. Чтобы этого добиться, к каждому виду добавлено определенное содержимое. Они не пустотелые, как привычные кубики. Благодаря своему содержимому, они имеют определенное звучание. Кубики Зайцева могут быть наполнены: деревянными палочками; колокольчиками; камушками; песком; мелкими металлическими предметами; крышками; пробками. Благодаря своему наполнению кубики также различают и по весу.
Методика обучения по ним представляет собой не привычную учебную деятельность, а игровую . В процессе игры дети незаметно переходят от просматривания кубиков к самостоятельному чтению . Для ускорения процесса обучения для каждого кубика был разработан собственный размер. Сдвоенные кубики имеют большой размер. Они представляют собой твердые склады. На кубиках стандартного размера изображены мягкие склады
Как заниматься по методике Зайцева? Автор методики рекомендует не перегружать ребенка занятиями. Весь процесс обучения должен быть построен в форме игры. Продолжительность одного занятия - не больше получаса. Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра им не надоедает . Для организации процесса обучения используются не только кубики. В состав методического оборудования также входят и таблицы, где отображены все склады. Во время занятий таблицы находятся перед глазами у детей. Это способствует повышению эффективности обучения.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 3-4 ЛЕТ Игра «Паровоз » Предложите ребенкупостроить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив ( игрушечный вагончик ) и большой золотой кубик с буквой А ( для первого занятия ). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике ( на любом большом ), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д. Игра «Смешные слова » Предложите ребенку написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра. Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов ( ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков ). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.
Упражнение «Какую песенку тебе спеть ?» Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Рассказать ребенку, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков « пропеваются ». Затем предложить ребенку выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны. Как петь по кубикам? Лицо взрослого находится на одном уровне с лицом ребенка. Держить кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к ребенку, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и рот взрослого: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят. Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйть взгляду ребенка, который должен быть направлен только на взрослого. Увидев, как спели взрослые несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.
Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки » Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, надо поощрить его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажить : «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик». Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл. В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.
Упражнение « Пропевание песенок по таблице» Ребенок стоит лицом к таблице. Взрослый находится справа от нее, держит в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы ( от верхней ноты к нижней ), указка при этом движется вниз не очень быстро. А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое. Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно. Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать
Упражнение «Письмо слов по таблице » Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой ( ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой ). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д. Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается ( почти сразу – через 1-2 секунды ). После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.
Пишем слова из кубиков Игра «Обед» Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки». Игра «Зоопарк» Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице ( вместе с вами, конечно ).
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ. И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии .
Упражнение «Загадки » Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно. Игра «Братики » Объясните : «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик ( СЮ СЕ СЯ СИ СЬ ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С ( несколько раз повторите ).
Игра «Посмотри и повтори » Предложите малышу написать из кубиков свое имя ( или любое другое ). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать. В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.
Игра «Задуманное слово » Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово « стол».Скажите , что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.
Игра «Угадай-ка » Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек ( мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало ). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово ( не забывайте вести пальцем по кубикам ), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10. Работа со складовыми картинками Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ...
Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"
Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте "В гостях у Буратино" с использованием здоровьесберегающей технологии Н.А.Зайцева
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Конспект открытого занятияПо обучению детей грамоте ...
Консультация к педсовету "игровое и занимательное обучение детей чтению с использованием интенсивной технологии Н.А.Зайцева
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Консультация к педсовету по развитию речи и обучению грамоте...
Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"
Цель:· Привлечь внимание детей к кубикам;· Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;·...
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева
Рабочая программа кружка по обучению чтению детей дошкольного возраста с элементами технологии "Кубики Зайцева" Н.А.Зайцева...
Методика обучения чтению Николая Зайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов.
Методика обучения чтению НиколаяЗайцева. "Кубики Зайцева". Презентация для родителей и педагогов....