Конспекты НОД по математике.doc
план-конспект занятия по математике ( группа) по теме
Конспекты непосредственно образовательной деятельности
по математическому развитию
детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспекты непосредственно образовательной деятельности
по математическому развитию
детей старшего дошкольного возраста
«Посылка от Смешариков»
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Цели занятия:
Образовательные:
• Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме; выявлять и абстрагировать два свойства.
• Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку, понятия внутри, снаружи.
• Знание цифр от 1 до 10. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10. Называть соседей числа в пределах 10.
• Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.
• Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, сообразительность, логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику кисти рук.
• Развивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; выявлять и абстрагировать два свойства.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
• Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
• Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
• Воспитывать умение слушать друг друга.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Словарная работа
• активизировать в речи детей название геометрических фигур, основных цветов.
Развивающая среда:
Оборудование: Пластиковая посылка, конверт с текстом письма от Смешариков; лист бумаги с заданиями, письма с заданиями в количестве 9 штук, два обруча, таблички разделенные на три части с числами от 1 до 9 и такие же таблички с готовыми ответами, таблички с изображением предметов (бабочки, комары, мячики, обручи, неваляшки, собачки, зонтик, аудио записи фоновой музыки; магнитофон.
Раздаточный материал: листочки с заданиями, карточка с заданием, фломастер красного цвета, клей-карандаш, простой карандаш, блоки Дьенеша - по три штуки разного цвета и формы, таблица с геометрическими фигурами (желтый круг, зеленый треугольник, красный квадрат) и такие геометрические фигуры на тарелочках.
ХОД
Ребята, Сегодня утром в группу принесли посылку. (Читает адресата посылки). Это посылка от Смешариков. Откроем посылку и посмотрим, что в ней.
Воспитатель открывает посылку, достает письмо и читает.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Вам пишут жители страны Смешарики.
Мы вам посылаем посылку с заданиями, где вы должны проявить смекалку, сообразительность, ум. Задания очень трудные, но мы надеемся, что вы с ними справитесь.
Когда все задания будут решены, отправьте их нам, пожалуйста.
Ждем с нетерпением.
С наилучшими пожеланиями жители страны Смешариков.
- Да, ребята, предстоит нам трудная работа.
Воспитатель достает лист бумаги с написанными заданиями от Смешариков, размещает листок на доску.
- Первое задание от кого? (Ответы детей). Правильно, от Копатыча. Он предлагает нам сделать гимнастику для пальцев, для того, чтобы хорошо развивались наша речь и память.
Пальчиковая игра «Вот все пальчики мои».
Вот все пальчики мои.
Их как хочешь, поверни –
И вот эдак, и вот так,
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Не сидится им опять:
Постучали, повертели
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть.
А теперь пора нам в путь.
- Первое задание мы выполнили.
- Второе задание нам задает Нюша. Она просит нас отгадать загадки.
- А загадки то не простые, с подвохом. Вот послушайте.
Педагог читает загадки с паузой перед ответом.
Зимой в берлоге
Видит сон
Лохматый,
Косолапый… слон (медведь)
Быстрее всех от страха
Несётся … .черепаха (заяц)
Длиннее шеи не найдёшь.
Сорвёт любую ветку … ёж (жираф)
Под луною песню петь
Сел на веточку … лось (соловей)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… муравей (свинья)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу… баран (дятел)
Над лесной поляной ночью
Долго слышался кошмар:
Ухал, ахал, выл по-волчьи
И пугал зверей … комар (филин)
В чаще голову задрав,
Воет с голоду … пингвин (волк) .
Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем … ворона (павлин) .
- Правильно ребята вы отгадали загадки. Молодцы.
- Следующее задание от кого? (Ответы детей) .
Какое же задание нам придумал Бараш. Он предлагает найти цифры, которые спрятались. Для этого надо сесть за столы. Но перед тем как начнем работу, мы с вами помассажируем всю поверхность ладошек шариками с колючками. Хорошо. Положили их на место. Возьмите фломастер красного цвета и раскрасьте цифры, которые найдете. Все нашли? (Ответы детей).
- Теперь положите фломастер на место. Какие цифры вы нашли? Где они находились? (Ответы детей).
Число 0 – за окном.
Цифра 1 - на подоконнике.
Цифра 2 – на стене.
Цифра 3 – на дереве.
Цифра 4 – на окне чердака.
Цифра 5 – на чердаке.
Цифра 6 – за аркой
Цифра 7 – на фонарном столбе
Цифра 8 – на балконе.
Цифра 9 – в трубе.
- Отлично, все цифры нашли.
- Следующее задание нам задает … Крош.
Он предлагает нам найти пару предметов. Посмотрите внимательно, какие предметы можно соединить между собой. Например: кровать не бывает без подушки. (Работа на ассоциацию). Нужно найти 10 пар предметов. Одну пару мы уже нашли. Найдите остальные пары.
Дети самостоятельно находят пары предметов:
Светофор – автомобиль.
Чайник – чашка с блюдцем.
Кровать – подушка.
Снеговик – снежинки.
Игольница – катушка нитки.
Цветок – бабочка.
Монета – копилка.
Мышка – кошка.
Тетрадь – ручка.
Воспитатель во время выполнения задания подходит к кому-нибудь из детей и просит уточнить, почему ребенок соединил эту пару предметов. (Примерный ответ ребенка: я соединил снеговика и снежинку, потому что снеговика делают из снега) .
- Следующее письмо от Лосяша. Он предлагает нам сделать разминку.
Сколько увидите предметов, столько раз сделаем движения.
Сколько бабочек – сколько раз помахать руками – 7
Сколько мух, столько раз нужно хлопнуть – 8.
Сколько мячиков, столько раз нужно прыгнуть – 3.
Сколько обручей, столько раз должны покрутиться ее вокруг себя– 5.
Сколько неваляшек, столько раз наклоняться вправо и влево – 4.
Сколько собачек, столько раз нужно повилять хвостом – 6.
- Следующее письмо от Совуньи. Она нам предлагает сделать гимнастику для глаз под музыку. Слышите, начинается дождь. (Гимнастика с релаксацией) .
Гимнастика для глаз "Дождик"
Начинается дождь.
Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала - кап!
Мы на небо посмотрели, (голова прямо, глаза смотрят вверх) .
Капельки кап - кап запели,
Заморосил дождь.
Спрячемся под зонт!
Закроем все глаза,
Послушаем мы шум дождя. (Дети сидят под зонтиком в позе «султана») .
Мы на небо посмотрели, (Голова прямо, глаза смотрят вверх)
Облака все улетели. (Взмахи кистями рук вправо - влево, дети следят за ними глазами) .
Капелька одна упала, (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
А потом еще одна,
и последняя упала
Прямо нам на нос. (Смотрят на кончик носа) .
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем. (Вдыхают через нос)
А на выдохе (Выдох через рот)
Глазки открываем.
- Вот какую замечательную гимнастику для нас отправила тетушка Сова.
- Письмо под номером 7 от Ежика. Он предлагает назвать соседей числа, которые изображены на карточке. Какое число изображено. Число 5. Назовите соседей. Правильно, 4 и 6. Следующее число… 7. Назовите соседей этого числа. (Ответы детей). Правильно, числа 6 и 8.
И так далее – 9, 2, 4, 6, 1, 3, 8.
- Умницы, справились с заданием очень быстро.
- Это письмо от… Пина. Он предлагает найти недостающие фигуры из логического блока. Садитесь за столы. Внимательно посмотрите.
- На карточках изображены геометрические фигуры. Какие? (Ответы детей). Они какого цвета? (Ответы детей). Правильно – красного, желтого и зеленого. Все ли клеточки у блока заняты? (Ответы детей). Две клеточки пустые. Сравнивая второй ряд с первым, легко увидите, что одна клеточка пуста. Каких фигур не хватает? (Ответы детей).
- Правильно, во втором ряду не хватает красного квадрата.
Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда.
- В этом ряду какой фигуры не хватает? (Ответы детей). Правильно, зеленого треугольника.
- У вас на тарелочках лежать геометрические фигуры, найдите соответствующую фигуру и наклейте их на место.
Дети самостоятельно наклеивают геометрические фигуры.
Умницы, справились все с заданием.
- Кар–Карыч нам тоже прислал задание. Тут какой-то ребус: один круг наложили на другой так, чтобы получилась в середине дырка, на одном нарисовал кляксу красного цвета, а на другом одни кружочки разного размера. А в области пересечения двух кругов стоит восклицательный знак? Как нам разгадать этот ребус? Непонятный он какой-то. Чтобы это значило? (Ответы детей). А где же взять эти фигуры? В посылке лежат какие-то фигуры. Так это же блоки Дьенеша. Теперь понятно. На один круг надо разложить фигуры только … желтого цвета, а на другой круг разложить фигуры только …. круглой формы. Ребята, а вы догадались, что должно быть в области пересечения? Догадались? (Ответы детей). Молодцы, конечно же, круг желтого цвета. А если таких фигур несколько, где они должны лежать? Все должны быть в центре. На пол выложен два обруча: обруч желтого цвета и красный обруч так, чтобы в середине образовалась еще одна сфера. Возьмите по три фигуры и расположите их правильно.
Дети самостоятельно выкладывают в пересекающиеся окружности фигуры по заданию.
- В желтый обруч какие геометрические фигуры разместили? (примерный ответы детей: Желтые фигуры разместили в желтый обруч, а в красный обруч все круглые фигуры. На пересечении двух обручей разместили желтые круглые фигуры.)
- Смешарики отправили вам не только круглые и желтые фигуры. Куда их разместим?
Ответы детей. Остальные фигуры мы разместили за обручами, потому что они не круглые и не желтые.
- Молодцы. Справились с заданием отлично.
- Ребята, вам сегодня понравились задания, которые прислали Смешарики? А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Мы отправим им посылку с нашими ответами на задания и будем ждать письма.
Занятие заканчивается под песню из м/ф про Смешариков.
«Математическое лото»
Программное содержание: учить детей отгадывать логико-математические загадки. Упражнять в умении соотносить число с количеством предметов. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение. Воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.
Материал: раздаточный материал на каждого ребенка, шарики с номерами, цифры.
Ход непосредственно образовательной деятельности
В: - Ребята, вы любите играть?
Д: - Да.
В: - Я предлагаю вам поиграть в лото, только оно необычное. Это шарики с номерами. Каждый шарик - обозначает какое-либо задание.
В: - Будем шарики доставать и задания выполнять!
В: - Даша доставай шарик.
В: - Шар №3.
Математические задачки.
Слушайте внимательно отвечайте правильно!
Идет мама по дорожке,
Топ-топ-топ,
А за ней шагает
Маленький сынок.
Ушла мама в магазин
И остался сын............ (один)
Папа Зай и мама Зая,
С ними Зайка, их сынок. Хорошенько посмотри;
Сколько вместе зайцев? (три)
На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка
Один в бочонок еле влез
А сколько убежали в лес? (два)
Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а............. (три)
В: - Молодцы.
В: - Ксюша, доставай следующий шарик.
В: - Шарик №2.
Дидактическая игра «Какой фигуры не достает?»
Под этим номером - такое задание. Нужно найти недостающую фигуру.
В: - Молодцы, все справились.
В: - Марк, доставай следующий шарик.
В: - Шарик №4.
Физкультурная пауза.
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
В: - Лиза, достань следующий шарик.
В: - Шарик №1
Дидактическая игра «Веселый счет»
Под этим номером такое задание. Садитесь за столы. Слушайте внимательно. Нужно соотнести картинку с цифрой.
В: - Молодцы.
В: - Полина, доставай следующий шарик.
В: - Шарик №5.
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Под этими номером такое задание. Я показываю цифру, а вы должны выполнить действия столько раз, какая цифра на картинке.
- подпрыгни столько же раз
- присядь
- хлопни в ладоши
- наклонись
- подпрыгни на одной ноге.
В: - Молодцы.
В: - Вот и все шарики закончились.
В: - Ребята, давайте вспомним, какие задания мы с вами сегодня выполнили.
В: - Вам понравилась играть?
Д: - Да.
В: - А какое задание было для вас трудным?
В: - С каким заданием вы справились быстро?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...
Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики"
Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики" Цели:Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве. Продолжать учить детей считать в пределах...
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....