Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» ( геометрические формы в аппликационных работах) для воспитанников раннего возраста ( 2 - 3 года)
рабочая программа по математике (младшая группа) по теме

Образовательная программа дополнительного образования

 

«СОВЕНОК»

 

( геометрические формы в аппликационных работах)

для воспитанников раннего возраста ( 2 - 3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakruzhok.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка  «Совенок»

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования   составлена с учетом требований Образовательной программы МАДОУ г. Мурманска № 93,  разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, а также положений  и технологий, представленных в пособиях ученых: А.В.Белошистой, Е.Е.Кочемасовой, З.А.Михайловой, Г.П.Новиковой,  Л.Г.Петерсон, И.Н.Чеплашкиной, Т.Г.Харько,  Л.И.Тихоновой.

Программа кружка «Совенок» разработана для детей раннего возраста.

         Форма реализации программы - «Кружок» - детское объединение на базе  МА ДОУ № 93 (ул.С.Перовской, д.35).

                               Цели и задачи реализации Программы

Цель – содействовать развитию глазомера и умению создавать разнообразные предметы из простейших геометрических форм.

Задачи: 

1.Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

2.Учить различать количество предметов (один — много).

3.Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи.

4.Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

5. Познакомить с треугольником, кругом, квадратом, прямоугольником.

6.Способствовать умению ребенка выкладывать фигуры  и прикладывать их на лист бумаги /сравнивая, сопоставляя, чередуя их

7.Содействовать развитию сенсорных (предметно-действенных) способов познания/группировать фигуры по одному из признаков: по цвету, величине или форме

8.Формировать пространственные понятия: вверху, внизу, сбоку, в углу листа.     9.Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Актуальность программы состоит в сочетании практической и игровой деятельности, решении игровых ситуаций. Это  доставляет  воспитанникам удовольствие. Дети в доступной форме получают начальные знания основ математической науки. Вид деятельности, задания и игры, предлагаемые в программе, подобраны с учетом возрастных особенностей детей,  а содержание образовательной деятельности отображает познавательный интерес.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения.  Вся образовательная деятельность проходит в игровой форме, что помогает воспитаннику легко справляться с заданиями, овладевать умениями чередовать геометрические фигуры по цвету, величине, форме, а также делать из них различные предметы.

       Основные принципы и подходы к формированию Программы

Условия реализации программы «Совенок»:

  • данная программа рассчитана на один учебный год
  • период реализации программы: ноябрь - май

       (каникулярный период – период государственных новогодних каникул).

Программа «Совенок» предназначена:

  •  для воспитанников 2 группы раннего возраста  ДОО  (ранний возраст/ от 2-3 лет)
  • оптимальное количество кружковцев: 10 воспитанников
  • распределение нагрузки:
  • 1 занятие в неделю/2 половина дня (среда/четверг – чередуются)
  • ( работа парами, тройками, индивидуально с каждым).
  • 4 занятия в месяц
  • 28 занятий в год
  • длительность одного занятия:10 минут
  • расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера.

Форма детской деятельности:

  • игровые ситуации
  • развлечения с использованием занимательных математических игр  с преобразованиями, видоизменением геометрических фигур.

Целевые ориентиры:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними: стремится проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности (ФГОС ДО).

                                      Содержательный раздел Программы

Аппликация- способ создания художественных образов путем раскладывания и приклеивания. Аппликация помогает увидеть ребенку контур предмета.

В ходе выполнения задуманного у воспитанника

  • формируются личностныекачества:
  • самостоятельность
  • инициативность
  • целеустремленность
  • желание довести начатое дело до конца
  • развивается и совершенствуется:
  • мелкая моторика рук
  • речь
  • внимание
  • память
  • мышление
  • воображение

В процессе занятий аппликацией у детей:

  • зарождается умение творить
  • развивается фантазия, художественный вкус
  • непринужденно учатся считать (от  1 до 5).

Особенности организации работы Кружка:

Занятия кружковой работы носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных ранее знаний.

Структура образовательной деятельности.

  1. Игровая ситуация.
  2. Продуктивная деятельность.
  3. Физминутка.
  4. Закрепление материала.

Игровая ситуация  знакомство со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.

Продуктивная деятельность представляет собой практические упражнения, направленные на решение поставленных задач.

Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующей образовательной деятельности.

Мониторинг личностных проявлений кружковцев  в логико – математической деятельности.

На основе наблюдений заполняется диагностическая карта оценки уровня проявлений в логика – математической деятельности, 2 раза в год (в октябре, в мае), на основе наблюдений разработанная З.А.Михайловой, И.Н.Чеплашкиной.  

Арсенал методических средств:

Методами успешной реализации программы являются:

  • наглядный (образцы, таблицы, раздаточный материал, фотографирование)
  • словесный (разговор, беседа, рассказ)
  • практический  (упражнения, игра, зарисовки)
  • экспериментальный

Методическое условие реализации программы предполагает наличие

методик:

  • Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасовой  «Игралочка»  часть 1,
  • А.В.Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
  • З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников».

Дидактическое:

  • Т.Шапошникова  «Цвета и формы»
  • Блоки Дьенеша (для самых маленьких)
  • Чудо – кубики  «Сложи узор»
  • А.В.Белошистая «Математика до  школы»

Материально – техническое:

Магнитная доска, магниты, СD-R, ПК.

Приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, схем,  карточек.

Материалы.

  • магнитная геометрия
  • блоки Дьенеша
  • кубики «Сложи узор»
  • бумага цветная
  • картон белый
  • картон цветной
  • клей-карандаш / обойный клей
  • кисточки
  • лоскутки ткани

.

                       Календарно – тематическое планирование

темы

                                  Дата

                           Тема занятия

1

Ноябрь /1неделя

Знакомство с квадратом: Дорожка длинная, короткая.

(с.1.Чудо-кубики)

2

Ноябрь/2 неделя

Знакомство с квадратом: Башня высокая, низкая.

(с.2. Чудо-кубики)

3

Ноябрь /3 неделя

Знакомство с квадратом: Ступеньки.(с.3. Чудо-кубики.)

4

Ноябрь/4 неделя

Знакомство с квадратом: Башня /от большого к маленькому.

(Белошистая, с.18)

5

Декабрь/1 неделя

 Знакомство с треугольником: Бабочки.(с.37. А.Белошистая)

6

Декабрь/2 неделя

Знакомство с треугольником: Елочки высокая и низкая.

(с.22. А.Белошистая)

7

Декабрь/3 неделя

Знакомство с треугольником: Пальма

(разные виды треугольников (с.1+с.2.)

8

Декабрь/4 неделя

Знакомство с треугольником. Гирлянда. (с.8. Чудо-кубики).

 9  

Январь/1 неделя

Знакомство с кругом. Гусеница.(с.15.А. Белошистая)

10

Январь/2 неделя

Знакомство с кругом.Медвежонок и елочка (с.22)

11

Январь/3 неделя

Знакомство с кругом. Машина (с.11)

12

Январь/4 неделя

Закрепление. Заплатки на одеяло (с.13)

13  

Февраль/1 неделя

Знакомство с прямоугольником. Забор /чередование по цвету.

(с.7. Чудо-кубики)

14

Февраль/2 неделя

Знакомство с прямоугольником. Ворота широкие и узкие.

(с.15. Чудо-кубики)

15

Февраль/3 неделя

Знакомство с прямоугольником. Троллейбус (с.6.Чудо-кубики)

16

Февраль/4 неделя

Знакомство с прямоугольником. Флаг (с.5.Чудо-кубики)

17

Март/1 неделя

Закрепление. Парусник большой и маленький.

(с.1.Блоки Дьенеша)

18

Март/2 неделя

Закрепление. Слон (с.6.Блоки Дьенеша)

19

Март/3 неделя

Закрепление. Дом высокий и низкий (с.18.А.Белошистая)

20

Март/4 неделя

Закрепление. Цветок (с.5.Блоки Дьенеша)

21

Апрель/1 неделя

Закрепление. Рыба(с.26.Белошистая)

22

Апрель/2 неделя                                                                                            

Закрепление. Котик (с.40)

23

Апрель/3 неделя

Закрепление. Птицы (с. 35)

24

Апрель/4 неделя

Закрепление. Лиса (с.40)

25

Май/1 неделя

Закрепление Кот (с.29)

26

Май/2 неделя

Закрепление. Собачка (с.4.Блоки Дьенеша)

27

Май/3 неделя

Закрепление.Флажки (3цвета/чередование).

28

Май/4 неделя

Закрепление Грузовик (с.4.Блоки Дьенеша)

ИТОГО: 28 часов.

Список литературы:

  1. Альбом: Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года).-  М.: Дрофа, 2012
  2. Альбом заданий:  Чудо – кубики от 2 до 5 лет.- СПб.: Корвет, 2015
  3. Белошистая, А.В. Что такое математика. Рабочая тетрадь.- М.: ЮВЕНТА, 2006
  4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления у дошкольников.- М.: ВЛАДОС, 2013
  5. Белошистая, А.В. Математика до школы. Рабочая тетрадь для занятий с детьми  от 3 до 4 лет. - М.: Дрофа, 2008
  6. Михайлова, З.А., Чеплашкина, И.Н., Харько, Т.Г. Предматиматические игры для детей младшего дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011
  7. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009
  8. Ребенок третьего года жизни /Под редакцией С.Н.Теплюк .- М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014
  9. Шапошникова, Т. Цвета и формы.www.piter.com
  10. Школа семи гномов. Третий год. Цвет, форма. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» ( геометрические формы в аппликационных работах) для воспитанников раннего возраста ( 2 - 3 года)

Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» ( геометрические формы в аппликационных работах)для воспитанников раннего возраста ( 2 - 3 года)...

Методическая разработка. План оздоровительной работы для воспитанников раннего возраста / первая половина учебного года

Паспорт здоровьесберегающих технологийДатаЛексическая темаФормирование начальных представлений о здоровом образе жизниФизическая культура, подвижные игры и спортивные упражненияМетодическое обеспечени...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...

План оздоровительной работы для воспитанников раннего возраста / вторая половина учебного года

Пункт 3.1Паспорт здоровьесберегающих технологийЛексическая темаФормирование начальных представлений о здоровом образе жизниФизическая культура, подвижные игры и спортивные упражненияМетодическое обесп...

Календарно-тематическое планирование образовательной работы с воспитанниками раннего возраста (2-3 года)

Календарно-тематическое планирование образовательной работы с воспитанниками раннего возраста (2-3 года) по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство»...

Календарно-тематическое планирование образовательной работы с воспитанниками раннего возраста (2-3 года)

Календарно-тематическое планирование образовательной работы с воспитанниками раннего возраста (2-3 года)...