Проект " Игра -серьёзное дело"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Мир в котором живёт современный ребёнок существенно изменился и нашему обществу нужны люди, способные приниматьнестандартныерешения, умеющие творчески мыслить. Проблема развития творческого мышления вызывала огромный интерес во все времена. Однако в наше время актуальность этой проблемы набрала наибольший оборот. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Однако чаще всего обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения задач. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач, которые обеспечивают всестороннее развитие детей. Девиз программы – «Чувствовать - Познавать- Творить». Комплекс «Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей, ознакомление их с окружающим миром и многое другое. Можно без преувеличения сказать, что комплекс «Ларчик» подобно волшебному ларцу, обладает неограниченными возможностями для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект " Волшебный ларец" | 43.62 КБ |
"Волшебный ларец" | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Ручеёк» п. Боровое.
Конкурс «Игра – дело серьёзное». 2013г.
Проект: «Волшебный ларец»
Паспорт проекта: «Развитие творческого мышления в игре».
Тип проекта: по времени- долгосрочный( на один учебный год). Информационно-практико-ориентировочный.
Разработчик проекта:Караченцева Светлана Николаевна, воспитатель.
Участники проекта:Дети старшей группы, воспитатель, родители.
Обоснование и актуальность проблемы: Мир в котором живёт современный ребёнок существенно изменился и нашему обществу нужны люди, способные приниматьнестандартныерешения, умеющие творчески мыслить. Проблема развития творческого мышления вызывала огромный интерес во все времена. Однако в наше время актуальность этой проблемы набрала наибольший оборот. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Однако чаще всего обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения задач. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач, которые обеспечивают всестороннее развитие детей. Девиз программы – «Чувствовать - Познавать- Творить». Комплекс «Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей, ознакомление их с окружающим миром и многое другое. Можно без преувеличения сказать, что комплекс «Ларчик» подобно волшебному ларцу, обладает неограниченными возможностями для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
Этапы реализации проекта:
- Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
- Обучения способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет, величину, выполняя сложные глазомерные действия.
- Развитие аналитического восприятия: умение разбираться в сочетания цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельный измерения.
Цель проекта: Создание условий и разработка системы игр для развития творческого мышления детей старшего возраста, привлечение родителей к взаимодействию с детьми в игре.
Задачи проекта:
- Разработать систему игр для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать интерес к различным видам игр, на развитие творческого и логического мышления.
- Внимательно относиться к естественным проявлениям ребёнка.
- Уважать позицию ребёнка в решении игровых задач.
- Информировать родителей о необходимости участия близкого человека в игре ребёнка.
- Обучить родителей методам и приёмам игры с детьми.
- Сформировать пакет диагностических методик.
- Способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Ресурсное обеспечение:
Коврограф - игровое поле из ковролина(1м.на 1м.), «разноцветные верёвочки» ( из контактной ленты), « разноцветные липучки»( из контактной ленты), « эталоны цвета»( 10 карточек из цветной плёнки – на липучках), Буквы и цифры( 10 шт. – красного цвета – гласные, 18 штук согласные синего цвета – твёрдые , 18 шт . согласные – зелёного цвета – мягкие , 2 шт. – жёлтого цвета Ь, Ъ, 10 шт. – цифры ,жёлтого цвета ), « забавные буквы» - гласные, «забавные цифры». Игры Никитина «Сложи узор», Игры Воскобовича- «квадрат Воскобовича», Блоки Дьенеша.
Содержание деятельности и механизм реализации:
- Сбор информации по теме проекта.
- Разработка дидактического материала.
- Проведение подготовительных мероприятий необходимых для реализации проекта.
- Проведение плановых мероприятий проекта.
- Формирование пакета диагностических методик.
- Подготовка видео материалов, итоговой презентации результатов.
План реализации проекта:
- Этап- подготовительный (разработка проекта) сентябрь
- Практический (выполнения мероприятий, для достижения поставленных целей) октябрь-март.
- Заключительный (подведение итогов, мониторинг)
Ожидаемые результаты:
1.Повысится уровень творческого мышления.
2.Расширятся область самостоятельных действий в игре.
3. Сформируется способность: к выделению существенных признаков; быстро перестроится с одной идеи на другую; видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд совсем несопоставимых. Видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию , умение устранять эти противоречия , решать проблемы.
4. Повышение достижений ребёнка в области творчества.
5. Появление новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребёнка.
Способы оценки результативности проекта :
Работа будет проводится в индивидуальном порядке с последующиманализом полученных результатов
Приложение 1.
Математическая игра: «Путешествие в Фиолетовый лес»
Цель: Развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение, память.
Содержание
Воспитатель обращает внимание детей на цветовые пятна, расположенные на ковролине , спрашивает Ю на что они похожи , просит назвать цвет , расположить цветовые пятна в последовательности , соответствующей цветам радуги в этом поможет им стихотворение
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (начало слов соответствует определённому цвету)
«Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый».
Затем воспитатель предлагает вспомнить дни недели, назвать какой сегодня день, какой был вчера, какой будет завтра.
Просит детей произнести волшебное заклинание: «кохле- охле-желе- зеле - селе -фи», и они попадают в волшебный Фиолетовый лес.
Кто живёт в загадочном лесу? Дети узнают это, выполняя задание. Из наборов кубиков «Сложи узор» Б.П.Никитина составляют по образцу птицу и паучка. Воспитатель прикрепляет на ковролин изображение птицы и паукаи говорит, что в загадочном лесу живут ворон Метри паук Юк со своими паучатами . Они предлагают отправится в сказку на лодочке. Дети складывают из «Волшебного квадрата» В. Воскобовича лодочку. Играют с поделками, поют песенку «Добрый Лес».
Приложение2.
«Зверюшки фиолетового леса»
Цель:
1.Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других , следовать определёным правилам при решении практических задач .
2.Развивать внимание, мышление, память, речь, воображение, творческие способности.
Содержание:
Муравьишки живут в Фиолетовом лесу, воспитатель предлагает выложить дорожки для весёлых муравьёв.
Упражнение можно организовать по-разному: все дети строят одну дорожку; дети разбиваются на пары, и каждая пара строит свою дорожку; каждый ребёнок строит отдельную дорожку.
Правила построения дорожек записаны в таблицах (схемы).
Дети разбирают первое правило: за красным блоком – синий, за синим – снова красный. Стрелки показывают, какой по цвету блок за каким должен идти.
Затем дети разбирают второе и третье правила. При повторении упражнения меняются правила постройки дорожек, т.е. свойство блоков (если первое правило предполагало учитывать цвет, далее учитывать форму).
Сначала дети строят дорожки по правилам , затем придумывают правила сами . Муравьишки дарят им игру «Чудо – цветик» , дети выкладывают забавные фигурки по схемам.
Приложение 3
Квадрат Воскобовича.
Цель: Способствовать освоению приёмов конструирования геометрических фигур и алгоритмов предметных форм.
Содержание.
Воспитатель приглашает детей Фиолетовыйлес, где их встречает ворон Метр.
- Ворон Метр решил рассказать вам новую сказку. В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обыкновенная семья 6 мам Трапеция, папа Треугольник и их сынишка Квадрат. (Воспитатель прикрепляет на ковролин соответствующие геометрические фигуры).
Воспитатель показывает детям квадрат Воскобовича , который состоит из отдельных прямоугольников , которые разделены равными дорожками . две самые длинные из них диагонали.
Найдите их на свои квадратах и проведите по ним пальчиком.
Воспитатель предлагает сосчитать все квадраты.
- Сколько получилось?
5- хорошо, 6- замечательно, 10 – превосходно.
- Сколько треугольников входит в каждый квадрат? (4).
- Сколько в большом треугольнике маленьких треугольников? (4) .
- Сложите квадрат пополам разными способами ( 4 способа).
- Что получилось? (Прямоугольники, прямоугольники)
- Сколько квадратов, треугольников в прямоугольнике?
- Сколько квадратов, треугольников в большом треугольнике?
- В этом загадочном большом треугольнике прячется ещё одна фигура вы догадались? (Прямоугольник).
Дети вы любите чудесные превращения? Они начинаются прямо сейчас: уголки квадрата пришли в движение, и он как-то необычно сложился. В кого он превратился? (Домик). Сделайте домики из своих квадратов.
Квадрат захотел превратится в летучую мышь. (Складывают летучую мышь).
Квадрат решил написать письмо дедушке и превратился в конверт (складывают конверт).
Воспитатель предлагает поиграть детям в игру «Чей голос?» Выбирают водящего, он становится спиной к детям, воспитатель читает стихотворение, последнюю строчку произносит один из детей. Если водящий угадывает, кто говорил, указанный ребёнок становится водящим.
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем,
Постарайся, отгадай –
Кто назвал тебя узнай. ( Имя водящего).
Приложение 4.
Математическая игра « Цифроцирк».
Цель:1. Развивать внимание.
2.Закрепить знание цифр и чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счёта и отсчёта в пределах десяти.
3. Развивать умение наблюдать, анализировать, объединять предметы по признакам.
Содержание.
Воспитатель крепит на ковролин изображение волшебника Магнолика , сообщает, что это директор Цифроцирка , его имя Магнолик Нолик .
Он приглашает детей на представление, но сначала предлагает расставить цифры по порядку.
Цифры расположены на ковролине в случайном порядке.Ребёнок должен найти и назвать числа в порядке возрастания, указывая на них указкой. В качестве усложнения можно предложить детям назвать числа в порядке убывания или увеличить количествоцифр .
Затем воспитатель знакомит детей с артистами – зверятами – цифрятами , постепенно прикрепляя их на ковролин :
- Ёжик Единичка- наездник, Зайка Двойка – укротитель диких зверей , Мышка Тройка- воздушная гимнастка , Крыска Четвёрка – силачка , Пёс Пятёрка – жонглёр , Корт Шестёрка – акробат, Крокодил Семёрка – канатоходец , Обезьянка Восьмёрка- заклинательница змей, Лиса Девятка – фокусница и маг по имени Магнолик Нолик.
Все герои собрались вместе на арене Цифроцирка . Найдите и назовите каждого.
- Скажите на какую цифру похож Магнолик (на ноль), Ёжик – на единицу и т. Д.
- Помогите Могнолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ёжик Единичка, кто следует за ним? (Назвать все числа).
На арене маг Магнолик .Отгадайте, кого он спрятал под своей волшебной шляпой, если любимое число этого артиста меньше девятки, больше четвёрки и т.
В Цифроцирке антракт и воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Гимнастика «Как живёшь?»
- Ребята,Магнолик подарил детям новую игру, он назвал её «Разноцветные палочки». Прежде чем играть, надо разобраться, сколько в игре синих,красных, зелёных и жёлтых «палочек». Дети сортируют пластинки по цвету полосок и пересчитывают их.
- На каждой пластинке разное количество «палочек». Магнолик предлагает разложить их по группам. В первой группе – пластинки с одной палочкой, во второй с двумя, и т. д. Дети сортируют все пластинки по количеству палочек на них, а затем пересчитывают.
Физкультминутка «Смелый солдатик».
На правой ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади,
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Приложение 5.
«Математический КВН» для родителей и детей старшей группы
Математический КВН для родителей и детей старшей группы
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем математический турнир.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
Ведущий: Сегодня мы отправляемся в удивительную страну «Математику». И помогут нам в ней не заблудиться и найти все выходы две команды «Знайки» и «Почемучки»
(команды выходят в центр зала)
Ведущий: Поприветствуем их (аплодисменты)
Ведущий: Оценивать ответы команд будет Совет мудрейших: заведующая, старший воспитатель и конечно родители. Нам предстоит совершить увлекательное путешествие в «Математическую страну». Где Вас ждут сюрпризы, если Вы сможете выполнить все задания и открыть вот эти сундучки. Чтобы сундучки открылись, надо собрать ключ. В этом поможет Ваша смекалка, находчивость, любовь к математике. Вы готовы? Значит начинаем наш «Математический КВН».
Команды представляются друг другу приветствиями (команды стоят друг напротив друга)
Команда «Знайки»:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы пришли сюда играть.
Математику мы знаем
И легко все посчитаем.
Команда «Почемучки»:
Складывать все и измерять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы задачи умеем считать,
Будем дружно мы играть.
Команды садятся за столы
Ведущий: пока жюри оценивают «Приветствие», команды готовятся к разминке
1 конкурс называется «Отгадай цифру. Кто первый отгадает о какой цифре говорится в загадке, должен поднять картичку с изображением этой цифры
1. Эта цифра как матрешка
Кто еще круглей?
Хлопнет весело в ладошки:
«Называй меня скорей». (8)
2. Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То в другую превращусь. (6 и 9)
Два кольца, но без конца
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Какая цифра? (8)
4. Цифра вроде буква «О»,
Но не значит ничего. (0)
Ведущий: итак 2 конкурс- «Волшебный квадрат Воскобовича» Сложить вместе с родителями: «Туфелька», « Летучая мышь», « Конверт», «Конфета» (на всё даётся 5 мин)
Ведущий: пока жюри подсчитывают балы, мы немного отдохнем и послушаем стихи. Не обычные, а математические.
1 ребенок. Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке:
- С добрым утром! Как дела?
Сорок лапок подала.
А пока он лапки жал-
Тут и вечер набежал.
2 ребенок. На базаре спозаранок
Накупил баран баранок.
Для баранов и овечек
Десять маковых колечек,
Девять суше, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три батона, две коврижки.
И один калач купил-
Сам себя не позабыл.
Ведущий: продолжаем наш турнир. Следующий конкурс для родителей «Сложи узор». Кто быстрее.
Ведущий: жюри посчитывают баллы. А мы посмотрим выступление наших музыкантов.
Выступает «Веселые музыканты»
Ведущий : Следующий конкурс « Весёлые задачки»
Ведущий: итак, последний конкурс для каждой команды «Кто быстрее соберет»
По залу раскладываются карточки с изображением различных предметов. Ведущий называет геометрическую фигуру: круг, квадрат и т. д. Под музыку дети и родители бегают по залу, при остановке музыки дети и родители должны найти карточки с изображением предметов, имеющих названную фигуру.
Ведущий: Ну вот наше путешествие по стране «Математике» подходит к концу. Предоставляем слово «Совету мудрейших» для подведение итогов.
Слово жюри. Вручение грамот.
Приложение 6.
Консультация для родителей.
Игра В.В. Воскобовича «Весёлый квадрат» используется и на занятиях, и в самостоятельной деятельности детей. Методическое приложение к игре в форме сказки позволяет развивать воображение ребят, делает занятия более увлекательными. Когда дети усвоят большинство фигур, которые создаются из квадрата, они могут придумывать сказки, создавать новые изделия.
Данная игра появилась из волшебного леса. Ребята её долго рассматривали. А на занятии мы познакомились с необычной сказкой, позволяющей нам самим стать волшебниками, превращать квадрат в животных, птиц, различные виды транспорта и в другие предметы.
По сюжету сказки маленький Квадрат отправляется в путешествие, он странствует в поисках своего дедушки Прямоугольника. Оба героя живут в стране Четырёхугольников. Во время занятий мы успеваем совместно сделать одну или две фигуры, в зависимости от сложности задания. Затем дети в свободной деятельности пробуют повторить упражнение. В игру входит комплект карточек с изображением изделий из квадрата, что позволяет ребятам выполнять, то что им нравится.
В индивидуальной работе и в совместной деятельности мы используем игры Б.П. Никитина «Сложи узор». Во время совместной деятельности мы рассматривали кубики, их цвета, описывали их, а так же уточняли, что две грани кубиков состоят из треугольников. Сначала дети составляли из кубиков картину и небольшой сложности, они были одноцветными, с квадратными гранями. Задания усложнялись добавлением количества кубиков и разнообразием цветов. Совместно с детьми мы рассматривали картинки, делили их на части, выделяли отдельный кубики. Выкладывать начинали с верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий помогает быстрее справляться с трудоёмкими задачами. Усложнение шло за счёт увеличения кубиков. Пособие «Сложи узор находится в доступном для детей месте, к нему прилагается набор карточек. Во время наблюдений было отмечено, что дети, которые раньше не проявляли интереса к занятиям по математике, стали обращаться к данной игре и добились определённых успехов. Ребята с удовольствием помогают друг другу, если возникали трудности при составлении различных узоров. Методика знакомства с блоками Дьенеша описана в книге Марии Фидлер «Математика уже в детском саду». Эта методика позволяет наиболее доступным и интересным образом выяснить свойства фигур. На занятие сообщаю , что Микки Маус прислал эту игру из леса , это волшебные камни . Затем мы рассматривали камни выделяли знакомые фигуры и раскладывали их по четырём признакам ( по цвету, форме, толщине, величине) . Блоки Дьенеша позволяют формировать умения выделять множества геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям .
Приложение 7
Перспективный план
Месяц | Название игры | Цель |
Сентябрь | «Путешествие в фиолетовый лес» | Развивать комбинаторные спасобности путём комбинирования цвета и формы развивать творческое воображение, память |
«Найди недостающую фигуру», « Сложи узор» | Развивать логическое мышление , творческое воображение | |
«Страна Муравия», «Помоги муравьишкам» | Развивать познавательные способности: внимание, память, мышление; способствовать подготовке руки к письму. | |
« Блоки Дьенеша» Конструирование «Зверюшки фиолетового леса»( по схемам) | Развивать умение выделять свойства предметов , абстрогировать их от других , следовать определённым правилам при решении практических задач . развивать мышление , внимание , память , речь , воображение , творческие способности. | |
Октябрь | ||
«Головоломка», «Блоки Дьенеша», «Улица города» | Учить решать головоломки. Развивитие аналетической деятельности , умение классифицировать объекты . Учить строить улицу из деталей строительного материала , анализировать постройку. | |
« Заполни клетки», « Сложи узор», «Лесная школа» | Учить детей решать логические задачи на поиск недостоющей фигуры. Учить путём зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостоющие из 6 предложенных фигур. | |
| ||
Ноябрь | « Квадрат Воскобовича», « Конверт, домик , летучая мышь» « Математика –это интересно», « Конструирование крыса Шушера» | Способствовать освоению приёмов конструирования геометрических фигури алгоритмов предметных форм. Развивать воображение , внимание , память. Стимулировать развитие мыслительных способгостей детей, любознательность , познавательный интерес, умение довести начатое дело до конца. , способствовать развитию мелкой моторики руки , пространственногомышления и творческого воображения. |
«Отгадай и докажи» « Кубики для всех» | Развивать умение доказывать правильность своих суждений . Учить мыслить пространственными образами( объёмными фигурами ), умению комбинировать . | |
« Прозрачный квадрат», « Конструирование лошадки» | Познакомит детей с эталонами формы и величины , соотношением целого и части , с физическими свойствами : прозрачность, гибкость , ; развивать сенсорные , познавательные и творческие способности .Учить конструировать фигуры по схемам. | |
« Прозрачный квадрат», Конструирование « Парусник», «Самолётик» | Учить решать занимательные задачи. Продлжать знакомство детей с геометрическими фигурами и их элементами; развивать сенсорные , психические , творческие способности. | |
Декабрь | « Геоконт» Конструирование « Змея», « Месяц», «Тропинка» | Познакомить детей с понятием «кривая линия» , используя для этого наглядный способи свободное моделирование; уточнить точки пересечения двух кривых линий , используя для этого бумагу и карандаш., формировать навыки конструирования. |
« Цифры по порядку» « Цифроцирк» « Разноцветные цифры» | Развивать внимание. Закреплять знание цифри чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счёта и отсчёта в пределах десяти.Развивать умение наблюдать , анализировать , сравнивать и сопоставлять , объединять предметы по признакам . | |
«Волшебная дощечка» «Складная цепь» «Илькульерк» | Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывать свои варианты. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Январь | «Часть и форма» | Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить видеть составляющие части предметов. |
«Липучка» «Собери фигуру» | Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. | |
«Найди различия» «Подбери узор» | Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. | |
Шашки «Улыбнись» «Ку-ну» «Рэндзю» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Февраль | «Логическая цепочка» «Тайкон» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Квадрат Воскобовича | Усвоение формы и величины, знакомство со структурой геометрических фигур. Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. | |
«Мельница» | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
«Ориентирование» Пятнашки «Сиджа» «Астар» | Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Март | «Танграм» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
«Математический планшет» | Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, при помощи резиночек. Самостоятельно придумывать новые варианты схем. | |
«Все о времени» «Так-тиль» | Закрепить временные понятия. Знакомство с часами. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
«Сенегальские шашки» «Болотуду» Знакомство с шахматами | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Апрель | «Колумбово яйцо» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
«Монгольская игра» «Вьетнамская игра» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. | |
«Прозрачная цифра» | Развитие сенсорных способностей; развитие психических способностей; предматематическая подготовка – ориентировка в пространстве, знакомство с цифрами, обучение счету. | |
«Перевертыш» Железная головоломка «Волк и овцы» | Развитие логического мышления, внимания, смекалки, сообразительности, умения планировать очередной ход. | |
Май | Блоки Дьенеша | Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. |
«Пентамино» «Сфинкс» | Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. | |
«Веселый распорядок дня» | Закрепление знаний о временных отрезках. Учить понимать время по часам, соотносить с распорядком дня. | |
«Куры и лисы» «Леопарды и стадо» «Хасами шоги» Кубик Рубика, конус | Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Презентация новых игр для детей осуществляется ежемесячно (по 4-6 шт.) в соответствии с индивидуальным уровнем развития ребенка. Также в плане работы педагога предполагается закрепление уже изученных ранее игр. Чтение математической сказки планируется по одной в течение месяца. Математические праздники проводятся ежеквартально. Вечера досуга или математические развлечения – 1 раз в месяц. Задачки-шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, головоломки – в вечерах досуга, математических КВНах.
Список используемой литературы:
- Вербенец А. И. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по общеобразовательной программе « Детство».
- Харько Т.Г. « Сказки фиолетового леса», « Ларчик».
- Дошкольная педагогика № 88 /ноябрь/ 2010г. ( стр- 46).
- Дошкольная педагогика №1 /январь/ 2013г.(стр-14).
- Дошкольная педагогика № 5 /июль/2010г. (стр-31).
- Бондаренко Т. М. « Комплексные занятия в старшей группе». 2004г.
- Бабаева Т.И. « Мониторинг в детском саду»2011г.
- Михайлова З.А. «Образовательная область Познание» 2011г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта: «Развитие творческого мышления в игре» Тип проекта: по времени- долгосрочный( на один учебный год) Информационно-практико-ориентировочный Разработчик проекта: Караченцева Светлана Николаевна воспитатель Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель, родители
Мир в котором живёт современный ребёнок существенно изменился и нашему обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Проблема развития творческого мышления вызывала огромный интерес во все времена. Однако в наше время актуальность этой проблемы набрала наибольший оборот. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Однако чаще всего обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения задач. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Программа «Детство» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач, которые обеспечивают всестороннее развитие детей. Девиз программы – «Чувствовать - Познавать- Творить». Комплекс «Ларчик» позволяет максимально упростить, сократить подготовительный этап и проводить интересные, оригинальные, эффективные игровые упражнения, направленные на математическое развитие детей, ознакомление их с окружающим миром и многое другое. Можно без преувеличения сказать, что комплекс «Ларчик» подобно волшебному ларцу, обладает неограниченными возможностями для реализации творческого потенциала детей и взрослых. Обоснование и актуальность проблемы:
Этапы реализации проекта: Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины. Обучения способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет, величину, выполняя сложные глазомерные действия. Развитие аналитического восприятия: умение разбираться в сочетания цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельны е измерения.
Цель проекта: Создание условий и разработка системы игр для развития творческого мышления детей старшего возраста, привлечение родителей к взаимодействию с детьми в игре. Задачи проекта: Разработать систему игр для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к различным видам игр, на развитие творческого и логического мышления. Внимательно относиться к естественным проявлениям ребёнка. Уважать позицию ребёнка в решении игровых задач. Информировать родителей о необходимости участия близкого человека в игре ребёнка. Обучить родителей методам и приёмам игры с детьми. Сформировать пакет диагностических методик. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Коврограф - игровое поле из ковролина (1м.на 1м.) Р азноцветные верёвочки (из контактной ленты) Р азноцветные липучки (из контактной ленты) Э талоны цвета (10 карточек из цветной плёнки – на липучках) Ресурсное обеспечение:
Буквы и цифры ( 10 шт. – красного цвета – гласные, 18 штук согласные синего цвета – твёрдые , 18 шт . согласные – зелёного цвета – мягкие , 2 шт. – жёлтого цвета Ь, Ъ, 10 шт. – цифры ,жёлтого цвета.) « З абавные буквы » - гласные, « забавные цифры » . Игры Никитина Игры Воскобовича Блоки Дьенеша «Сложи узор» «квадрат Воскобовича » Ресурсное обеспечение:
Содержание деятельности и механизм реализации: Сбор информации по теме проекта. Разработка дидактического материала. Проведение подготовительных мероприятий необходимых для реализации проекта. Проведение плановых мероприятий проекта. Формирование пакета диагностических методик. Подготовка видео материалов, итоговой презентации результатов. План реализации проекта: Этап- подготовительный (разработка проекта) сентябрь Практический (выполнения мероприятий, для достижения поставленных целей) октябрь-март. Заключительный (подведение итогов, мониторинг)
1.Повысится уровень творческого мышления. 2.Расширятся область самостоятельных действий в игре. Ожидаемые результаты Способы оценки результативности проекта: Работа будет проводится в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов 4. Повышение достижений ребёнка в области творчества. 5. Появление новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребёнка. 3. Сформируется способность: к выделению существенных признаков; быстро перестроится с одной идеи на другую; видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд совсем несопоставимых. Видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию , умение устранять эти противоречия , решать проблемы.
Познание Коммуника-ция социализация труд Художественное творчество
Интеграция областей познание С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Коммуникативная умение работать в коллективе, оказывать помощь товарищу, развивать сплоченность коллектива Социализация знакомство с окружающим миром , расширение кругозора Труд конструирование геометрических фигур, фигур животных и птиц, составление узоров Художественное творчество раскрытие творческого потенциала , зарисовка схем, изображение птиц и животных
В группе создана предметно- развивающая среда, в соответствии с требованиями «Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И. С целью стимулирования интеллектуального развития детей оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр: задачи-шутки, головоломки, лабиринт В нашем детском саду имеется большой арсенал развивающих игр и методическое обеспечение к ним. Наша группа оснащена коврографом с игровым комплексом игр «Ларчик».
Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Cказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа. Игра « Геоконт » - Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео , Ворон Метр, Паук Юк , паучата Игра «Квадрат Воскобовича » (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи - Ворон Метр. Игра «Прозрачный квадрат» - Озеро Айс , персонажи – Хранитель Озера Айс , Малыш Гео , Ворон Метр, Незримка Всюсь . Игра «Чудо-цветик» - Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео , девочка Долька Интерес детей к сказкам -- это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка , не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика . Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Cказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа.
Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Cказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа. Игра « Геоконт » - Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео , Ворон Метр, Паук Юк , паучата Игра «Квадрат Воскобовича » (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи - Ворон Метр. Игра «Прозрачный квадрат» - Озеро Айс , персонажи – Хранитель Озера Айс , Малыш Гео , Ворон Метр, Незримка Всюсь . Игра «Чудо-цветик» - Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео , девочка Долька Интерес детей к сказкам -- это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка , не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика . Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает Игра « Геоконт » - Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео , Ворон Метр, Паук Юк , паучата Игра «Квадрат Воскобовича » (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи - Ворон Метр. Игра «Прозрачный квадрат» - Озеро Айс , персонажи – Хранитель Озера Айс , Малыш Гео , Ворон Метр, Незримка Всюсь . Игра «Чудо-цветик» - Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео , девочка Долька
Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Cказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа. Игра « Геоконт » - Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео , Ворон Метр, Паук Юк , паучата Игра «Квадрат Воскобовича » (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи - Ворон Метр. Игра «Прозрачный квадрат» - Озеро Айс , персонажи – Хранитель Озера Айс , Малыш Гео , Ворон Метр, Незримка Всюсь . Игра «Чудо-цветик» - Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео , девочка Долька Интерес детей к сказкам -- это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка , не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика . Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает Интерес детей к сказкам -- это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка , не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика . Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает.
Математическая игра: «Путешествие в Фиолетовый лес»
«Зверюшки фиолетового леса»
«Квадрат Воскобовича »
Математическая игра: « Цифроцирк »
КВН
Работа с родителями Фото с собрания Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи Работа с родителями
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов: 1.В.В.Воскобович «Сказочные лабиринты игры» 2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7». 3. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» (все возрастные группы) 4.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий»
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая игра "Что делал? Что делала? Что делали?"
Речевая игра "Что делал? Что делала? Что делали?" b7882f05d6ca.jpgАвтор-составитель Светлана Максимовская А.В., учитель-логопед,Москва, 2012.Идея: Светлана Максимовская Скач...
Творческий проект дидактической игры "Спешите делать добро"
Цель проекта:способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей;воспитание таких добродетелей как: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми,...
Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)
Игра для ребенка, это освоение им, его окружающей действительности. Именно играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....
Детско-родительский образовательный проект "Играем сами, делаем сами"
В этом проекте затрагиваются такие темы: "нужно ли учить ребенка игре?", "что можно сделать из бросового материала", "во что поиграть с самодельными игрушками"....
Проект «Игры делаем мы сами, чтобы малыши играли!»
Творческий проект в подготовительной группе "Игры делаем мы сами, чтобы малыши играли!"...
Игра: серьёзно о несерьезном
Что такое игра? Функции игры. Классификация игр. Виды игр...
Игра - серьёзная форма воспитания
Влияние игр и игрушек в развитии ребёнка...