Дополнительная Программа
проект по математике (средняя группа) на тему
«ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17-01-2016_19-39-34_1.zip | 431.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»
Выполнили: | Соловых Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС №147 |
Васильева Валентина Петровна, воспитатель МБДОУ №78 | |
Гамова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС-ЦЦР №18 г.Оренбурга | |
Руководитель: | Тавстуха Ольга Григорьевна, д.п.н, профессор |
ОРЕНБУРГ
2013
«____» _____________2013г. (подпись) (Ф.И.О.)
ПРИНЯТО
На педагогическом совете №____ «____»________________2013г.
Протокол №_____________2013г.
_____________________________
(Ф.И.О.)
Дополнительная образовательная программа
«Калейдоскоп времени»: формирование временных представлений
посредством художественной литературы»
Образовательная область « Познание»
Выполнили: | Соловых Юлия Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС №147 |
Васильева Валентина Петровна, воспитатель МБДОУ №78 | |
Гамова Ольга Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС-ЦЦР №18 г. Оренбурга | |
Руководитель: | Тавстуха Ольга Григорьевна, д.п.н, профессор |
Оренбург
2013
Содержание
- Пояснительная записка 1
- Направленность дополнительной образовательной программы 1
- Новизна 1
- Актуальность 1
- Педагогическая целесообразность 2
- Цель и задачи программы 2
- Отличительные особенности 3
- Возраст детей и их особенности относительно освоения программы 4
- Срок реализации программы 4
- Формы и режим непосредственно образовательной деятельности 4
- Ожидаемые результаты 6
- Способ проверки результатов 8
- Форма подведения итогов реализации программы 8
- Тематическое планирование дополнительной программы 8
III. Содержание дополнительной образовательной программы 11
IV. Контрольно – диагностические материалы 26
- Методическое обеспечение 27
- Список используемой литературы 30
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Направленность
Дополнительная образовательная программа «Калейдоскоп времени» (далее Программа) направлена на познавательно-речевое развитие детей 4-5 лет в процессе формирования временных представлений. Содержание Программы представлено литературным творчеством поэтов Оренбуржья, включающее стихотворения о сезонных изменениях природы, временах года, частях суток.
1.2 Новизна
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в интеграции разных видов познавательной и художественной деятельностей детей, что соответствует требованиям Основной образовательной программы дошкольного образования и обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития познавательно-речевых способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Интеграция видов деятельности осуществляется с опорой на региональный компонент: творчество поэтов оренбургского края. Это эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к образовательному стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал. Это привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
1.3 Актуальность
Современный ритм развития общества требует от человека способности организовывать свою деятельность в пространстве с учетом временных рамок. Возникает, с одной стороны, постоянное ощущение нехватки времени, а с другой стороны, человек начинает быстро осваивать новые пространства жизнедеятельности. Проблема пространства и времени - это не только личная проблема отдельного человека, но и научная проблема, которая стала предметом изучения философии, психологии, педагогики, искусствоведения. Философы изучают время и пространство как форму бытия материи, как важные и существенные связи отношений действительности, начиная с трудов Аристотеля и до наших дней. Изучая различные характеристики детства, ученые обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем: для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе и создает собственное пространство жизнедеятельности. Существует ряд противоречий между значимостью категорий времени и пространства в жизни людей и поздним приобщением детей к усвоению этих понятий не только как формы существования материи, но и как регуляторов их жизнедеятельности. Эти противоречия и определили выбор темы и цели программы.
1
1.4 Педагогическая целесообразность
Общепризнанный факт, что пространство и время являются хранителями культурно-исторических ценностей, которые из прошлого через настоящее передаются в будущее время. Культура выступает вечной ценностью, существующей во времени и пространстве, в которой происходит духовное становление личности, формируется творческий опыт и индивидуальность. Осваивая художественное слово дети осваивают время и пространство посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности культуры в определенных пространственно-временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.
Можно отметить, что программу можно использовать в кружковой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми.
1.5 Цель и задачи программы
Цель: развитие временных представлений детей 4-5 лет в процессе освоения ими содержания литературных произведений писателей Оренбуржья.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего региона;
- воспитывать потребность в сопереживании при прочтении художественных текстов;
Развивающие:
- развивать временную ориентацию в процессе ознакомления с сезонными изменениями;
- развивать мотивации и познания детей посредством игровой деятельности и проблемно – интегрированным обучением;
- развивать навыки извлечения новых знаний и использование полученных знаний в повседневной жизни,в экспериментальной деятельности, в художественном творчестве;
Обучающие:
- формировать представления детей о временах года, явлениях природы, частях суток, днях недели;
- формировать навыки пользования календарем природы в самостоятельной деятельности
- обогащать словарный запас детей новыми понятиями, активизируя при этом развитие связной речи.
2
1.6 Отличительные особенности
Сравним дополнительную образовательную программу с «Программой воспитания и обучения в средней группе детского сада», составитель В. В. Гербова.
По целям
«Программа воспитания и обучения в средней группе детского сада»,составитель В. В. Гербова ставит перед собой следующую цель: развитие у детей представлений о закономерной смене суток, времен года.
Дополнительная программа - развитие временных представлений детей 4-5 лет в процессе освоения ими содержания литературных произведений писателей Оренбуржья.
По содержанию
Содержание «Программы воспитания и обучения в средней группе детского сада», составитель В. В. Гербова, в развитии временных представлений детей, основывается их на знакомстве со временами года, частями суток.
В дополнительной программе, несмотря на то, что темы повторяются, содержание построено на принципе интеграции математического и художественно-эстетического начала, включающее в себя региональный компонент: стихотворчество поэтов Оренбуржья. В связи с этим, в ходе работы у детей формируются не только математические знания, но и художественный вкус, нравственные чувства, любовь к родному краю, творческая активность.
1.7 Возраст детей и их особенности
Возраст детей, на которых рассчитана программа, - 4 -5 лет.
Возрастные особенности восприятия содержания программы
Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее: именно в этот период возникает подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.
3
Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей.
Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников.
1.8 Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 1 года.
1.9 Формы и режим непосредственно образовательной деятельности
Формы работы по освоению дополнительной образовательной программы, в непосредственной связи с творчеством Оренбургских поэтов и писателей, многогранны:
Режимные моменты | Совместная с педагогом деятельность | Самостоятельная деятельность | Совместная с родителями деятельность |
Наблюдения Рассматривание картин и иллюстраций по теме «времена года» Беседы Труд Сюжетно-ролевые и дидактические игры Чтение и заучивание стихов поэтов Оренбуржья | Сюжетно-ролевые и дидактические игры Наблюдения за частями суток и временами года Рассматривание картин и иллюстраций по теме Чтение и разучивание стихотворений Оренбургских поэтов по теме Слушание музыкальных произведений (П.И. Чайковский «Времена года») Объяснение Тематические досуги Непосредственно образовательная деятельность | Проблемная ситуация Самостоятельная художественная деятельность Сюжетно-ролевые игры | Консультации Беседы Совместные праздники и досуги Создание соответствующей предметно-развивающей среды |
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная | Подвижные игры, дидактические игры, игровые упражнения |
Игровая | Сюжетные игры, игры с правилами |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, игры с правилами |
Труд | Совместные действия, поручения |
Познавательно - исследовательская | Наблюдение, решение проблемных ситуаций |
Музыкально - художественная | Слушание музыки |
Чтение художественной литературы | Чтение, разучивание |
Продуктивная |
Запланированное количество НОД длительностью 20 минут для детей 4 -5 лет:
Учебный год | Модуль | Месяц | Неделя | |||
«Осень» | «Зима» | «Весна» | «Лето» | |||
36 | 10 | 10 | 10 | 6 | 4 | 1 |
5
1.10 Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы ориентированы не столько на формирование отдельных математических представлений и понятий у детей, сколько на развитие личностных качеств:
№ | Личностные качества | Социальный портрет ребенка 4 -5 лет, освоившего Программу |
1. | Физически развитый, овладевший | Выносливый при физических и интеллектуальных нагрузках. Выполняет культурно-гигиенические процедуры; соблюдает режимные моменты и правила здорового образа жизни; проявляет желание играть в подвижные игры, соответствующие возрасту и программе. Имеет первичные представления о себе, как о человеке в реальности мира и природы. |
2. | Любознательный, активный | Принимает участие в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных), соответствующих программе; проявляет интерес к игровым действиям сверстников. Проявляет интерес к окружающему миру природы: смене времен года, месяцев, дней недели, частей суток. С интересом слушает стихотворения поэтов Оренбургского края; рассматривает иллюстрации и картины о временах года, смене месяцев, частей суток; слушает классическую музыку (П.И. Чайковский «Времена года» и другие) |
3. | Эмоциональный, отзывчивый | Проявляет эмоциональную отзывчивость на поэтическое творчество поэтов Оренбуржья. Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в сюжетных, дидактических играх по теме. Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства (иллюстрации и картины по теме) и музыкальные произведения (П.И. Чайковский «Времена года» и другие) |
4. | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками | Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. Может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на иллюстрации. |
5. | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту | Ориентируется в помещении группы и в окружающей природе. |
6. | Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, природе | Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи, название города, в котором он живет (г. Оренбург) и сезонные изменения родного края. |
7. | Владеющий предпосылками учебной деятельности | Умеет работать по правилам и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Проявляет интерес к стихотворениям оренбургских авторов и рассматриванию иллюстраций по темам. |
8. | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения | Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения. Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду. Соблюдать элементарные правила вежливости. |
9. | Овладевший необходимыми умениями и навыками | У ребенка сформированы умения и навыки соответствующие возрасту и необходимые для осуществления различных видов деятельности. |
7
1.11 Способ проверки результатов – контрольно-диагностические материалы
. 1.12 Форма подведения итогов реализации программы – математический КВН.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ пп | Модуль / Тема | Объем | Интегративные качества | ЦОР, ЭОР, пособия |
1. | «Осень» | 10 часов | Любознательный, активный: проявляет интерес к социальной стороне действительности, с интересом слушает стихотворения поэтов Оренбургского края, рассматривает иллюстрации по теме; Эмоциональный, отзывчивый: эмоционально реагирует на окружающую действительность, проявляет эмоциональную отзывчивость на стихи поэтов Оренбуржья по теме и музыкальные произведения; Овладевший средствами общения: устанавливает положительные отношения с взрослыми и сверстниками в игровых и дидактических игра по теме, может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картине; |
|
1.1 | Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла» | 1 час | ||
1.2 | Игра-развлечение «Собираем урожай» | 1 час | ||
1.3 | Игровая беседа «Сутки» | 1 час | ||
1.4 | Путешествие в сказку « Четыре лебедя» | 1 час | ||
1.5 | Сегодня, завтра, вчера. Проблемные игры. | 1 час | ||
1.6 | Игра-развлечение «Веселая неделя» | 1 час | ||
1.7 | Дидактическая игра «Радуга-дуга» | 1 час | ||
1.8 | Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберется?» | 1 час | ||
1.9 | Литературный калейдоскоп «Мне нравится осень» | 1 час | ||
1.10 | Математический КВН | 1 час | ||
2. | Зима | 10 часов | Способный управлять своим поведением: пытается дифференцировать свое эмоциональное состояние, соблюдает правила элементарной вежливости в НОД и играх; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи: проявляет желание внимательно слушать стихи поэтов Оренбуржья, играть в игры по теме, слушать музыкальные произведения; Имеющий первичные представления о себе, семье, своей малой родине: знает свое имя, свой пол (гендерное воспитание), свою семью, малую родину – город Оренбург; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: проявляет интерес к творчеству поэтов Оренбуржья, рассматриванию иллюстраций по теме, слушанию музыкальных произведений; отвечает на простейшие вопросы по творчеству поэтов; с желанием участвует в играх, организуемых взрослым; Овладевший необходимыми умениями и навыками: сформированы в соответствии с возрастом элементарные временные представления (времена года, месяцы, дни недели, части суток) с помощью и посредством регионального компонента; узнает знакомые мелодии и соотносит их со временами года; Физически развитый: в соответствии с возрастом развита ловкость, мелкая моторика рук | |
2.1 | Игровая беседа «Месяцы» | 1 час | ||
2.2 | Математическая сказка «Братья месяцы» | 1час | ||
2.3 | Сказка «О чем говорили месяцы?» | 1час | ||
2.4 | Сказка «Катя и время» | 1 час | ||
2.5 | Развлечение «Зимушка – зима» | 1 час | ||
2.6 | Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?» | 1 час | ||
2.7 | Новогоднее математическое развлечение «Наряжаем елку» | 1 час | ||
2.8 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 час | ||
2.9 | «Путешествие в страну математики» | 1 час | ||
2.10 | Математический КВН | 1 час | ||
3. | «Весна» | 10 часов | ||
3.1 | Рассматривание иллюстраций «Весна пришла» | 1 час | ||
3.2 | Путешествие в сказку «Дюймовочка» | 1 час | ||
3.3 | Путешествие в сказку «Буратино» | 1 час | ||
3.4 | Путешествие в сказку «Теремок» | 1 час | ||
3.5 | «Кто где живет?» Математическая беседа. | 1 час | ||
3.6 | Игра-соревнование | 1 час | ||
3.7 | Мы сажаем. Проблемная ситуация. | 1 час | ||
3.8 | Математический фольклорный досуг «Смех да веселье» | 1 час | ||
3.9 | Игра-развлечение «Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей» | 1 час | ||
3.10 | Математический КВН | 1 час | ||
4. | Лето | 6 часов | ||
4.1 4.2 | НОД «Здравствуй, лето красное!» Летние месяцы | 1 час 1 час | ||
4.3 | Солнце красное | 1 час | ||
4.4 | Развлечение «Летний дождь» | 1 час | ||
4.5 | Рассматривание иллюстраций «Лето» | 1 час | ||
4.6 | Математический КВН | 1 час |
11
- СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль I «Осень»
Тема 1.1. Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла».
Обратить внимание детей на то, как меняется природа осенью , как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомиться с произведениями оренбургских писателей; познакомить с осенними месяцами; познакомить детей с календарём природы и приёмами работы с ним.
Литературный ряд: Стихотворение «Осень» Елена Баталова.
Зрительный ряд: И Шишкин «Золотая осень», календарь природы
Музыкальный ряд: «Времена года» Чайковский П. И.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога
Тема 1.2Игра – развлечение «Собирай урожай»
Развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в количественном счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.
Литературный ряд: картотека художественных произведений об овощах и фруктах.
Зрительный ряд: тематические картинки с изображений овощей и фруктов.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога, индивидуальная работа.
Тема 1.3Игровая беседа «Сутки».
Поговорить с детьми о времени: сутки, части суток; продолжать учить устанавливать различные временные отношения;
12
помочь детям овладеть учебным материалом с помощью сказочных персонажей - Гном Тик-Так и Незнайка; использовать персонажи для наглядного обозрения.
Литературный ряд: «Сельское утро» Иван Малов, «Утречком росистым» Л. Старцева.
Зрительный ряд: сказочные персонажи – гном Тик-Так и Незнайка, часы «Сутки», тематические картинки с изображением действий детей и взрослых в разное время суток.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 1.4Сказка «Четыре лебедя»
Формироватьу детей умение слушать математические сказки, правильно отвечать на вопросы, понять какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь , уметь рассказать что произошло дальше, воспитывать интерес к познавательному развлечению, воспитывать эстетические чувства.
Зрительный ряд: изображение четырёх лебедей разного цвета.
Литературный ряд: сказка «Четыре лебедя»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 1.5Сегодня, завтра, и вчера. Проблемные игры
Дать возможность детям послушать стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера»: учить определять время суток сегодняшнего дня по «часам»; определять сколько времени осталось до завтра; воспитывать творчество, воображение, мышление, подвижная игра «Вчера, сегодня, завтра».
Литературный ряд: стихотворение «Утречком росистым» Л. Старцева
Зрительный ряд: модель часов по ознакомлению с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра»; дидактическая игра «Когда приедет папа?» ( на закрепление понятий)
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.
13
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 1.6Игра-развлечение «Веселая неделя»
Познакомить с понятием «дни недели» на основе знакомства со сказочными героями Гнома Тик-Так и его семи братьев, учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей, дидактическая игра «Радужная неделя».
Зрительный ряд: сказочные персонажи – гном Тик-Так и Незнайка, часы «Неделя».
Литературный ряд: картотека стихотворений о днях недели.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 1.7Дидактическая игра «Радуга-дуга»
Закреплять знания детей о порядке следования дней недели; улучшать память и внимание; закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику – пальчиковая игра «Дни недели»; учить детей пользоваться радужными часами; учить слушать стихи и отрывки из стихотворения «Веселая неделька»; учить детей рисовать радугу, любоваться ее красотой, воспитывать эстетические чувства красивого и мира прекрасного.
Зрительный ряд: пособие « Радужные часы», изображение радуги.
Литературный ряд: стихотворение «Весёлая неделька»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 1.8Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберётся?».
Закреплять знания детей о порядке следования дней недели, развивать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей, воспитывать эстетические чувства, подвижная игра «Лови, бросай, дни недели называй», рисование на тему: «Как я провёл выходные»
14
Зрительный ряд: модели «Дни недели»
Литературный ряд: картотека пословиц и поговорок о днях недели.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога, индивидуальная работа.
Тема 1.9Литературный калейдоскоп «Мне нравится осень»
Продолжать знакомство детей с произведениями оренбургских писателей, посмотреть на природу малой родины глазами поэтов, вызвать эмоциональный отклик, чувство любви к родному краю.
Зрительный ряд: альбом «Пейзажи Оренбуржья»
Музыкальный ряд: гимн Оренбуржья.
Литературный ряд: «Печальной осени картина» Иван Малов, «Осень плачет косыми дождями» Михаил Песков.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 1.10Математический КВН
Уточнить полученные знания о сезоне «Осень», уметь применять их в повседневной жизни, использовать в играх и развлечениях; обобщить знания о недели, времени суток; вспомнить произведения поэтов Оренбуржья.
Зрительный ряд: пейзажи Оренбуржья, пособия: часы «Дни недели», «Части суток»
Музыкальный ряд: «Времена года» А.Вивальди.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Модуль II«Зима»
Тема 2.1Игровая беседа «Месяцы»
15
Знакомить детей с зимними месяцами, сохранять систему, определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о представлении порядка следования месяцев друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе зимой, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства.
Зрительный ряд: иллюстрации на тему: «Зима в Оренбуржье»
Музыкальный ряд: «Времена года» А.Вивальди.
Литературный ряд: пословицы и поговорки о зиме.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.2Математическая сказка «Братья месяцы»
Расширять представления детей о каждом месяце года, о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, птиц в разные месяцы; познакомить с разновидностями календарей: настольный, настенный, отрывной, и т.д.; объяснить их предназначение; использовать наглядную модель часов «братьев месяцев»; воспитывать эстетические чувства.
Зрительный ряд: календари: настольный, настенный, отрывной; модель часов.
Музыкальный ряд: «Времена года» Чайковский П. И., «Времена года» А.Вивальди.
Литературный ряд: чтение отрывка из сказки «Двенадцать месяцев»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.3Сказка «О чем говорили месяцы?»
Формировать умение внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, поговорить о том, почему Январь назван старшим месяцем в году, вспомнить старинные имена месяцев, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих знаниях.
Зрительный ряд : иллюстрации на зимнюю тематику.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».
16
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.4Сказка «Катя и время»
Формировать умение слушать сказку, узнавать знакомые персонажи: Гном Тик-Так, «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», братья месяцы и других героев этой сказочной страны, учить наблюдательности, о том, как сменяются месяцы, природа в то или иное время года, воспитывать интерес к познанию.
Зрительный ряд: иллюстрации по временам года.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.5Развлечение «Зимушка – зима»
Обратить внимание детей на то, как меняется природа в зимнее время года в нашем крае: как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомить с произведениями оренбургских поэтов.
Зрительный ряд: иллюстрации на зимнюю тематику.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Январь. У комелька».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.6Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Закрепить и уточнить знания детей о том, как выглядят различные деревья в зависимости от времени года, и месяца; помочь детям в образной форме понять взаимосвязь между временем года и явлениями природы, учить видеть красоту, развивать математические способности, получать интеллектуальное удовлетворение от полученных знаний.
17
Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Зима»
Музыкальный ряд : П.И. Чайковский «Времена года. Январь. У комелька».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.7Новогоднее математическое развлечение «Украшаем елку»
Формировать умение добиваться хороших результатов и интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности, закреплять знания о геометрических фигурах.
Зрительный ряд: изображение ёлки, геометрические фигуры.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Январь. У комелька».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.8Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Продолжать применять знания по установлению временных отношений, помочь детям овладеть учебным материалом, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, и разные месяцы, развивать умственные способности, интеллектуальные чувства. Закрепить представления о частях суток, познакомить со стихотворением «Летним днём»
Зрительный ряд: лото «Времена года», часы «Части суток».
Литературный ряд: Л. Чернова «Летним днём»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.9«Путешествие в страну математика»
Закрепить счёт в пределах 5, закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства.
18
Зрительный ряд: числовые карточки, геометрические фигуры.
Литературный ряд: картотека стихов о геометрических фигурах, задачи в стихах.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 2.10Математический КВН
Стремление добиваться хороших результатов, используя математические знания. Получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности; обобщить знания о зиме прочтение стихов писателей Оренбуржья.
Зрительный ряд: репродукция «Волшебница зима» К. Ф. Юон
Музыкальный ряд: «Времена года. Февраль. Масленица» Чайковский П. И.
Литературный ряд: Р. Кудусов «Зима в степи»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Модуль III«Весна»
Тема 3.1«Весна пришла»
Обратить внимание детей на то, как меняется природа весной, как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомиться с произведениями оренбургских писателей; познакомить с весенними месяцами.
Зрительный ряд: иллюстрации «Весна»; репродукция картины «Разлив» Л.В.Попов
Музыкальный ряд: «Весенняя песня» Ф. Мендельсон
Литературный ряд: «Весна» Т. Шабаренина; «Весна» В. Шушуев;
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, социализация, художественное чтение, безопасность, познание.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.2 Путешествие в сказку «Дюймовочка»
19
На основе истории сказочных героев упражнять в решении проблемных ситуаций и логических задач, развивать внимание, мышление, умственные способности, творчество, побуждать детей к созданию игровых образов, воспитывать интерес к сказке.
Зрительный ряд: плоскостные сказочные герои
Музыкальный ряд: музыка из мультфильма «Дюймовочка».
Литературный ряд: «Снова весна на свете» Мария Любицкая.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, чтение художественной литературы социализация
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.3Путешествие в русскую народную сказку «Заюшкина избушка»
Путешествие по сказке с помощью математических заданий, учить определять направление по отношению к объекту, закреплять знания о геометрических фигурах, активизировать в речи детей слова и словосочетания: длиннее, короче, длинный, равный по длине; развивать внимание, чувство уверенности в своих силах.
Зрительный ряд :иллюстрации к русской народной сказке «Заюшкина избушка»
Литературный ряд: «Тюльпановый остров» Л. И Б. Коростины
Музыкальный ряд: музыка из одноименного кинофильма.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.4Путешествие в сказку «Теремок»
Формировать умение видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства, логическое мышление.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказке.
Литературный ряд: сказка «Теремок».
Музыкальный ряд: русская народная песня, минусовка.
20
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.5 Математическая беседа: « Кто, где живет?»
Упражнять детей в количественном счете, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, упражнять в установлении равенства, воспитывать любовь к математике, чувство уверенности в своих знаниях, стремление преодолеть трудности; закрепить знания о частях суток, остановиться на вечере; вспомнить последовательность дней недели.
Зрительный ряд: предметы для счета; иллюстрации на весеннюю тематику.
Музыкальный ряд: «Времена года. Апрель. Подснежник» Чайковский П. И.
Литературный ряд: А.Клименко «Вечером»; Иван Малов «Солнце садилось»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.6Игра - соревнование
Упражнять детей в порядковом счете, повторить геометрические фигуры, воспитывать умственные способности, интеллектуальное удовлетворение от проделанной работы.
Зрительный ряд:геометрические фигуры; предметы для счета.
Музыкальный ряд: «Времена года. Апрель. Подснежник» Чайковский П. И.
Литературный ряд: стихи оренбургских поэтов о весне.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.7Мы сажаем. Проблемная ситуация.
Формировать умение выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый
21
большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество; знакомство со стихотворением Р. Мигалая «Белая сирень»
Зрительный ряд: предметы в порядке возрастания размера.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Май. Белые ночи»
Литературный ряд: Р.Мигалай «Белая сирень»
Интеграция образовательных программ: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы, безопасность.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
3. 8 Математический фольклорный досуг: «Смех да веселье»
Повторить с детьми порядковый и обратный счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление, вспомнить с детьми пословицы и поговорки, где встречаются числа 1,3 .., создавать у детей радостное настроение.
Зрительный ряд: предметы для счета, макеты лабиринтов
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года. Май. Белые ночи»
Литературный ряд: Т. М. Бабушкина «Математика. Нестандартные занятия», пословицы и поговорки о весне.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 3.9«Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей”. Игра-развлечение.
Упражнять детей в решении задач на логическое мышление, уметь разгадывать лабиринты, создавать у детей радостное настроение, чувство уверенности в своих знаниях.
Зрительный ряд: модели лабиринтов, наборы плоскостных игрушек, наборы животных, обитающих в Оренбуржье.
Музыкальный ряд: классическая музыка.
Литературный ряд: Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия».
22
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, безопасность.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
3.10 Математический КВН
Формировать умение играть в развивающие игры, упражнять приемам соревнования, развивать мышление, смекалку; закреплять и систематизировать временные представления; уточнять математические понятия; знать фамилии оренбургских поэтов и их произведения.
Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Разлив»
Литературный ряд: « Хороша Урал-река!» И. Гаврилова.
Музыкальный ряд: классическая музыка.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы, безопасность.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Модуль IV «Лето»
Тема 4.1 «Здравствуй, лето красное!»
Обратить внимание детей на то, как меняется природа летом: как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение диких животных, птиц, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться природой родного края, воспитывать эстетические чувства, знакомиться с произведениями оренбургских писателей; познакомить с летними месяцами.
Зрительный ряд: репродукция картин «Крепкий сон», «В саду» Л.В. Попов
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года»
Литературный ряд: «Летним днем» Л. Чернова, «Моя родина пахнет душицей» Андрей Заряев.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.
23
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 4.2 Летние месяцы
Расширять представления о лете, о сезонных изменениях в природе дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого ;познакомить детей с названием летних месяцев; воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы.
Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Переселенцы. Гроза»
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года.
Литературный ряд: «Лето» Ирина Гаврилова, «Малина» Надежда Онищук.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 4.3 Солнце красное
Закрепить знания о неживой природе, развивать наблюдательность, любознательность, внимание, обогащать словарь; сравнивать форму солнца с формой круга;
расширять представления о лете, о сезонных изменениях в природе ;дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого; познакомить детей с названием летних месяцев воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы; развивать творческие и конструктивные способности детей.
Зрительный ряд: репродукция картины оренбургского художника Лукиана Попова «Облака»
Музыкальный ряд : песни о лете.
Литературный ряд: «После дождя» Ирина Гаврилова
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 4.4 Развлечение «Времена года»
24
Закрепить и упорядочить временные представления детей на основе наблюдений изменений в природе. Закрепить знания детей о цикличности времён года, Развивать эмоциональную отзывчивость.
Зрительный ряд: репродукции Л. Попова «Крепкий сон», «Облака»
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года»
Литературный ряд: «Я слышу степь», «Июнь луговой» И. Малов
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
Тема 4.5 Математический КВН «Времена года»
Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования. Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Зрительный ряд: по замыслу педагога
Музыкальный ряд: классическая музыка
Литературный ряд: стихи оренбургских поэтов
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.
Формы работы: совместная деятельность детей и педагога.
25
- КОНТРОЛЬНО – ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задача: определить степень освоения ребенком дополнительной образовательной программы. Проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка 4-5 лет в соответствии с Программой (см. «Ожидаемые результаты»).
Оценка уровня развития: большинство компонентов недостаточно развиты – 1 балл; отдельные компоненты не развиты – 2 балла; соответствует возрасту- 3 балла.
Группа детского сада Метод Дата проведения | |||||||||||
Ф. И. ребенка | Уровень развития интегративных качеств | ||||||||||
Физически развитый | Любознательный, активный | Эмоциональный, отзывчивый | Овладевший способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками | Способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи | Имеющий представления о себе, семье, обществе, государстве, природе | Овладевший предпосылками учебной деятельности | Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений… | Овладевший необходимыми умениями и навыками | Результат | Примечание | |
26
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Стихотворения поэтов Оренбуржья: «Осень» Елена Баталова, «Зима в степи» Р. Кудусов, «Снова весна на свете» Мария Любцкая, «Тюльпановый остров» Л. И Б. Корыстины, «Июнь луговой» Иван Малов и другие.
Тематические картинки (группировка и классификация по признаку времени, подборка фотографий).
Тематические картинки с изображениями природных явлений, действий детей и взрослых в различное время суток.
Картотека художественных произведений, стихов, загадок на тему: «Временные понятия».
Картотека пословиц и поговорок о временах года.
Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Мой день», «Приглашение» (части суток), «Подбери одежду», «Найди соседа», «Назови когда», «Живая неделя», «Что я построю из песка?», «Кто, в какое время суток работает? », «Времена года», «Когда это бывает? »,«Какой день недели спрятался? » и др.
Картотека подвижных игр: «Что мы делали? », «День - ночь», «Лови, бросай, дни недели называй», «Чья неделька быстрее соберется», «Год постройся», «Вчера, сегодня, завтра», «Пчелка», «Солнце и тень» и др.
Картотека пальчиковых игр: «Осенние листья», «Дни недели», «Осень», «Зима» и др.
Коллекция репродукций картин / «Утро в сосновом бору» (И. Шишкин, «Золотая осень» (И. И. Левитан, «Февральская лазурь» (И. Грабарь, «Весенний солнечный день», «Волшебница зима» (К. Ф. Юон) и др.
27
Модели: «Суточный домик», «Наш день», «Времена года», «Модель недели», «Дни недели», «Круглый год».
Картотека динамических упражнений: «Листья», «В понедельник я купался», «А часы идут, идут», «Снежок» и др.
Коллекция музыкальных произведений: «Времена года» А. Вивальди, «Весенняя песня» Ф. Мендельсон, «Времена года», «Песня жаворонка» П. И. Чайковский, «Утро» Э. Г риг и др.
Пособия: различные виды календарей - перекидной, отрывной, настенный, карманный; календари погоды; разные виды часов, «Музей часов», модели часов.
Авторские дидактические игры: «Семь веселых гномов», «Времена года», «Когда приедет папа? », пособия: «Радужная неделя», «Наш календарь», «Круглый год».
« Конспекты непосредственно образовательной деятельности: «Белоснежка и семь гномов», «Посылка для ребят», «Мы - путешественники» (дни недели, «Экскурсия в музей», «Часовая мастерская» (часы, «Новогодний подарок» (календарь).
Следует отметить, что представленные направления методической работы по внедрению технологий развития временных представлений у дошкольников в полном объеме реализуются - это позволило добиться значительных положительных результатов.
- Методы, средства
28
№ | Методы | Средства |
1. | Наглядный | Использование иллюстраций, картин по определению времен года и частей суток детьми |
2. | Наглядно – слуховой | Использование музыки П.И. Чайковского «Времена года» |
3. | Практический | Повторение стихотворений поэтов Оренбуржья; проведение НОД и мероприятий в игровой и соревновательной форме |
4. | Словесный | Объяснения, вопросы, образные сюжетные рассказы |
5.2 Организационные формы
Индивидуальные, групповые.
5.3 Глоссарий понятий.
Объяснить детям значение следующих слов:
времена года – четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл;
месяц — единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.
календарный месяц — во многих календарях год делится на 12 именованных месяцев;
сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси;
неделя — единица исчисления времени от понедельника до воскресенья включительно;
год – время обтечения земли вокруг солнца
5.4 Ресурсное обеспечение:
Информационные: ЦОР, ЭИР (сайт www. orenobl. ru) , пособия
29
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста».
Москва «Просвещение» 1991.
- В. П. Новикова «Математика в детском саду». Старший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика - Синтез».
- В. П. Новикова «Математика в детском саду». Подготовительная группа. Издательство «Мозаика - Синтез».
- В. П. Новикова «Математика в детском саду». Младший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика - Синтез».
- В. П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст. Издательство «Мозаика - Синтез».
- 3. А. Михайлова, Э. н. Иоффе «Математика от трёх до семи». Издательство «Акцидент».
- Т. А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Издательство ООо «Книголюб».
- Журнал «Дошкольное воспитание» №7,2005 г., стр. 78 «Времена года» Т. Хоштйрия, Л. Легчилина.
- Е. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников».
30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа «Цветные ладошки» ( Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А.)
СОДЕРЖАНИЕПояснительная записка...
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)
Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...
Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...