Пальчиковая гимнастика для детей.
методическая разработка по математике на тему
| Пальчиковая гимнастика для детей | Методические указания |
14 | «Колечки»
| Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. |
15 | «Кулачки» | С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. |
16 | «Лучики» | При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы. |
17
| «Веер» | Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать. |
18 | «Замок» | Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей. |
19 | «Гребешок» | Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены. |
20
| «Клювики» | Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу. |
21 | «Коза» | Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими. |
22 | «Маятник» | Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок. |
23 | «Кнопочки» | Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками). |
24 | «Коготки» | Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев. |
25 | «Белочка» Прыгает по веточкам Невеличка-белочка. Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней? | Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой. |
26
| «Кто спит зимой?» Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится – Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков! | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот
|
26 | «В гостях у сказки» Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады. | Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца. |
28 | «Сказки» Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Эта сказка – «Теремок». Эта сказка – «Колобок». Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад. | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец.
|
29 | «Веселая встреча» Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! | Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных. |
30 | «Смешные человечки» Бежали мимо речки смешные человечки. Прыгали, скакали, Солнышко встречали. Забрались на мостик И забили гвоздик. Потом – бултых в речку. Где же человечки? | «Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга. |
Упражнения
для развития мелкой моторики без речевого сопровождения
1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.
4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.
5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).
7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.
8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).
9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).
10. Те же движения производится пальцами левой руки.
11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).
12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).
13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).
14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).
16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).
17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.
18. То же — одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).
19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).
21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.
22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.
23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.
25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.
26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).
28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).
29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» — «кресло»).
30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).
31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).
32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).
33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» — «гнездо»).
34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).
35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).
37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».
38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.
39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).
41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).
42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).
43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.
44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).
45. Правая рука — как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).
46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).
47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).
48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).
49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).
51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).
52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).
53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).
54. Катание пластмассовых шариков.
55. Разрывание бумаги на мелкие куски.
56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.
57. Застегивание пуговиц.
58. Развязывание и завязывание узлов.
59. Шнуровка ботинок.
60. Складывание пирамидок, домиков и др.
61. Игра «почтовый ящик».
62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.
63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).
64. Теневой театр.
Упражнения по коррекции стереогнозиса
Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) — это способность узнавать предметы путем их ощупывания.
а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;
б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;
в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;
г) определение фактуры ткани наощупь;
д) определение объемных цифр, букв наощупь;
е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.
Комплексы пальчиковой гимнастики
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)
7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
Пальчиковая гимнастика
1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)
6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)
7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно
8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
***
1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)
7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется
8. Ножницы — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.
***
Пальчиковая гимнастика
1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)
2. Лиса и заяц (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед;
заяц убегает — перебирая пальцами, быстро движутся назад)
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются
8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Пальчиковая гимнастика
1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)
3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)
4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)
5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)
6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)
7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно
8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка—"Солнечные лучи".
***
Массаж рук
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3. Упражнение «Сорока-белобока»
4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7. Интенсивное растирание каждого пальца
8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и
фронтально-тыльных сторон
9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
10. «Пальчики здороваются»
11. Повторить первое упражнение.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
***
«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
Ой-ой-ой!
Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:
Ох-ох-ох!
От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:
Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:
Ах-ах-ах!
Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух!
Дайте мне кожух!
Пальчики растираем и поглаживаем
«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, и их осталось девять.
Девять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось восемь.
Восемь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось семь.
Семь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось шесть.
Шесть тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось пять.
Пять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось четыре.
Четыре тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось три………
«Твои пальчики»
Этот пальчик — самый большой.
Самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)
Этот пальчик — указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь
указательным пальцем.)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец,
как будто он не хочет каши.)
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он
хочет убежать от остальных пальцев.)
«Пальчики»
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
***
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял
Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал
Этот толстый поросёнок лежебока и нахал
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал
По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.
* * *
Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик,
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это пальчик — указательный,
Он самый внимательный,
Всё увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в серёдочке живёт.
А другому пальчику
Имени не дали,
Потому и безымянным
Его все прозвали.
Ну а этот пальчик —
Маленький мальчик,
Мизинец называется —
На нём рука кончается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_dlya_detey.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика для детей | Методические указания | |
14 | «Колечки» | Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. |
15 | «Кулачки» | С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням. |
16 | «Лучики» | При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы. |
17 | «Веер» | Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать. |
18 | «Замок» | Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей. |
19 | «Гребешок» | Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены. |
20 | «Клювики» | Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу. |
21 | «Коза» | Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими. |
22 | «Маятник» | Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок. |
23 | «Кнопочки» | Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками). |
24 | «Коготки» | Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев. |
25 | «Белочка» Прыгает по веточкам Невеличка-белочка. Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней? | Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой. |
26 | «Кто спит зимой?» Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук. Только заиньке не спится – Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков! | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот |
26 | «В гостях у сказки» Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать. Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок, Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады. | Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца. |
28 | «Сказки» Будем пальчики считать, Будем сказки называть: Эта сказка – «Теремок». Эта сказка – «Колобок». Эта сказка – «Репка»: Про внучку, бабку, дедку. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад. | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец. |
29 | «Веселая встреча» Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! | Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных. |
30 | «Смешные человечки» Бежали мимо речки смешные человечки. Прыгали, скакали, Солнышко встречали. Забрались на мостик И забили гвоздик. Потом – бултых в речку. Где же человечки? | «Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга. |
Упражнения
для развития мелкой моторики без речевого сопровождения
1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.
4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.
5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).
7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.
8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).
9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).
10. Те же движения производится пальцами левой руки.
11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).
12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).
13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).
14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).
16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).
17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.
18. То же — одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).
19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).
21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.
22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.
23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.
25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.
26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).
28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).
29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» — «кресло»).
30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).
31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).
32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).
33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» — «гнездо»).
34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).
35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).
37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».
38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.
39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).
41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).
42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).
43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.
44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).
45. Правая рука — как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).
46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).
47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).
48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).
49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).
51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).
52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).
53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).
54. Катание пластмассовых шариков.
55. Разрывание бумаги на мелкие куски.
56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.
57. Застегивание пуговиц.
58. Развязывание и завязывание узлов.
59. Шнуровка ботинок.
60. Складывание пирамидок, домиков и др.
61. Игра «почтовый ящик».
62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.
63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).
64. Теневой театр.
Упражнения по коррекции стереогнозиса
Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) — это способность узнавать предметы путем их ощупывания.
а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;
б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;
в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;
г) определение фактуры ткани наощупь;
д) определение объемных цифр, букв наощупь;
е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.
Комплексы пальчиковой гимнастики
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»)
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)
7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
Пальчиковая гимнастика
1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)
6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)
7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно
8. «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
***
1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)
7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется
8. Ножницы — разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.
***
Пальчиковая гимнастика
1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в замок)
2. Лиса и заяц (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по столу вперед;
заяц убегает — перебирая пальцами, быстро движутся назад)
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются
8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе — обед варить.
А малышке — песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Пальчиковая гимнастика
1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)
3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)
4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)
5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)
6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)
7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно
8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка—"Солнечные лучи".
***
Массаж рук
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3. Упражнение «Сорока-белобока»
4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7. Интенсивное растирание каждого пальца
8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и
фронтально-тыльных сторон
9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
10. «Пальчики здороваются»
11. Повторить первое упражнение.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
***
«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
Ой-ой-ой!
Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:
Ох-ох-ох!
От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:
Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:
Ах-ах-ах!
Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух!
Дайте мне кожух!
Пальчики растираем и поглаживаем
«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, и их осталось девять.
Девять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось восемь.
Восемь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось семь.
Семь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось шесть.
Шесть тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось пять.
Пять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось четыре.
Четыре тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось три………
«Твои пальчики»
Этот пальчик — самый большой.
Самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)
Этот пальчик — указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь
указательным пальцем.)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик — безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец,
как будто он не хочет каши.)
Самый маленький — мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он
хочет убежать от остальных пальцев.)
«Пальчики»
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
***
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял
Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал
Этот толстый поросёнок лежебока и нахал
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал
По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.
* * *
Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик,
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это пальчик — указательный,
Он самый внимательный,
Всё увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в серёдочке живёт.
А другому пальчику
Имени не дали,
Потому и безымянным
Его все прозвали.
Ну а этот пальчик —
Маленький мальчик,
Мизинец называется —
На нём рука кончается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....
Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "
Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "...
Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет.
Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс...
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие ...
Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных с...
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...