Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе " Путешественники и первооткрыватели"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Занятие - игра на тему: "Путешественники и первооткрыватели",целью которогобыло формирование элементарных математических представлений и познавательному развитию у детей в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnedoy_l.n._zhuravushka_strezhevoy_konspekt_zanyatiya.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида
городского округа Стрежевой»
Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе
на тему:
«Путешественники и первооткрыватели»
Автор:
Гнедой Любовь Николаевна,
воспитатель.
Актуальность.
Современный мир – это мир новейшей техники, которая меняется, совершенствуется с каждым днем. Наше сознание все больше попадает в зависимость от различных компьютеров, гаджетов, смартфонов. За нас думает и решает техника. Как легко ребенку попасть в такую ловушку и быть зависимым от всего этого.
На сегодняшний день одним из приоритетов образования является создание таких условий развития ребенка, при которых открываются возможности для его личностного развития и формирования познавательных действий, путем самостоятельной исследовательской деятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют необходимость, при которых идет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Считаю, что одной из основ эффективного развития дошкольников является познавательная мотивация и самостоятельная исследовательская деятельность, в результате которой, ребенок становится «первооткрывателем» своих идей.
Представленный конспект занятия по математике на тему: « Путешественники и первооткрыватели» составлен мною в соответствии с программой « Детство», автор Логинова и включено в образовательную область «Познание», учебную дисциплину «Развитие математических представлений».
Конспект разработан в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий «Путешествие по материкам и странам»).
-Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
-Принцип психологической комфортности (любой ответ ребенка принимается, одобряется).
Длительность занятия составляет 30 минут. Проводится фронтально.
Цель занятия: развитие математических представлений.
Новизна занятия заключается в применении инновационных технологий – использование ИКТ, что позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.
Для достижения наибольшего успеха:
- постановка проблемной ситуации – позволила мне заинтересовать детей и включить их в активную мыслительную, практическую и исследовательскую деятельности на личностно-значимом уровне за счет возникновения у них внутренней потребности к деятельности.
- занятие было построено в виде игры-путешествия. Выбрала именно такой вид занятия, потому что соответствует теме недели и путешествие – это источник творчества не только детей, но и профессиональное творчество меня, как педагога.
-использовала на занятии все формы сотрудничества (микрогруппы, подгрупповое, фронтальное).
-использовала сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Разгадывание загадки, вопросы к детям способствовали развитию у них логического мышления, смекалки и находчивости.
Для реализации поставленной цели я определила следующие программные задачи:
Образовательные:
1.Продолжать учить формулировать условие задачи, называть арифметическое действие.
2.Закрепить навыки чтения.
3.Закрепить состав числа 9 из двух меньших чисел.
4.Совершенствовать навыки вычислительной деятельности.
Развивающие:
1.Уточнить представления детей о глобусе и географической карте. Вспомнить названия материков.
2.Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях.
3.Развивать абстрактное мышление, способность к индукции.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в команде.
Материал: Глобус, географическая карта, указка, мяч, доска, фляжка с водой (0,6л), литровая банка, стакан 200 мл;
Слайд№1 «Тема занятия»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы). Почему? (Ответы).
Воспитатель: А как называют людей, которые путешествуют? (Ответы).
Воспитатель: Правильно, путешественники.
Воспитатель: Знаете ли вы, куда можно отправиться в путешествие? (Ответы).
Воспитатель: Где можно найти все эти места? (Ответы детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю отгадать загадку. Ответ на загадку как раз и будет ответом на мой вопрос.
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю…(глобус).
Слайд №2 «Глобус»
Воспитатель: Конечно, это глобус. Сегодня мы будем говорить о путешественниках и исследователях, великих открытиях.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие? Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. Но для начала послушайте информацию. Как и путешественники во время своего пути преодолевают различные препятствия, так и мы с вами во время нашего путешествия будем выполнять задания. По окончании каждого задания мы будем оценивать себя. Если вы считаете, что вы справились с заданием, то вы возьмете «солнышко», а если во время задания вы испытывали затруднения, то вы возьмете «тучку». В конце нашего занятия мы посчитаем с вами кто набрал больше «солнышек», а кто-«тучек».
Воспитатель: Присаживаетесь!
Воспитатель: Мы с вами уже начали изучать нашу Землю. Что вы знаете о глобусе? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята глобус – это уменьшенная модель Земли. На нем показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.
Воспитатель: Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете искать ответы из вариантов ответов (предложить детям напечатанные варианты ответов, дети должны выбрать правильный ответ). Всем понятно задание?
Воспитатель: Что изображено на глобусе? (материки). Слайд №3 «Материки».
Воспитатель: Сколько всего материков? (6) Слайд №4 «Цифра 6».
-Как называется самый большой материк? (Евразия) Слайд№7 «Евразия» (на слайде названия материков Африка, Евразия, Америка).
Воспитатель: Назовите самый маленький материк? (Австралия).
Воспитатель: Как называется материк, где не живут люди (Антарктида).
Первое задание выполнено. Кто считает, что с заданием справился, тот берет «солнышко», а кто испытал затруднения - «тучку».
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди путешествовали? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель: А на чем путешествовали люди раньше? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель: Да, ребята, верхом на лошадях (Слайд №5) и на верблюдах (Слайд №6), на санях (Слайд №7) и на повозках (Слайд №8), на морских судах (Слайд №9) и даже, пешком (Слайд №10).
Воспитатель: Как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали новые, неизведанные ранее земли? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель: Я согласна с вами, их называли первооткрыватели.
Воспитатель: Кого из них вы знаете? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель: (Слайд №11) Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник (Слайд №12) Афанасий Никитин первый побывал в Индии.
Воспитатель: Первооткрывателей было очень много. О них вы узнаете в школе. Открытия бесстрашных первопроходцев восполняли белые пятна на картах. Люди узнавали о невиданных ранее странах, жизни людей разных уголков земного шара. Воспитатель: (Слайд №13) Так, долгое время северный и южный полюса оставались недоступными для человека.
Воспитатель: Очень важно, ребята, путешественникам и первооткрывателям уметь хорошо продумать свой путь, точно рассчитать каждое действие. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже станет великим исследователем или путешественником. Давайте сегодня узнаем, умеем ли мы точно считать, решать, измерять. Это наше второе задание.
Воспитатель: Встаньте в круг. У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы прибавлять к нему 1 и называть новое число. (Играем). Молодцы!
Воспитатель: А теперь будем от моего названного числа отнимать 1 и называть новое получившееся число. (Играем). Молодцы!
Воспитатель: Напоминаю, что мы выполнили второе задание и не забывайте оценивать себя.
Слайд №14 «Пират».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Пират). Он мне сказал, что хочет стать знаменитым и лихо бороздить по морям и океанам!
Воспитатель: Но, ребята, пират открыл мне свой секрет, что не умеет решать задачи? Поможем ему? Послушайте, что он говорит. На слайде звучит голос пирата: « Я плыл по морю и поймал сначала 2-х акул, потом еще. Сколько всего акул я поймал? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, можно ли решить такую задачку? Конечно, нет. Это ловушка пирата, такую задачу решить нельзя, мы же не знаем, сколько акул ты поймал потом.
Воспитатель: Верно, ребята, в любой задаче всегда должно быть 2 числа. С этими числами надо произвести какое-то действие: сложение или вычитание.
Воспитатель: Но пират приготовил нам еще одну задачу, послушайте: «Я плыл по морю 3 дня при хорошей погоде и 1 день в шторм. Куда я плыл? (Предположительные ответы детей).
Воспитатель: Да, я с вами согласна, действительно, и такую задачу тоже нельзя решить, здесь не правильно поставлен вопрос. В задаче всегда хотят узнать о количестве чего-то. О том, о чем говорится в условии.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поучить пирата решать и считать. Послушайте задачу: «Мореплаватель на своем пути встретил 5 пароходов и 2 яхты. Сколько всего судов он встретил?» Опрашиваю 2-3 ребенка. (Ответы детей). Проверяем, верно, 7. (Слайд №15 «Цифра 7».
Воспитатель: Вот видишь, пират, как просто решать задачи.
Воспитатель: А теперь давайте посоревнуемся, но для этого нам нужно разделиться на две команды. Посчитайтесь на первый, второй. Давайте вспомним, первый это четное или нечетное, а – второй? А теперь, ребята, у кого четное число становитесь друг за другом по правую сторону ковра, а нечетное - по левую сторону. Настоящие путешественники часто преодолевают различные препятствия. Представьте, что перед вами болото, надо шагать осторожно, по кочкам. Вы должны встать на кочки так двумя ногами, чтобы 2 числа вместе образовали число 9. Всем понятно. Выполняйте. Из каких двух чисел ты образовал число 9? (Ответы).
Воспитатель: Ребята, я напоминаю, что вы выполнили еще одно задание, не забывайте оценивать себя.
Предлагаю отдохнуть. Физкультминутка «Мы сейчас пойдем…»
Мы сейчас пойдем направо,
В центре круга соберемся,
А потом, пойдем налево,
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько,
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки,
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право -
Не начать ли все сначала?
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что у пирата привязано к поясу? (Ответы детей). Да, фляжка с водой. Как вы думаете, в море вода какая? (Ответы). А на вкус? (Ответы). Можно ее пить? Я с вами согласна, пить можно только пресную воду.
Воспитатель: Пират думает, что ему воды во фляжке хватит на несколько дней. Любой путешественник, должен точно знать, сколько дней он сможет продержаться в море, если, например, выпивать по 1 стакану воды в день.
Воспитатель: Можно ли узнать, сколько стаканов воды у пирата? (Предположительные ответы).
Воспитатель: Согласна, ее надо измерить. Перелить воду, посчитать стаканы. Предлагаю разделиться на 4 группы, помогут нам в этом цветные кружочки. У кого красные проходите к первому столу, у кого - зеленые ко второму столу, у кого синие - к третьему столу, у кого желтые - к четвертому. Ребята, внимательно послушайте задание. Двое из вас будут переливать воду из фляжки в банку, а третий - записывает свои действия на доске. Всем понятно задание? Выполняйте. (Опыт с водой, практическая деятельность детей).
Воспитатель: Значит, на сколько дней хватит воды пирату? (Ответы детей «На 3 дня»).
Воспитатель: Ребята, а если пират будет пить воду не стаканами, а глотками, то глотков получится больше, значит и воды пирату хватит на большее количество дней. Задание выполнено, не забывайте себя оценить.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, что интересного сегодня узнали?
Чему научились?
А теперь, я вам предлагаю подсчитать свои солнышки и тучки. У кого солнышек больше, чем тучек? Это говорит, о том, что вы сегодня хорошо поработали на занятии. А у кого тучек больше, чем солнышек? Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас все получится.
Анализ результатов проведенного занятия.
Данное занятие было проведено с группой детей, возраст которых 6-7 лет. Количественный состав – 19 человек. У большинства детей устойчивое психоэмоциональное развитие, есть гиперактивные дети. Проявление ярко выраженных агрессивных состояний не было.
Все дети справились с поставленной задачей.
Результаты проведенного занятия свидетельствуют о положительной динамике.
В процессе деятельности были созданы условия, чтобы каждый ребенок мог достичь результата. У детей наблюдалось проявление активности, желания исследовать, решать, измерить, прочитать, желание добиться поставленной воспитателем задачи. Дети оценили себя после каждого задания адекватно, если справились с заданием, брали «солнышко», а если где-то не смогли, то – «тучку».
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Данную образовательную деятельность могут использовать воспитатели, родители.
Список использованной литературы:
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс,2001.
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт. – сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: « Детство - пресс», 2001. – 176 с.: Ил.
- Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе « Детство»: Учебно-методическое пособие/науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ « СФЕРА», 2013.-304с.
Список Интернет-источников:
1. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
3.http://www.wolfin.ru/images/foto/13/4e5f80f6ed8a6.jpg
7. http://lib.rin.ru/static/bookimages/08/41/64/08416425.bin.dir/h/i_001.jpg
8. http://novostipmr.com/sites/default/files/field/image/201504/polyus_05-04-15.jpg
9. http://www.jordico.com/wp-content/uploads/2013/09/hidden-job-market-iceberg.jpg
10. http://www.endurofreunde-bremen.com/forum/img.php?url=http%3A%2F%2Fwww.die-
11. http://elitefon.ru/pic/201211/1024x600/elitefon.ru-18475.jpg
12. http://i.simpalsmedia.com/forum.md/comments/900x900/E0058FFC-4167-7A60-2F00-B53009E80535.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе. КВН «Математика – царица наук»
Программное содержание: -Формировать чувство солидарности, умение сопереживать друг другу; -Упражнять детей в решении логических задач; -Совершенствовать навыки выпол...
Комплексное занятие по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»
готовый конспект занятия...
План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»
Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе: «Нам скоро в школу»
Конспект для воспитетелей по матетике...
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ МАТЕМАТИКИ»
Программное содержание Обучающие задачи:Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже.Продолжить учить сравнению и составу одно- и двузначных чисел на основе ...
Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»
Программное содержание. 1) Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20. 2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10. 3) Закреплять знания состава числа 9....
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»...