Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе " Путешественники и первооткрыватели"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Занятие - игра на тему: "Путешественники и первооткрыватели",целью которогобыло формирование элементарных математических представлений и познавательному развитию у детей в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnedoy_l.n._zhuravushka_strezhevoy_konspekt_zanyatiya.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №9 «Журавушка» комбинированного вида

городского округа Стрежевой»

Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе

на тему:

«Путешественники и первооткрыватели»

Автор:

 Гнедой Любовь Николаевна,

воспитатель.

Актуальность.

Современный мир – это мир новейшей техники, которая меняется, совершенствуется с каждым днем. Наше сознание все больше попадает в зависимость от различных компьютеров, гаджетов, смартфонов. За нас думает и решает техника. Как легко ребенку попасть в такую ловушку и быть зависимым от всего этого.

На сегодняшний день одним из приоритетов образования является создание таких условий развития ребенка, при которых открываются возможности для его личностного развития и формирования познавательных действий, путем самостоятельной исследовательской деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют необходимость, при которых идет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Считаю, что одной из основ эффективного развития дошкольников является  познавательная мотивация и самостоятельная  исследовательская деятельность, в результате которой, ребенок становится «первооткрывателем» своих идей.

Представленный конспект занятия по математике на тему: « Путешественники и первооткрыватели» составлен мною в соответствии с программой « Детство», автор Логинова и включено в образовательную область «Познание», учебную дисциплину «Развитие математических представлений».

Конспект разработан в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

-Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий «Путешествие по материкам и странам»).

-Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

-Принцип психологической комфортности (любой ответ ребенка принимается, одобряется).

Длительность занятия составляет 30 минут. Проводится фронтально.

Цель занятия: развитие математических представлений.

Новизна занятия заключается в  применении инновационных технологий – использование ИКТ, что позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.

Для достижения наибольшего успеха:

- постановка проблемной ситуации – позволила мне заинтересовать детей и включить их в активную мыслительную, практическую и исследовательскую деятельности на личностно-значимом уровне за счет возникновения у них внутренней потребности к деятельности.  

- занятие было построено в виде игры-путешествия. Выбрала именно такой вид занятия, потому что соответствует теме недели и путешествие – это источник творчества не только детей, но и профессиональное творчество меня, как педагога.

-использовала на занятии все формы сотрудничества (микрогруппы, подгрупповое, фронтальное).

-использовала сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Разгадывание загадки, вопросы к детям способствовали развитию у них логического мышления, смекалки и находчивости.

Для реализации поставленной цели я определила следующие программные задачи:

Образовательные:

1.Продолжать учить формулировать условие задачи, называть арифметическое действие.

2.Закрепить навыки чтения.

3.Закрепить состав числа 9 из двух меньших чисел.

4.Совершенствовать навыки вычислительной деятельности.

Развивающие:

1.Уточнить представления детей о глобусе и географической карте. Вспомнить названия материков.

2.Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях.

3.Развивать абстрактное мышление, способность к индукции.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в команде.

Материал: Глобус, географическая карта, указка, мяч,  доска,  фляжка с водой (0,6л), литровая банка,  стакан 200 мл;

Слайд№1 «Тема занятия»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?  (Ответы). Почему? (Ответы).

Воспитатель: А как называют людей, которые путешествуют? (Ответы).

Воспитатель: Правильно, путешественники.

Воспитатель: Знаете ли вы, куда можно отправиться в путешествие? (Ответы).

Воспитатель: Где можно найти все эти места? (Ответы детей).

Воспитатель:  Я вам предлагаю отгадать загадку. Ответ на загадку как раз и будет ответом на мой вопрос.

На столе передо мной

Закрутился шар земной

Арктика, экватор, полюс,

Уместил всю землю…(глобус).

Слайд №2 «Глобус» 

Воспитатель: Конечно, это глобус. Сегодня мы будем говорить о путешественниках и исследователях, великих открытиях.

 Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие? Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. Но для начала послушайте информацию. Как и путешественники во время своего пути  преодолевают различные препятствия, так и мы с вами во время нашего путешествия будем выполнять задания. По окончании каждого задания мы будем оценивать себя. Если вы считаете, что вы справились с заданием, то вы возьмете «солнышко», а если во время задания вы испытывали затруднения, то вы возьмете «тучку». В конце нашего занятия мы посчитаем с вами кто набрал больше «солнышек», а кто-«тучек».

Воспитатель: Присаживаетесь!

Воспитатель:  Мы с вами уже начали изучать нашу Землю. Что вы знаете о глобусе? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята глобус – это уменьшенная модель Земли. На нем показаны материки, острова, моря и океаны. Глобус позволяет представить форму нашей планеты.

Воспитатель: Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы будете искать ответы из вариантов ответов (предложить детям напечатанные варианты ответов, дети должны выбрать правильный ответ). Всем понятно задание?  

Воспитатель: Что изображено на глобусе? (материки). Слайд №3 «Материки».

Воспитатель: Сколько всего материков? (6) Слайд №4 «Цифра 6».

-Как называется самый большой материк? (Евразия) Слайд№7 «Евразия» (на слайде названия материков Африка, Евразия, Америка).

Воспитатель: Назовите самый маленький материк? (Австралия).

Воспитатель: Как называется материк, где не живут люди (Антарктида).

 Первое задание выполнено. Кто считает, что с заданием справился, тот берет «солнышко», а кто испытал затруднения - «тучку».

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди путешествовали? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: А на чем путешествовали люди раньше? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, верхом на лошадях (Слайд №5) и на верблюдах (Слайд №6), на санях (Слайд №7) и на повозках (Слайд №8), на морских судах (Слайд №9) и даже, пешком (Слайд №10).

Воспитатель: Как вы думаете, как называли путешественников, которые первыми открывали новые, неизведанные ранее земли? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Я согласна с вами, их называли первооткрыватели.

Воспитатель: Кого из них вы знаете?  (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: (Слайд №11) Христофор Колумб открыл Америку. Русский путешественник (Слайд №12) Афанасий Никитин первый побывал в Индии.

Воспитатель: Первооткрывателей было очень много. О них вы узнаете в школе. Открытия бесстрашных первопроходцев восполняли белые пятна на картах. Люди узнавали о невиданных ранее странах, жизни людей разных уголков земного шара. Воспитатель: (Слайд №13) Так, долгое время северный и южный полюса оставались недоступными  для человека.

Воспитатель: Очень важно, ребята, путешественникам и первооткрывателям уметь хорошо продумать свой путь, точно рассчитать каждое действие. Может быть, кто-то из вас в будущем тоже станет великим исследователем или путешественником. Давайте сегодня узнаем, умеем ли мы точно считать, решать, измерять. Это наше второе задание.

Воспитатель: Встаньте в круг. У меня в руках арифметический мяч. Я называю число, а вы прибавлять к нему 1 и называть новое число. (Играем). Молодцы!

Воспитатель: А теперь будем от моего названного числа отнимать 1 и называть новое получившееся число. (Играем). Молодцы!

Воспитатель: Напоминаю, что мы выполнили второе задание и не забывайте оценивать себя.

Слайд №14 «Пират».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Пират). Он мне сказал, что  хочет  стать знаменитым  и  лихо бороздить по морям и океанам!

Воспитатель: Но, ребята, пират открыл мне свой секрет, что не умеет решать задачи? Поможем ему? Послушайте, что он говорит. На слайде звучит голос пирата: « Я плыл по морю и поймал сначала 2-х акул, потом еще. Сколько всего акул я поймал? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, можно ли решить такую задачку? Конечно, нет. Это ловушка пирата, такую задачу решить нельзя, мы же не знаем, сколько акул ты поймал потом.

Воспитатель: Верно, ребята,  в любой  задаче всегда должно быть 2 числа. С этими числами надо произвести  какое-то действие: сложение или вычитание.

 Воспитатель: Но пират  приготовил нам еще одну  задачу,  послушайте: «Я плыл  по морю 3 дня при хорошей погоде и 1 день в шторм. Куда я плыл? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Да, я с вами согласна, действительно, и такую задачу тоже нельзя решить, здесь не правильно поставлен вопрос.  В задаче всегда хотят узнать о количестве чего-то. О том, о чем говорится в условии.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, поучить пирата решать и считать. Послушайте задачу: «Мореплаватель на своем пути встретил 5 пароходов и 2 яхты. Сколько всего судов он встретил?»  Опрашиваю 2-3 ребенка. (Ответы детей). Проверяем, верно, 7. (Слайд №15  «Цифра 7».

Воспитатель: Вот видишь, пират, как просто решать задачи.

Воспитатель: А теперь давайте посоревнуемся, но для этого нам нужно разделиться на две команды. Посчитайтесь на первый,  второй. Давайте вспомним, первый это четное или нечетное, а – второй?  А теперь, ребята, у кого четное число становитесь друг за другом по правую сторону ковра, а нечетное - по левую сторону.  Настоящие путешественники часто преодолевают различные препятствия. Представьте, что перед вами болото, надо шагать осторожно, по кочкам. Вы должны встать на кочки так двумя ногами, чтобы 2 числа вместе образовали число 9. Всем понятно. Выполняйте. Из каких двух чисел ты образовал число 9? (Ответы).

Воспитатель: Ребята, я напоминаю, что вы выполнили еще одно задание,  не забывайте оценивать себя.

Предлагаю отдохнуть. Физкультминутка «Мы сейчас пойдем…»

Мы сейчас пойдем направо,
В центре круга соберемся,

А потом, пойдем налево,
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько,
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки,
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право -
Не начать ли все сначала?

Воспитатель: Ребята, обратите внимание,  что у пирата привязано к поясу? (Ответы детей). Да, фляжка с водой. Как вы думаете, в море вода какая? (Ответы). А на вкус? (Ответы). Можно ее пить? Я с вами согласна, пить можно только пресную воду.

Воспитатель: Пират думает, что ему воды во фляжке хватит на несколько дней. Любой путешественник, должен точно знать, сколько дней он  сможет продержаться в море, если, например, выпивать по 1 стакану воды в день.

Воспитатель: Можно ли узнать, сколько стаканов воды у пирата? (Предположительные ответы).

Воспитатель: Согласна, ее надо измерить. Перелить воду, посчитать стаканы. Предлагаю разделиться на 4 группы, помогут нам в этом цветные кружочки. У кого красные  проходите к первому столу, у кого - зеленые ко второму столу, у кого синие - к третьему столу, у кого желтые - к четвертому. Ребята, внимательно послушайте задание. Двое  из вас будут  переливать воду из фляжки в банку, а третий - записывает свои действия на доске. Всем понятно задание? Выполняйте. (Опыт с водой, практическая деятельность детей).

Воспитатель: Значит, на сколько дней хватит воды пирату? (Ответы детей «На 3 дня»).

Воспитатель: Ребята, а если пират будет пить воду не стаканами, а глотками, то глотков получится больше, значит и воды пирату хватит на большее количество дней. Задание выполнено, не забывайте себя оценить.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, что интересного сегодня узнали?

 Чему научились?

А теперь, я вам предлагаю подсчитать свои солнышки и тучки. У кого солнышек больше, чем тучек? Это говорит, о том, что вы сегодня хорошо поработали на занятии. А у кого тучек больше, чем солнышек? Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас все получится.

Анализ результатов проведенного занятия.

Данное занятие было проведено с группой детей, возраст которых 6-7 лет. Количественный состав – 19 человек. У большинства детей устойчивое психоэмоциональное  развитие, есть гиперактивные дети. Проявление  ярко выраженных агрессивных состояний не было.

Все дети справились с поставленной задачей.

Результаты проведенного занятия свидетельствуют  о положительной динамике.

В процессе деятельности  были созданы условия,  чтобы каждый ребенок мог достичь результата. У детей наблюдалось проявление активности, желания исследовать, решать, измерить, прочитать,  желание добиться поставленной  воспитателем задачи.  Дети  оценили  себя после каждого задания адекватно, если справились с заданием,  брали «солнышко», а если где-то не смогли, то – «тучку».

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Данную образовательную деятельность могут использовать воспитатели, родители.

Список использованной литературы:

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство-Пресс,2001.
  2. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт. – сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: « Детство - пресс», 2001. – 176 с.: Ил.
  3. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе « Детство»: Учебно-методическое пособие/науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ « СФЕРА», 2013.-304с.

Список Интернет-источников:

1. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm

2.http://images.rambler.ru/search?query=фото%20путешествий%20на%20лошадях&adult=soft&i=1&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up

3.http://www.wolfin.ru/images/foto/13/4e5f80f6ed8a6.jpg

4.http://images.rambler.ru/search?query=%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%85&utm_source=rambler-search&utm_medium=mixup&utm_campaign=images_up

5.https://fotki.yandex.ru/next/users/nadir-dulyanov/tag/%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8/album/177247/view/340119?page=0&search-author=nadir-dulyanov

6. http://s3.timetoast.com/public/uploads/photos/4615149/christopher-columbus-kids_480x360.jpg?1383250113

7. http://lib.rin.ru/static/bookimages/08/41/64/08416425.bin.dir/h/i_001.jpg

8. http://novostipmr.com/sites/default/files/field/image/201504/polyus_05-04-15.jpg

9. http://www.jordico.com/wp-content/uploads/2013/09/hidden-job-market-iceberg.jpg

10. http://www.endurofreunde-bremen.com/forum/img.php?url=http%3A%2F%2Fwww.die-

11. http://elitefon.ru/pic/201211/1024x600/elitefon.ru-18475.jpg

12. http://i.simpalsmedia.com/forum.md/comments/900x900/E0058FFC-4167-7A60-2F00-B53009E80535.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по математике в подготовительной к школе группе. КВН «Математика – царица наук»

Программное содержание:  -Формировать чувство солидарности, умение сопереживать друг другу; -Упражнять детей в решении логических задач; -Совершенствовать навыки выпол...

План и конспект комплексного занятия по познавательному развитию и математике в подготовительной к школе группе «Путешественники и первооткрыватели»

Это занятие поможет уточнить представление детей о глобусе и географической карте.Вспомнить название материков.Совершенствовать навыки вычеслительной деятельности, закрепить представления детей о стру...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ МАТЕМАТИКИ»

Программное содержание Обучающие задачи:Закреплять умение различать понятия: больше – меньше, длиннее – короче, шире – уже.Продолжить учить сравнению и составу одно- и двузначных чисел на основе ...

Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»

Программное содержание. 1)  Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20.  2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10.  3) Закреплять знания состава числа 9....

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну математики»...