Математика в дошкольной образовательной организации
консультация по математике на тему
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Математика для дошкольников – способ познания окружающего. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
математика по программе "Детство" | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика до школы.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Математика для дошкольников – способ познания окружающего. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос.Большим тормозящим фактором является то, что некоторые воспитатели никак не могут отойти от той авторитарной системы организации занятий, которая преподносилась в традиционной программе Васильевой и вносят элементы инновационных программ, в большинстве своем содержащие завышенные требования к детям.В результате такого подхода дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других.
К тому же многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой").В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, полочки Кьюзинера, счётные палочки, наглядные модели.Следуя основным принципам программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», где сказано: «Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх», в своей педагогической практике наши воспитатели используют математические развивающие игры, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности и приобщают к умственной деятельности.Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит.
В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.Результат использования развивающих игр в математическом развитии дошкольника:
-- развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;
-- развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;
-- развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;
-- умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;
-- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
-- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.
И если мы сегодня затрагиваем вопросы преемственности детского сада и школы, то одним из требований готовности ребёнка к школе является уровень развития мелкой моторики. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Одной из форм работы детского сада являются дополнительные занятия в режимные моменты, где нашими воспитателями с большим успехом применяются дидактические игры на развитие логического мышления и развитие мелкой моторики рук. Наши дети с восторгом рисуют, вырезают всевозможные фигуры и таким образом наша непосредственная образовательная деятельность плавно перетекает в свободную детскую деятельность, образуя единую систему образовательной деятельности.
Ведь только работа в системе, которая охватывает все виды детской деятельности, совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Хоть мы уже в течение 4 лет занимаемся по инновационной программе «Детство» , которая максимально приближена к современным программам начальной школы, проблема преемственности детского сада и школы так же остро стоит перед нами и происходит это потому, что сущность преемственности, следует отметить,носит двусторонний характер : с одной стороны, педагоги детского сада должны учитывать требования школы, с другой - педагоги школы могут использовать математические знания, приобретённые детьми в детском саду, и наиболее актуальные формы и методы работы на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.
Только когда работа в ДОУ будет направлена на такое развитие детей, которое отвечает требованиям, предъявляемым на последующих ступенях, а учителя начальных классов станут опираться на материал, ранее усвоенный детьми на занятиях, будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы, а это значит, что наши дети будут успешными в последующем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Сан Пин 11 пункт...
Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)
Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...
Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»
В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...