Занятия с Палочками Кюизенера. Из опыта работы.
презентация к уроку по математике (старшая группа) по теме

Архипова Олеся Владимировна

Палочки Кюизенера способствуют развитию умственных способностей дошкольников.

Примеры игровых упражнений с палочками Кюизенера:

«Цветные коврики», «Играем с цветом», «Подбери цифру», «Цветные числа».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Палочки Кюизенера как средство развития умственных способностей дошкольников Из опыта работы Подготовила Учитель-дефектолог Олеся Владимировна Архипова

Слайд 2

Джордж Кюизенер Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см..

Слайд 3

Джордж Кюизенер Разработал Кюизенер палочки так , что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число . Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Слайд 4

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Слайд 5

Палочки Кюизенера помогают решить следующие задачи : Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету). П ознакомить с понятием величины: длины , высоты (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине). Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда. Осваивать прямой и обратный счет. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел). Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания .

Слайд 6

Палочки Кюизенера помогают решить следующие задачи: 7. Научить делить целое на части и измерять объекты. 8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 9. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.) 10. Развивать логическое мышление, внимание, память. 11 . Проявлять инициативу, настойчивость в достижении цели.

Слайд 7

Знакомство с геометрией с помощью палочек Кюизенера С помощью палочек в доступной пониманию ребенка форме можно знакомить детей с началами геометрии. Предложив рассматривать счетную палочку как единицу измерения, можно научить детей выделять элементы фигур; можно научить строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.

Слайд 8

Первый этап или знакомство детей с палочками Кюизенера Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе . Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные фигуры постройки и конфигурации, которые им подсказывает собственное воображение . Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов. З десь детям была представлена полная свобода действий и фантазии .

Слайд 9

В процессе игровой деятельности большинство детей сами подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров

Слайд 10

Методы и приёмы работы с палочками Кюизенера Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и подгруппами. Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера , детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.

Слайд 11

Оказываемая педагогом помощь детям была в касательной форме: «подумай еще раз, но по другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений. Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы.

Слайд 12

Второй этап работы с палочками Кюизенера По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных педагогом; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей .

Слайд 13

Третий этап работы с палочками Следующим этапом в работе со счетными палочками будет построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети научатся строить фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.

Слайд 14

Игровые упражнения с палочками Кюизенера : 1. «Цветные коврики». «Составь число». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. 2 . «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет. 3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать. 4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа. 5 . «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой. 6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10. 7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. 8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины. 9 . «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. 10. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами. 11. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

Слайд 15

Повышение интереса к занятиям с палочками через использование альбома «Дом с колокольчиком» Для того, чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности: в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности.

Слайд 16

Эмоциональный приём в работе с палочками Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогает в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, нам удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.

Слайд 17

Использование проблемно-поискового метода в работе с палочками Кюизенера Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру, «открывали» маленькие математические истины. З адача педагога состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Слайд 18

Ожидаемый результат Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствовует развитию умственных способностей дошкольников.

Слайд 19

Литература 1 . Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера ?.- игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.- Москва,2008 2. Волшебные дорожки.- Альбом-игра для самых-самых маленьких. 3. Дом с колокольчиками.- Альбом-игра для детей 4-5 лет. 4. На золотом крыльце сидели.- Альбом-игра для подготовки к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Палочки Кюизенера доступны для работы с детьми старше трех лет.  В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и в...

занятие с "палочками Кюизенера"

Занятие для деток младшего возраста. После таких совместных игр, дети свободно сами придумывают интересные сюжеты и свободно играют этим пособием....

Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Программа по развитию математических представлений• Закрепление представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).•Развитие способности группировать...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР

Об использовании палочек Кюизенера в работе учителя-логопеда с дошкольниками с общим недоразвитием речи....