Консультация для воспитателей "Особенности НОД при параллельно-раздельном обучении".
консультация по математике на тему

Заварова Ольга Николаевна

Обучение математике в детском саду рассматривается как начальная ступень в овладении школьным курсом математики. Поэтому дошкольники должны сознательно овладеть определённым кругом знаний, умений и навыков и применять их в определенных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности НОД при параллельно-раздельном обучении

Обучение математике в детском саду рассматривается как начальная ступень в овладении школьным курсом математики. Поэтому дошкольники должны сознательно овладеть определённым кругом знаний, умений и навыков и применять их в определенных условиях.

Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики развиваются по - разному. Девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций.  И педагог должен, с одной стороны,  помочь дошкольнику или дошкольнице раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему его полом, а с другой, учитывая гендерные особенности, перестроить учебный процесс в соответствии с принципами обучения мальчиков и девочек.

Специфика мышления детей старшего дошкольного возраста в том, что у них пока недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а образовательная система «Школа 2100» значительно расширяет возможности педагога и детей. Обучение ведется на основе интегрированных технологий, деятельностного подхода, что способствует формированию у детей познавательных интересов, коммуникативных способностей, личностных качеств. Но учитывая гендерные особенности девочек, нужно стараться  излагать учебный материал на доступном девочкам языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Девочка - аудист использует свой мозг в качестве магнитофона. Поэтому, на занятиях девочки проговаривают вслух хором математические термины, вычислительные действия, условия задач и т.д. Дошкольница - кинестекик способна запоминать через двигательную активность. Она выполняет различные движения руками или туловищем на определённое суждение или правило.  Девочке – визуалистке  необходимы опорные схемы и таблицы.

Очень важен для девочек на занятиях эмоциональный настрой. Такой настрой создается при использовании музыки, стихов, психологических игр и т.д.

При обучении математике девочки лучше и быстрее выполняют однотипные задания. Девочкам необходимо информацию преподносить упорядоченно, им свойственен размеренный темп подачи материала.

Лучше всего девочки работают на пошаговых технологиях, работа на занятиях идёт  путём перехода от простого к сложному. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых,  нетиповых заданий.

При решении задач для девочек важна содержательная сторона задачи. Они затрудняются решать задачи, связанные с техникой. Поэтому лучше всего находить темы, близкие им (магазин, кулинария, куклы, т.п.).  

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Девочки реже поднимают руку, хотя и знают не хуже мальчиков. Отвечая, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта со взрослым., т.е. больше ориентированы на отношения между людьми.

Мальчики на занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они пропустили и не поняли.

Мальчики чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит в сторону, на стол, перед собой. Мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-либо информации.

Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе. Они обращают внимание, прежде всего на то, как к ним относятся. У девочек всегда две задачи: быть «хорошей» и в то же время поддерживать, возможно, хорошие отношения с окружающими, чтобы с их помощью достигнуть  собственных целей.

Мальчики склонны принимать более импульсивные подходы к решению математических задач. Считается, что именно это позволяет им надолго вырваться вперед, оставляя позади успехи девочек. Но, выкрикивая быстрые ответы из памяти, мальчики чаще и ошибаются. Для мальчиков на занятии важен высокий темп подачи материала с решением логических заданий и минимальным повторением пройденного материала.  Мальчикам полезны элементы соревновательности при работе в группе. Кроме того, нужно широко использовать постоянную смену лидера. Это позволит им усвоить социальные нормы и правила в группе; снизить личное тревожное напряжение, быть ответственным.

Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Если возникает конфликт, девочки обижаются, теряют охоту к совместной работе. На занятиях, да и в свободной деятельности, используются различные формы работы: в группах, в парах, коллективные. Но при этом, работа в группе девочек,  должна быть на равных, нельзя кого-то назначать главным, сразу начинаются обиды, и девочка может просидеть обиженной все занятие. Хвалить надо тоже аккуратно, т.к. девочки очень ревнивы. Хвалить приходится вообщем, не называя имён, или наедине.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

  • Быстрее схватывают новый материал;
  • Легче усваивают алгоритмы и правила;
  • Любят задания на повторение;
  • Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
  • Воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
  • Лучше обучаются последовательно  - “от простого к сложному”.

Мальчики:

  • Им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”.
  • Лучше выполняют задания на сообразительность;
  • Не  терпят однообразия;
  • Лучше выполняют задания при ярком свете;
  • Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек. При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:  

  • Продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола.
  • Использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков.
  • Использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
  • Проводить КВНы, викторины типа “А ну-ка, мальчики!”, “А ну - ка,  девочки!”
  • При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга.
  • В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
  • При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе - в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учётом на обе гендерные группы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "От чего зависит успешность обучения ребенка в школе"

Каждый родитель надеется, что его ребенок будет хорошо учиться в школе. Но чуда не произойдет, если заранее не предпринять определенных усилий. Что же требуется для успешного обучения? Специалисты счи...

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Консультация: «Формирование познавательной способности дошкольников по средствам обучения счету»

В детском саду в утреннее и ве­чернее время можно проводить игры математического содержания....

Консультация для родителей на тему "Правила при обучении ребёнка чтению"

Рекомендации логопеда родителям по обучению ребёнка чтению...

Консультация из опыта работы. Формирование творчества при обучении детей современным танцам

Духовная  жизнь  ребенка              Полноценна  лишь  тогда, когдаон  живет  в  мире  иг...