Социально- психологическое сопровождение по созданию комфортной и доброжелательной среды
статья по математике на тему
Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного
процесса положена технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон- педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовывать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования (начиная с дошкольного возраста, затем в начальной школе и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_situatsiya.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социально- психологическое сопровождение по созданию комфортной и доброжелательной среды»
Технология деятельностного метода «Ситуация»
Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного
процесса положена технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон- педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовывать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования (начиная с дошкольного возраста, затем в начальной школе и т.д.)
Педагог не просто объясняет новое, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя сами или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия тех дидактических целей, которые ставит воспитатель. Воспитатель становится организатором и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шест шагов (этапов). В содержании программы имеются разделы, в которые оптимально вписывается целостная структура технологии, когда дети «переживают» весь путь преодоления затруднений через выявление устранения его причины. Это курс «Игралочка», лежащий в основе ФЭМП.
Остановимся на них более подробно.
1. Введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать.
Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он детям рассказывает о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях семье и т. п. При этом у детей формируются первичные представления о государстве, обществе, природе.
Воспитатель обязательно выслушивает каждого, кто хочет высказаться, рассказать о себе, но и послушать других. Так овладевают вербальными и невербальными средствами общения.
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все этапы.
Приведем пример первого этапа из образовательной ситуации по ФЭМП (тема: «Сравнение по длине»).
Слайд № 2
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает историю о том, что в магазине, где продаются ленты для косичек, произошла неприятность. коробки с лентами упали с полки, и все ленты перепутались. А в магазин приходят девочки с косичками разной длины. Воспитатель предлагает детям помочь продавцу магазина разобраться с лентами.
У детей появилась «детская» цель – помочь продавцу. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной целью (например, уточнить, дополнить знания). Младшие дошкольники ставят цель, связанную со своим личным опытом. А старшие могут ставить цели важные не только для них но и для окружающих.
Ключевыми фразами завершения этого этапа являются вопросы: «Хотите? Сможете?»
Таким образом на этапе введения в ситуацию полноценно включается механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»).
2.Актуализация
Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети и должны сделать «открытие» нового знания. В процессе дид .игры воспитатель организует предметную деятельность детей. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей цели.
Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей ценностных (что хорошо, что плохо и т.д.)
Слайд № 3,4
Игра «Ленты».
Задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия детьми способа сравнения по длине приложением, уточнить понимание слов «длинный», «короткий».
Дети садятся за столы по 2 человека, у них один и тот же цветовой набор полосок. В беседе выясняется, сколько ленточек, чем отличаются.
Слайд № 5
Как вы думаете, одинаковые ли ленточки нужны девочке с длинными и короткими волосами? Попутно проходит беседа о том, что выглядеть нужно опрятно, всегда причесанными.
3.Затруднение в ситуации
Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты структуры , позволяющие определять путь преодоления затруднения.
Воспитатель с помощью вопросов: «Смогли», «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причин. Данный этап важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкли к тому, что затруднения и неудач не стоит бояться.
Данный этап заканчивается словами взрослого: «Значит, что нам нужно узнать?» в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.
Слайд № 6
Например: воспитатель предлагает представить, что в магазин пришла девочка с длинной косой, и просит продать ей самую длинную ленточку.
-как вы определите, какая из лент самая длинная?
Слайд № 7
Обычно дети выбирают самую длинную полоску на глаз, при этом варианты могут быть различными.
- смогли ли вы выбрать ленту для этой куклы?
- почему не смогли? (потому что трудно понять, какая из лент самая длинная)
- что нужно сделать для того, чтобы это определить?
Слайд № 8.9
Выслушиваются все предложения детей, после чего принимается решение разложить ленты одну под другой. Не зная способа сравнения, дети выкладывают ленты не по порядку и не совмещая края. Могут быть предложены разные варианты, но без их обоснования.
Возникает проблемная ситуация.
4. Открытие детьми нового знания.
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера.
С помощью вопросов: «Что нужно сделать, если чего не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Как правильно, в самостоятельного открытия. У них вырабатывается понимание того, что, если не знаешь, то можно спросить.
Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно их формулировать. Дети в старшем дошкольном возрасте узнают, что можно спросить у книги, у телевизионных передач, сети Интернет.
Задача взрослого- выслушать все ответы детей и подводит итог: « Я поняла, вы хотели спросить» и продемонстрировать правильную формулировку вопроса.
В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю по образцу».
Таким образом, дети получают опыт выбора метода проблемной ситуации.
Слайд № 10,11,12
Игра «Ленты» (продолжение)
Цель: сформировать умение сравнивать предметы по длине способом приложения, тренировать способность к анализу, сравнению.
Воспитатель предлагает детям найти самую длинную полоску, затем выбрать самую длинную из тех, что остались.
- Как сравнить эти полоски по длине?
Дети с помощью воспитателя кладут полоски так, чтобы концы были на одном уровне. Воспитатель предлагает найти самую длинную из оставшихся.
- Как расположить эту полоску, чтобы было видно, что она другой длины?
Дети должны догадаться, что полоску надо положить рядом с первыми двумя, чтобы один конец был на уровне другого.
Слайд № 14Далее дети выполняют задание самостоятельно.
Слайд № 15После выполнения задания всеми детьми воспитатель приклеивает на большой лист полоски разной длины, располагая один конец под другим.
5. включение нового знания (способа действий) в систему знаний и повторений ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого. В старшей и подготовительной группах отдельные задания выполняются в рабочих тетрадях.
Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем). Использование на данном этапе игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать коммуникативные умения.
Слайд № 15
Игра «Числовой ряд» .
Дидактическая задача: тренировать умение считать по порядку. Воспитатель предлагает навести порядок с чеками в «Магазине». Дети подходят к столу, на котором находятся «чеки»- полоски бумаги с написанными на них рядами чисел. На одних полосках числа расположены не по порядку, а на других- по порядку. Их количество должно быть равно количеству детей. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать чек с числовым рядом, которым можно пользоваться при счете предметов.
Слайд № 16
Игра «Покупка лент»
Задачи: закрепить способ сравнения по длине путем приложения, развивать мыслительные операции, способность к общению.
Дети садятся на свои места. На стол ставится кукла с двумя косичками.
-Представьте себе, что в магазин пришла девочка. Как вы думаете, сколько ленточек она будет покупать?
-Почему же вы думаете, что две?
-Одинаковой или разной длины должны быть ленты, которые купит девочка?
-Почему вы думаете, что одинаковой?
Воспитатель предлагает «продать» две ленты одинаковой длины.
-Можете ли вы выполнить просьбу куклы?
-Почему не можете?
Слайд № 17,18,19
Воспитатель предлагает каждой паре детей посмотреть на ленточки друг друга и помочь попробовать помочь девочке.
Детям предлагается самостоятельность. Вариантов ответов может быть несколько, но достаточно найти хотя бы один и доказать правильность своего выбор приложением.
6. осмысление (итог)
Данный этап является необходимым элементом в структуре, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Воспитатель в младших группах проговаривает условия выполнения задач. В старших группах дети сами способны определить условия достижения цели.
С помощью вопросов «Где были», «Что делали?» «Что больше всего понравилось?» «»Что вам было сделать трудно?» «Удалось ли вам помочь девочкам?» воспитатель хвалит их и говорит, что они смогли помочь девочкам, потому что научились сравнивать ленточки по длине.
Таким образом, воспитатель помогает осмыслить деятельность детей. Познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер, у детей развивается любознательность, постепенно формируется учебная мотивация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по созданию комфортной, безопасной предметной среды
В статье представлен опыт работы по созданию комфортной предметной среды в соответствии с ФГОС...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
«Игра как средство комфортной и доброжелательной среды для познавательно- речевого развития дошкольников»
Гипотеза :Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит мн...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды»
"Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды"...
Выступление на педагогическом Совете "Обобщение опыта работы по созданию комфортной предметно- развивающей среды в старшей логопедической группе "Кораблик"
выступление ( март 2017)...
Консультация для воспитателей" Создание комфортной предметно-развивающей среды"
Помощь воспитателям для создания комфортной предмето-развивающей среды...
эссе"Какими компетенциями должен владеть педагог для создания комфортной развивающей образовательной среды ДОО
Эффективность работы детского сада зависит от многих факторов. Это и условия образовательного процесса, наличие и реализация актуальной программы развития детей, и гр...