"Дидактические игры с математическим содержанием".
статья по математике (старшая группа) по теме

Бибенина Галина Петровна

В данном сообщении описывается роль дидактических игр с математическим содержанием при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_soobshchenie.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение воспитателя ГБДОУ детского сада №85 Приморского района, СПб Бибениной Галины Петровны на тему: «Дидактические игры с математическим содержанием».

Санкт-Петербург

2014г.

        При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

        Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии. В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр. Мы используем игры, в которых у детей формируются новые математические знания, умения и навыки. Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка детских ответов, спокойная, деловая, доброжелательная реакция на ошибки детей, правильное использование математических терминов контролируется и направляется педагогом.

        Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариантности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания.

        Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре представляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

        Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали!» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». Активизируется речь при общении детей в игре. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

        Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного занятия, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

        В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур можно провести упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заменить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета – красная и т.д.

        Дидактическая игра с математическим содержанием является средством формирования интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

Подвижно-дидактические игры с математическим содержанием

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста при организации режимных моментов...

Дидактические игры с математическим содержанием

Дидактические игры с математическим содержанием для старшенго дошкольного возраста...