Дидактическая игра
учебно-методический материал по математике (младшая группа) на тему

Колитина Елена Александровна

Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей. Задачи, которые можно решить с помощью дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_predstavlyaet_soboy_mnogoplanovoe.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №315»

Дидактическая игра

 как средство развития

познавательной активности детей

Подготовила: Колитина Елена

Александровна, воспитатель

2014

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности.

Трехлетний ребенок хочет все узнать, понять, увидеть. Дидактическая игра – это разговор с ребенком, форма диалога, расширяющего запас слов, выражений, понятий, формирующего умение малыша взаимодействовать. Но самое главное – общение с ребенком через дидактическую игру дает возможность уйти от стандарта, придумать новые интересные варианты игр, чтобы учесть особенности каждого ребенка, понять, что ему больше нравиться.
Игровые занятия с детьми включали в себя два блока: "Что это? " и "Кто это?".
Блок "Что это? " составляли тематические серии: "Игрушки", "Мои занятия", "Одежда", "Обувь", "Посуда", "Столовые приборы", "Фрукты", "Овощи", "Мебель", "Спортивный инвентарь", "Мой дом", "Улица и двор", "Транспорт", "Цвета" (белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий, "Части тела (человек) ", "Геометрические фигуры".
В блоке "Кто это? " – темы: "Люди разных профессий", "Домашние животные", "Дикие животные", "Животные – герои сказок".
С помощью дидактических игр решается сразу несколько задач:
1) формирует способность детей концентрировать внимание на слове, объекте (карточке, действии);
2) учит детей переключать внимание. Например, при рассматривании одной карточки предъявить другую: "Посмотрите, а что это? ";
3) учит воспринимать форму и размер фигур;
4)учит запоминать последовательность из 2-3 слов, картинок, фигур;
5) выявляет и закрепляет простые цвета;
6) формирует запаса слов;
7) формирует грамматический строй языка;
8) развивает диалогическую речь (умения задавать вопросы и отвечать на них);
9) развивает связную речь.
Разберем игру , разработанную мной «Зверье мое».

  1. Давай поиграем. У меня есть карточка. Кто это? Кошка.
  2. Найди и покажи карточку, где нарисованы ее детки.
  3. Кошка большая, а котята – маленькие. Кошка одна, а котят – много.
  4. Кошка какая? Мягкая, пушистая, серая, красивая…
  5. Кошка что умеет делать? Мяукать, лазать по деревьям, царапать, кушать. Что кошка кушает? Молоко, рыбу, мышей, корм… Кошка где живет? Дома. Она домашняя.
  6. Давай придумаем сказку про кошку и ее котят?...

Дидактические игры хороши многовариантностью.

На примере данной игры рассмотрим ее варианты:

  1. Воспитатель  предлагает ребенку найти детеныша глядя на карточку.
  2. Воспитатель не показывая карточки описывает животное, а ребенок должен догадаться и найти детеныша или маму.
  3. Воспитатель и ребенок меняются ролями. При этом воспитатель задает наводящие вопросы, помогая ребенку описать животное.
  4. Из предложенных карточек выбрать только диких животных (или домашних)
  5. Больших животных положить вверху, а маленьких внизу.
  6. Учить сравнивать количество, используя правильную форму существительного (много котят, одна кошка, один кот).

В данной игре еще развивается мелкая моторика. Так как в этом возрасте тонкие движения еще не точны, не ловки, а карточку на шнурок хочется одеть самому.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...