Конспект занятия по математике по теме: "Прямоугольник"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Данное занятие поможет в игровой форме познакомить детей с прямоугольником, умением  распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы, тренировать умение соотносить цифру с количеством, распознавать круг, квадрат, треугольник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_matematike.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект - занятия

по математике

для детей средней группы

Тема: «Прямоугольник»

Воспитатель

Абушамиева Галина Михайловна

Волгоград       2012 год

Вид занятия: математическое.

Тип занятия: ознакомительное.

Тема занятия: “Прямоугольник.”

Возраст детей: 4-5 лет.

Способ организации детей на занятии- общегрупповое.

Предварительная работа с детьми.

Наглядный и дидактический материал:

          демонстрационный- квадрат, прямоугольник, изображение елки, человека,цифры 1-5;

           раздаточный -карточки с геометрическими фигурами, квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой, кубики, лодочка.

Задачи:

            обучения -познакомить детей с прямоугольником, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы, тренировать умение соотносить цифру с количеством, распознавать круг, квадрат, треугольник;

          развития- развивать внимание, коммуникативные качества, речь;

          воспитания- воспитывать самостоятельноть в  поиске правильного решения, активность при ответах на вопросы, желание помочь другому.  

   

Организационный  момент:

(дети собираются около воспитателя на ковре, воспитатель обращает внимание на афишу с героями из сказок)

 Воспитатель: Кто изображен  на афише?

 Дети: Сказочные герои.

Воспитатель: Где вы могли их видеть?

Дети: Мы их видели по телевизору в кино, мультфильмах, в театре.

Воспитатель: Были ли вы в театре?

Дети: да, были.

Воспитатель: Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?

Дети: очень хотим.

Игра “Билеты в театр.”

Воспитатель:Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?

Дети: Купить билеты.

Воспитатель: Как называется человек, который продает билеты?

Дети: Кассир.

Воспитатель: В этой игре, ребята, я буду кассиром и продавать билеты, но билеты не простые, это карточки с геометрическими фигурами. В зале театра стоят стулья, а на них написаны цифры, которые указывают место, на которое должен сесть человек, купивший билет с этим номером. У нас в группе тоже стоят стульчики с номерами  в два  ряда, каждый ряд имеет свой цвет, а на стульчиках написаны цифры. Вам нужно сосчитать на своих карточках геометрические фигуры и занять место, на котором стоит цифра, показывающая количество фигур на “билете” и  соответствующая им по цвету (дети покупают “билеты” и занимают свои места, а воспитатель проверяет билеты).

Воспитатель: Сколько Ирина фигур  на твоем билете ?

Ирина: 4 круга.

Воспитатель: А  на стульчики какая цифра?

Ирина: Цифра 4.

 Воспитатель: А, сколько фигур Леша на твоем билете?

Леша: На моем билете 2 квадрата?

Воспитатель: А на стуле какая цифра?

Леша: На стуле цифра 2.

Воспитатель: Ты правильно занял свое место?

Леша: Да.

Воспитатель: Почему ты так думаешь?

Леша: Потому что на моем билете 2 квадрата, а на стуле цифра 2.

Воспитатель: Знаете ли  вы, как надо вести себя в театре?

Дети: Нельзя шуметь, разговаривать и ходить во время спектакля.

Воспитатель: Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?

Дети: Мы будем мешать смотреть спектакль другим  людям.

Игра- спектакль”Два друга.

(на  фланелеграф  выставляются квадрат и прямоугольник)

Воспитатель: Жили-были два друга. Один из них вам знаком (показывая на квадрат). Как его зовут?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Пошли они как-то в лес и вдруг слышат, что кто-то плачет. Как вы думаете , кто может плакать в лесу?

Дети: Человек- дяденька или тетенька.

Воспитатель: Почему он плачет?

Дети: 1- Наверное заблудился в лесу.

           2-Ему страшно, он один.

Воспитатель: Да, ребята один человек пошел в лес и там заблудился, дошел он до высокой елки, а влезть на нее не смог и горько заплакал.(  выставляется на фланелеграф человечка и елку, составленной  из четырех  треугольников , высота елки равна длиной стороне прямоугольника. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковы и по высоте равны двум треугольникам-  веткам елки.)

- Человек обратился за помощью к квадрату: “Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой  дом?”(ставит человека на квадрат. Высота человека, стоящего на квадрате, не должна превышать высоты елки).

Воспитатель: Увидел человек свой дом?

Дети: Нет, не увидел.

Воспитатель: Почему он не увидел свой дом?

Дети: Потому что  он меньше елки, а за елкой ничего не видно.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Нужно попросить другую фигуру помочь. Если ее поставить и человек заберется на нее, то можно увидеть свой дом.

Воспитатель: Правильно, ребята, фигуру нужно поставить, ведь если мы ее положим( положила его), то что получится?

Дети: Человек не увидит дом, т. к. высота этой фигуры такая же, как квадрат.

Воспитатель: Чем похожи эти фигуры?

Дети: У обеих фигур по 4 угла и 4 стороны.

Сорока ( пролетавшая мимо) спросила у человека: Ну что, увидел свой дом?

Человек: Да, я увидел свой дом.

Сорока: Кто же тебе помог?

( дети затрудняются , они не знают названия прямоугольника)

Воспитатель: Как надо поступить, если не знаешь чьего- либо имени?

Дети: Надо спросить у него, как его зовут? (дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем  повторяют новое слово).

Воспитатель: Так кто же помог человечку увидеть свой дом?

Дети:  Прямоугольник.

Воспитатель: С какой  фигурой вы познакомились?

Дети: Мы познакомились с прямоугольником.

Физминутка: “Тропинка.”

(дети собираются около воспитателя)

Воспитатель: Итак, человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой  дом. Он был далеко, за речкой. Давайте, ребята, проводим человека до дома. Идти надо по следам, протоптанным в лесной чаще ( следы вырезаны из картона, правые следы одного цвета, левые- другого).

Воспитатель: Как вы думаете, кто должен идти первым  по незнакомому и, может быть, опасному месту?

Дети: Сильный, смелый, который ничего не боится.

Воспитатель: Значит это мальчик( дети выбирают одного мальчика, который будет идти первый, дети идут по следам, называя ногу- правая, левая, правая, левая и т. д.)

Игра: ”Мост.”

( дети садятся за столы, у каждого приготовлен лист бумаги с нарисованной на ней  рекой, квадрат и прямоугольник коричневого цвета, кубики. Ширина реки не одинакова и в самой узкой части чуть больше стороны квадрата).

Воспитатель: Дом человека находится за рекой, как человек может перебраться через реку?

Дети: На лодке или перебраться через речку вплавь.

Воспитатель: Правильно, можно перебраться на лодке или вплавь , но еще можно построить мост через речку. Давайте построим мост при помощи кубиков, квадрата и прямоугольника. Квадрат и прямоугольник- это дощечки.( Дети самостоятельно строят  мост).

Воспитатель: Какой формы дощечку вы взяли для строительства  моста?

Дети: Прямоугольник.

Воспитатель: Почему вы взяли прямоугольник, а не квадрат?

Дети: Потому  что река шире квадрата.

Воспитатель: Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?

Дети: У прямоугольника сторона длиннее реки.

Воспитатель: Ребята, человек предлагает нам покататься на лодочке( дети двигают лодочку по реке , но мешает мост). Как  быть?

Дети: Нужно поднять мост.

Воспитатель: Как это сделать?

Дети: Нужно сделать опоры из кубиков.(  дети  должны правильно распределить кубики, чтобы лодка проплыла под мостом).

Итог занятия:

Воспитатель: C какой фигурой вы сегодня познакомились?

Дети: С прямоугольником.

Воспитатель: Чем вы помогли  человеку?

Дети; Увидеть свой дом, проводили его до речки, построили мост.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Помогать человеку найти дом, строить мост, познакомились с прямоугольником.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы сумели помочь человечку найти  свой дом, помогли построить мост через речку, вы очень хорошо научились отличать прямоугольник от квадрата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...