Конспект открытого занятия по математической логике.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Марина Игоревна Лутай

Тема: Число 9. Цифра 9.

Цели:

1.                     Формировать знание цифры 9, умение соотносить цифру с количеством предметов.

2.                     Упражнять в сравнении группы предметов на основе счета.

3.  Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.

  4. Формировать умение отвечать простыми и сложными предложениями, умение согласовывать числительное с существительным.

5. Продолжать воспитывать активность при выполнении заданий, формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, воспитывать чувство сопереживания, стремление к участию в общем деле.

 

Материалы к занятию:

Демонстрационный - изображение девочки Маши, карточки с цифрами, ёлочные игрушки, изображение ёлки, рюкзак.

Раздаточный - разрезные картинки с изображениями животных( лиса, медведь, волк, заяц, барсук, ёж, белка, снегирь, мышь).Морковь, грибы, бочонок с медом, груша,сушки,яблоки,семечки, апельсины, тарелки, кружки, ложки, салфетки.

Ход занятия:

1.                    Организационный момент.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно,

Нас торопит в класс

Математика у нас.

 

- Ребята, представьте себе, что на нас льет солнышко свои теплые лучики, под ними мы становимся умнее и добрее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные  лучики маме, папе, друзьям и нашим гостям, пожелайте им добра и любви.

 

2.Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, а вот куда вы должны угадать сами. Нам поможет в этом  легкий ветерок.  Возьмитесь  за руки, закройте  глаза. Вдохните-выдохните. (Звучит музыка «Звуки природы».)

- Открывайте глаза.

- Где мы с вами оказались? (В лесу.)

- Как вы догадались? (Пение птиц, шум ветра.)

- Правильно, мы с вами оказались в сказочном лесу. Нас  пригласила сюда одна  очень веселая девочка. Послушайте и скажите кто это?

 

Она добрая, смешная,

Не грустит и не скучает.

Не дает покоя всем

Другу Мишке - больше всех.

 

То зимой отпустит пчел,

Волку сделает укол.

Рыбу в речке распугает,

       Яблоки все покусает.

 

Она песенки поет.

Всех в лесу дружить зовет,

Даже рыбка золотая

К ней на шишку приплывает.

 

- Кто это? (Машенька.)

- Как вы думаете, зачем она вас пригласила в свой сказочный лес?

- Какое сейчас время года?

- Какой праздник приближается?

- Кому нравится Новый год?

- Чем он вам нравится?

- Какое дерево украшают?

- Вот и Маша хочет украсить свой сказочный лес. Она просит вас, ребята, помочь ей приготовится к Новому году: украсить ёлку и накрыть стол с  угощениями  для своих друзей.

-Вы согласны ей помочь?

-Все, что для этого нужно она сложила в рюкзачок и принесла с собой.

-Давайте сначала украсим ёлочку в нашем сказочном лесу. Для этого Маша принесла ёлочные  игрушки

 

 

 

Изображение ёлки висит на доске.

-А так как Маша тоже ходит в школу,то она приготовила загадки про цифры.

-Кто угадает  цифру по описанию, тот и вешает игрушку на ёлку.

 

Похожа цифра на гусенка

С длинной шеей, тонкой- тонкой.

-Что это за цифра?(2)

 

 

 

Эта цифра кочерга

У неё одна нога.(7)

 

 

 

 

-Самая любимая оценка учеников в школе?(5)

 

 

 

 

 

Похожа цифра на замочек

Сверху крюк, внизу кружочек.(6)

 

 

 

 

 

Гляди-ка, цифра эта – стул,

Который я перевернул.(4)

 

 

 

 

 

Это - месяц дугой

Это - месяц другой,

А теперь посмотри:

Получилась цифра …(3)

 

 

 

Эта цифра похожа на крючок

А может на обломанный сучок.(1)

 

 

 

 

 

К этой цифре ты привык

Эта цифра снеговик. (8)

 

 

 

 

-Сколько игрушек мы повесили на елку?(8)

-А теперь нужно выбрать число, которое соответствует количеству игрушек на ёлке?(8)

Ребёнок выбирает число 8 из карточек, которые висят в нижнем правом углу на доске.

1  2  3  4  5  6  7  8 

-Поставь, пожалуйста, это число под ёлочкой.

 

3.Знакомство с цифрой 9.

-Ой, а у меня осталась еще одна игрушка. Давайте и её повесим на нашу ёлочку.

 

 

 

 

-Посмотрите,как  красиво вы помогли нарядить ёлочку  Машеньке.

-Сколько игрушек на ёлке теперь у нас стало?(9)

-А сколько было?(8)

-А сколько добавили?(1)

-Сколько стало?(9)

-Ой-о-ё-ё-й! Посмотрите-ка, что-то шевелится в  Машином рюкзачке.(Учитель медленно достаёт цифру 9 из рюкзака.)

-Ну, конечно это цифра 9.Она уже не может сидеть в рюкзачке и торопится выйти наружу.

9

-А знаете почему?

-Она считает себя очень важной и всё время повторяет про себя вот такое стихотворение:

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

 

-Ну ,вот мы и познакомились с цифрой 9.Знакомство с числом и цифрой 9 и является темой нашего сегодня с вами  занятия.

 

-А еще есть вот такоепро цифру 9 стихотворение:

Цифра девять иль девятка,-

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Учитель приклеивает цифру 9 на ёлку.

 

-Как вы думаете, Маша рада тому, что вы ей помогли нарядить елку? Теперь в сказочном лесу будет очень красиво.

 

-На что похожа цифра 9?(Высказывания ребят.)

 

Девять,как и шесть, вглядись,

Только хвост не вверх, а вниз.

 

-Как вы думаете, после какого числа нужно поставить число 9?

На доске вывешивается цифра 9 в числовом ряду: 1   2   3   4   5   6   7   8   9

 

-А теперь давайте приготовим наши пальчики к работе.

3.Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

 

-Наши пальчики согрелись и мы сейчас попробуем слепить цифру 9 из пластилина. Берём в руки пластилин и греем  его для того, чтобы он стал мягким.(Учитель всё делает с детьми.)

-Катаем из него шарик.

-Теперь  делаем длинную колбаску.

-Накладываем на листочек вертикально и закругляем верхний конец колбаски. Теперь прижмём  её так, чтобы она приклеилась.

Получили цифру 9.

-Молодцы!

 

4.Закрепление нового материала.

-Но Маша хотела еще накрыть праздничный стол своим друзьям. А так как она очень торопилась, поэтому все быстренько сложила в рюкзак и побежала встречать вас, но по дороге у неё всё перемешалось: фотографии друзей, угощения для них. Давайте поможем Маше навести порядок. Накроем стол, расставим тарелочки по количеству друзей, разложим салфетки, вилочки, ложечки, стаканчики и угощения.

-Вот посмотрите, здесь фотографии друзей Маши, которые она хотела вам показать.

  Учитель достаёт из рюкзака конверты, в которых лежат разрезные картинки с изображениями животных.

-Давайте восстановим эти фотографии.

Конверты раздаются каждому ребенку.

-Кто получился у тебя, Лера?....(Заяц, ёж, мышка, белка, медведь…-спросить каждого ребенка.)

 

-Сколько друзей получилось у Маши?(9)

-Значит, сколько понадобится нам тарелочек?(9)

-Кружек?(9)

- Ложек?(9)

-Салфеток?(9)

-Лера и Диана  расставляют тарелочки на стол по количеству друзей.

-Миша и Саша раскладывают ложки.

-Леша и Егор кружки.

-Ребята, что вы  можете  сказать о количестве тарелок и ложек? (Тарелок столько же сколько и ложек,а ложек столько же сколько и тарелок. Поровну.)

-А что вы можете сказать о количестве ложек, кружек, тарелок и  стаканов? (Поровну.)

-Молодцы!

-А теперь давайте разложим по тарелочкам угощения, которые принесла Маша для своих друзей.

На стол выкладываются угощения из рюкзачка:

-Что это? (Морковь.)

-Кому? (Зайцу.)

-Что это?( Груша.)

-Кому? (Ежу.)

-Что это? (Грибы.) и т.д.

Дети раскладывают угощения по тарелочкам.

-Спасибо вам, ребята за помощь! - говорит Маша. Но я тоже хочу вам подарить на память о нашем сказочном лесе вот такие волшебные снежинки. На каждой снежинке есть стихотворение про цифру 9.

Каждому ребёнку раздаётся снежинка.

-А сейчас нам пора возвращаться из сказки в школу.

-Закрывайте глаза.

-Подул легкий ветерок(музыка).

-Вдох – выдох. Вот мы и вернулись в  нашу школу.

5.Итог

-В какой сказке вы побывали?

-С какой цифрой познакомились?

-Спасибо вам за доброту и помощь.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математической логике.

Тема: Число 9. Цифра 9.Цели:1.                     Формировать знание цифры 9, умение соотносить циф...

Конспект открытого занятия кружка «Математическая азбука» в средней группе «Почемучки»

Задачи по образовательным областям:«Познавательное развитие»: Закрепить порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.Закрепить представление ...

Конспект открытого занятия кружка «Математическая азбука» в средней группе «Почемучки»

Задачи по образовательным областям:- «Познавательное развитие»: Закрепить порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.Закрепить представлени...

Конспект открытого занятия по математическому развитию для детей 4-5 лет. Север Н.Л.

Занятие по математическому развитию по формированию и закреплению порядкового счета....

Конспект открытого занятия по развитию логико-математических способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель: Уточнение и закрепление математических представлений у детей. Задачи:Обучающие:- Совершенствование умения считать в пределах 10, закрепление навыков порядкового счета, формирование понимани...