Использование занимательного математического материала в процессе развития геометрических представлений у дошкольников.
занимательные факты по математике (подготовительная группа) на тему

Вахляева Ирина Игоревна

Цель данной работы заключается в обозрении использования занимательного математического материала в процессе развития геометрических представлений у дошкольников.

Задачи:

1.На основании изученной литературы дать характеристику использования занимательного  математического материала в процессе развития геометрических представлений у дошкольников.

 

2.Показать способы использования занимательного математического материала в подготовительной группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование занимательного математического материала в процессе развития геометрических представлений у дошкольников.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

1.Дидактические игры и упражнения.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании и подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания.

Из всего многообразия  занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, названии множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.  В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Так же в формирование математических представлений широко используется занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей  с целью выработки умений, навыков.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые виды занимательного математического материала.

2. Обучение решению задач на смекалку (головоломки).

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию, на обратной стороне указывается, какое преобразование нужно сделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при  этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равны квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменения фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная от более простых, с тем чтобы усвоенные умения и навыки готовили детей к более сложным действия. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить приемам самостоятельного поиска решения  задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

4.Логические упражнения и задачи в обучении детей математике.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений.

Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например:

  1. Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
  2. Найди и покажи на чертеже 5 треугольников.
  3. Какое число надо поставить в пустую клетку?

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности  детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе занятия в старших группах они используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или приема, направленного на выполнение конкретной программной задачи обучения(формирование количественных, пространственных представлений).

В работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде рисунка, чертежа, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т.д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

Последовательность выполнения упражнений:

1.Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий. (рис. 1)

мат 004

Ри.1

2.Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по форме, цвету, величине и другим  характерным признакам. (рис. 2)

мат 005

Рис.2

3.Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен в таблице, и обосновать выбор.

4.Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т.д. (рис.3)

мат 003

Рис.3

5.Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. (рис. 4)

мат 002рис.4

6.На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру. (рис.5)

мат 001

Рис.5

В подготовительной к школе группе используется еще один логических задач – задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

3.Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа разложения фигур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей . Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Занимательный математический материал рассматривается как средство, обеспечивающие взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений такой материал включают в ход самого занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений детей о геометрических фигурах, их преобразований. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Во вне учебное время занимательные математические игры наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности, основанной на их интересе. Формы организации детей разнообразны: игры проводятся со всей группой, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игры, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об использовании занимательного математического материала для интеллектуального развития ребенка

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры,...

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

«Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов »

Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию их когнитивной сферы....

Беседа Тема: Использование занимательного математического материала в познавательном развитии старших дошкольников

БеседаТема: Использование занимательного математического материала в познавательном развитии старших дошкольниковЦель: Выявить опыт работы воспитателя по использованию занимательного математического м...

Педагогический опыт по теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра -...

Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...