ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О ЧИСЛАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДУ М. МОНТЕССОРИ
статья по математике на тему

Федаева Наталья Константиновна

В статье представлен материал для работы по ФЭМП с использованием элементов системы М. Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bryzhinskoy_i_fedaevoy.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О ЧИСЛАХ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПО МЕТОДУ М. МОНТЕССОРИ

Г. В. Брыжинская , Н.К. Федаева

                                                                               

Формирование элементарных математических представлений является важнейшей задачей образования дошкольников. Значение учебно-воспитательной работы по данному разделу программы очень велико, так как развитие начальных математических представлений способствует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

  Обучение математике по методике М. Монтессори идет от конкретного к абстрактному, от развития у ребенка сенсорного впечатления к формированию понятия, что   актуально в формировании математических представлений, которые являются мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Математические Монтессори – материалы очень разнообразны. Но при этом они предлагаются ребенку в определенной логической последовательности, с учетом усвоения им предшествующего материала. Это облегчает изучение математики и делает ее доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста.

Упражняясь с дидактическим материалом, дети постепенно пополняют словарный запас, что, в свою очередь, предполагает овладение не только лексической, но и грамматической сторонами речи. Все новые понятия вводятся при помощи «трехступенчатого урока»: Первая и вторая ступени служат для формирования пассивного словаря ребенка, третья ступень - активного. Трехступенчатый урок предназначен для запоминания новых терминов и обогащения активного словаря ребенка. В ходе занятия вводят, как правило, три - четыре новых понятия, иногда возможны исключения: если дети испытывают затруднения, количество новых понятий может быть уменьшено до двух.

На первой ступени «урока» педагог проговаривает несколько раз новые термины: название предмета, свойства или количества «Это...», привлекая при этом не только слуховое, но и, если возможно, зрительное, тактильное восприятие ребенка.

На второй ступени педагог предлагает задания типа: «Дай мне…», «Покажи мне…» и т.д. Предметы несколько раз перемешивают. Заданий должно быть  достаточно много, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

На третьей ступени педагог указывает на предмет или количество и спрашивает ребенка: «Что это?», или «Какой это предмет?», или «Сколько это?». Эти вопросы также повторяются не менее двух раз, предметы перемешиваются.

Овладение законом образования чисел связано с умением обобщать отдельные конкретные случаи образования чисел натурального ряда. Дошкольники довольно часто сталкиваются со значительными трудностями при переходе от наглядного образования отдельных чисел к понятию о том, что каждое число в ряду образуется путём прибавления единицы к предыдущему числу. Уловить основную суть ребёнку сложно из-за того, что он с трудом воспринимает число, представленное отдельными единицами, как одно целое. Кроме того, каждый случай образования числа, выполняемый на множестве предметов, ребенок не связывает с другими такими же случаями: он всякий раз воспринимает это совершенно особо. Ему трудно подметить, что каждый раз при образовании, например, группы в пять предметов берется четыре предмета и к ним прибавляется еще один такой же предмет.

В системе М. Монтессори формирование понятий о числе и счете происходит на материале «Числовые штанги» (10 штанг, разделенных на красные и синие промежутки длиной по 10 см; длины штанг меняются от 1 м до 10 см; каждая штанга короче предыдущей на 10см).

Штанги представляют собой числовые множества, ступенчатое расположение штанг способствует развитию умения считать, поясняет взаимосвязь между множествами, которые характеризуются числами. Для удобства изложения пронумеруем штанги: длиной в 10см –                                            штанга  -1, в 20см штанга-2,..,  в 1м - штанга-10.                                          

Использование данного материала создаёт у детей не словесно – формальную, а чувственно – практическую основу для формирования количественных представлений. Ребёнок, просчитывая отрезки на этих штангах рукой, и фиксируя в сознании порядковую нумерацию, не только видит определённое количество промежутков и слышит слово – числительное, его обозначающее, но и чувственно ощущает его множественность.

По мнению М. Монтессори, понятие, что число, представленное только одним предметом – штангой определённой длины, показывающей при помощи    чередующихся цветов какое-то количество единиц, облегчает осознание ребёнком количества, нежели число, состоящее из стольких же предметов, сколько единиц в нём представлено, где каждый объект воспринимается отдельно, а не как единица числа.

Работа с числовыми штангами способствует закреплению знаний о числах, совершенствованию счета в прямой и обратной последовательности, формирует умения употреблять правильную форму числительных, определять порядковые числительные.

Приведём пример фрагмента занятия: "Образование числа 3". Педагог показывает детям штангу - 2 и задаёт вопрос: "Какая это штанга?" Получив верный ответ, педагог присоединяет к штанге - 2 штангу - 1 и спрашивает: "А теперь какая штанга стала? Как получилась штанга-3? Какую штангу взяли вначале? Какую штангу присоединили? Какая же штанга получилась?" Дети показывают и рассказывают последовательность выполнения действий. Затем педагог с помощью вопросов: "Так как же получилась штанга-3? К какой штанге нужно присоединить штангу-1?" подводит детей к обобщению: "Значит штанга - 3 получится, если к штанге - 2 присоединить штангу - 1".

Постепенно переходят к более полной и точной формулировке вывода. Первоначально опускается слово "штанга" и дети называют только числительные, к которым чуть позже, по мере усвоения предыдущей ступени, присоединяется слово "число": "Число 3 получится, если к двум прибавить 1".

Второй способ образования числа, путём отсчитывания единицы вводится при изучении последующего числительного, в данном случае – числа 4. педагог просит детей найти штангу - 4 и внимательно посмотреть за действиями, которые он будет выполнять: «Ребята, посмотрите, если от штанги - 4 "отпилить" (отсоединить) штангу-1, то останется штанга - 3. Значит штанга – 3 получится, если от штанги 4 «отпилить» штангу – 1. Давайте произнесем хором: «Число 3 получится, если от числа 4 отнять число 1». Значит, на сколько число 4 больше числа 3? На сколько число 3 меньше числа 4?». Дети убеждаются в новом способе получения числа 3.

Важным в обучении является то, чтобы дети поняли, что каждое число образуется из предшествующего путём прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

С этой целью проводятся следующие упражнения.

1. На столе у детей в беспорядке лежат штанги. Педагог просит детей показать

штангу на один промежуток длиннее (или короче), чем штанга-5 (-6, -8, -2 и т.д.). После выполнения выясняют, почему была отобрана та или иная штанга.

2. Педагог говорит детям: "У меня в руках штанга-3 (-4, -9 и др.), а вы возьмите следующую (предыдущую) по длине штангу". В заключении выясняют, чем ребёнок руководствовался при решении предъявленной ему задачи.

Следующий этап работы предполагает выработку у детей умений применять полученные знания при определении количеств, представленных отдельными единицами. В процесс обучения вводится новый дидактический материал – фишки

Так, например, при изучении числа 5 педагог предлагает детям взять штангу 4 и положить перед собой. После чего просит отсчитать 4 фишки и разложить по одной на каждый отрезок штанги-4. Далее дети прибавляют такую по длине штангу, чтобы получилась штанга-5 и, соответственно, столько фишек, чтобы их стало – 5. Привязанность к хорошо знакомому способствует быстрому осмыслению образования чисел даже тогда, когда количества представлены отдельными единицами.

     После знакомства с образованием числа детей учат обозначать полученное число цифрой на материале «Цифры из шершавой бумаги» - Цифры от 1 до 9 из шершавой бумаги, наклеенной на гладкие деревянные дощечки или карточки из картона.

Упражнение с классическим Монтессори - материалом "Цифры из шершавой бумаги", в процессе которого ребенок ощупывает и обводит на гладкой поверхности шершавый контур цифры, позволяет развивать координацию движений пальцев, точность глазомера и последовательность действий.

Для лучшего усвоения образа числовых знаков, каждая цифра внимательно рассматривается и тщательно анализируется: выделяются её элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру (например, цифра 8 – похожа на матрёшку, цифра 6 – на раскрытый амбарный замок). Кроме того, детям предлагается назвать известные цифры на монетах, на циферблате часов, в календаре.

Приведем пример фрагмента занятия «Число и цифра 5». Дети рассматривают цифры. Педагог, указывая на цифры, задает вопросы: «Ребята, какая это цифра? (3).

На что похожа цифра 3? Обведите ее, напишите на подносе с манкой. Скажи-те, а это какая цифра? (4). Из каких элементов состоит цифра 4? Обведите ее, напишите на манке. Назовите другие цифры. Молодцы. Ребята, число 5 обозначается вот такой цифрой (педагог показывает детям карточку с цифрой 5). На что похожа цифра 5? Посмотрите внимательно, как нужно писать эту цифру (учитель обводит цифру 5). Попробуйте обвести цифру 5. Какую цифру вы обводите? Напишите цифру 5 на манке. А теперь каждый попробует записать эту цифру мелом на доске. Напишите одну строчку цифры 5 в тетради. Обведите цифры на карточках с закрытыми глазами. Отыщите цифру 5».

С целью закрепления знаний цифр, например, в пределах 5 учащимся можно предложить игру "Подбери нужную цифру". Всем детям предлагается продолговатая карта с наклеенными на неё пятью длинными кармашками, на каждом из которых изображено по одной цифре в правильной последовательности, от 1 до 5 и набор изученных цифр (в данном случае цифры от 1 до 5) по 4-5 штук каждой. Он должен рассортировать набор по кармашкам так, чтобы в первом – оказались все единицы, во втором – двойки и т.д. (По мере усвоения цифр добавляется вторая карта с числовыми знаками от 6 до 10).

На следующем этапе каждой цифре ставится в соответствие название числа и числовое множество в виде одного предмета – числовой штанги. У детей формируют умения правильно соотносить количество, число и цифру. Осознание такого соотношения возможно благодаря чёткой и глубоко продуманной работе с использованием такой наглядности, которая помогает видеть именно то, что ребёнок должен усвоить. Взятые за основу числовые штанги позволяют в довольно короткий срок сформировать у детей умение соотносить количества и символы. С целью закрепления можно предложить «Игру на запоминание".

Таким образом, использование элементов методики М.Монтессори в процессе изучения чисел первого десятка значительно улучшает знания детей, развивает потенциальные возможности и способствует эффективному продвижению в психофизическом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал раскрывает особенности применения Монтессори-материалов при формировании у дошкольников понятий о величине предметов...

Сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори

Статья для педагогов и воспитателей ДОО, раскрывающая некоторые особенности работы по сенсорному развитию дошкольников....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через метод моделирования

Обобщение опыта по проблеме  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у  дошкольников через метод моделирования».   Нет на свете прекрасней картины, чем...

«Сенсорное развитие дошкольников по методу М.Монтессори»

Консультация для педагогов    Значение сенсорного развития дошкольников. Использование материалов Марии Монтессори....

План самообразования на тему "Формирование понятия числа у дошкольников".

План самообразования на тему "Формирования понятия числа у дошкольников" на 2017 - 2022 учебный год....

Отчёт по самообразованию по теме «Формирование понятия числа у дошкольников»

В этой статье описывается о проделанной работе за учебный год. О том какие были изготовлены игры для детей по формированию понятия числа у детей....