Изучаем геометрические фигуры
методическая разработка по математике на тему

Лоншакова Мария Валерьевна

Цель данного методического пособия научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку нужно освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchaem_geometricheskie_figury.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем геометрические фигуры

Цель данного методического пособия научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Для этого ребенку нужно освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.

Это такие практические действия как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру неопосредовано. В играх ребенку предлагается различать основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в возрасте от 1 до 3 лет. Задания расположены с постепенным усложнением. В процессе игры у ребенка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов.

В данном пособии представлены упражнения, с помощью которых можно освоить шесть основных фигур: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник. Вначале ребенок может запомнить только название самого свойства - "форма " - и название всех контуров на рисунке и вырезанных моделей - "фигура". Среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, который у него закрепляется в образе-представлений, а потом по характерным для фигуры свойствам. Не стремитесь, чтобы он запомнил название всех форм, но называйте их сами, подкрепляя свои слова показом образца. Позднее ребенок начинает различать названия в ваших словах, а затем и произносить их сам.

Рекомендованным временем для занятий являются утренние часы. Окружающие условия должны быть максимально комфортны для ребенка (температура, освещенность, влажность).

Место для проведения игр должно быть максимально удобно, т. к. для большинства игр требуется ровная горизонтальная поверхность, поэтому эти игры лучше проводить за столом. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут и содержать не более 2 упражнений. Для проведения игр следует предварительно приготовить игровой материал.

Совместное с ребенком изготовление игрового материала будет особенно полезным для развития его познавательной активности.

Необходимо соблюдать принцип - от простого к сложному. При первом объяснении задания маме необходимо дать "эталон ответа" - показать правильное выполнение упражнения. Говорите с ребенком более доступно и понятно. Не включайте в одно предложение сразу много незнакомых понятий, дозируйте информацию.

Называйте слова правильно - говорите "красный квадрат", не "красненький квадратик". Не испытывайте внимание ребенка, заканчивайте игру до того как этого захочет малыш. Оставьте "что-то" недосказанным и завтра у вас будет о чем поговорить.

 

1 уровень сложности

"Волшебный мел"

На грифельной доске заранее подготавливаете (рисуете мелом) изучаемую фигуру (круг, овал, треугольник, квадрат). Затем малыш опускает пальчик в емкость с водой и должен стереть фигуру, обводя фигуру по контуру. Одновременно маме необходимо комментировать происходящее - называть фигуру, считать углы и т.д. Изучаемая фигура должна находиться перед глазами ребенка.

Используемый материал: грифельная доска (возможна любая поверхность, на которой можно рисовать мелом и контакт с пальчиками ребенка не приведет к повреждению), мел, образец, геометрическая фигура, шаблон для обведения, стаканчик с водой, фартук.

Эту игру можно проводить и во время купания. Рисовать можно на кафеле детской зубной пастой.

"Чудесный мешочек"

В мешочек из непрозрачной ткани кладутся кубики, шарики. Вы просите ребенка доставать по одному. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"

Используемый материал: Мешок из непрозрачной ткани 30*40 см, кубики, шарики. 

"Сборщик"

Для этого упражнения необходимо подготовить небольшие квадраты, круги, треугольники из плотного картона (желательно обклеить детали - геометрические фигуры - с двух сторон скотчем для прочности). Вы предлагаете своему ребенку собирать детали в копилку.

Сначала вы выкладываете ему для "сборки" только детали одного вида, например, только квадратики, одновременно проговаривая свойства квадрата. Затем по мере изучения фигур усложняете задачу - вводите постепенно новые фигуры для сортировки. Например, сначала собираете только квадратики, потом круги и т.д. Копилку можно тоже сделать самостоятельно. Необходимо сделать прорезь из любой коробки с открывающейся крышкой, пластмассовой банки (например, пустая баночка из-под майонеза). Размер фигурок зависит от размера прорези.

Используемый материал: копилка, цветной картон, шаблоны геометрических фигур, клей, скотч. 

"Веселый и грустный круг"

Для игры необходимо подготовить фигуры (квадрат, круг или треугольник) из цветного плотного картона. На фигуру приклеить глаза, рот и нос (при желании мамы и волосы, и ушки). Один квадрат будет веселый, второй - грустный. И вместе с квадратиком, например, отправится в путешествие по кухне "В поисках тарелок".

Используемый материал: цветной картон, клей, скотч. 

"Круг-человечек"

Творческое упражнение. Вместе с ребенком (по представленной заготовке) вы можете склеить из цветного картона веселого человечка Квадратика и его Друзей Круга, Треугольника и т.д. С этими человечками можно отправлять в путешествие в страну геометрия или рассказывать любые "фигурные" сказки.

Используемый материал: Цветной картон, клей, шаблоны фигур.

"Тактильные фигуры"

Тактильные фигуры изготавливаются следующим образом: на картон формата А5 приклеиваются фигуры, вырезанные из наждачной бумаги (можно использовать 2 вида наждачной бумаги - мелкую и крупную, искусственный мех, флис и т.д.).

Играя с малышом, вы рассматриваете фигуру, называете ее, просите провести по ней пальчиком. Начинаете работать с одной фигуры, т.е изучает все карточки, где одна и та же фигура представлена во всех "тактильных" проявлениях.

Используемый материал: картон А5, клей, наждачная бумага на бумажной основе, обрезки ткани - драпа, флиса, бархата и т.д., шаблоны фигур.

 

Приложение

Круг-человечек

Круг-человечек

Геометрические сказки (для детей от 3 лет)

СКАЗКА О ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ

Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырехугольник, у которого все углы - по 90о. Чертили-чертили целый день. Особенно старалась Линейка. Она ложилась ровно, не наклоняясь. Карандаш отчетливо проводил и соединял линии. В конце концов у них получилась такая фигура. На радостях отправились они к своему другу Транспортиру. Он жил неподалеку от наших героев. Это был удивительно трудолюбивый и внимательный инструмент. Он напоминал половину круга, и поэтому его еще иногда ласково называли Пирожок. Пришли наши герои и попросили у него помощи:

- Послушай, Пирожок, помоги нам. Мы целый день чертили фигуру, у которой все углы должны быть по 90 градусов. А так ли у нас получилось, мы не знаем. Проверь, пожалуйста.

А у Транспортира на спинке было много делений от 0 до 180. Проверка величины углов - его самое любимое занятие. Поэтому он, конечно, согласился. Все углы у четырехугольника действительно были равны 90о. А потом он улыбнулся и сказал:

- Угол, равный 90о, - это прямой угол, а четырехугольник, у которого все углы - по 90о, называется прямоугольником. В следующий раз, когда соберетесь что-нибудь чертить, - сказал Транспортир, - не забудьте про меня. Я обязательно приду к вам на помощь, и дело быстрее сладится.

И еще он добавил:

Раз, два, не ленись,

Дружно за дело вместе берись!

 

СКАЗКА О КВАДРАТЕ

Жил-был в стране Геометрии Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Вовка, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился на поиск Линейки, Карандаша и Ножниц. Только они могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист встретил Карандаша. Карандаш в это время чертил углы на песке. Его углы были разной величины, и он упорно повторял вслух: "Острый, тупой, прямой, развернутый!" Лист тихонько подлетел к Карандашу и рассказал свою историю. Карандаш его пожалел и согласился помочь, но, к сожалению, без Линейки и Ножниц он ничего сделать не мог.

Теперь они отправились в путешествие уже вдвоем. Но Линейку им не пришлось долго искать, потому что она вместо мостика лежала на двух противоположных берегах ручья. Карандаш и Лист аккуратно перетащили Линейку на свой берег и попросили ее помощи.

- Да! Да! Да! - воскликнула Линейка (так соскучилась она по своей работе), - Конечно, помогу!

Началась работа. Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины. Когда работа была сделана, Линейка объявила Листу:

- Ну, теперь ты будешь квадратом!

- Квадратом? - удивился Лист.

- Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила Линейка.

- А что это такое? - спросил Лист.

- Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - сказала Линейка.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша и Линейку и отправился на поиски Ножниц.

Идя по дорожке, Лист увидел красивый домик с очень необычной акацией вместо забора. Он поднялся по ступенькам и постучался. Дверь тихонько заскрипела, и к нему навстречу вышли Ножницы. Радость Листа невозможно было описать. Он прыгал от счастья. А Ножницы в это время смотрели на него и не понимали, в чем дело. Наконец Лист успокоился и рассказал Ножницам свою историю. Ножницы повели себя необычно, они вдруг стали резать воздух. Это оказалось, они так выражали свое удовольствие. Ножницы действительно очень любили работать, то есть резать. Через пять минут наш Лист превратился в настоящий Квадрат. Ножницы принесли ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

- Квадрат! Квадрат!

А Ножницы опять стояли в недоумении и смотрели на Лист. Они не понимали, что это за слово повторял наш герой. Но мы-то с вами знаем, что это за фигура!

2 уровень сложности

"Бусы"

Можно использовать тот же дидактический материал, что и в "Сборщике", но для этого необходимо в каждой детали сделать дыроколом отверстие. Вы предлагаете ребенку нанизывать на шнурок геометрические фигурки. Принцип сборки тот же, что и в "Сборщике".

Используемый материал: Цветной картон, клей, скотч, шаблоны фигур, дырокол, шнурок. 

"Геометрический комод"

Изготовить такой комод несложно, используя пустые спичечные коробки. Количество открываемых ящичков может быть любым, но начинать нужно с 3 основных, т.е. для круга, квадрата треугольника. Фигуры и соответствующие ящички должны быть разных цветов.

Раздаточный дидактический материал можно использовать такой же, как в "Сборщике", т.е. мелкие, обклеенные с двух сторон квадратики, треугольники, круги размером 1,5 x 1,5 см. На торце "ящичка" (коробочки спичечного коробка) необходимо пришить пуговицу на ножке, чтобы можно было удобно открывать. А на верхнюю поверхность приклеить изучаемую фигурку соответствующего цвета.

Игра состоит в следующем: вы предлагаете малышу прятать или искать изучаемую фигурку в соответствующем ящичке.

Примечание. На рисунках использован вариант для изучения цвета.

Используемый материал: пустые коробочки от спичек, бумага, пуговицы, цветная бумага, шаблоны фигур, цветной картон, клей, скотч, нитки и иголка.

"Логика"

Для данного упражнения нужно изготовить "логический геометрический куб". Для этого можно использовать любую картонную коробку (желательно использовать коробку из плотного картона) среднего размера (приблизительно 25 x 25 см). На гранях необходимо вырезать "окошки" в виде круга, треугольника, квадрата. Самый простой вариант - когда одна грань содержит одно "окошечко". Размеры окошечек должны соответствовать имеющимся у вас кубикам, мячикам, шарикам и др. В ходе игры Вы предлагаете "спрятать" кубики и шарики в "домик" в "свое" окошечко.

Используемый материал: картонная коробка, ножницы или острый канцелярский нож.

"Умные прищепки"

Для упражнения необходимо заготовить круг из плотного цветного (желтого, красного, золотого) картона. В ходе игры Вы предлагаете малышу прицепить прищепки на круг по окружности по типу "лучиков", и у вас получится замечательное "солнышко".

Используемый материал: цветной картон, шаблон круга, клей, прищепки.

"Подбери колеса"

Для изучения круга можно использовать пуговицы.

Вы можете использовать рисунки в раскрасках либо подготовить самостоятельно или приклеить вместе с малышом аппликацию - машину (паровозик) без колес. И вместо колес предложить малышу подставлять пуговицы.

Используемый материал: картинка транспортного средства без колес, пуговицы, картон, клей, скотч.

"Вкладыши"

Геометрические вкладыши тоже можно сделать самостоятельно. Для этого можно использовать толстый картон (от коробок от бытовой техники) или пенополиуретановый коврики. Необходимо острым ножом вырезать по контуру фигуру - в основе получится соответствующее окно. На вырезанную фигуру можно пришить пуговицу или часть силовой скрепки (без острой части) - для более удобного вынимания и вставления.

На основе вырезаете несколько фигур и предлагаете помесить фигуры в соответствующие "домики".

Используемый материал: толстый промышленный картон или пенополиуритан, канцелярский нож, шаблоны фигур, пуговицы.

Примечание. Вы можете выполнить рамки и вкладыши из фанеры - см. например здесь.

"Оттиски"

Для этого упражнения можно использовать пластмассовые кубики. Предлагаете малышу закрасить краской грань кубика и приложить его к бумаге. На бумаге останется оттиск кубика. На что он похож?

Вместо кубиков и шариков можно использовать фигуры, вырезанные из остатков текстурных обоев. Технология та же. Кроме того, из таких оттисков можно создавать целые картины.

Используемый материал: пластмассовые кубики, шарики, бумага, краска, кисти, остатки текстурных обоев, ножницы, шаблоны фигур.

"Фигурная картина"

Для данного упражнения вам необходимо заготовить все геометрические фигуры, речь о которых идет в стихотворении. Сделать эти фигуры можно из цветной бумаги или картона. Читаете стихотворение и по мере изложения "рисуете", прикрепляя фигуры магнитами на магнитную доску (например, можно на дверцу холодильника). Получится целая картина! В конце снова повторите все фигуры, постепенно убирая их с магнитной доски.

Ножницы держа как шпагу,

Я, решив создать картину,

Разноцветную бумагу

Режу, словно паутину.

 

И в углу листа альбома

Клею я КВАДРАТИК дома.

 

ЛЕНТОЙ стелется дорожка...

Из КВАДРАТНОГО окошка

Видно, как с лесной опушки

Подойти к своей кормушке

Без боязни могут звери:

У ПРЯМОУГОЛЬНОЙ двери

Корм для них оставлен в нише,

Ешьте смело, только тише:

Там на ТРЕУГОЛЬНОЙ крыше

С песней звонкою своей

Примостился соловей.

Облака над ним, а выше,

Освещая всё вокруг

Золотится солнца КРУГ!

 

Чтоб зимою не тужить

Тем, кто будет в доме жить

Очень нужен огород -

Фрукты-овощи. И вот:

Мелко резаны ПОЛОСКИ -

Будут для забора доски,

А за ними для порядка

Будет земляная грядка.

 

Эй, кто в доме! Не зевай!

Собирайте урожай!

Два КРУЖОЧКА - два арбуза,

Три ОВАЛА - кукуруза

И огромной репы КРУГ,

Чтобы вырвать - нужен друг,

Я ж приклеил очень крепко -

Это сказочная репка.

 

Где родители? Смотрите!

Что я сделал, оцените!

 

Мама с папой хвалят сына,

Удалась его картина!

 

Используемый материал: цветной картон, клей, шаблоны фигур, магниты, магнитная доска.

3 уровень сложности

"Волшебный мел 2"

Ребенок сам берет кубик (цилиндр, "кирпичик" и т.д.), ставит на грифельную доску и обводит по контуру предмет. Затем закрашивает мелом получившуюся геометрическую фигуру.

Используемый материал: грифельная доска (возможна любая поверхность, на которой можно рисовать мелом и контакт с пальчиками ребенка не приведет к повреждению), мел, образец, геометрическая фигура - кубик, цилиндр, пирамида и т.д. 

"Пазлы"

Не трудно сделать самый простой пазл с геометрической фигурой самостоятельно.

Берете картон размером А5, наклеиваете на него геометрическую фигуру из цветной бумаги (фигуры должны быть разного цвета) и разрезаете на несколько частей (см. рисунок, - - - - - - линия разреза). Самый простой способ разрезания - на 3 равные части. Разрезать можно либо вертикально, либо горизонтально. 

Более сложные способы - разрезание на 4 равные части (4 уровень сложности). Еще более сложный вариант - разрезание на неравные части (5 уровень сложности).

Для большей прочности каждую часть пазла можно обклеить скотчем или клейкой пленкой.

Используемый материал: картон А5, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, скотч или клейкая бумага.

"Мозаика"

В данном случае для изучения фигур можно использовать обычную мозаику.

Первый вариант. Мама заранее выкладывает на "поле" для мозаики контур изучаемой фигуры и предлагает "закрасить" (заполнить фигуру элементами мозаики).

Второй вариант - с использованием любых имеющихся шаблонов фигур. Предложить ребенку "обвести" по контуру, выложив из мозаики, данную фигуру. С большим интересом дети прикрепляют  к полю мозаики (вставив элемент мозаики в дырочку) детали из упражнения "Бусы"

Используемый материал: Мозаика, цветной картон, скотч, клей, дырокол, шаблоны фигур.

"Найди похожее"

Для этого упражнения можно использовать любую картинку - комнаты, транспорта и т.п. Попросите малыша найти на картинке все предметы, похожие на квадрат, круг и т.д. Это можно делать и просто рассматривая комнату малыша или гуляя на улице.

Примечание: см. Приложение №1.

Используемый материал: картинка комнаты.

"Геометрический планшет"

Это пособие была изобретено М. Монтессори и его можно найти в продаже. Оно прекрасно развивает мелкую моторику, абстрактное мышление, знакомит с геометрическими понятиями. Изготовить его в домашних условиях очень просто. Возьмите дощечку, наметьте карандашом в центре нее (с равными отступами от каждого края не менее 1,5 см) сетку наподобие шахматной (5 горизонтальных и 5 вертикальных линий, удаленных друг от друга на равное расстояние и образующих вместе квадраты одинаковой величины). В углы квадратов вбейте гвозди, оставляя расстояние около 0,5 см до шляпки. Планшет готов.

С помощью цветных резиночек ваш ребенок сможет "рисовать" на планшете разнообразные фигуры: геометрические формы, животных, птиц и т.п. Нужно только зацепить один конец резиночки за один гвоздик, натянуть и закрепить ее другой конец на другом гвоздике. Из нескольких натянутых резиночек складывается фигура.

Используемый материал: доска 15 x 15 см, гвозди (25 штук), молоток, линейка и карандаш (для разметки), разноцветные канцелярские резинки (какими обычно перетягивают деньги).

"Кости"

Для этой игры необходимо сделать игральный кубик, на гранях которого приклеить геометрические фигуры (на каждой грани по одной фигуре). Понадобится также дидактический материал - мелкие геометрические фигуры (можно сделать из цветного картона). Предложите малышу бросить игральный кубик и попросите узнать "выпавшую фигурку" и выбрать ее из предложенных фигурок.

Используемый материал: картон, цветная бумага, клей, скотч, ножницы, шаблоны фигур. 

"Шнуровка"

Надо взять плотную бумагу (картон), вырезать из него несложную фигуру, например треугольник, обклеить его цветной бумагой. Затем дыроколом по краю проделать дырочки на расстоянии 0,5-1 см. К крайней дырочке привязать шнурок или ленточку. Предложить ребенку немножко поплести, протягивая шнурок через эти дырочки.

Используемый материал: цветной картон, клей, скотч, дырокол, ножницы, шнурок, шаблоны фигур.

4 уровень сложности

"Фокус"

Между двумя листами белой бумаги формата А4, закрепленных скрепками на углах, помещаете плоскую геометрическую фигуру из плотного материала (например, из картона).

Сначала просите ребенка "нащупать" спрятанный там предмет и попробовать угадать, что это, на ощупь. Затем просите заштриховать мелком (восковым карандашом, пастелью) сверху - на белой бумаге проявится объемное изображение геометрической фигуры.

Используемый материал: бумага А4, скрепки, плоская геометрическая фигура из плотного материала, цветной мел ( восковой карандаш, пастель).

"Веселая геометрия"

Для данного упражнения необходимо использовать геометрические фигуры (разных цветов из плотного картона). Предложите малышу составить, например, елочку их треугольников. Выкладывать елочку лучше на однотонном фоне (например, на белой бумаге А4). Можно усложнить задание, используя уже несколько фигур, и выкладывать огромное количество рисунков.

Используемый материал: цветной картон, шаблоны, клей, скотч, бумага.

"Геометрическое творчество"

Геометрические аппликации могут быть на любую тему - как вам подскажет фантазия. Сперва более целесообразно использовать фигуры одного типа, например, только круги или только треугольники. Например, аппликация "робот" с использованием квадратов, или "рыбка", где можно использовать только треугольники.

Аппликация "Гусеница" с использованием кругов. Мама подрисовывает голову, а малыш приклеивает из кругов "тело" (на рисунке представлена заготовка для аппликации).

В дальнейшем можно использовать для аппликации разные фигуры. Можно основой для аппликации использовать именно саму геометрическую фигуру: "Украсить овал" - приклеить на готовую форму овала кусочки разной ткани, гофрированной бумаги и т.д.

Более сложный вариант "Геометрическая мозаика" - из мелких геометрических фигур (например, квадратов с гранью 1 x 1 см) - "выложить" дерево, дом и т.д.

Кроме того, можно делать различные поделки, где в основе будет непосредственно геометрическая фигура. На рисунке изображена поделка "слон", в основе которой лежит прямоугольник (можно использовать, например, бумажный пакет). За основу можно также брать и бумажные одноразовые тарелки.

Примечание: см. Приложение №2.

Используемый материал: цветная бумага,  картон, шаблоны фигур, ножницы, клей.

 

Приложение №1

 

Найди похожее - треугольники

Найди похожее - квартира

Найди похожее - круг

 

 

Приложение №2

 

Геометрическое творчество - тигр

Геометрическое творчество - слон

Геометрическое творчество - слон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РИСУЕМ МЕЛКАМИ - ИЗУЧАЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Информация для родителей: как можно провести время с ребенокм на улице...

Изучаем геометрические фигуры

Данная презинтация разработанна по изучению основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) для младшего дошкольного возраста....

Изучаем геометрические фигуры. Дидактическая игра "На что похоже?"

Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов....

"Изучаем геометрические фигуры"

В помощь педагогам и родителям...

Развивающая игра - лото «Изучаем геометрические фигуры» своими руками.

Лото — это одна из универсальных игр, при помощи которой можно изучать геометрические фигуры, цвета, животных, растительный мир, рыб, насекомых и др....