Использование развивающих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике на тему

Андреева Наталья Михайловна

           Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи особое внимание стали обращать на развивающие игры.

           Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательный процесс: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр  для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Воспитатель Андреева Н. М.

           Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
          В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности и желание ребёнка играть необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач.

           Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Мы рассмотрим игры с правилами.

           З. А. Михайлова предложила следующую классификацию игр с правилами в зависимости от их цели: логико-математические (развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целеноправленно думать); дидактические (их цель – упражнять детей с целью выработки умений, навыков); развивающие (развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу); математические развлечения.

           Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи особое внимание стали обращать на развивающие игры.

           Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательный процесс: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счёт, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными и направлены на:

          1. развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объёма слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений;

          2. расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря;

          3. совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти;

          4.  развитие сукцессивных способностей (т. е. последовательности действий и их планированию);

          Развивающие игры обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, расположенными в порядке возрастания сложности и имеет очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа, а в виде видимых осязаемых вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструкторов).

           В любой игре содержится два вида правил: правила действия и правила общения с партнёрами. Правила действия определяют способы действий с предметами; правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очерёдность выполнения наиболее привлекательных действий, последовательность действий детей, их согласованность и т. д.).

            Анализ образовательных программ показывает, что в программе «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой) уделяется большое внимание развивающим играм. Они используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей. В методических разработках программы рекомендованы игровые технологии:

  • Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича;
  •  технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей с помощью авторских развивающих игр;
  •  технология  З. Дьенеша и Х. Кюизинера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики;
  • технология З. А. Михайловой, решающая задачи развития логических умений: следования, установления связей, чередования, составление плоскостных изображений;
  • технология А. З. Зака, в которой решение поисковых задач происходит за счёт зрительного анализа графического, абстрактного материала.

            При использовании проблемно-игровой технологии особое значение отводится предметно-развивающей среде: важно, чтобы в игровой зоне была представлена группа игр, получивших название «развивающих»: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Квадрат Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизинера», «Соты», «Восьмёрки», «Геовизор», «Счетовозик» и т. д.

           Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей детей делает их незаменимым средством в формировании готовности к школьному обучению: в процессе развивающих игр создаются условия для развития всех компонентов и умений готовности: развитие интереса к результату, активизация общения со сверстниками и взрослым, освоение детьми новых способов деятельности, развитие интеллектуальных операций, формирование учебных умений.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"

Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...