Игры и рекомендации по развитию логического мышления у дошкольников.
методическая разработка по математике по теме

Тетенова Анастасия Юрьевна

Активизация мыслительных процессов детей дошкольного возраста через использование занимательного математического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnyy_period.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация мыслительных процессов детей дошкольного возраста через использование занимательного математического материала.

     К.Д. Ушинский дал ценнейшие советы по  развитию мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Основной закон детской природы К.Д. Ушинский видел в том, что "... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: "... чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...". Деятельности детей, особенно мыслительной, в процессе обучения он отводил можно сказать, центральную роль, считал, что учитель не должен навязывать ребенку свою волю, готовую мысль, выводы, так как он не может быть уверен в том, что все это ученик воспримет правильно и осознанно. Более того, Ушинский считал, что педагог обязан удовлетворять потребность воспитанника в сознательной, творческой, развивающей личность умственной деятельности.

     Поэтому главное в решении задач по активизации и развитии детского мышления – рациональная организация всего воспитательного процесса: создание проблемных ситуаций, которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению, выдвижению собственных идей; соблюдение принципа диалогичности при проведении совместной деятельности с детьми, дать возможность каждому высказать свою точку зрения, а так же привлекать к обсуждению тех детей, которые предпочитают отмалчиваться.

     Формирование самостоятельности в мышлении, активность в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных. Для того чтобы выполнение таких заданий способствовало действительному развитию активности, поискового мышления, оно должно быть организовано особым образом. Предлагая детям готовый материал, у них недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие  самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача педагога.

Роль занимательного материала в активизации мыслительных процессов и развитии мышления в целом велика, они делают совместную деятельность с детьми более интересную, разнообразную, вносят оживление, дети лучше усваивают материал и занимаются с удовольствием. Занимательный материал активизирует умственную деятельность, развивает самостоятельность мышления, творческое отношение к учебному материалу, инициативу, расширяет и углубляет математические представления детей. Сущность занимательности при составляют новизна, необычность, неожиданность преподнесения материала или игровой задачи.

Для более успешного развития и активизации мыслительных процессов в группе должен быть создан уголок с занимательным математическим материалом, в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Туда входят:

1. Настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, игры на передвижение («Лиса и гуси», «Волки и овцы», «Мельница» и т.п.).

2. Головоломки, пазлы, лабиринты.

3. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, цветные счетные палочки и прилагаемые к ним схемы.

4. «Танграм», «Волшебные круги», «Кубики для всех» и т.п.

5. Магнитные доски, фланелеграф с прилагаемыми для них геометрическими фигурами, цифрами.

6. Математические развлечения, загадки, сказки.

     Основная цель использования такого материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей.

     Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

     В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи  необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

     К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Результатом поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

     Смекалка- это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в  результате анализа, сравнений, обобщений, установление связей, выводов, умозаключений.

     О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых ребенок приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

     Поэтому очень важно привлекать детей к решению подобных задач.

     Систематическое упражнение в их решении развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Список литературы:

1. Замостьянов А. Время К.Д. Ушинского / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. - №5. - 2002.

2. Жукова О.С. Развиваем мышление./ О.С. Жукова, - М.: Астрель; Спб.: Сова, 2008 (Клуб веселых дошколят).

3. Катуржевская О. Теория развивающего обучения в отечественной дидактике второй половины XIX начала XX века / О. Катуржевская // Научно-методический вузовский сборник "Образование в России: история, опыт, проблемы". - Армавир, 1999.

 4. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. / Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б., - Спб.: Корвер, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Методические рекомендации по развитию логического мышления дошкольников в процессе обучения игре в шахматы

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...

"Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников"

Логические игры способствуют развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей....

Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников

В материале собраны игры и упражнения  на развитие логического мышления старших дошкольников....

Игры и упражнения для развития логического мышления у дошкольников

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...

Консультация для воспитателей: "Игры головоломки как средство развития логического мышления у дошкольников".

МБДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» Консультация для воспитателей«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр,...