Конспект непосредственно образовательной деятельности по РМП с использованием технологии палочек Х.Кюизенера
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Морозова Елена Викторовна

Конспект - путешествие непосредственно образовательной деятельности по формированию колличественных представлений у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект РМП старшая группа36 КБ

Предварительный просмотр:

Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Снежинка»

Конспект – путешествие непосредственно-образовательной деятельности  

по формированию количественных представлений средством технологий  Х. Кюизенера в группе общеразвивающей направленности 6-го года жизни

 по теме  «В гостях у Царя Числомора и Королевы Цифралии»

                       

                                                                              выполнил: Морозова Е.В., воспитатель

г.п. Новоаганск, 2014

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (РМП, экология), «Социализация», «Здоровье», «Кругозор», «Чтение художественной литературы, «Художественное творчество» (конструирование).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, наглядно-практическая (работа с карточками).

Приемы. Объяснение, вопросы к детям, рассматривание, самостоятельная работа детей,  появление героя сказочного кота, сюрпризный момент.

Цель образовательной деятельности: Знакомство с образованием числа 9. Развитие умения различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: какой? Который? Сколько? Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.

Задачи образовательных областей:

Познание (экология): закреплять  знания о деревьях, цветах.

Познание (РМП):

  • Совершенствовать счетные умения детей средством  проведения дидактических игр («Лесенка», «Выложи по цифрам»).
  •  умение пользоваться схемой.
  • Закрепить с детьми полученные знания о составе числа 8, средством  практических упражнений («Посчитай деревья»).
  • Закрепить с детьми полученные знания ориентировки в пространстве (над, под, справа, слева, по центру).
  • Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления.

Здоровье:

  • Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой

Социализация:

  • Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.
  • Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность

Коммуникация:

  • Осваивать элементарные навыки речевого этикета.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  • Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

Художественное творчество:

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Оборудование и материалы:

Технические средства:  

презентационные слайды, экран, мультимедийный проектор, аудиозапись.

Раздаточный материал: цветные палочки Кюизенера,  индивидуальные

карточки для составления и  решения задач, цифровые карточки от 1-9,

пиктограммы эмоционального состояния.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Разучивание упражнения на координацию речи с движением  «Звероробика»

Разучивание стихотворения «Цветная лесенка».

Беседа на тему: правила поведения, этикет общения.

Ход образовательной деятельности

1.Организационный момент: 

Цель: вызвать положительные эмоции у воспитанников, снять эмоциональное напряжение, настроить на предстоящую деятельность, средством сказочного превращения.

Воспитатель:  Дети заходят в группу и становятся в круг. Ребята, я  приглашаю вас в  необычное путешествие, в « Страну сказок». Закройте  глаза, и повернитесь вокруг себя два раза, а я скажу волшебные слова: «Где ты, сказка, отзовись, нам ребятам покажись» (звучит музыка). Дети открывают глаза и слышат голос со слайда

Кот учёный (слайд1): Рад Вас видеть дорогие дети, в гостях у сказки. Я, Кот учёный, прошу Вас присесть  на свои места, мы с вами будем слушать сказку, про Царя Числомора и королеву Цифралию, которые правили  в королевстве Знаний.

Основная часть.

Создание проблемной ситуации, определение темы.

Вводная беседа о сказках.

Цель: пробудить интерес  к предстоящей деятельности.

Воспитатель: Сказки любите ребята?

С каких слов начинаются  русские народные  сказки?

В/О: Жили – были. В одном царстве, государстве и т.д.

Воспитатель:  Молодцы! Слушайте внимательно  сказку.

Задание 1. «Посчитай деревья»

Цель: Закрепить с детьми полученные знания о составе числа 8, средством  практических упражнений

Кот  учёный  (слайд  2): - Жил-был царь королевства Знаний. Решил царь как-то все богатство в своем царстве пересчитать. Собрался в дорогу и поехал.

Воспитатель: Едет мимо ельника и   что считает?  (Индивидуальный опрос  детей)

В/О:  Ели. Деревья.

Воспитатель: Сколько елей  на экране? (2-3 Индивидуальных ответа детей) (Слайд 3)

В/О: четыре.

Воспитатель: Едет дальше мимо рощи и что считает? (Индивидуальный

опрос  детей)

В/О:  Берёзы. (2-3 Индивидуальных ответа  детей)

Воспитатель: Сколько берёз на экране? (2-3 Индивидуальных ответа  детей) (Слайд 4)

В/О: четыре.

Воспитатель: Cколько  всего деревьев насчитал царь? (Индивидуальный

опрос  детей)

В/О: Всего царь насчитал восемь деревьев. (2-3 Индивидуальных ответа  детей)

Воспитатель: Правильно, молодец! Что нужно сделать, чтобы получилось 8   деревьев? (Индивидуальный опрос  детей)

В/О: четыре ели прибавить четыре берёзы, всего восемь деревьев. (2-3 Индивидуальных ответа  детей)

Воспитатель: Выложите решение с помощью карточки, цифр и знаков.

Дети выкладывают на карточках пример цифрами 4+4=8.

(воспитатель проверяет выполненные задания)

Воспитатель: Царь Числомор очень благодарен вам за помощь, и

приглашает вас к себе в гости, во дворец.  Но для этого нам надо построить

лестницу  и подняться по ней.

Задание 1. «Лесенка».

Цель: закреплять умение  определять числовое значение цветных палочек;

формировать умение строить числовой ряд (до 8); закрепление сенсорных

эталонов цвета; развивать зрительный глазомер.

Воспитатель: Постройте лесенку из цветных палочек по порядковому

счёту от 1 до 8.

(Дети складывают из палочек цветную лесенку).

Воспитатель: Молодцы, давайте теперь  посчитаем, сколько же ступенек у нас получилось, и поднимемся во дворец?

Воспитатель и дети вместе считают (Слайд 5, 6):

Мы по лесенке шагаем,

И ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной,

Знаем в лесенке цветной!

Первая – это белый листок,

Вторая -  розовый лепесток,

Третья – как голубой океан,

Четвёртая – словно красный тюльпан,

Пятая – жёлтый солнечный цвет,

Шестая – сиреневый яркий букет,

Седьмая – чёрный пушистый кот,

Восьмая – вкусный вишнёвый компот,

Воспитатель: Сколько ступенек мы посчитали? (Индивидуальный опрос детей)

В/О: восемь (2-3 Индивидуальных ответа  детей).

Воспитатель: Верно! Вот мы и пришли во дворец, но мы же не можем идти к царице Цифралии без подарка. Как вы думаете, что обычно дарят кавалеры дамам?

В/О: Цветы.

Воспитатель: Правильно! Давайте и мы с вами соберём букет цветов для царицы. А для этого нам понадобятся наши цветные палочки.

Задание 2. «Выложи по цифрам».

Цель: упражнять детей в счёте; закреплять умение соотносить число с цветом.

Воспитатель: Посмотрите на карточку с цветком, которая лежит у вас на столе.

- Как  называется этот цветок? Сколько палочек использовано в изображении цветка? (Индивидуальный опрос детей)

В/О: цветок называется ромашка, использовано восемь палочек. (3-4 Индивидуальных ответа  детей).

Воспитатель: Правильно! Какого  цвета палочки пошли на цветок? (Индивидуальный опрос детей)

В/О: белый, голубой, вишнёвый, жёлтый.

Воспитатель:  Подберите  палочки в соответствии с рисунком и разложите их по цвету. (Дети работают с палочками, раскладывают по цвету).

Воспитатель: Выложите цветок, следуя цифровой подсказке на экране. (дети выкладывают цветок) (Слайд 7)

Воспитатель:  Молодцы, вы очень внимательны. Царь и царица очень довольны  вашей внимательностью, и красивым букетом из  ромашек, поэтому вас приглашают на бал. На балу, как известно все танцуют, и мы с вами тоже будем танцевать.

Физминутка «Танцуют все! »

Дидактические задачи: Организовать  активный отдых детей, тренировать их умение действовать по аналогии. (дети поют и  выполняют движения в соответствии с текстом песни) (слайд 8).

Воспитатель:  Но царю с царицей на балу стало очень скучно, и они решили для вас придумать новое задание, присаживайтесь, и внимательно послушайте. (дети садятся на свои места). 

Кот учёный(Слайд 9): ребята, царь Числомор очень любит считать, и поэтому хочет вас познакомить с составом его любимого  числа 9. Вы хотите узнать тайну числа 9?

В/О: Да!

Воспитатель: А для этого нам снова понадобятся,  наши цветные палочки.

3. Заключение. Состав числа 9.

Цель: Учить составлять число  из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Закреплять ориентировку в пространстве (над, под).

Воспитатель: Ребята, откройте коробочки с цветными палочками.

Возьмите  синюю палочку, синяя  обозначает число 9, и положите её перед собой.

- Какое число обозначает синяя палочка? Какого цвета число 9? (Индивидуальный опрос детей)

В/О: Девять. Синего (3-4 индивидуальных ответа  детей).

Воспитатель: Достаньте,  столько белых палочек, сколько можно  разместить под синей. (Дети выкладывают белые палочки под синей).

Воспитатель: Сколько белых палочек лежит под синей? (Индивидуальный опрос детей)

В/О: 9 белых (2-3индивидуальных ответа  детей).

Воспитатель: Да, правильно. В числе 9 – 9 единиц. Давайте посчитаем. Дети  вместе с воспитателем  считают от 1до 9.

Воспитатель: А теперь, возьмите любые две другие  палочки, и выложите над синей, так, чтобы они поместились. (Дети выкладывают свои варианты решений)

Воспитатель: Из каких чисел состоит 9? Как получилось число 9? (Индивидуальный опрос детей)

В/О: из 5 жёлтых и 4 красных единиц, из 3 голубых  и 6 сиреневых единиц. 8 вишнёвых  и 1 белая единица. (3-4 индивидуальных ответа  детей).

Воспитатель: Ну вот, мы и закончили, выкладывать наш цифровой ковёр. Царь и царица очень довольны, им понравились ваши коврики.

Ребята, вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 9. Давайте посмотри на мой цифровой коврик на экране и еще раз их назовем

-Белая палочка обозначает число 1, а вишнёвая  – число 8. Значит 9 это 1 и 8.

-Красная палочка обозначает число 4, а жёлтая – число 5.  Значит 9 это 4 и 5.

-Голубая палочка обозначает число 3 , а сиреневая – число 6. Значит 9 – это 3 и 6. (Слайд 10).

Воспитатель: Отлично, и с этим заданием мы справились. Ну а теперь, нам пора обратно в детский сад возвращаться, и мы будем спускаться по нашей лесенке, которую уже построили, только считать ступеньки будем в обратном порядке, от самой длинной палочки, до самой маленькой. (Дети считают 9 -1)  (звучит музыка волшебства).

Кот учёный (Слайд 11): Молодцы ребята! Вот мы и вернулись обратно в детский сад.

Вы настоящие знатоки математики. До новых встреч ребята!

Воспитатель: Замечательное путешествие в сказку завершилось. Чему мы сегодня научились в сказке?

В/О: Строить лесенку, выкладывать цветок, познакомились с числом 9 и т.д.

Воспитатель:  Ребята, у меня на столе лежат смайлики, выберете тот смайлик, с каким настроением вы вернулись из сказки.  (Дети берут смайлики и рассказывают что им больше всего понравилось в сказке)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственная образовательная деятельность «Осеннее дерево» с использованием технологий нетрадиционного рисования для старшего дошкольного возраста

Цель: выполнить рисунок с использованием технологий нетрадиционного рисования (выдувание из трубочки и набрызг).Задачи:обучать передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной длины ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игровых технологий "Львёнок"

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игровых технологий. "Львёнок"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевое развитие с использованием ТРИЗ технологии

quot;Сочинение новой сказки про Золушку" с использованием ТРИЗ технологии...