Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
"Путешествие Вовки по Лукоморью".
Цель:
обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять умение считать и отсчитывать в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Продолжать обучать детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность, устанавливать,
какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное количество предметов.
Упражнять в сравнении предметов разной величины; различать и называть форму предметов.
Обобщить знания детей о днях недели; последовательности частей суток.
Развивающие:
Развивать у детей внимание, логическое мышление, зрительную память, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать чувство взаимовыручки.
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу, в руках держит куклу-мальчика – Вовку.
Дети лежат на ковре с закрытыми глазами (спят).
- Пойдём, Вовка, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском саду дети заняты делом, никто не
бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.
- Ой, Вовка, что же случилось? Почему дети спят, когда надо заниматься? Давай-ка разбудим их. (воспитатель
трогает детей, они не просыпаются)
- Я догадалась, что случилось, это Баба Яга из Лукоморья заколдовала наших детей. Она узнала, что я сегодня хочу
пригласить их в путешествие.
- Сейчас мы возьмём волшебное перо Царевны Лебеди, будем дотрагиваться пером до ребят, и они обязательно
проснутся.
(дети просыпаются, встают)
- Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!
-Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: да.
-А трудностей не боитесь?
Дети: нет.
-Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную страну А.С.Пушкина.
-Какие сказки этого писателя вы знаете?
Дети: перечисляют названия знакомых сказок А.С.Пушкина.
-А чтобы в сказочную страну попасть,
Надо ключики сначала отыскать.
-Сейчас вы по очереди подойдёте ко мне, опустите правую руку в сухой бассейн и достанете один волшебный
ключик в форме геометрической фигурки.
-Молодцы! Все ключи нашли!
-Что вы на них видите?
Дети: на ключиках написаны цифры.
-А сейчас будьте внимательны.
Вам нужно найти стульчик, на котором висит замок к вашему ключику. Он такой же формы, на нём кружочки такого же цвета что и ваши ключи. Найдите такое число нужного цвета, какая цифра написана на вашем ключе.
Кто найдёт, садится на этот стул – значит, он открыл замок и попал в сказочную страну.
-Садитесь поудобнее, наше путешествие начинается.
-Вот видишь Вовка, детям пришлось потрудиться, чтобы попасть в страну сказок.
- Поможем Вовке отправиться снами в сказочную страну.
-Давайте закроем глаза и посчитаем до десяти.
Дети закрывают глаза, считают до десяти количественным счётом. После числительного десять воспитатель читает «волшебные» строчки, дети глаза не открывают.
-…выплывает ясный месяц.
Месяц-месяц, посвети,
Вовку в сказку приведи!
Дети открывают глаза и видят Вовку на странице книги.
-Вот и сбылась мечта первоклассника - Вовки.
-Ребята, посмотрите, в какую сказку мы попали?
Дети: мы попали в «Сказку о рыбаке и рыбке».
На наборном полотне выставлены рыбки кранного и синего цвета. На верхней полоске 6 - синих, на нижней 7 – красных рыбок.
- Рыбак в первый день поймал 6 рыбок, а в другой день 7.
Посмотрите внимательно, что можно сказать про числа 7 и 6?
Дети: число 6 меньше чем число 7.
-На сколько число 6 меньше чем 7?
Дети: число 6 меньше чем 7 на один.
-Молодцы!
-А можно ли сделать так, чтобы рыбок стало поровну?
Дети: чтобы рыбок стало поровну, надо добавить одну синюю рыбку.
-Стало поровну? По сколько?
Дети : поровну – по семь.
-Как же сделать поровну, но по-другому?
Дети: надо убрать одну красную рыбку. Получится поровну – по шесть.
-Молодцы!
-Чем старик ловил рыбу?
Дети: старик ловил рыбу неводом.
Раз он невод закинул в море –
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод
Пришёл невод с травою морскою,
Он ещё раз закинул невод
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка
Голосом молвит человечьим:
Собери, ты мне моих деток,
Моих золотых монеток.
Удивился старик, испугался
И не знает он что делать.
-Ребята, давайте поможем деду, выложим золотых рыбок на столе из палочек.
-Будьте внимательны, обратите внимание, из скольких палочек состоит рыбка.
(дети выкладывают рыбок по образцу на столе из спичек без селитры)
Вот видишь Вовка, дети опять работают, помогают деду.
-Молодцы! Красивые рыбки у вас получились.
-Ну а нам пора отдохнуть. Выходите все из-за столов, сделаем зарядку.
Физминутка:
Потянитесь столько раз, сколькими яблоками угостила старушка царевну.
Наклонитесь столько раз, сколько раз старик закидывал в море невод.
Присядьте столько раз, сколько богатырей жило под одной крышей с царевной молодой.
-Молодцы!
А сейчас послушайте:
За невестою своей королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
День и ночь как миг проходит, но невесты не находит.
Елисей не унывает – дни недели вспоминает.
-Давайте поможем Елисею вспомнить дни недели. Назовите их по порядку.
Дети: называют дни недели по порядку.
-Молодцы!
- Ой, ребята, Вовка нам что-то говорит. Он говорит, что знает части суток, вот в каком порядке: утро, вечер, день, ночь.
-Правильно говорит Вовка?
Дети: Вовка говорит не правильно.
-Скажите правильно.
Дети: называют части сток по порядку, показывают на схеме.
-А сейчас садитесь на свои места.
Вот и следующая страница.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,
Ядра чистый изумруд – слуги белку стерегут.
-Ребята, посмотрите какие изумруды у белочки. На что они похожи?
Дети: они похожи на геометрические фигуры.
-Но вот беда, все изумруды рассыпались. Давайте попробуем их посчитать. Сколько камушков квадратной формы, …овальной, …, круглой, прямоугольной.
-Сейчас я уберу изображение, а вы постарайтесь вспомнить, все фигуры, которые вы видели. Нарисуйте в тетради эти фигуры в один ряд.
Дети работают в тетрадях.
-Вовке так понравилось, как вы рисовали изумруды. Он хочет, чтобы вы посчитали их по порядку.
Дети считают фигуры порядковым счётом.
-Молодцы!
-Перелистываем страницу нашей книги. Кто это?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
-На ваших столах лежат ниточки, которые напряли девицы.
-Что вы можете про них сказать?
Дети: нитки разного цвета и разной длины.
-Посмотрите и скажите, какая из них самая длинная, …самая короткая, что можно сказать про оставшуюся нить?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
-Молодцы! Это была последняя страница нашей волшебной книги.
А сейчас нам необходимо вернуться в детский сад. Давайте закроем глаза и посчитаем обратным счётом.
-Понравилось вам наше путешествие по стране сказок? Сейчас я буду передавать вам перо царевны Лебеди, а вы мне скажите, что вам понравилось больше всего. Будьте внимательны, слушайте друг друга, не повторяйтесь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по математике
в старшей группе
«Путешествие Вовки по Лукоморью»
Составила:
Агаркова Ирина Николаевна
Цель:
обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять умение считать и отсчитывать в пределах 10, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Продолжать учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность, устанавливать,
какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное количество предметов.
Упражнять в сравнении предметов разной величины; различать и называть форму предметов.
Обобщить знания детей о днях недели; последовательности частей суток.
Развивающие:
Развивать у детей внимание, логическое мышление, зрительную память, мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать чувство взаимовыручки.
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу, в руках держит куклу-мальчика – Вовку.
Дети лежат на ковре с закрытыми глазами (спят).
- Пойдём, Вовка, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском саду дети заняты делом, никто не
бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.
- Ой, Вовка, что же случилось? Почему дети спят, когда надо заниматься? Давай-ка разбудим их. (воспитатель
трогает детей, они не просыпаются)
- Я догадалась, что случилось, это Баба Яга из Лукоморья заколдовала наших детей. Она узнала, что я сегодня хочу
пригласить их в путешествие.
- Сейчас мы возьмём волшебное перо Царевны Лебеди, будем дотрагиваться пером до ребят, и они обязательно
проснутся.
(дети просыпаются, встают)
- Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!
-Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: да.
-А трудностей не боитесь?
Дети: нет.
-Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную страну А.С.Пушкина.
-Какие сказки этого писателя вы знаете?
Дети: перечисляют названия знакомых сказок А.С.Пушкина.
-А чтобы в сказочную страну попасть,
Надо ключики сначала отыскать.
-Сейчас вы по очереди подойдёте ко мне, опустите правую руку в сухой бассейн и достанете один волшебный
ключик в форме геометрической фигурки.
-Молодцы! Все ключи нашли!
-Что вы на них видите?
Дети: на ключиках написаны цифры.
-А сейчас будьте внимательны.
Вам нужно найти стульчик, на котором висит замок к вашему ключику. Он такой же формы, на нём кружочки такого же цвета что и ваши ключи. Найдите такое число нужного цвета, какая цифра написана на вашем ключе.
Кто найдёт, садится на этот стул – значит, он открыл замок и попал в сказочную страну.
-Садитесь поудобнее, наше путешествие начинается.
-Вот видишь Вовка, детям пришлось потрудиться, чтобы попасть в страну сказок.
- Поможем Вовке отправиться снами в сказочную страну.
-Давайте закроем глаза и посчитаем до десяти.
Дети закрывают глаза, считают до десяти количественным счётом. После числительного десять воспитатель читает «волшебные» строчки, дети глаза не открывают.
-…выплывает ясный месяц.
Месяц-месяц, посвети,
Вовку в сказку приведи!
Дети открывают глаза и видят Вовку на странице книги.
-Вот и сбылась мечта первоклассника - Вовки.
-Ребята, посмотрите, в какую сказку мы попали?
Дети: мы попали в «Сказку о рыбаке и рыбке».
На наборном полотне выставлены рыбки кранного и синего цвета. На верхней полоске 6 - синих, на нижней 7 – красных рыбок.
- Рыбак в первый день поймал 6 рыбок, а в другой день 7.
Посмотрите внимательно, что можно сказать про числа 7 и 6?
Дети: число 6 меньше чем число 7.
-На сколько число 6 меньше чем 7?
Дети: число 6 меньше чем 7 на один.
-Молодцы!
-А можно ли сделать так, чтобы рыбок стало поровну?
Дети: чтобы рыбок стало поровну, надо добавить одну синюю рыбку.
-Стало поровну? По сколько?
Дети : поровну – по семь.
-Как же сделать поровну, но по-другому?
Дети: надо убрать одну красную рыбку. Получится поровну – по шесть.
-Молодцы!
-Чем старик ловил рыбу?
Дети: старик ловил рыбу неводом.
Раз он невод закинул в море –
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод
Пришёл невод с травою морскою,
Он ещё раз закинул невод
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка
Голосом молвит человечьим:
Собери, ты мне моих деток,
Моих золотых монеток.
Удивился старик, испугался
И не знает он что делать.
-Ребята, давайте поможем деду, выложим золотых рыбок на столе из палочек.
-Будьте внимательны, обратите внимание, из скольких палочек состоит рыбка.
(дети выкладывают рыбок по образцу на столе из спичек без селитры)
Вот видишь Вовка, дети опять работают, помогают деду.
-Молодцы! Красивые рыбки у вас получились.
-Ну а нам пора отдохнуть. Выходите все из-за столов, сделаем зарядку.
Физминутка:
Потянитесь столько раз, сколькими яблоками угостила старушка царевну.
Наклонитесь столько раз, сколько раз старик закидывал в море невод.
Присядьте столько раз, сколько богатырей жило под одной крышей с царевной молодой.
-Молодцы!
А сейчас послушайте:
За невестою своей королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
День и ночь как миг проходит, но невесты не находит.
Елисей не унывает – дни недели вспоминает.
-Давайте поможем Елисею вспомнить дни недели. Назовите их по порядку.
Дети: называют дни недели по порядку.
-Молодцы!
- Ой, ребята, Вовка нам что-то говорит. Он говорит, что знает части суток, вот в каком порядке: утро, вечер, день, ночь.
-Правильно говорит Вовка?
Дети: Вовка говорит не правильно.
-Скажите правильно.
Дети: называют части сток по порядку, показывают на схеме.
-А сейчас садитесь на свои места.
Вот и следующая страница.
Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт,
Ядра чистый изумруд – слуги белку стерегут.
-Ребята, посмотрите какие изумруды у белочки. На что они похожи?
Дети: они похожи на геометрические фигуры.
-Но вот беда, все изумруды рассыпались. Давайте попробуем их посчитать. Сколько камушков квадратной формы, …овальной, …, круглой, прямоугольной.
-Сейчас я уберу изображение, а вы постарайтесь вспомнить, все фигуры, которые вы видели. Нарисуйте в тетради эти фигуры в один ряд.
Дети работают в тетрадях.
-Вовке так понравилось, как вы рисовали изумруды. Он хочет, чтобы вы посчитали их по порядку.
Дети считают фигуры порядковым счётом.
-Молодцы!
-Перелистываем страницу нашей книги. Кто это?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
-На ваших столах лежат ниточки, которые напряли девицы.
-Что вы можете про них сказать?
Дети: нитки разного цвета и разной длины.
-Посмотрите и скажите, какая из них самая длинная, …самая короткая, что можно сказать про оставшуюся нить?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
-Молодцы! Это была последняя страница нашей волшебной книги.
А сейчас нам необходимо вернуться в детский сад. Давайте закроем глаза и посчитаем обратным счётом.
-Понравилось вам наше путешествие по стране сказок? Сейчас я буду передавать вам перо царевны Лебеди, а вы мне скажите, что вам понравилось больше всего. Будьте внимательны, слушайте друг друга, не повторяйтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей старших дошкольников с помощью флексагонов"
математическое развитие....
Презентация "Развитие математических способностей старших дошкольников на основе оригами"
математика...
Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»
В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...
Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...
Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуал...
проект по развитию математических способностей старших дошкольников
Что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходи...
Роль игры в развитии математических способностей старших дошкольников
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стр...