Фрагменты НОД по объемным геометрическим фигурам
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Фрагменты НОД по объемным геометрическим фигурам с дидактическим упражнением и дидактической игрой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_nod_po_obemnym_geometricheskim_figuram.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент 1
Задачи: Учить детей практически выделять модели шара из других предметов. Формировать сенсорно - перцептивную способность — узнавать форму зрительно, на ощупь. Учить совершать игровые действия с шаром.
Оборудование. Шары одинакового цвета и размера по количеству детей, яркая коробка, ворота, яркий мешочек, в котором лежит столько же шаров, и мелкие игрушки (одинаковые, из счетных наборов) — «не шары».
НОД:
1. Сюрпризный момент
Педагог достает коробку, заинтересованно ее встряхивает: «Что там шумит?» Предлагает детям посмотреть: «Давайте посмотрим, что там». Открывает и показывает, что лежит в коробке.
2. Дидактическое упражнение «Возьми шар — кати шар»
Педагог достает из коробки шар и произносит: «Вот шар. Это шар». Предлагает каждому взять такой же шар: «Возьми, Саша, шар. У Саши шар», «На, Петя, шар. У Пети шар». Затем взрослый катает шар между ладонями обеих рук, побуждает детей действовать так же: «Вот какой шар. Шар круглый». Педагог кладет шар на стол, легонько подталкивает и ловит его другой рукой: «Покатился. Шар катится. Вот как катится». Предлагает детям тоже катать шары, сопровождая действия словами: «Шар катится»; «Все шары катятся.»
3. Игра «Прокати шар в ворота»
Педагог ставит ворота на середину стола: «Вот ворота»; катит шар через ворота: «Покатился. Ваня, лови шар. Оп! Поймал. Ваня, кати шар. Покатил. Шар катится». Таким образом, действие совершает каждый малыш и проговаривает свои действия.
По ходу игры шары могут падать. Педагог использует эти моменты, подчеркивая свойства предмета: «Упал... и покатился. Надо поднять».
4. Игра «Чудесный мешочек»
Педагог предлагает достать из мешочка только шары и назвать их.
Фрагмент 2
Задачи: Учить детей практически выделять модели куба из других предметов. Продолжать учить обследовать объект осязательно-двигательным способом. Учить распознавать куб среди других объектов, совершать игровые действия.
Оборудование: Кубы одинакового цвета и размера по количеству детей, подносы для раздаточного материала на каждого ребенка, яркая коробка, яркий мешочек, кубы и мелкие игрушки такого же цвета (одинаковые, из счетных наборов, например елочки) — «не кубы».
НОД:
Перед ребятами на столе стоят подносы, на которых лежат куб и елочка.
1. Сюрпризный момент
Педагог достает мешочек, потряхивает им. Затем вместе с детьми смотрит, что в мешочке.
2. Дидактическое упражнение «Найди кубик»
Педагог достает из мешочка кубик, показывает его детям: «Это кубик», кладет на поднос. Затем предлагает: «Найдите такой же кубик». Взрослый сопровождает действия детей: «У Вани кубик. У Саши тоже кубик. Что у тебя, Саша? У всех детей кубики. Это кубики».
3. Дидактическое упражнение «Не катится»
Педагог берет в руки кубик и предлагает детям покатить его по столу. Все убеждаются, что предмет не катится. Взрослый показывает детям, как можно обследовать кубик руками.
Вместе с детьми убеждается, что у кубика есть уголки. Каждый ребенок по просьбе надавливает пальцами на уголки своего кубика.
4. Дидактическая игра «Вот какая башня!»
Педагог предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой. Кубик на кубик». Дети вместе со взрослым ставят кубик на кубик. «Получилась башня. Вот какая башня!»
5. Игра «Волшебный мешочек»
Каждый малыш на ощупь среди других предметов находит кубик, достает его, называет.
Фрагмент 3
Задачи: Развитие умения классифицировать предметы по заданному свойству (размеру, цвету, форме), пользуясь условными знаками (разрешающими и запрещающими), вариативности мышления при выборе предмета по правилу (методом последовательного исключения из цепочки); развитие доказательной мотивированной речи.
Оборудование. Карточки с изображениями елок и шаров 3-х размеров, подарочных упаковок разной формы (3-х видов) — по 24 карточки каждого изображения с разрешающими знаками, игровые персонажи (Ежик, Заяц, Лиса).
НОД:
Педагог. Однажды перед самым Новым годом друзья, Еж, Заяц и Лиса, отправились в лес за елками. Им понравились три лесные красавицы.
Детям предъявляются изображения елей трех размеров.
Педагог. Одинаковые или разные они по высоте (размеру)?
Уточнение в ходе обмена мнениями: высокая, пониже и низкая.
Педагог. Ежик полюбовался елочками и заметил, что самую высокую ему не срубить, а ту, что пониже, — не донести до дома. Какую елку выбрал Ежик?
Дети показывают это с помощью карточек.
Педагог. Зайцу было все равно, какую елку выбрать, но он побаивался Лису и не хотел с ней ссориться. Сколько елок осталось бы Зайцу для выбора, если бы он все-таки решился выбирать?
Дети показывают это с помощью карточек.
Педагог. Лиса всегда выбирала все самое большое, считая, что чем больше, тем лучше. Какую елку она выбрала не раздумывая? Какая елка по высоте досталась Зайцу?
Дети выбирают елки с помощью карточек.
Педагог. Расскажите о выборе елок каждым из зверей, используя слова-сравнения: «выше, чем»; «ниже, чем» и т. д.
Варианты ответов: «У Зайца елка выше, чем у Ежа», «У Ежа елка ниже, чем у Лисы и Зайца», «У Лисы елка выше, чем у Зайца и Ежа», «У Зайца елка выше, чему Ежа, нониже, чему Лисы», «Самая низкая елка у Ежа, повыше у Зайца, сама высокая у Лисы», «Самая высокая елка у Лисы, пониже у Зайца, самая низкая — у Ежа».
Педагог. Друзья решили украсить елку разноцветными шарами. Еж выбрал желтые потому, что ему нравятся желтые осенние листья. Заяц выбирать не захотел. Лиса сказала, что голубые шары ей не нравятся. Шары какого цвета выбрал каждый из друзей?
Дети обосновывают выбор, используя карточки.
Педагог. Самых красивых шаров у друзей оказалось пять. Они решили разделить их поровну. Но Лиса хитра, она решила, что себе возьмет больше всех, а Зайцу и Ежу даст поровну, чтобы не поссорились. Как разделила шары хитрая Лиса? (Ответы детей.)
Дети рассуждают и параллельно выполняют поисковые действия (Лисе — три шара, а Зайцу и Ежу — по одному).
Педагог. Как вы думаете, в хорошем ли настроении мы оставляем друзей — Ежа, Зайца и Лису?
Мотивированные ответы детей от имени каждого из друзей: «Еж выбрал самую низкую елку; высокая елка в его норку не поместится; он украсил ее желтыми шариками».
Итог. Совместно с педагогом дети распределяют подарки, начиная с Ежика. Выслушивается мнение нескольких детей, а затем сообща договариваются, какой подарок будут вручать Ежу.
Фрагмент 4
Задачи: повторить счет до 5; формировать представления детей о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве. Развивать восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Оборудование: детские столы, стулья, магнитофон, подставка для игрушек, ширма, кукла зайца, елка, снеговики, кубики, цифры, открытки, карточки, шарики.
НОД:
Дети стоят вокруг воспитателя, взявшись за руки.
В: - Ребята, какое у нас сейчас время года?
Д: - Зима.
В: - А какой праздник бывает зимой?
Д: - Новый год.
В: - Правильно. Наступает новый год, но у нас в группе нет елочки. Давайте мы с вами отправимся за елочкой в новогоднюю сказку. Чтобы в нее попасть мы должны друг другу улыбнуться и друг с другом поздороваться. (Звучит музыка «танец снежинок» Чайковского).
В: - Ребята ведь нас зовет новогодняя сказка! Нам надо пройти в лес через речку. Но еще начало зимы и лед через речку хрупкий. Чтобы перейти по речке нам надо построить мост. А посмотрите-ка, мост через реку разрушен. Давайте мы его починим.
Дети строят мост из кубиков.
В: - Молодцы ребята. Давайте посчитаем, сколько лежит кубиков.
Д: - Считают до 5.
В: - Ну что же, мост построен, мы можем переходить по нему.
Воспитатель и дети переходят через мост. Идем по лесу (групповой комнате).
В: - Смотрите ребята, здесь растут елочки, но мы сами не можем их рубить. Нам нашу праздничную елочку могут дать лесные жители если мы им понравимся.
В: - Ой, смотрите какая-то коробка! А что это в ней? Давайте сядем и рассмотрим.
В: - Смотрите ребята - это новогодние игрушки. Какой они формы?
Д: - Форма шара.
В: - А чем они отличаются?
Д: - Размером, цветом.
В: - Посмотрите, на каждом шарике нарисованы снежинки. Посчитайте сколько нарисовано снежинок на новогоднем украшении.
В: - Ну что же молодцы. Пойдемте дальше искать нашу елочку.
Воспитатель одевает на руку куклу Би-ба-бо Зайчика. (О-о-о, плачет зайчик). Ребята, что-то мне грустно, я тут засиделся. Давайте вместе со мной сделаем физкультурные упражнения.
Физкультминутка
Были бы у елочки ножки, (Легкий бег на месте.)
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она с нами, (Пружинистые полуприседания с поворотами туловища вправо- влево.)
Застучала бы она каблучками. (Притопы ногами.)
Закружились бы на елочке игрушки — (Круговое движение вокруг себя.)
Разноцветные фонарики, хлопушки. (Вращение кистей рук, поднятых вверх.)
Завертелись бы на елочке флаги. (Взмахи руками влево-вправо над головой.)
Из пунцовой, из серебряной бумаги. (Встряхивание кистями рук перед собой.)
Засмеялись бы на елочке матрешки Активные хлопки в ладоши.
И захлопали б от радости в ладошки...
К. Чуковский
Зайчик: - Как хорошо я размялся! За такую хорошую физкультминутку вот вам моя любимая игра.
Дидактическая игра «Сортировка»
В: - Ребята, только все фигуры разбросаны. Давайте поможем зайчику их собрать (дети собирают, классифицируют по форм, цвету, размеру).
Время идет, Новый год приближается, а елочки у нас таки нет. Пойдемте ребята поскорее дальше. Посмотрите в нашей сказке два снеговика, они наверно близнецы, так похожи.
Д: - нет, они разные.
В: - А какие у них различия.
Д: - Находят десять различий.
В: - Молодцы, ребята, выполнили задания снеговиков и они за это дарят нам елочку. (Открываю ширму, за которой спрятана елочка).
Вот какая она красивая, но только не наряжена. Давайте украсим ее шарами.
Д: - наряжают елку.
Дидактическая игра на ориентировании в пространстве, дети вешают шары вверху, внизу, слева, справа елочки по заданию воспитателя.
Звучит музыка что и в начале занятия.
В: - Вот, ребята, наша сказка и закончилась. Вы у меня умники и умницы, справились со всеми заданиями, и теперь новый год мы будем встречать с елочкой.
Фрагмент 5
Задачи:
- познакомить детей с объемными геометрическими фигурами (кубом, шаром, цилиндром, конусом, призмой)
- научить детей определять объёмные геометрические фигуры на ощупь, соотносить тактильный образ предмета со зрительным, развивать мышление, внимание, память.
Оборудование: объёмные геометрические фигуры куб, шар, цилиндр, призма, конус, мешочек для проведения дидактической игры.
НОД:
- Работать с демонстрационным материалом.
Педагог знакомит детей с объёмными геометрическими фигурами. Вызывает детей подойти потрогать фигуры.
- Что это?
- Как называется?
- Что с ним можно делать? (Катать, строить)
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать.
Фрагмент 6
Задачи: Формировать умения считать до 5, сравнивать множества по количеству; составлять группу по заданному числу. Закреплять представления детей об объёмных геометрических фигурах.
Оборудование: Объёмные геометрические фигуры, коробка, грузовик.
НОД:
1. Дидактическое упражнение
Педагог показывает коробку, встряхивает ее, спрашивает у детей: «Что там может лежать?» Выслушав ответы, открывает и показывает, что внутри.
- Что это? (кубики, шары, цилиндры, конусы)
- Сколько их? (много)
- Посчитайте сколько кубиков? (5)
- Посчитайте сколько шариков? (5)
- Посчитайте сколько цилиндров? (5)
- Посчитайте сколько конусов? (5)
- По скольку всех фигур (По 5, значит поровну)
2. Дидактическая игра «Погрузка».
Появляется грузовик. Сколько машин? (Одна).
Дети под руководством педагога складывают в грузовик заданное воспитателем количество названных фигур.
- Положим 4 кубика
- Положим 3 шарика
- Что положил? Сколько?
- Чего больше? Чего меньше?
Дети везут грузовик с кубиками:
- Много кубиков везем
На машине грузовой!
Би-би-би, би-би-би —
Вы не стойте на пути!
Фрагмент 7
Задачи: учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; выбирать «кирпичики» разной формы (куб, призма, цилиндр, конус), правильно называть их и использовать по назначению, учить выполнять постройку по готовому образцу; развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер; воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: у каждого ребёнка набор строительного материала, мишка.
НОД:
- Работа с демонстрационным материалом
- Дети, к нам в гости пришёл маленький Мишутка. Скажите, какую кроватку нужно ему построить?
На столе у педагога образец кроватки мишки.
- Посмотрите, как сделана кроватка.
- Из чего построены спинки кровати?
- Сколько кирпичиков у одной спинки? (2)
- Какие фигуры нужно взять, чтобы построить кровать для маленького Мишутки?
- Работа с раздаточным материалом
Педагог обращает внимание детей на то, что у них на столах много строительного материала. Просит показать кирпичики и кубики. Затем показывает и называет длинную и короткую пластины. Затем, обращая внимание детей, просит их сказать, какого размера лежат на столе игрушки (одни - большие, другие - маленькие).
- Теперь вы попробуйте сделать кровать для Мишутки. Какая ему нужна кровать? Большая или маленькая?
В процессе работы педагог следит за тем, чтобы дети правильно отбирали детали для постройки.
По окончании работы педагог предлагает детям уложить мишек спать и проверить, подходит ли кровать по размеру.
Фрагмент 8
Задачи: Повторить счёт до 5. Уточнить знание объёмных геометрических фигур: шар, куб, цилиндр, конус, призма. Закрепить умение конструировать из геометрических фигур.
Оборудование: Строительный материал.
НОД:
- Дидактическое упражнение «Почини корабль»
Ребята, вы любите путешествовать? А хотели бы отправиться в космическое путешествие на Дальнюю планету? На чём можно полететь в космос? (ракета, космический корабль). Я нашла заброшенный космический корабль, который капитан Арамозик с Дальней планеты оставил на Земле, когда попал в аварию. Космический корабль развалился, а капитана Арамозика забрали его верные друзья.
Прежде чем мы отправимся в космическое путешествие нужно отремонтировать космический корабль. Посмотрите, как много разных деталей, давайте соберем из них корабль. Если мы правильно найдем и назовем форму и количество деталей - значит, мы сможем восстановить космический корабль.
- Какой формы эта деталь?
- Сколько таких деталей? Куда мы их поместим? (ответы и действия детей).
Далее задаются аналогичные вопросы.
- Сколько всего деталей?
- Из каких геометрических фигур собрали корабль (куб, цилиндр, конус, призма).
- Внимание, корабль готов к полёту, просьба занять места (дети садятся за столы).
2. Динамическая пауза «В космосе»
Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг. Как блестят звёзды, летят кометы. А сколько много разных планет! Какой они формы?
А вы знаете, что в космосе всё становится невесомым, и даже капельки воды могут приобретать разную форму. Представьте себе, что мы вышли в открытый космос, как капельки воды стали абсолютно невесомы, и можете приобретать самые разные формы. Какую форму приобрела Соня? Даня? Полина?
Займите места в каютах, наше путешествие продолжается.
3. Дидактическая игра «назови форму»
- Молодцы! Вы верно разгадали загадку жителей этой планеты.
- Ну вот, так быстро и весело мы преодолели последние километры пути. Высаживайтесь, давайте осмотрим планету.
- Посмотрите, в веселом хороводе танцуют её жители, встречают нас. Давайте выйдем из корабля и подойдём к ним, познакомимся. Встаньте вокруг них. Все они имеют разную форму. Сейчас вы под музыку будете двигаться по кругу, как только музыка кончится, вы остановитесь, рассмотрите одного из жителей, и назовете, какой он формы. (Дети играют 3 раза).
- Ребята, все жители этой планеты имеют разную форму. А как одним словом можно назвать их? (Это геометрические фигуры)
- В гостях хорошо, а дома лучше, пришла пора нам возвращаться на Землю, нашу родную планету, занимайте скорее свои места на космическом корабле, пристегните ремни. Завести моторы! Путешествие окончилось. Сейчас мы снова оказались в нашей группе.
- Ребята, понравилось вам космическое путешествие на Дальнюю планету? Что понравилось? Чему вы научились?
- Мне показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы много знаете и умеете. Знаете геометрические фигуры, умеете считать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация объемные геометрические фигуры
Данная презентация познакомит вашего ребенка с объемными геометрическими фигурами....
«Бусы – как средство ознакомления детей раннего и младшего возраста с объемными геометрическими фигурами (телами)»
Игровые моменты очень важны в педагическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском саду.Начиная с двух-трех лет основная задача- формирование эмоционального контакта, д...
Геометрия для малышей "Знакомство с объемной геометрической фигурой - параллелепипед"
Наглядная геометрия для детей. "Знакомство с телом - параллелепипед"...
Геометрия для малышей Знакомство с объемной геометрической фигурой - "шар"
Наглядная геометрия для малышей "Знакомство с телом - шар, и его свойствами"...
Геометрия для малышей "Знакомство с объемной геометрической фигурой - конус"
Наглядная геометрия для малышей "Знакомство с объёмной геометрической фигурой - конус"...
«Объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр».
Цель: Создать условия для совершенствования навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Задачи:- организовать деятельность для закрепления умения группировать предметы...
Объемные геометрические фигуры
Иллюстрации с объемными геометрическими фигурами и стихотворения к ним...