Часы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Обучающие задачи:
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение устно решать арифметические задачи.
Продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать в пределах 12.
Формировать навык самоконтроля.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Развивать сосредоточенность, память.
Воспитательные задачи;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Материал.
Круг с временами, разные виды часов (принесенные детьми заранее), учебные часы для воспитателя и на каждого ребенка, игрушка - петух, одуванчики из бумаги, макет Спасской башни Кремля, картинка с изображением солнечных часов, песочные часы, будильник, фотография с изображением фасада школы с часами, учебные часы из плотной ткани со съёмным циферблатом, игрушечный винтик с шайбой и панелька( по количеству пар детей), банка с винтовой крышкой.
Ход занятия.
Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель. Посмотрите на круг с временами года. Сколько их? Почему год называется круглым? Сколько месяцев в году? Сколько месяцев длится осень? Зима? Весна? Лето? Назовите осенние месяцы, зимние, летние, весенние. У нас сейчас конец зимы. Какой это месяц? Какой зимний месяц самый тёплый? Почему? Какой сегодня день недели? А вчера, какой был, а позавчера? Завтра, какой будет, а послезавтра?
Ответы детей. Сегодня пятница. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней недели. Посмотрите на ладонь: пять пальцев - это пять дней.
Воспитатель. Загните средний палец - это пятница, сегодня. А как можно сказать про день до него? (Вчера.) А про день ещё раньше? (Позавчера) А после него? (Завтра, послезавтра.)
Воспитатель. Дни недели знаете. А что такое, сутки? (Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь,)
А знаете ли вы, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток?
Послушайте загадку:
Стучит, бренчит, вертится,
Никого не боится
Считает свой век,
А не человек.
(Часы.)
Обратите внимание, какое количество часов находится здесь. {Дети рассматривают часы, делятся своими впечатлениями.)
Воспитатель, А как вы думаете, почему на полке вместе с разными часами стоят петух и одуванчики? Разве они тоже помогают узнать время?
Ответы детей.
Воспитатель. Такие часы называют природными или животными. Воспитатель. Правильно в деревне до сих пор говорят: «Пропели первые петухи!»
Значит еще" очень рано. Редко кто встает с первыми петухами. «Пропели вторые петухи! Значит, пора вставать, печь топить, корову доить, тесто для пирогов месить, а вот одуванчики дружно раскрываются в 5 часов утра, а в 2 часа дня гасят свои золотые фонарики.
А какие самые древние часы? (Солнечные)
Правильно самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы ПРИМЕРНО знать время — солнечные. Что представляют собой солнечные часы?
Ответы детей. Они состоят из циферблата, который помещают на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой служит стержень, который отбрасывает тень на циферблат. Но они не удобны, когда нет солнца.
Воспитатель. А какие ещё часы пришли к нам из старины?
Ответы детей. Песочные.
Воспитатель. А песочные удобны?
Ответы детей. Нет, они определяют только маленький промежуток времени 1мин., 2мин., З мии,
Воспитатель, А где применяют (в медицине).
А теперь давайте с вами рассмотрим современные часы. Какие они бывают?
Ответы детей. Наручные, настенные, напольные, каминные, в виде кольца, в виде кулона на цепочке. Все часы разные с разными цифрами арабскими и римскими. Мы с нами обязательно поближе познакомимся с римскими цифрами на другом занятии.
Воспитатель. Послушайте загадку и скажите, как называются эти часы?
Я напрасно не стучу. Когда надо разбужу.
(Будильник)
Да, будильник, он нас будит по утрам.
Мы с вами рассмотрели разные часы и старинные и современные, а какие часы самые знаменитые, самые главные?
Дети. Кремлевские куранты.
Воспитатель. А где они находятся?
Дети, На Спасской башне Московского Кремля.
Воспитатель показывает макет Спасской башни.
А кто из вас был на Красной площади и видел Куранты? А где мы с вами видели макет больше этого?
Ответы детей. В нашем детском саду.
Воспитатель. Мы с вами рассмотрели разные часы, а где еще можно увидеть часы?
Дети. На городских улицах, площадях, кинотеатрах, метрополитене.
Воспитатель. Вы скоро пойдете в школу. Многие в нашу и на фасаде школы тоже есть часы. Они помогают ученикам и учителям не опаздывать на уроки. А где делают современные часы?
Дети. На часовом заводе.
Воспитатель. А если часы ломаются, кому их несут чинить?
Дети. Часовщику.
Воспитатель. Послушайте скороговорку:
Часовщик, прищурив глаз. Чинит часики для нас.
Итак, как же устроены часы?
Как называется круг с цифрами?
На что указывает большая стрелка? А маленькая?
Какая стрелка быстрее «бегает» по кругу?
Когда мы говорим «ровно», а когда «половина?
Да часы сложный механизм.
Дети садятся -за столы.
Воспитатель, Посмотрите на ваши учебные часы. Который час они покачывают?
А правильно ли я спросила вас, который час, или может быть правильно, спросить
сколько время?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно спрашивать который час. Так который час на ваших учебных часах?
Ответы детей Ровно двенадцать часов. Полдень,
Воспитатель. Правильно полдень.
Сколько будут показывать часы, если часовая стрелка пройдет целый круг?
Дети. Часовая и минутная стрелки опять покажут на двенадцать, но будет полночь. Воспитатель. А полночь это который час? Дети. 12 часов ночи или 24 часа, или 00 часов.
Воспитатель, Полночь, а после того как минутная стрелка сделает круг, сколько будут показывать часы?
Дети. Ровно один час ночи.
Воспитатель А если это не полночь, а полдень? 12 часов дня. Сколько будут показывать часы после того как минутная стрелка сделает один круг?
Дети. Ровно один час дня или 13 часов.
Воспитатель. Покажите на своих учебных часах ровно 3 часа, ровно 5 часов, сколько будет через 2 часа, сколько будет через пол - часа, половину второго, половину восьмого, ровно 9 часов, сколько было два часа назад, сколько было пол — часа назад, 14 часов, 16 часов. А теперь решите задачку и покажите ответ на учебных часах.
Задачка №1.
Олег проснулся в 7 часов утра. «Мама, я не проспал?- спросил он,- Нам уже пора идти в цирк?» «Ещё рано, представление начнётся через три часа». Во сколько начнется представление? (7+3=10)
Задача№2.
Через 3 часа по первой программе телевидения будут показывать детскую сказку. Сейчас уже пять часов вечера. Во сколько начнется сказка? (3+5=8)
Воспитатель. Давайте посмотрим, в какую сторону двигаются стрелки часов(вправо).
Движение по кругу вправо называют движением по часовой стрелке, а влево - против
часовой стрелки.
Где мы встречаем движение по часовой стреле и против часовой стрелки?
Ответы детей.
Воспитатель демонстрирует закрывание и открывание банки.
А теперь вы попробуйте закрутить винтик, как вы будите его закручивать? А как раскручивать? (по часовой и против часовой)
Воспитатель берет часы и рассыпает цифры циферблата.
Воспитатель. Ребятки помогите мне собрать цифры, но вы же все захотите мне помочь поэтому каждый поднимет одну цифру.
Часы сломались, помогите мне их починить. Чтобы наши часы показывали точное время, все цифры должны правильно занять свои места, и я хочу вам в этом помочь.
- Первое число займет свое место на циферблате, без которого мы не сможем сказать
«ровно». Какое это число? (12) - А теперь цифра, без которой мы не сможем сказать «половина». Какое это число? (6)
- Следующая цифра, которая стоит между цифрами 2 и 4. (3)
- А теперь цифра, которая стоит между числами 8 и 10. (9)
- Задали детям в школе урок:
Прыгают в поле десять сорок.
Девять взлетели и сели на ели.
Сколько осталось на поле сорок? ( 1 ) - Ну-ка, сколько здесь ребят
- На горе катается?
- Трое в саночках сидят,
- Один дожидается (4)
-Цифра, которая стоит перед цифрой 8. (7)
- Вот восемь зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной. Торопится в школу зайчишек зимой? (10)
- Число меньше 5 на 3. (2)
- Чтобы определить следующее число надо 7 уменьшить на 2. (5)
- У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (8)
- И последнее число, это первое число второго десятка (11)
Молодцы ребята! Спасибо вам большое за помощь! А теперь проверим, правильно показывают наши часы.
- Когда часовая стрелка долго «плетется» от одной цифры до другой, мы говорим:
«Прошёл один час»
А когда большая стрелка – «торопыга» пробегает от одной цифры до другой, мы говорим: «Прошло пять минут».
Смотрите; на наших часах было сколько?
Дети. Ровно три часа.
Воспитатель двигает минутную стрелку на один.
Воспитатель. А теперь можно скачать, что сейчас ровно три часа?
Дети. Нет.
Воспитатель, Минутная стрелка пробежала от двенадцати до одного, значит она показывает пять минут. Но и часовая стрелка ушла от цифры три, медленно идёт к цифре четыре. И мы говорим: «Пять минут четвертого».
Покажите на ваших учебных часах: пять минут четвертого, пять минут пятого, пять минут шестого.
Воспитатель выставляет минутную стрелку на одиннадцать, а часовая почти на четыре. Воспитатель. А теперь можно сказать, что сейчас ровно четыре часа?
Дети. Нет.
Воспитатель. Правильно. Не хватает пяти минут. Мы говорим: «Без пяти минут четыре». Покажите на ваших учебных часах: без пяти четыре, без пяти пять, без пяти шесть. Воспитатель предлагает достать содержимое конвертов, лежащих у каждого ребенка на столе.
Воспитатель. Я предлагаю каждому из вас выполнить задание, по восстановлению стрелок на часах. На каждых часах должна быть своё время.
- На твоих часах без пяти минут два.
- На твоих пять минут восьмою.
- У тебя на часах пять минут десятого.
- У тебя без пяти минут три.
- Ты выстави на своих пять минут седьмого.
- А ты без пяти минут семь.
- На твоих будет пять минут десятого,
- Ты поставь на часах без пяти минут десять.
- Без пяти минут двенадцать.
- Пять минут двенадцатого.
- Пять минут второго.
- Без пяти минут одиннадцать.
Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске и рассматривает их с детьми, подводя итоги.
Итог занятия.
- Молодцы вы справились с заданием.
- Чем мы с вами сегодня занимались?
- Вам понравилось? - Что больше всего понравилось?
- Что было самым трудным?
- Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...
презентация "Часы" из истории часов
Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...
Тематическая экскурсия в групповой мини-музей "Часы" на тему: "Путешествие в прошлое часов"
НОД - экскурсия в групповой мини-музей "Часы"...
Час за часом или какие бывают часы
Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....
Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...