Формирование у дошкольников основ математической культуры
методическая разработка по математике по теме
Современные подходы к формированию основ математической культуры дошкольников. Педагогический совет №Первые шаги в математику"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_osnov_matematicheskoy_kultury.docx | 51.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к формированию основ математической культуры дошкольников.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.
Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний.
Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура - составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Сегодня, с учетом обновления содержания дошкольного образования добавляется пятая содержательная линия - алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). Использование информации в символизированной форме способствует развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.
Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.
Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа), через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.
За время пребывания в детском саду наш выпускник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественно- изобразительной.
И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация.
Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.
- Использование информации в символизированной форме схем, моделей, алгоритмов способствует стимулированию и развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление.
Применение математических знаний и умений в практической деятельности
приме
Конструирование
(по замыслу, по плану, по образцу -модели, использование шаблонов, трафаретов)
Детское экспериментирование
(песок, земля, вода, снег, воздух, магнит, бумага, горох, фасоль)
Трудовая
( труд в природе, художественной, ручкой)
Игра
(сюжетно – ролевая, театрализованная, дидактическая, развивающие игры , (головомки, лабиринты, шашки, шахматы подвижная )
Художественно- изобразительная (цвет, форма, композиция, аппликация, рисование)
Педсовет
Тема: «Первые шаги в математику»
Форма проведения: «круглый стол»
Цель. Создание оптимальных условий для успешного обучения дошкольников элементарной математике.
Показать пути формирования математического мышления через формирование и развитие познавательных (сенсорных и интеллектуальных) способностей дошкольников.
Повысить профессиональную компетентность педагогов в решении вопросов математического развития воспитанников. Помочь воспитателям выйти на новый уровень работы.
Повестка педсовета.
- Значение поставленной проблемы. Современные подходы к обучению дошкольников математике.
- Состояние образовательной работы и особенности формирования основ математической культуры дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Итоги тематической проверки.
Выступление Боровлевой Н.П.,
старшего воспитателя
- «Как я использую развивающие игры и игровые упражнения с математическим содержанием, направленные на интеллектуальное развитие детей».
Сообщение и презентация опыта
Комарницкой Т.А,
воспитателя младшей группы
- Роль занимательных форм подачи материала и перспективные методы обучения детей математике.
Презентация опыта работы
Шерстобитовой Л.В.,
воспитателя старшей группы
- Обзор методической литературы по математическому развитию дошкольников, рекомендации по ее использованию.
Информация Ткач Л.Н.,
воспитателя младшей группы
- «Творчество воспитателя».
- Представление дидактических пособий, развивающих игр с математическим содержанием.
- «Ваш вариант »(решение кроссворда, головомки).
- Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.
Опросник
для самооценки воспитателя по разделу:
«Формирование элементарных математических представлений»
№ п/п | Содержание вопросов | Ответы |
Что в работе по ФЭМП Вы считаете наиболее актуальным для детей Вашей возрастной группы?
| ||
Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? | ||
Каким формам работы с детьми при ФЭМП Вы отдаете предпочтение?
| ||
Какие методы и приемы обучения Вы используете на занятиях и в свободной деятельности?
| ||
С какими трудностями Вы сталкивались в работе? | ||
Знакомы ли родители ваших воспитанников с проблемами математического развития своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьей в направлении ФЭМП? |
Индивидуальные проявления детей на занятиях по развитию
элементарных математических представлений
Список детей | Индивидуальные проявления детей | Педагогические задачи |
Проявляют особый интерес к занятиям ;активны; хорошо справляются с математическими действиями; любят интересные задачи | Поддерживать и развивать их интерес; давать усложненные задания; предъявлять более высокие требования к их ответам | |
Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны; на вопросы отвечают правильно, но только по вызову; мало инициативны | Воспитывать уверенность в своих силах; поощрять начинания; развивать творческую инициативу; проводить индивидуальную работу; давать поручения в процессе бытовой деятельности. | |
Проявляют на занятиях внешнюю активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки | Воспитывать скромность, на занятиях часто вызывать, задавать , вопросы, заставляющие думать. | |
Не проявляют интереса к занятиям; не внимательны; не всегда могут ответить на вопрос воспитателя | Вскрывать причины такого поведения, проводить индивидуальные занятия; широко использовать наглядность. | |
Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут; предпочитают отмалчиваться; застенчивы; имеют проблемы в занятиях | Проводить индивидуальную работу по преодолению застенчивости; на отдельных занятиях ликвидировать проблемы знаний |
Опрос- анкета
Уважаемые родители!
Мы хорошо знаем, как занимаются и чем интересуются ваши дети в детском саду. А какие они дома? Помогите нам лучше узнать ваших детей, чтобы совершенствовать педагогическую работу с ними. Поделитесь опытом семейного воспитания. Заранее благодарим за внимание.
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
№ п/п | Содержание вопросов | Ответы |
Рассказывает ли Вам ребенок о своих математических достижениях или трудностях в детском саду? | ||
Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребенком в математические игры дома? | ||
Когда Ваш ребенок научился считать? Как это произошло? Помогали вы ему в этом? | ||
Предлагаете ли Вы ребенку рассчитываться в магазине за покупку настоящими деньгами, получать сдачу? Просит ли он сам оплатить покупку? | ||
Какие, с вашей точки зрения, математические представления ребенка нужно совершенствовать? (счет, геометрические эталоны, пространственные отношения, ориентировка во времени, сравнение предметов по величине, решение арифметических задач) | ||
В чем ваш ребенок испытывает трудность, в чем лучше всего разбирается? | ||
Кто в семье имеет возможность больше всего заниматься с ребенком? | ||
Любит ли ребенок решать задачи на сообразительность ? | ||
Как ребенок применяет свои полученные математические знания? | ||
Чему ребенок мечтает научиться ? |
Заполнив правильно пустые клетки по горизонтали, вы в вертикальном столбике прочитаете название современной науки. | |||||||||||||
1. Совокупность предметов или явлений, воспринимаемых как единое целое ? | |||||||||||||
2. Условный знак числа ? | |||||||||||||
3. Структурный компонент деятельности счета ( итог счета) ? | |||||||||||||
4. Тип занятий по математике в детском саду ? | |||||||||||||
5. Вид графической наглядности ? | |||||||||||||
6. Основной прием наглядного обучения ? | |||||||||||||
7. Дидактический принцип обучения детей математике? | |||||||||||||
8. Раздел программы по формированию элементарных математических представлений ? | |||||||||||||
9. Краткое содержание хода, целей и задач занятия ? | |||||||||||||
10. Педагог - создатель методики формирования элементарных математических представлений ? |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
2 |
|
|
|
| ||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
5 |
|
|
|
| ||||||||||
6 |
|
|
|
| ||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
8 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
10 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
м | н | о | ж | е | с | т | в | о | |||||||
ц | и | ф | р | а | |||||||||||
р | е | з | у | л | ь | т | а | т | |||||||
к | о | м | п | л | е | к | с | н | о | е | |||||
с | х | е | м | а | |||||||||||
п | о | к | а | з | |||||||||||
д | о | с | т | у | п | н | о | с | т | ь | |||||
в | е | л | и | ч | и | н | а | ||||||||
к | о | н | с | п | е | к | т | ||||||||
л | е | у | ш | и | н | а | |||||||||
Головоломка
с геометрическими фигурами
Попробуй решить головоломку. Надо заполнить клетки так, чтобы фигуры не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали. Использовать можно только эти три фигуры: круг, квадрат и треугольник.
Какие фигуры спрятались в точках? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников основ экологической культуры
Опыт работы по экологическому воспитанию....
Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры.
Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры....
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...
«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».
Цель консультации:повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного р...
Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...
Формирование у дошкольников основ математической культуры.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27657570","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Формирование у дошкольников основ физической культуры и культуры здоровья посредством социального партнерства ДОУ и семьи
Взрослые, окружающие малыша, играют важную роль в его развитии. Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья...