Формирование у дошкольников основ математической культуры
методическая разработка по математике по теме

Боровлёва Наталья Петровна

Современные  подходы  к формированию основ  математической культуры  дошкольников. Педагогический совет №Первые шаги в математику"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные  подходы  к формированию основ  математической культуры  дошкольников.

Вхождение  детей в мир математики начинается  уже в дошкольном  детстве. Математика является  универсальным методом познания  окружающего  и  предметного мира  и ее роль  в современной  науке постоянно  возрастает.  Изменение концептуальных  подходов к  определению  содержания  и выбору  методик   обучения  математике  в школе, широкое использование  современных  образовательных  технологий  обусловило  и требования к математической подготовке детей  дошкольного возраста.

Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение  математики совершенствует культуру мышления, приучает  детей  логически  рассуждать, воспитывает  у них  точность  высказываний.

Математические  знания  и умения  необходимы  для успешной адаптации  ребенка  к процессам  социальной  коммуникации, информатизации  и технологизации общества. Они  расширяют  кругозор  ребенка. Математическая культура - составная часть   общей   культуры  личности, а в период   дошкольного детства   имеет  свои особенности, связанные с возрастными  и индивидуальными  возможностями детей.

Традиционно  в содержании  математического  образования  дошкольников  выделяются  четыре   линии: арифметическая, алгебраическая,  геометрическая  и величинная. Сегодня, с учетом  обновления содержания дошкольного образования добавляется  пятая  содержательная линия - алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). Использование  информации  в символизированной  форме  способствует развитию  умения  действовать  в мысленном плане, развивает логическое  и творческое  мышление, воображение.

Принятие ФГОС дошкольного образования  потребует  необходимости  предусмотреть, как обязательное    условие, возможность  самореализации  ребенка на всех  этапах работы по математическому  развитию  в системе  образования дошкольника.

Математический материал  должен  раскрываться   во время  проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми  формами  фольклора, играх  с природным  материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа), через  игровые упражнения  с сенсорными  эталонами, бытовыми  предметами, конструктивные  и дидактические  игры,  в проблемных  ситуациях. Все  эти формы  варьируются  в соответствии  с возрастом.

 За время  пребывания в детском саду   наш выпускник  должен  научиться  применять математические  знания  и представления  в значимой для него  практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой   деятельности, художественно- изобразительной.

 И как следствие  самореализации  у ребенка будет формироваться  учебная  мотивация.

Таким образом, и будут  решаться   приоритетные  задачи  непрерывного образования детей.


        

        

  • Использование информации в символизированной  форме схем, моделей,  алгоритмов способствует  стимулированию  и развитию  умения действовать  в мысленном плане, развивает  логическое  и творческое мышление.

Применение  математических  знаний  и умений  в практической деятельности

приме

Конструирование  

(по замыслу, по плану,   по образцу -модели,  использование шаблонов, трафаретов)

Детское экспериментирование

 (песок, земля,  вода,  снег,  воздух, магнит, бумага, горох, фасоль)

Трудовая

( труд в природе, художественной, ручкой)

Игра

(сюжетно – ролевая, театрализованная, дидактическая, развивающие игры , (головомки, лабиринты, шашки, шахматы  подвижная )

Художественно- изобразительная (цвет, форма, композиция, аппликация, рисование)


Педсовет

Тема: «Первые  шаги  в математику»

Форма  проведения: «круглый  стол»

Цель. Создание  оптимальных  условий  для  успешного  обучения  дошкольников  элементарной  математике.

Показать  пути формирования  математического  мышления  через  формирование  и развитие  познавательных (сенсорных и интеллектуальных)   способностей  дошкольников.

 Повысить  профессиональную   компетентность  педагогов  в решении  вопросов математического развития  воспитанников. Помочь  воспитателям  выйти  на  новый уровень работы.

Повестка  педсовета.

  • Значение  поставленной  проблемы. Современные  подходы  к обучению  дошкольников  математике.
  •  Состояние  образовательной  работы  и  особенности   формирования   основ   математической культуры  дошкольников в условиях   дошкольного учреждения. Итоги  тематической  проверки.

Выступление  Боровлевой Н.П.,

старшего воспитателя

  1. «Как  я использую  развивающие  игры  и игровые   упражнения  с математическим  содержанием, направленные  на интеллектуальное  развитие  детей».  

Сообщение  и презентация  опыта

Комарницкой Т.А,

 воспитателя младшей  группы

  1. Роль   занимательных  форм подачи  материала и перспективные  методы обучения   детей  математике.

                                                                                          Презентация  опыта работы

Шерстобитовой  Л.В.,

воспитателя старшей группы

  1. Обзор методической   литературы по  математическому   развитию  дошкольников, рекомендации  по ее  использованию.

Информация   Ткач Л.Н.,

 воспитателя   младшей группы

  1. «Творчество воспитателя».  
  • Представление  дидактических   пособий, развивающих  игр с математическим  содержанием.
  • «Ваш  вариант »(решение  кроссворда,  головомки).
  1. Принятие  и утверждение  проекта  решения   педагогического совета.


Опросник

для самооценки  воспитателя  по разделу:

«Формирование  элементарных  математических представлений»

п/п

Содержание  вопросов

Ответы

Что  в работе по ФЭМП  Вы считаете  наиболее актуальным для  детей  Вашей  возрастной  группы?

  • Усвоение  детьми  определенных  знаний.
  • Развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения  решать различные  логические  задачи.
  • Выработка у детей  умения  применять  полученные  знания  на практике.
  •  Освоение детьми  способов  действий.

Конспекты  для занятий  Вы  составляете   самостоятельно или используете готовые, опубликованные  в методических пособиях?

Каким  формам работы  с детьми  при  ФЭМП Вы отдаете предпочтение?

  • Индивидуальной  работе;
  • Фронтальной работе;
  • Подгрупповой;

Какие методы  и приемы обучения Вы  используете  на занятиях  и в свободной   деятельности?

  • Практические
  • Наглядные (показ воспитателем  способов действия, использование  дидактического материала);
  • Словесные   (указания, пояснения,  разъяснения, вопросы);
  •  Игровые элементы (сказочный персонаж; сюрпризный момент; игра-  соревнование);
  •  Дидактические игры  и упражнения.
  • Моделирование (создание  моделей  и их использование);
  • Логико-  математические  игры.

С какими  трудностями  Вы  сталкивались  в работе?

Знакомы  ли родители ваших  воспитанников  с проблемами  математического   развития  своих детей?

 Каким образом  Вы   организуете  взаимодействие  с семьей  в направлении ФЭМП?

Индивидуальные  проявления  детей  на занятиях  по развитию

элементарных математических представлений

Список  детей

Индивидуальные

проявления детей  

Педагогические   задачи

Проявляют  особый  интерес к занятиям ;активны; хорошо  справляются  с математическими  действиями; любят  интересные  задачи

Поддерживать и развивать их интерес; давать  усложненные  задания; предъявлять более  высокие  требования  к их ответам

Не проявляют  внешне  свою  активность, но  всегда  внимательны; на вопросы  отвечают  правильно, но только  по  вызову; мало инициативны

Воспитывать уверенность в своих  силах; поощрять  начинания; развивать  творческую  инициативу; проводить индивидуальную  работу; давать  поручения в процессе  бытовой деятельности.

 Проявляют  на занятиях  внешнюю  активность, любят подсказывать, хотя  и не знают ответа, ждут подсказки

Воспитывать  скромность, на занятиях часто   вызывать, задавать , вопросы, заставляющие думать.

 Не  проявляют  интереса  к  занятиям; не  внимательны; не  всегда могут  ответить на вопрос воспитателя

 Вскрывать причины  такого   поведения,   проводить индивидуальные  занятия; широко  использовать  наглядность.

Внимательно  слушают, но  ответить на поставленные  вопросы не могут; предпочитают  отмалчиваться;  застенчивы; имеют  проблемы в занятиях

 Проводить  индивидуальную  работу  по  преодолению   застенчивости; на   отдельных  занятиях  ликвидировать   проблемы знаний

Опрос- анкета

Уважаемые родители!

  Мы  хорошо знаем,  как занимаются и   чем интересуются  ваши дети  в детском саду. А какие  они дома?  Помогите  нам лучше узнать   ваших  детей, чтобы  совершенствовать педагогическую работу с ними. Поделитесь  опытом  семейного  воспитания. Заранее  благодарим за внимание.

Просим  Вас  ответить  на следующие  вопросы:

п/п

Содержание  вопросов

Ответы

Рассказывает  ли Вам  ребенок о своих  математических  достижениях  или  трудностях  в детском  саду?

Имеется  ли у Вас  возможность  поиграть  с ребенком  в математические  игры дома?

Когда  Ваш ребенок  научился  считать? Как  это произошло?  Помогали  вы ему  в этом?

Предлагаете  ли Вы  ребенку  рассчитываться  в магазине  за покупку настоящими  деньгами, получать сдачу? Просит  ли он  сам  оплатить  покупку?

Какие, с вашей  точки  зрения, математические  представления ребенка нужно  совершенствовать? (счет, геометрические эталоны, пространственные  отношения, ориентировка во времени, сравнение предметов по величине, решение  арифметических задач)

В чем ваш ребенок испытывает трудность,  в чем  лучше всего  разбирается?

 Кто в семье имеет  возможность больше  всего  заниматься  с ребенком?

 Любит ли  ребенок  решать задачи на  сообразительность ?

 Как ребенок  применяет свои  полученные  математические  знания?

 Чему  ребенок  мечтает  научиться ?

Заполнив правильно пустые клетки по горизонтали,                                                                      вы в вертикальном столбике прочитаете название современной науки.

1.   Совокупность предметов или явлений, воспринимаемых как единое целое ?

2. Условный знак числа ?

3. Структурный компонент деятельности счета ( итог счета) ?

4. Тип занятий по математике в детском саду ?

5. Вид графической наглядности ?

6. Основной прием наглядного обучения ?

7. Дидактический принцип обучения детей математике?

8.  Раздел программы по  формированию элементарных математических представлений ?

9.  Краткое содержание хода, целей и задач занятия ?

10. Педагог - создатель методики формирования  элементарных математических представлений ?


1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

м

н

о

ж

е

с

т

в

о

ц

и

ф

р

а

р

е

з

у

л

ь

т

а

т

к

о

м

п

л

е

к

с

н

о

е

с

х

е

м

а

п

о

к

а

з

д

о

с

т

у

п

н

о

с

т

ь

в

е

л

и

ч

и

н

а

к

о

н

с

п

е

к

т

л

е

у

ш

и

н

а


Головоломка

 с геометрическими  фигурами

Попробуй    решить   головоломку.  Надо  заполнить  клетки  так,  чтобы  фигуры  не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали.  Использовать можно  только  эти  три фигуры:  круг, квадрат и треугольник.


Какие фигуры  спрятались в точках?

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников основ экологической культуры

Опыт работы по экологическому воспитанию....

Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры.

Методы и приемы работы  по формированию у дошкольников  основ правовой культуры....

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

Цель консультации:повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного р...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"

21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...

Формирование у дошкольников основ математической культуры.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27657570","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Формирование у дошкольников основ физической культуры и культуры здоровья посредством социального партнерства ДОУ и семьи

Взрослые, окружающие малыша, играют важную роль в его развитии. Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья...