Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.
статья по математике по теме
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования. Развитие математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.44 КБ |
statya.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.
Лысенко
Татьяна Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад№93
г. Санкт-Петербург
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, формировать критическое мышление.
Важным средством творческого развития детей является художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, в лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение художественной деятельностью имеет для дошкольника очень большое значение:
- ребенок получает возможность создать рисунок, аппликацию, поделку, используя
- разнообразную технику выполнения. Такая деятельность доставляют детям радость, создают положительный настрой, способствует развитию творчества.
Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.
Но одним из важных условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость, я определила основные направления работы:
1. Создание в группе условий для творческой изобразительной деятельности.
2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.
Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное удобное место для занятий изо деятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Оформила стенд для наглядной агитации: рекомендаций, советов, памяток. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал и создала в группе уголок – «Все для творчества». Учитывая возможности детей, продумала темы для своей дополнительной программы «Художник», составила перспективный план НОД по программе, подготовила учебно - методические пособия к ним («Помогите, пальчики», дидактические игры («Необычные кляксы», «Удивительная ладонь», «Мастерская форм», «Волшебная нитка», «Создай картину», «Угадай картину», игры с красками («Разноцветная вода», «Смешай краски»).
С помощью родителей и детей собрала печатный материал «Забавные отпечатки» - различного рода самодельные штампики (из пластилина, деталей конструктора, разрезанной трубочки от сока, из скалки, катушки из-под скотча и т. п)
В уголке «Все для творчества» имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин, разноцветный скотч, нитки, тушь, парафин и многое другое. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используя разнообразные материалы, убедилась: детям нравится новизна. Интерес к действиям возрастает во много раз! Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок видит свой рисунок среди других работ, он замечает разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества!
Необычные способы рисования очень увлекают и радуют детей. Для формирования творческих способностей у дошкольников были применены следующие методы: наглядный, словесный и практический (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, беседа, рассматривание иллюстраций). Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность были использованы стихи, загадки, различные сюрпризные моменты. Для создания эмоционального фона во время работы включались музыкальные произведения. Затем дети отражали свои переживания и фантазии, вызванные музыкой, в рисунке. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. .
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Особый интерес у детей вызывает парафиновая техника или рисование свечой, восковыми мелками (НОД «Белый город», «Подснежники»). Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. В этой технике выполнили работу на тему: «Русская береза».
Доступна для детей техника печати (по трафарету «Ваза с фруктами», листьями «Осенний букет», на пластилине «Тульский пряник»)
Техника набрызга (напыления) красками разной плотности и различных оттенков очень проста и оригинальна. Мы пользуемся обычной зубной щеткой, стекой или кистью, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Туча», «Звездное небо», «Праздничный салют», «Зимняя ночь» и т. д.
Детям очень нравиться выполнять работу в технике «кляксография». Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облаках, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии» (НОД на тему: «Мы – волшебники! ») .
Техника выдувания использована при создании композиций: «Одуванчики».
Детям очень нравится рисовать по мокрому («Аквариум», на мятой бумаге («Звездное небо», «Золотая осень», размывать художественную пастель («Узоры на окне», рисовать скотчем («Цветут сады», «Божья коровка», ластиком( «Веселые ромашки»).
Использование вместо карандашей и красок пластилина очень заинтересовало. Рисовали пластилином на тему «Домашние животные» и «Обитатели моря» (по готовому фону, «Веточка рябины» и др.
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Выполняют работы на темы: «Моя любимая сказка», «У самовара».
Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Игра – это поистине удивительный феномен нашего существования, наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека и, будучи таковой, способна быть средством обучения, воспитания, самовоспитания и социализации, развития творчества, терапии, развлечения и отдыха. Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребенка.
Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей действительности.
Игра – новообразование и ведущая деятельность всего дошкольного детства, и именно в ней происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже может выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.
В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, расширение круга общения, закрепляются культурные навыки поведения, развивается речь и воображение, приобретаются новые умения и новые знания.
Эти знания можно разделить на две группы:
• Первая группа содержит знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, прежде всего с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
• Вторая – более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях, в которых на основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. У ребенка появляется возможность выполнить те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
Ведущей деятельностью ребенка до 7 лет является игровая деятельность. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и ко второй половине дошкольного возраста достигает своего высшего уровня. Однако для полноценного психического развития ребенка необходимо, начиная с раннего детства, создавать условия для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка так же необходимо, как и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта.
В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов, Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.
Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе.
Для того чтобы понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, который готовится к поступлению в школу, вспомним, какими психологическими качествами он должен обладать к этому возрасту.
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности: умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи) .
Познавательная активность присуща любому ребенку. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний. А если умственная (познавательная) активность создает потребность в работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Иными словами, будущий школьник для решения любой задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддержать последовательность хода мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом, т. е. уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, действовать в уме по определенным правилам.
Осуществление этого и есть умение саморегуляции умственной деятельности, т. е. способность осознанно и произвольно управлять своими познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, рефлексией, речью) .
Лучшей школой развития познавательной активности могут стать ответы на детские вопросы с помощью игры. А для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам. Однако ребенок достигает этого только, пройдя чрез развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, из сюжетной игры и т. д.
Игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей и важна для развития нормативной регуляции поведения, контроля за выполнением правил.
В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков. А школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившись полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы.
Когда ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми, компоненты психологической готовности к обучению в школе формируются естественным путем. Игра создает «зоны ближайшего развития», внутри которых и происходит становление важнейших психических образований. Тогда, исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает обучению. Но до тех пор, пока «зоны ближайшего развития» образуются в игре, систематическое дошкольное обучение не дает положительных результатов для ребенка.
Значение математики огромно! Математика обладает уникальным развивающим эффектом.
«Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности, и качества ума, но не только.
Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновывать свою позицию.
Основная цель по развитию математических способностей - это дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Дети очень активны в восприятии задач–шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания интересны для детей, они эмоционально захватывают их.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Для усвоений математических способностей требуется усвоение определённого запаса знаний и наличие определённых умений, а ребёнок дошкольного возраста, как нам известно, хорошо усваивает знания в игре, и применяя их не единожды, в той же игре приобретает умения, в том числе и умения, применять приобретённые знания в мыслительной деятельности.
Роль педагога в дошкольном детстве огромна. Такой подход позволяет педагогу построить качественно иную систему отбора содержания для постепенной адаптации дошкольника к миру математических абстракций. Преимущественная работа с геометрическим содержанием позволяет использовать вещественные и графические модели понятий и отношений между ними, даёт возможность реализовать и первый, и второй принципы построения развивающего обучения дошкольников – чувственный опыт и постоянное экспериментирование с понятиями.
Экспериментирование, которое дети осуществляют собственными руками, поможет им самостоятельно выявить и осознать главные свойства и отношения изучаемых математических объектов. Неважно, что все маленькие «открытия», которые они совершат на каждом занятии, уже давно известны человечеству. Важно другое - сейчас, сегодня дети осознают, что до этого они додумались сами, и благодаря этому осознанию испытывают высокое чувство радости познания, радости собственного открытия!
Предварительный просмотр:
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.
Лысенко
Татьяна Николаевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад№93
г. Санкт-Петербург
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, формировать критическое мышление.
Важным средством творческого развития детей является художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, в лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение художественной деятельностью имеет для дошкольника очень большое значение:
- ребенок получает возможность создать рисунок, аппликацию, поделку, используя
- разнообразную технику выполнения. Такая деятельность доставляют детям радость, создают положительный настрой, способствует развитию творчества.
Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.
Но одним из важных условий формирования нового человека является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость, я определила основные направления работы:
1. Создание в группе условий для творческой изобразительной деятельности.
2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.
Для решения этих задач нужно было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрала достаточно освещенное удобное место для занятий изо деятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Оформила стенд для наглядной агитации: рекомендаций, советов, памяток. С помощью родителей приобрела весь необходимый для рисования материал и создала в группе уголок – «Все для творчества». Учитывая возможности детей, продумала темы для своей дополнительной программы «Художник», составила перспективный план НОД по программе, подготовила учебно - методические пособия к ним («Помогите, пальчики», дидактические игры («Необычные кляксы», «Удивительная ладонь», «Мастерская форм», «Волшебная нитка», «Создай картину», «Угадай картину», игры с красками («Разноцветная вода», «Смешай краски»).
С помощью родителей и детей собрала печатный материал «Забавные отпечатки» - различного рода самодельные штампики (из пластилина, деталей конструктора, разрезанной трубочки от сока, из скалки, катушки из-под скотча и т. п)
В уголке «Все для творчества» имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин, разноцветный скотч, нитки, тушь, парафин и многое другое. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко используя разнообразные материалы, убедилась: детям нравится новизна. Интерес к действиям возрастает во много раз! Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараюсь подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок видит свой рисунок среди других работ, он замечает разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества!
Необычные способы рисования очень увлекают и радуют детей. Для формирования творческих способностей у дошкольников были применены следующие методы: наглядный, словесный и практический (показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, беседа, рассматривание иллюстраций). Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность были использованы стихи, загадки, различные сюрпризные моменты. Для создания эмоционального фона во время работы включались музыкальные произведения. Затем дети отражали свои переживания и фантазии, вызванные музыкой, в рисунке. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование более увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. .
Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Особый интерес у детей вызывает парафиновая техника или рисование свечой, восковыми мелками (НОД «Белый город», «Подснежники»). Граттаж – процарапывание - введен немецким художником Максом Эристом. В этой технике выполнили работу на тему: «Русская береза».
Доступна для детей техника печати (по трафарету «Ваза с фруктами», листьями «Осенний букет», на пластилине «Тульский пряник»)
Техника набрызга (напыления) красками разной плотности и различных оттенков очень проста и оригинальна. Мы пользуемся обычной зубной щеткой, стекой или кистью, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Туча», «Звездное небо», «Праздничный салют», «Зимняя ночь» и т. д.
Детям очень нравиться выполнять работу в технике «кляксография». Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облаках, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии» (НОД на тему: «Мы – волшебники! ») .
Техника выдувания использована при создании композиций: «Одуванчики».
Детям очень нравится рисовать по мокрому («Аквариум», на мятой бумаге («Звездное небо», «Золотая осень», размывать художественную пастель («Узоры на окне», рисовать скотчем («Цветут сады», «Божья коровка», ластиком( «Веселые ромашки»).
Использование вместо карандашей и красок пластилина очень заинтересовало. Рисовали пластилином на тему «Домашние животные» и «Обитатели моря» (по готовому фону, «Веточка рябины» и др.
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Выполняют работы на темы: «Моя любимая сказка», «У самовара».
Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Игра – это поистине удивительный феномен нашего существования, наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека и, будучи таковой, способна быть средством обучения, воспитания, самовоспитания и социализации, развития творчества, терапии, развлечения и отдыха. Пиаже отмечает: игра – это мерило умственного развития ребенка.
Для развития познавательной деятельности ребенка важно, чтобы он научился играть и овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей действительности.
Игра – новообразование и ведущая деятельность всего дошкольного детства, и именно в ней происходит существенная перестройка всех познавательных процессов ребенка и развитие «зон его ближайшего развития» (т. е. всего того, что ребенок сегодня может выполнить с помощью взрослого, а завтра уже может выполнить самостоятельно, включая его поведение и речь.
В игре происходит постижение нового опыта социального взаимодействия, расширение круга общения, закрепляются культурные навыки поведения, развивается речь и воображение, приобретаются новые умения и новые знания.
Эти знания можно разделить на две группы:
• Первая группа содержит знания и умения, которые дети усваивают в повседневном общении со взрослыми, прежде всего с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.
• Вторая – более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на занятиях, в которых на основе наглядно-действенного мышления формируется новая, более сложная форма – наглядно-образное мышление. У ребенка появляется возможность выполнить те или иные умственные задания без непосредственных практических действий.
Ведущей деятельностью ребенка до 7 лет является игровая деятельность. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и ко второй половине дошкольного возраста достигает своего высшего уровня. Однако для полноценного психического развития ребенка необходимо, начиная с раннего детства, создавать условия для развития познавательной активности (т. е. его интеллекта) по отношению к предметному окружению, т. е. включение предметов в общение ребенка так же необходимо, как и полноценное развитие всех его двигательных функций, поскольку даже небольшая задержка двигательных навыков замедляет формирование интеллекта.
В процессе развития ребенка и приобретения им опыта появляются новые и более сложные виды игры, но при этом простая игровая активность не исчезает, а лишь отступает на задний план, переходя в разряд освоенных «игровых» действий. Недоразвитие игры в период раннего детства, по мнению многих ведущих психологов, Д. Б. Эльконина и других, наносит психическому развитию ребенка непоправимый вред.
Это связано с тем, что в игре (за счет «зон ближайшего развития») происходит развитие всех видов памяти, произвольного внимания и произвольного поведения, мышления, в том числе – пространственного, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, речи и воображения. Именно поэтому очень часто оказывается, что многие дошкольники психологически не подготовлены или неправильно подготовлены к обучению в школе. При этом бытует представление, что готовить ребенка к школе – это значит обучить его счету, письму, чтению. Это в корне неправильно, т. к. большинством родителей совершенно отвергается игра в деле подготовки детей к школе.
Для того чтобы понять, что дает и может дать правильно организованная игра ребенку, который готовится к поступлению в школу, вспомним, какими психологическими качествами он должен обладать к этому возрасту.
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы универсальные внутренние условия осуществления любой деятельности: умственная (познавательная) активность и саморегуляция поведения, эмоций, познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления, речи) .
Познавательная активность присуща любому ребенку. Только желание что-либо узнать дает постоянный стимул к развитию различных навыков, умений, знаний. А если умственная (познавательная) активность создает потребность в работе мысли, то осознанная саморегуляция помогает осуществлению этой интеллектуальной деятельности. Иными словами, будущий школьник для решения любой задачи должен принять и удержать ее в полном объеме, уметь поддержать последовательность хода мысли (этапов решения, производить контроль своих умственных действий, уметь сличать образец с результатом, т. е. уметь думать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, действовать в уме по определенным правилам.
Осуществление этого и есть умение саморегуляции умственной деятельности, т. е. способность осознанно и произвольно управлять своими познавательными процессами (вниманием, памятью, мышлением, рефлексией, речью) .
Лучшей школой развития познавательной активности могут стать ответы на детские вопросы с помощью игры. А для того чтобы будущий ученик смог выполнять школьные задания, у него должен быть сформирован психологический навык игры по правилам. Однако ребенок достигает этого только, пройдя чрез развернутую ролевую игру с воссоздаваемыми в ней отношениями, которые затем свертываются в чистое правило. Ролевая игра, в свою очередь, из сюжетной игры и т. д.
Игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей и важна для развития нормативной регуляции поведения, контроля за выполнением правил.
В игре впервые появляются учебные мотивы, стимулирующие деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков. А школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившись полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается не готовым выполнять требования школы.
Когда ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми, компоненты психологической готовности к обучению в школе формируются естественным путем. Игра создает «зоны ближайшего развития», внутри которых и происходит становление важнейших психических образований. Тогда, исчерпав свои возможности по созданию «зон ближайшего развития», игра как ведущая деятельность уступает обучению. Но до тех пор, пока «зоны ближайшего развития» образуются в игре, систематическое дошкольное обучение не дает положительных результатов для ребенка.
Значение математики огромно! Математика обладает уникальным развивающим эффектом.
«Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности, и качества ума, но не только.
Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновывать свою позицию.
Основная цель по развитию математических способностей - это дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Дети очень активны в восприятии задач–шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания интересны для детей, они эмоционально захватывают их.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Для усвоений математических способностей требуется усвоение определённого запаса знаний и наличие определённых умений, а ребёнок дошкольного возраста, как нам известно, хорошо усваивает знания в игре, и применяя их не единожды, в той же игре приобретает умения, в том числе и умения, применять приобретённые знания в мыслительной деятельности.
Роль педагога в дошкольном детстве огромна. Такой подход позволяет педагогу построить качественно иную систему отбора содержания для постепенной адаптации дошкольника к миру математических абстракций. Преимущественная работа с геометрическим содержанием позволяет использовать вещественные и графические модели понятий и отношений между ними, даёт возможность реализовать и первый, и второй принципы построения развивающего обучения дошкольников – чувственный опыт и постоянное экспериментирование с понятиями.
Экспериментирование, которое дети осуществляют собственными руками, поможет им самостоятельно выявить и осознать главные свойства и отношения изучаемых математических объектов. Неважно, что все маленькие «открытия», которые они совершат на каждом занятии, уже давно известны человечеству. Важно другое - сейчас, сегодня дети осознают, что до этого они додумались сами, и благодаря этому осознанию испытывают высокое чувство радости познания, радости собственного открытия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования. Развитие математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности....
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.
Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования. Развите математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности....
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...
"Развитие духовности личности детей дошкольного возраста средствами музыкально эстетического воспитания".
Педагогический проект...
Консультация для воспитателей "Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей"
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56» Консультация для воспитателей Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовател...
Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...