Конспект занятия по математике для дошкольников
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме
Методическая разработка по математике на тему: "Прямая.Луч.Отрезок" для детей 5 - 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya._otrezok._luch.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский оздоровительно – образовательный центр «Лесная сказка»
Конспект учебного занятия
«Прямая. Отрезок. Луч»
по дополнительной образовательной программе «Почемучки» - формирование элементарных математических представлений
Разработчик: педагог дополнительного образования
Касатикова Светлана Вячеславовна
г. Щёлково
2013 год
Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».
Возраст детей: 5 – 6 лет
Цель: знакомство с понятиями «прямая», «отрезок», «луч».
Задачи:
- Формирование навыка построения отрезков и лучей, закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, умения задавать вопросы, высказывать собственное мнение.
- Развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики.
- Воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах.
Материалы к занятию:
- белый экран;
- проектор;
- ноутбук для презентации.
Раздаточный материал:
- на каждом столе длинная верёвка (6 штук),
- каждому ребёнку ножницы, пластилин (красный, жёлтый), цветные карандаши, линейка.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
В кабинете, поделённом на две зоны (игровую и учебную) педагог собирает детей (в игровой зоне) в круг взявшись за руки, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. Затем воспитанники рассаживаются за столы по двое. На белом экране выведена проектором картинка со схематических рисунком (красные цветочки – это точки, зелёная трава – это прямые линии, синее озеро – это кривая замкнутая линия, чёрная дорожка – это ломаная линия).
Педагог:
- Ребята, давайте поиграем и вспомним, с чем мы познакомились на прошлом занятии.
Игра «Договори словечко»
Педагог:
- «Красные цветочки – это …точки.
Зелёная трава – это … линии.
Синее озеро – это линия … кривая, замкнутая.
Чёрная дорожка – это линия … ломаная».
- Основная часть:
Педагог:
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с интересным героем, королевой Точкой. Живёт королева Точка в необычной стране Геометрия (презентация, слайд № 2, изображение страны Геометрии и королевы Точки).
- Точка очень любопытная, хочет всё знать и очень любит прогуливаться по своей стране. Однажды Точка увидела линию (презентация, слайд № 3 с изображением Прямой линии) и говорит…
Точка:
- Интересно, а что это за линия? Прогуляюсь я по этой линии!
Педагог:
- Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней (презентация, слайд № 4, изображение линии и движение точки по ней в правую сторону).
Шла, шла Точка по линии, долго шла и устала.
Точка:
- Долго ещё идти? Ни конца, ни края не видать, наверное, я пошла не в ту сторону (презентация, слайд № 5, движение точки в противоположную левую сторону)
Педагог:
- Отправилась королева Точка в обратную сторону, тоже ни конца, ни края не видать.
Точка:
- Что же делать?
Педагог:
- Появляются ножницы (презентация, слайд № 6, добавляется изображение ножниц).
Ножницы:
«Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней идти -
Не найти конца пути!»
(Ножницы акцентируют внимание детей на том, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца).
Педагог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о прямой линии?
Дети:
- Прямая линия не имеет начала конца.
Точка (опечалилась):
- Что же, так и придётся идти без конца?
Ножницы:
- Мы знаем, что делать! (И щёлкнули прямо перед носом Точки, разрезали прямую линию - презентация, слайд № 7).
Точка (радостно):
- Ура! Вот, и конец получился! А теперь и с другой стороны, пожалуйста, сделайте конец.
Ножницы:
– Пожалуйста, вам - с другой стороны (послушно щёлкнули - презентация, слайд № 8)!
Точка (обозначает места разреза, презентация слайд № 9):
– Как интересно! Что же из нашей прямой линии получилось, как вы думаете, ребята?
Дети:
- Это отрезанный кусочек от прямой линии, у которого есть начало и конец.
Педагог (указывает на отрезок):
- Ребята, как вы думаете, как этот кусочек линии называется?
Педагог (если дети затрудняются ответить):
- Этот кусочек называется Отрезок, потому что «отрезанный», у отрезка есть начало и конец.
Точка:
- Я запомню это. Мне нравится отрезок. Но прямая линия мне тоже нравилась, жаль, что её не стало, ведь теперь вместо прямой линии есть отрезок и еще два этих… (задумалась королева Точка). Не знаю, как их назвать…
Педагог:
- Ребята, давайте вместе разберёмся и выясним, как же эти оставшиеся части называются! Посмотрите, что вы замечаете?
Дети:
- В этих оставшихся частях есть только начало.
Педагог:
– Правильно, у них есть начало (педагог указывает на точку) но нет конца. Похожи они на лучи солнца и называются лучами (презентация, слайд № 10 с изображением солнца, от которого отходят лучи).
Педагог:
- Ребята, сравните. Представьте, что солнце – это большая точка (начало), а из этой точки тянутся линии, они имеют начало, но не имеют конца – это лучи.
- Подумайте, ребята, чем луч отличается от отрезка? От прямой? (презентация, слайд № 11 с изображением луча, отрезка, прямой)
(презентация, слайд № 12 с образцами линий)
Педагог:
– А теперь, ребята, давайте определим в каких окошках нарисованы отрезки.
- В каких окошках нарисованы лучи?
- В каких окошках нарисованы прямые?
- Ребята, давайте подвигаемся (дети выходят в игровую часть кабинета собираются в круг)
3. Динамическое упражнение:
Вместе с Точкой мы гуляем Вдоль по линии прямой. Мы на ножке поскакали На одной и на другой. Руки в стороны разведём – Получаются лучи. Для отрезка ставим точки: Зажимаем кулачки. | Шагают на месте (или по кругу). Прыгают по очереди на правой, на левой ноге. Разводят руки в стороны. Сжимают в кулак кисти обеих рук. |
Педагог:
- Друзья, предлагаю вам рассмотреть задания в карточках.
4. Работа в карточках:
- Рассмотрите часть прямой, которую «отрезали». Сколько концов у отрезка? Проведите отрезок по линейке от точки 1 к точке 2.
- Проведите отрезки красным карандашом. Лучи - жёлтым.
5. Итог занятия (Работа в парах. На столах, застелённых клеёнкой, длинная верёвка и у каждого ребёнка ножницы, пластилин жёлтого и красного цветов).
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. Возьмите верёвку, разложите её на столе. Давайте представим, что она продолжается и дальше в обе стороны до бесконечности, как вы считаете, что это будет?
Дети:
- Прямая.
Педагог:
- Давайте отрежем ножницами кусочек от прямой, каждый со своей стороны и на концах закрепим к столу красный пластилин (поставим точки). Что получилось?
Дети:
- Отрезок.
Педагог:
- А теперь на оставшихся частях от прямой, только на одном конце закрепим к столу пластилин жёлтого цвета (ставим точку). Как эти части называются?
Дети:
- Лучи
Педагог:
- Друзья, вспомните, какую интересную историю вы услышали?
Дети:
- О королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия.
Педагог:
- Что интересного из этой истории вы узнали, с чем познакомились?
Дети:
- Мы познакомились с отрезком, лучом и прямой.
Педагог:
- Что вы узнали о прямой? Об отрезке? О луче?
Дети:
- Прямая не имеет начало и не имеет конец, она бесконечна, отрезок имеет начало и конец (начальную и конечную точку), а у луча есть только начало, но нет конца (только начальная точка).
Дидактический и раздаточный материал к занятию
- Дидактический материал. Компьютерная презентация:
- Слайд № 1. Схематический рисунок.
- Слайд № 2. Изображение страны Геометрии и королевы Точки.
- Слайд № 3. Изображение королева Точка и прямой линии.
- Слайд № 4. Движение королевы Точки по прямой линии в правую сторону.
- Слайд № 5. Движение королевы Точки по прямой линии в левую сторону.
- Слайд № 6. Появление ножниц.
- Слайд № 7, слайд № 8. Ножницы разрезают прямую с обеих сторон.
- Слайд № 9. Королева Точка обозначает места разреза (ставит точки).
- Слайд № 10. Изображение солнца с лучиками.
- Слайд № 11. Изображение прямой линии, отрезка, луча.
- Слайд № 12. Образцы линий.
- Раздаточный материал. Карточка.
Методические рекомендации к проведению занятия:
Педагогические технологии:
Игровая технология.
Игра – ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. В игре дошкольник имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.
Всё занятие построено в сказочной форме: педагог рассказывает историю детям о королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия. Любознательная Точка встретила прямую линию, прогуливаясь по ней, поняла, что не может найти конца и края. На помощь приходят ножницы и разрезают эту прямую линия на части. Получаются отрезок, и лучи. Так дети знакомятся с новыми понятиями: «прямая линия», «отрезок», «луч». Детям не объявляется тема занятия, а через сказочную историю вводят в тему занятия.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии.
Организация образовательного процесса с использованием и применением специальных программных и технических средств. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые являются современным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
На протяжении всего занятия идёт сопровождение учебного материала красочными слайдами. Это повышает интерес, внимание детей и позволяет лучше усвоить предложенный материал.
Используемые методы и приёмы в работе:
Словесный метод – рассказ (сказка про Королеву Точку), беседа, диалог.
Наглядный метод – обучающая презентация, карточки, таблица с изображением лучей, отрезков и прямых.
Практический метод - работа в карточках, построение луча, отрезка и прямой.
Выполнение практического задания из длинной верёвки (прямая линия) получить отрезок и два луча (приём работы в парах)
На занятии детям не сообщаются конкретные цель и тема занятия, используя игровой приём, дети через сказочную историю знакомятся с новыми понятиями.
Приём ассоциативного восприятия (отрезок – это отрезанная часть, имеющая начало и конец; луч сравнивается с лучом солнца, который имеет только начало и не имеет конца).
Список используемой литературы.
- Методические рекомендации. «Раз ступенька, два ступенька…», математика для детей 5-6 лет, Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина.
- Методические рекомендации. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Г.Е. Сычёва.
Касатикова С.В. стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по математическому развитию дошкольников "Путешествие Незнайки и его друзей в страну Математики"
Занятие по математическому развитию для детей 6-7 лет разработано на основе технологии модерации с применением активных методов обучения. Способствует закреплению знаний детей по разделам "Колическтво...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспект занятия по математике для дошкольников "Как помочь Буратино?"
Занятие по математике "Как помочь Буратино?"...
конспект занятия по математике для дошкольников
конспект занятия по математике для дошкольников "Путешествие в стране "Математика"". Хорошая методическая помощь для воспитателей ДОУ и педагогов начальных классов...
Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?» (подготовительная группа)
Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?»(подготовительная группа)Цель: формирование элементарных математических способностей дошкольника.Задачи:1.Пр...
Конспект занятия по математике для старших дошкольников «Занимательная математика»
Программное содержание:Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов и закрепить навыки счета в пределах 10.Расширять знания детей о после...
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...