Конспект занятия по математике для дошкольников
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме
Методическая разработка по математике на тему: "Прямая.Луч.Отрезок" для детей 5 - 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский оздоровительно – образовательный центр «Лесная сказка»
Конспект учебного занятия
«Прямая. Отрезок. Луч»
по дополнительной образовательной программе «Почемучки» - формирование элементарных математических представлений
Разработчик: педагог дополнительного образования
Касатикова Светлана Вячеславовна
г. Щёлково
2013 год
Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».
Возраст детей: 5 – 6 лет
Цель: знакомство с понятиями «прямая», «отрезок», «луч».
Задачи:
- Формирование навыка построения отрезков и лучей, закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, умения задавать вопросы, высказывать собственное мнение.
- Развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики.
- Воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах.
Материалы к занятию:
- белый экран;
- проектор;
- ноутбук для презентации.
Раздаточный материал:
- на каждом столе длинная верёвка (6 штук),
- каждому ребёнку ножницы, пластилин (красный, жёлтый), цветные карандаши, линейка.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
В кабинете, поделённом на две зоны (игровую и учебную) педагог собирает детей (в игровой зоне) в круг взявшись за руки, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. Затем воспитанники рассаживаются за столы по двое. На белом экране выведена проектором картинка со схематических рисунком (красные цветочки – это точки, зелёная трава – это прямые линии, синее озеро – это кривая замкнутая линия, чёрная дорожка – это ломаная линия).
Педагог:
- Ребята, давайте поиграем и вспомним, с чем мы познакомились на прошлом занятии.
Игра «Договори словечко»
Педагог:
- «Красные цветочки – это …точки.
Зелёная трава – это … линии.
Синее озеро – это линия … кривая, замкнутая.
Чёрная дорожка – это линия … ломаная».
- Основная часть:
Педагог:
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с интересным героем, королевой Точкой. Живёт королева Точка в необычной стране Геометрия (презентация, слайд № 2, изображение страны Геометрии и королевы Точки).
- Точка очень любопытная, хочет всё знать и очень любит прогуливаться по своей стране. Однажды Точка увидела линию (презентация, слайд № 3 с изображением Прямой линии) и говорит…
Точка:
- Интересно, а что это за линия? Прогуляюсь я по этой линии!
Педагог:
- Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней (презентация, слайд № 4, изображение линии и движение точки по ней в правую сторону).
Шла, шла Точка по линии, долго шла и устала.
Точка:
- Долго ещё идти? Ни конца, ни края не видать, наверное, я пошла не в ту сторону (презентация, слайд № 5, движение точки в противоположную левую сторону)
Педагог:
- Отправилась королева Точка в обратную сторону, тоже ни конца, ни края не видать.
Точка:
- Что же делать?
Педагог:
- Появляются ножницы (презентация, слайд № 6, добавляется изображение ножниц).
Ножницы:
«Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней идти -
Не найти конца пути!»
(Ножницы акцентируют внимание детей на том, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца).
Педагог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о прямой линии?
Дети:
- Прямая линия не имеет начала конца.
Точка (опечалилась):
- Что же, так и придётся идти без конца?
Ножницы:
- Мы знаем, что делать! (И щёлкнули прямо перед носом Точки, разрезали прямую линию - презентация, слайд № 7).
Точка (радостно):
- Ура! Вот, и конец получился! А теперь и с другой стороны, пожалуйста, сделайте конец.
Ножницы:
– Пожалуйста, вам - с другой стороны (послушно щёлкнули - презентация, слайд № 8)!
Точка (обозначает места разреза, презентация слайд № 9):
– Как интересно! Что же из нашей прямой линии получилось, как вы думаете, ребята?
Дети:
- Это отрезанный кусочек от прямой линии, у которого есть начало и конец.
Педагог (указывает на отрезок):
- Ребята, как вы думаете, как этот кусочек линии называется?
Педагог (если дети затрудняются ответить):
- Этот кусочек называется Отрезок, потому что «отрезанный», у отрезка есть начало и конец.
Точка:
- Я запомню это. Мне нравится отрезок. Но прямая линия мне тоже нравилась, жаль, что её не стало, ведь теперь вместо прямой линии есть отрезок и еще два этих… (задумалась королева Точка). Не знаю, как их назвать…
Педагог:
- Ребята, давайте вместе разберёмся и выясним, как же эти оставшиеся части называются! Посмотрите, что вы замечаете?
Дети:
- В этих оставшихся частях есть только начало.
Педагог:
– Правильно, у них есть начало (педагог указывает на точку) но нет конца. Похожи они на лучи солнца и называются лучами (презентация, слайд № 10 с изображением солнца, от которого отходят лучи).
Педагог:
- Ребята, сравните. Представьте, что солнце – это большая точка (начало), а из этой точки тянутся линии, они имеют начало, но не имеют конца – это лучи.
- Подумайте, ребята, чем луч отличается от отрезка? От прямой? (презентация, слайд № 11 с изображением луча, отрезка, прямой)
(презентация, слайд № 12 с образцами линий)
Педагог:
– А теперь, ребята, давайте определим в каких окошках нарисованы отрезки.
- В каких окошках нарисованы лучи?
- В каких окошках нарисованы прямые?
- Ребята, давайте подвигаемся (дети выходят в игровую часть кабинета собираются в круг)
3. Динамическое упражнение:
Вместе с Точкой мы гуляем Вдоль по линии прямой. Мы на ножке поскакали На одной и на другой. Руки в стороны разведём – Получаются лучи. Для отрезка ставим точки: Зажимаем кулачки. | Шагают на месте (или по кругу). Прыгают по очереди на правой, на левой ноге. Разводят руки в стороны. Сжимают в кулак кисти обеих рук. |
Педагог:
- Друзья, предлагаю вам рассмотреть задания в карточках.
4. Работа в карточках:
- Рассмотрите часть прямой, которую «отрезали». Сколько концов у отрезка? Проведите отрезок по линейке от точки 1 к точке 2.
- Проведите отрезки красным карандашом. Лучи - жёлтым.
5. Итог занятия (Работа в парах. На столах, застелённых клеёнкой, длинная верёвка и у каждого ребёнка ножницы, пластилин жёлтого и красного цветов).
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. Возьмите верёвку, разложите её на столе. Давайте представим, что она продолжается и дальше в обе стороны до бесконечности, как вы считаете, что это будет?
Дети:
- Прямая.
Педагог:
- Давайте отрежем ножницами кусочек от прямой, каждый со своей стороны и на концах закрепим к столу красный пластилин (поставим точки). Что получилось?
Дети:
- Отрезок.
Педагог:
- А теперь на оставшихся частях от прямой, только на одном конце закрепим к столу пластилин жёлтого цвета (ставим точку). Как эти части называются?
Дети:
- Лучи
Педагог:
- Друзья, вспомните, какую интересную историю вы услышали?
Дети:
- О королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия.
Педагог:
- Что интересного из этой истории вы узнали, с чем познакомились?
Дети:
- Мы познакомились с отрезком, лучом и прямой.
Педагог:
- Что вы узнали о прямой? Об отрезке? О луче?
Дети:
- Прямая не имеет начало и не имеет конец, она бесконечна, отрезок имеет начало и конец (начальную и конечную точку), а у луча есть только начало, но нет конца (только начальная точка).
Дидактический и раздаточный материал к занятию
- Дидактический материал. Компьютерная презентация:
- Слайд № 1. Схематический рисунок.
- Слайд № 2. Изображение страны Геометрии и королевы Точки.
- Слайд № 3. Изображение королева Точка и прямой линии.
- Слайд № 4. Движение королевы Точки по прямой линии в правую сторону.
- Слайд № 5. Движение королевы Точки по прямой линии в левую сторону.
- Слайд № 6. Появление ножниц.
- Слайд № 7, слайд № 8. Ножницы разрезают прямую с обеих сторон.
- Слайд № 9. Королева Точка обозначает места разреза (ставит точки).
- Слайд № 10. Изображение солнца с лучиками.
- Слайд № 11. Изображение прямой линии, отрезка, луча.
- Слайд № 12. Образцы линий.
- Раздаточный материал. Карточка.
Методические рекомендации к проведению занятия:
Педагогические технологии:
Игровая технология.
Игра – ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. В игре дошкольник имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами.
Всё занятие построено в сказочной форме: педагог рассказывает историю детям о королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия. Любознательная Точка встретила прямую линию, прогуливаясь по ней, поняла, что не может найти конца и края. На помощь приходят ножницы и разрезают эту прямую линия на части. Получаются отрезок, и лучи. Так дети знакомятся с новыми понятиями: «прямая линия», «отрезок», «луч». Детям не объявляется тема занятия, а через сказочную историю вводят в тему занятия.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии.
Организация образовательного процесса с использованием и применением специальных программных и технических средств. Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые являются современным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
На протяжении всего занятия идёт сопровождение учебного материала красочными слайдами. Это повышает интерес, внимание детей и позволяет лучше усвоить предложенный материал.
Используемые методы и приёмы в работе:
Словесный метод – рассказ (сказка про Королеву Точку), беседа, диалог.
Наглядный метод – обучающая презентация, карточки, таблица с изображением лучей, отрезков и прямых.
Практический метод - работа в карточках, построение луча, отрезка и прямой.
Выполнение практического задания из длинной верёвки (прямая линия) получить отрезок и два луча (приём работы в парах)
На занятии детям не сообщаются конкретные цель и тема занятия, используя игровой приём, дети через сказочную историю знакомятся с новыми понятиями.
Приём ассоциативного восприятия (отрезок – это отрезанная часть, имеющая начало и конец; луч сравнивается с лучом солнца, который имеет только начало и не имеет конца).
Список используемой литературы.
- Методические рекомендации. «Раз ступенька, два ступенька…», математика для детей 5-6 лет, Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина.
- Методические рекомендации. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Г.Е. Сычёва.
Касатикова С.В. стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике для дошкольников "Как помочь Буратино?"
Занятие по математике "Как помочь Буратино?"...
конспект занятия по математике для дошкольников
конспект занятия по математике для дошкольников "Путешествие в стране "Математика"". Хорошая методическая помощь для воспитателей ДОУ и педагогов начальных классов...

Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?» (подготовительная группа)
Конспект занятия по математике для дошкольников «Как помочь Буратино?»(подготовительная группа)Цель: формирование элементарных математических способностей дошкольника.Задачи:1.Пр...

Конспект занятия по математике для старших дошкольников «Занимательная математика»
Программное содержание:Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов и закрепить навыки счета в пределах 10.Расширять знания детей о после...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде
Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...