Интегрированная организованная деятельность по сенсорному развитию во 2 младшей группе: «Волшебный сундучок»
материал по окружающему миру ( группа) по теме
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_ekologii_1.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по экологии
«Роль предметно - развивающей среды
в экологическом воспитании дошкольников».
Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа (педагогическая идея, которой руководствуется дошкольное учреждение.
Характерной чертой современной методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Вряд ли целесообразно предъявлять жёсткие единые требования к построению развивающей среды в ДОУ, поскольку различаются образовательные программы (педагогические идеи, условия педагогического процесса, особенности природного окружения.
Вместе с тем, можно выделить общие положения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников.
Развивающая предметная среда экологического образования детей дошкольного возраста должна отвечать принципам интеграции, обогащённости, наукоёмкости, полифункциональности, требованиям эстетики и современного дизайна, соответствия возрасту детей и критериям функционального комфорта. Она должна содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие содержательной экологически ориентированной деятельности детей.
Такая среда предполагает вариативность, что обеспечивается как на содержательно – педагогическом, так и на проектно – оформительном уровнях. Опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия предполагает учёт следующих принципов:
- уважения к потребностям и нуждам ребёнка;
- уважения к мнению ребёнка;
- уважения к труду ребёнка и его результатам;
- комфортности и эмоциональности.
Развивающая предметная среда гуманитарно - экологического образования включает ряд базовых и традиционных компонентов необходимых для комплексного решения задач воспитания основ экологической культуры, соответствующим задачам воспитания. Это обогащённые эстетически и познавательно привлекательные уголки природы, зимние сады, экологические классы, различные центры активности на участке ДОУ, обеспечивающие возможность содержательной трудовой, игровой, поисковой, художественно – творческой деятельности детей, организации интереснейших наблюдений экологической направленности, моделирования и т. д.
Экологизация развивающей предметной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации разных компонентов содержания программы познавательного, нравственно – ценностного, деятельностного и др.
Традиционные уголки природы преобразуются в своеобразные экологические центры групповых помещениях, где наряду с живыми объектами размещаются и другие компоненты: мини – лаборатория, разнообразные экологические макеты, элементы музея, художественные средства и т. п. Главная особенность такого центра – непосредственная близость его объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. При подборе растений необходимо учитывать следующие аспекты: географический – желательно иметь в уголке представителей разных континетов, географических зон; экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые и т. д., растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, размещение растений в природном уголке зависит именно от этих особенностей; систематический – представлены растения различных систематических групп (папоротники, хвойные, цветковые) .
При подборе видового состава животных можно учитывать аналогичные аспекты: желательно иметь в уголке представителей разных континетов, различных сред и условий местообитания (водные, летающие и др., разных систематических групп (насекомые, рыбыЮ земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Главное – обеспечить живым объектам благоприятные условия, соответствующие их потребностям.
Экологическая комната (комната природы) – это специально выделенное помещение для проверки занятий по экологии, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В этой комнате могут находиться библиотека, коллекции, зоны обучения и релаксации, лаборатория, игровое пространство др.
Зимний сад и огород – это островки живой природы, где созданы условия для развития у детей основ экологической культуры, воспитание любви к живому, формирования сознания того, что человек – часть природы. Организуются в отдельном помещении или в групповой комнате (уголок природы, экологический центр) .
Лаборатория – создаётся для развития детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребёнку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.
«Комната космоса» или «мини – планетарий» моделирует солнечную систему, звёздное небо, возможны макеты «лунной» и «марсианской» поверхностей и др. Здесь уместны песочницы и бассейн для игр – экспериментов с водой, простые приборы, например, теплурий, модель – макет телескопа, модели космических аппаратов (ракета, спутник, корабль) .
Создание развивающей среды на участке ДОУ.
Участок детского сада (двор - парк) оборудуется в соответствии с концепцией развивающей предметной среды и обеспечивает содержательную, экологически ориентированную деятельность детей. Здесь уместны как традиционные так и нетрадиционные объекты, центры, тематические и видовые площадки различных многофункциональных направлений:
• игровые центры, площадки, навесы, беседки, павильоны, дворики;
• спортивно – игровое пространство;
• плескательный бассейн;
• метеорологическая площадка;
• сад, огород, цветники, теплица;
• озеленение:
а) парковые ландшафтные композиции;
б) участок нетронутой природы;
в) уголок леса, лесная поляна, другие природные сообщества;
г) сад редких растений, дендрарий;
д) сад хвойных растений,
е) газоны (английский – зелёный, мавританский – разнотравно – цветочный) ;
ж) альпийская и мексиканская горки (рокарии) ;
з) розарий;
и) цветочные часы;
к) аптекарский или фитогород;
• водоём для содержания водных растений и животных;
• участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими растениями для привлечения насекомых и дополнительным оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.) ;
• мини ферма или голубятня;
• экологическая тропинка;
• малые формы парковой скульптуры из природного материала и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка"
Конспект образовательной деятельности по сенсорному развитию первая младшая группа "Ловись рыбка". Ранний возраст....
Конспект непрерывной организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Осторожно, огонь!»
Актуальность: Известно, что без пожарной охраны не может существовать ни одно государство, ни один город, поселок, любой населенный пункт. Пожар для любого из нас - это страшная беда. И в ...
Конструкт интегрированной организованной образовательной деятельности по сенсорному развитию в младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Путешествие с колобком»
Цель: Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.Задачи: Обучающая:- различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)-закреплять уме...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по сенсорному развитию второй младшей группы №10 «Сказка» «С интересом мы играем и сенсорику развиваем»
Познакомить с понятиями “узкий”, “широкий”; закреплять представление о понятии “длинный”; закреплять представления о красном, желтом, синем, зеленом цветах; продолж...
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Я здоровье берегу и друзьям всем помогу!»
Материал позволяет формировать у детей основы здорового образа жизни, потребность в сохранении своего здоровья, а также закреплять знания детей о предметах личной гигиены, и их назначен...
Конспект открытого занятия по речевому развитию в младшей группе «Волшебный сундучок сказок»
Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-пе...
Конспект организованной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Путешествие в страну профессий»
Данная разработка позволяет систематизировать знания детей о труде взрослых ближайшего социального окружения (шофер, продавец, строитель, повар); расширять и обогащать представления о трудо...