формирование и развитие логико – математических представлений и конструктивно – графических умений
рабочая программа по математике на тему
Программа рассчитана на четыре года для детей от 3-х до 7-и лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dumayka.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр развития ребенка –
детский сад № 1035
ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«ДУМАЙ – ка»
(по формированию и развитиюлогико – математических представлений и конструктивно – графических умений)
Программа ориентированна на детей от 3 до 7 лет
Срок реализации 4 года
Автор Типикина Т. Э.
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Москва 2011год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходимо развитие всех мыслительных операций. Актуальностьпрограммы обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, так как мы живём в век невиданной ещё научно-технической революции. И жизнь, во всех её проявлениях, становиться разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Современная школа сегодня ждёт нового ученика: активного, с высоким уровнем мышлением, восприятия, творческих способностей, хорошо развитой речью.Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
- элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
- активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
- организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Поэтому в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками необходимо развивать умение анализировать предметы окружающей действительности, формировать обобщённые представления о создаваемых объектах, развивать самостоятельность мышления, формировать ценные качества личности(аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели).
Цель программы:
помочь будущему школьнику овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; сформировать логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения); а также практическими навыками кодирования и декодирования визуально получаемой информации.
Задачи программы:
- Сформировать интерес к интеллектуальной деятельности и привычку к умственному труду;
- Научить абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму (свойства);
- Научить анализировать форму и пространственное расположение реальных предметов и их частей на основе наблюдения, глазомера а также зрительно-осязательным путем;
- Научить ограничивать количество проб за счет обдумывания хода поисков; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в результате преобразования, высказывать предположения;
- Научить оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений:
- декодировать графическую информацию (читать графические изображения): анализировать форму изображенных объектов;
- кодировать графическую информацию (создавать графические изображения);
- перекодировать графическую информацию (осуществлять преобразования графических изображений);
- Научить конструировать и моделировать объекты с опорой на их графические изображения:
- конструировать по графическому изображению;
- преобразовывать графические изображения в соответствии с изменениями конструкций, моделей;
- преобразовывать конструкции, модели в соответствии с изменениями графических изображений;
- Научить рационально использовать чертежные инструменты:
- знать назначения чертежных инструментов;
- правильно использовать чертежные инструменты в графической деятельности, развитие мелкой моторики руки.
- Развитие активности и инициативности детей;
- Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
- Наладитьсвязи с родителямив области формирования логико-математическихпредставлений у детей, учитывая интересы родителей. Подключать родителей к накоплению опыта детей в данном направлении.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа предназначена для системных занятий с детьми дошкольного возраста, начиная со второй младшей группы. Продолжиельность занятия в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
Тема блока | Количество занятий | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Конструирование | 6 | 6 | 6 | 6 |
Счетный материал | 4 | 4 | 4 | 4 |
Геометрические фигуры на плоскости | 4 | 4 | 4 | 4 |
Графическая информация | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 32 | 32 | 32 | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Блоки программы | Содержание деятельности | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовитель ная группа | |
Конструирование | Дети знакомятся с названиями деталей и способами их крепления относительно друг друга. Знакомятся с приемами замещения и классификацией по цвету | Дети закрепляют названия деталей и способы их крепления относительно друг друга. Знакомятся с понятиями устойчивости и симметричности | Дети учатся работать с опорой на чертеж. Создавать сложные устойчивые конструкции. Моделировать, опираясь на накопленный опыт | Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Знакомятся с понятием «Дизайн» . Моделируют по собственному замыслу |
Счетный материал | Дети проверяют на практике независимость количества от расположения. Закрепляют навыки счета до трех, тактильное, слуховое, звуковое восприятие числа. Знакомятся с понятием «ритмический рисунок» | Дети проверяют на практике соотнесение количественного и порядкового счета. Закрепляют навыки счета до пяти и обратно. Тренируют навыки составления «ритмического рисунка» | Дети тренируют и закрепляют навыки счета до десяти и обратно. Учатся равномерно распределять счетный материал на подгруппы. | Дети тренируют внимание и навыки устного счета в пределах десяти. Закрепляют понятия «части – целое» в примерах на сложение и вычитание в нестандартной форме |
Геометричес кие фигуры на плоскости | Дети учатся объединять фигуры в группы по их свойствам. Тренируют навыки составления «ритмического рисунка». Учатся получать новые формы из предложенных. | Дети учатся выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам, развивают комбинаторные навыки. Тренируют навыки составления «ритмического рисунка» | Дети учатся создавать узор (симметричный , в полосе, по кругу). Развивают творчество. Учатся соблюдать «ритмический рисунок» по нескольким признакам. | Дети тренируют навыки создания «ритмического рисунка» по нескольким признакам. |
Графическая информация | Дети учатся читать графическую информацию, и соотносить ее с реальными формами. Знакомятся с трафаретами и возможностями их использования. | Дети учатся создавать графические изображения с использованием трафаретов и, наоборот, создавать модели на основе простых схем | Дети учатся декодировать графическую информацию (читать графические изображения): анализировать форму изображенных объектов. преобразовывать конструкции, модели в соответствии с изменениями графических изображений | Дети учатся анализировать форму геометрических тел и конструкций из них, кодировать графическую информацию (создавать графические изображения), преобразовывать графические изображения в соответствии с изменениями конструкций, моделей. Тренируют конструктивные и графические навыки. |
Тематический блок | темы занятий | |||
младшая группа | средняя группа | старшая группа | подготовительная группа | |
Конструиро вание | Подбери по цвету | Кочки | Животные и схема к ним | Платформа по схеме |
Дорожки | Чередование цвета в башенке | Мальчики и девочки и схема к ним | Колодец по схеме | |
Башенки | Лесенка | Робот и чертеж к нему | Пирамида по схеме | |
Стул и стол для матрешки | Мостик | Веселые человечки и чертеж к ним | Стол по схеме | |
Лесенка для зверят | Здание с колоннами | Придумай человечка, сделай чертеж и построй | Кресло по схеме | |
Кочки | Крепость | Придумай человечка, сделай чертеж и построй | Диван по схеме | |
Счетный материал | Счетные бусы (сделай столько же) | Счетные кораблики (найди число) | Счетные палочки | Счетные пирамиды сложение до 10 |
Счетные бусы (сделай так же) | Счетные кораблики (повтори рисунок) | Счетные палочки | Счетные пирамиды сложение до 10 | |
Счетные бусы (Слушай и считай) | Счетные кораблики (разные способы) | Счетные палочки | Счетные пирамиды вычитание в пределах 10 | |
Счетные бусы (повтори рисунок) | Счетные кораблики (что дальше?) | Счетные палочки | Счетные пирамиды вычитание в пределах 10 | |
Геометри ческие фигуры на плоскости | Геометричес кая мозаика | Геометричес кая мозаика | Узор из геометрических фигур (квадраты двух цветов) | Узор из геометрических фигур (квадраты и прямоугольные треугольники двух цветов) |
Геометричес кая мозаика | Геометричес кая мозаика | Узор из геометрических фигур (прямоугольные треугольники двух цветов) | Узор из геометрических фигур (квадраты и прямоугольные треугольники двух цветов) | |
Геометричес кая мозаика | Геометричес кая мозаика | Узор из геометрических фигур (равносторонние треугольники двух цветов) | Узор из геометрических фигур (квадраты и равносторонние треугольники двух цветов) | |
Геометрическая мозаика | Геометричес кая мозаика | Узор из геометрических фигур (равносторонние треугольники двух цветов) | Узор из геометрических фигур (квадраты, шестиугольники и равносторонние треугольники двух цветов) | |
Графическая информация | Найди нужную фигуру и дорисуй недостающую | Нарисуй такие же кубики (однотонные) | Знакомимся с малым набором силуэтов, собираем маленький квадрат | Знакомимся с большим набором силуэтов, собираем большой квадрат |
Спрячь лошадок от дождя | Нарисуй квадрат из четырех кубиков (однотонных) | Собираем фигуры из малого набора | Собираем фигуры из большого набора | |
Нарисуем домики для игрушек | нарисуй квадрат из четырех кубиков (один из них с диагональю) | Собираем фигуры из малого набора | Собираем фигуры из большого набора | |
Построим башню | Нарисуй такие же кубики (с диагоналями) | Пентамино (12 деталей) по прорисованной схеме | Собираем фигуры из большого набора | |
Дорисуй листочки | Нарисуй квадрат из четырех кубиков по образцу | Пентамино (12 деталей) по прорисованной схеме | Собираем фигуры из большого набора | |
Цветы в вазе | Нарисуй квадрат из четырех кубиков по образцу | Пентамино (12 деталей) по прорисованной схеме | Придумываем свои фигуры из большого набора | |
Построй полоску по схеме | Собери картинку пентамино по схеме | Сделай постройку по чертежу (вид спереди) | Проекция спереди и проекция сбоку (одна деталь) | |
Построй полоску по схеме | Собери картинку пентамино по схеме | Сделай постройку по чертежу (вид спереди и вид сбоку) | Проекция спереди и проекция сбоку (две детали не перекрывающие друг друга) | |
Построй полоску по схеме | Собери картинку пентамино по схеме | Сделай постройку по чертежу (вид спереди и вид сбоку) | Проекция спереди и проекция сбоку (две детали перекрывающие друг друга) | |
Найди деталь Пентамино | Собери картинку пентамино по схеме | Сделай постройку по чертежу, что изменится? | Проекция спереди, проекция сбоку и рпоекция сверху (две детали не перекрывающие друг друга) | |
Найди деталь Пентамино | Собери картинку пентамино по схеме | Сделай постройку по чертежу, что изменится? | Проекция спереди, проекция сбоку и рпоекция сверху (две детали перекрывающие друг друга) | |
Найди деталь Пентамино | Собери картинку пентамино по схеме | Сделай постройку по чертежу, что изменится? | Проекция спереди, проекция сбоку и рпоекция сверху (две детали перекрывающие друг друга) | |
«Сложи узор» лист 1 | «Сложи узор» А11-А18 | «Сложи узор» С1-С5 | «Кубики для всех» 16-18 | |
«Сложи узор» лист 2 | «Сложи узор» А19-А24 | «Сложи узор» С6-С10 | «Кубики для всех» 19-21 | |
«Сложи узор» лист 3 | «Сложи узор» В1-В4 | «Сложи узор» С11-С18 | «Кубики для всех» 22-23 | |
«Сложи узор» лист 4 | «Сложи узор» В5-В9 | «Кубики для всех» 1-8 | «Уникуб» 1-4 | |
«Сложи узор» лист А1-А4 | «Сложи узор» В10-В15 | «Кубики для всех» 9-12 | «Уникуб» 5-7 | |
«Сложи узор» лист А5-А10 | «Сложи узор» В16-В20 | «Кубики для всех» 13-15 | «Уникуб» 8-9 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.
Необходимое оборудование для реализации программы:
- Конструкторы: ЛЕГО, «дидактический набор № 3»
- Игры Никитина: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб»
- Счетный материал (бусы, палочки, кораблики, математические пирамидки)
- Трафареты
- Наборы силуэтов
- Наборы геометрической мозаики
- Бумага, карандаши, наклейки
- Альбомы схем и чертежей (в приложении).
Контроль проводится с помощью диагностики уровня развития логико – математических представлений и конструктивно – графических умений
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
владеет основными логическими операциями;
умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
способен объединять и распределять предметы по группам, свободно оперирует обобщающими понятиями;
умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
находит закономерности в явлениях, умеет их описывать, может при помощи суждений делать умозаключения;
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
легко кодирует и декодирует графическую информацию, легко пользуется инструментами;
может создавать постройку по чертежу, и, наоборот, чертеж по постойке.
Средний уровень:
владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями;
деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;
не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них,затрудняется самостоятельно делать умозаключения;
способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
декодирует графическую информацию, при кодировании иногда испытывает трудности,легко пользуется инструментами;
может создавать постройку по чертежу, но испытывает трудности в самостоятельном создании чертежа по постойке.
Данный опыт помогает детям быстрее и успешнее освоить программу обучения в начальной школе.
Методологическая основа разработки:
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе".
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.
Список литературы:
- Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ»/ / Москва, Аркти, 2008.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»//Москва, Просвещение, 1985.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях» конспекты занятий с детьми 5-9 лет//Москва, мозаика-синтез, 2009
- Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет//Москва, Творческий центр Сфера,2011.
- Береславский Л., Береславская А. «Современные игровые методики развития интеллекта» занимательные задания для детей 2-6 лет//Москва, Школьная пресса, 2010.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»//Москва, Просвещение, 1989.
- Габова М.А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Аркти, 2008
- Вахрушева Л.Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста»//Москва, Форум, 2009.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Владос, 2003.
- Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г.№3
- Брофман В.В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества» - М., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста
Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...
Презентация:"Игры и упражнения как средство развития логико-математических представлений детей дошкольного возраста"
Способствовать формированию готовности к школьному обучению...
РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Математика входит в жизнь ребёнка очень рано. Ребёнок растёт, и каждый день открывает для себя много нового, мир красок, форм, величин и свойств. Если с самого начала предоставить ему возможность позн...
Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".
В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....
Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.
Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...
Представление опыта «Организация самостоятельной деятельности в процессе развития логико-математических представлений».
Уважаемые коллеги, хочу вам представить вам краткое описание моего педагогического опыта....
Конспект педагогического мероприятия с детьми 6- 7 лет по познавательному развитию (развитие логико-математических представлений посредством интерактивных игр) «кладоискатели-математический квест»
Цель:Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр.Задачи:Продолжать формировать умение находить предыдущее и последующее число к заданн...