формирование и развитие логико – математических представлений и конструктивно – графических умений
рабочая программа по математике на тему

Программа рассчитана на четыре года для детей от 3-х до 7-и лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dumayka.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка –

детский сад № 1035

ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ДУМАЙ – ка»

(по формированию и развитиюлогико – математических представлений и конструктивно – графических умений)

Программа ориентированна на детей от 3 до 7 лет

Срок реализации 4 года

Автор Типикина Т. Э.

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Москва 2011год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходимо развитие всех мыслительных операций. Актуальностьпрограммы обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, так как мы живём в век невиданной ещё научно-технической революции. И жизнь, во всех её проявлениях, становиться разнообразнее и сложнее, она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Современная школа сегодня ждёт нового ученика: активного, с высоким уровнем мышлением, восприятия, творческих способностей, хорошо развитой речью.Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:

  1. элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
  2. активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
  3. организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Поэтому в  процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с  техническими навыками необходимо развивать умение анализировать предметы окружающей действительности, формировать обобщённые представления о создаваемых объектах, развивать самостоятельность мышления, формировать ценные качества личности(аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели).

Цель программы:

помочь будущему школьнику овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; сформировать логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения); а также практическими навыками кодирования и декодирования визуально получаемой информации.

Задачи программы:

  1. Сформировать интерес к интеллектуальной деятельности и привычку к умственному труду;
  2. Научить абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму (свойства);
  3. Научить анализировать форму и пространственное расположение реальных предметов и их частей на основе наблюдения, глазомера  а также зрительно-осязательным путем;
  4. Научить ограничивать количество проб за счет обдумывания хода поисков; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в результате преобразования, высказывать предположения;
  5. Научить оперировать графической информацией, представленной в виде графических изображений:
  1. декодировать графическую информацию (читать графические изображения): анализировать форму изображенных объектов;
  2. кодировать графическую информацию (создавать графические изображения);
  3. перекодировать графическую информацию (осуществлять преобразования графических изображений);
  1. Научить конструировать и моделировать объекты с опорой на их графические изображения:
  1. конструировать по графическому изображению;
  2. преобразовывать графические изображения в соответствии с изменениями конструкций, моделей;
  3. преобразовывать конструкции, модели в соответствии с изменениями графических изображений;
  1. Научить рационально использовать чертежные инструменты:
  1. знать назначения чертежных инструментов;
  2. правильно использовать чертежные инструменты в графической деятельности, развитие мелкой моторики руки.
  1. Развитие активности и инициативности детей;
  2. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
  3. Наладитьсвязи с родителямив  области формирования логико-математическихпредставлений у детей, учитывая интересы родителей. Подключать родителей к накоплению опыта детей  в данном направлении.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа предназначена для системных занятий с детьми дошкольного возраста, начиная со второй младшей группы. Продолжиельность занятия в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.

Тема блока

Количество занятий

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Конструирование

6

6

6

6

Счетный материал

4

4

4

4

Геометрические фигуры на плоскости

4

4

4

4

Графическая информация

18

18

18

18

Итого

32

32

32

32

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блоки программы

Содержание деятельности

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовитель ная группа

Конструирование

Дети знакомятся с названиями деталей и способами их крепления относительно друг друга. Знакомятся с приемами замещения и классификацией по цвету

Дети закрепляют названия деталей и способы их крепления относительно друг друга. Знакомятся с понятиями устойчивости и симметричности

Дети учатся работать с опорой на чертеж. Создавать сложные устойчивые конструкции. Моделировать, опираясь на накопленный опыт

Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Знакомятся с понятием «Дизайн» . Моделируют по собственному замыслу

Счетный материал

Дети проверяют на практике независимость количества от расположения. Закрепляют навыки счета до трех, тактильное, слуховое, звуковое восприятие числа. Знакомятся с понятием «ритмический рисунок»

Дети проверяют на практике соотнесение количественного и порядкового счета. Закрепляют навыки счета до пяти и обратно. Тренируют навыки составления «ритмического рисунка»

Дети тренируют и закрепляют навыки счета до десяти и обратно. Учатся равномерно распределять счетный материал на подгруппы.

Дети тренируют внимание и навыки устного счета в пределах десяти. Закрепляют понятия «части – целое» в примерах на сложение и вычитание в нестандартной форме

Геометричес кие фигуры на плоскости

Дети учатся объединять фигуры в группы по их свойствам. Тренируют навыки составления «ритмического рисунка». Учатся получать новые формы из предложенных.

Дети учатся выделять один или несколько предметов из группы  по определенным признакам, развивают комбинаторные навыки. Тренируют навыки составления «ритмического рисунка»

Дети учатся создавать узор (симметричный , в полосе, по кругу). Развивают творчество. Учатся соблюдать «ритмический рисунок» по нескольким признакам.

Дети тренируют  навыки создания «ритмического рисунка» по нескольким признакам.

Графическая информация

Дети учатся читать графическую информацию, и соотносить ее с реальными формами.  Знакомятся с трафаретами и возможностями их использования.

Дети учатся создавать графические изображения с использованием трафаретов и, наоборот, создавать модели на основе простых схем

Дети учатся декодировать графическую информацию (читать графические изображения): анализировать форму изображенных объектов. преобразовывать конструкции, модели в соответствии с изменениями графических изображений

Дети учатся анализировать форму геометрических тел и конструкций из них, кодировать графическую информацию (создавать графические изображения), преобразовывать графические изображения в соответствии с изменениями конструкций, моделей. Тренируют конструктивные и графические навыки.

Тематический блок

темы занятий

младшая группа

средняя группа

старшая

группа

подготовительная группа

Конструиро вание

Подбери по цвету

Кочки

Животные и схема к ним

Платформа по схеме

Дорожки

Чередование цвета в башенке

Мальчики и девочки и схема к ним

Колодец по схеме

Башенки

Лесенка

Робот и чертеж к нему

Пирамида по схеме

Стул и стол для матрешки

Мостик

Веселые человечки и чертеж к ним

Стол по схеме

Лесенка для зверят

Здание с колоннами

Придумай человечка, сделай чертеж и построй

Кресло по схеме

Кочки

Крепость

Придумай человечка, сделай чертеж и построй

Диван по схеме

Счетный материал

Счетные бусы (сделай столько же)

Счетные кораблики (найди число)

Счетные палочки

Счетные пирамиды

сложение до 10

Счетные бусы (сделай так же)

Счетные кораблики (повтори рисунок)

Счетные палочки

Счетные пирамиды сложение до 10

Счетные бусы (Слушай и считай)

Счетные кораблики (разные способы)

Счетные палочки

Счетные пирамиды вычитание в пределах 10

Счетные бусы (повтори рисунок)

Счетные кораблики (что дальше?)

Счетные палочки

Счетные пирамиды вычитание в пределах 10

Геометри ческие фигуры на плоскости

Геометричес кая мозаика

Геометричес кая мозаика

Узор из геометрических фигур (квадраты двух цветов)

Узор из геометрических фигур (квадраты и прямоугольные треугольники двух цветов)

Геометричес кая мозаика

Геометричес кая мозаика

Узор из геометрических фигур (прямоугольные треугольники двух цветов)

Узор из геометрических фигур (квадраты и прямоугольные треугольники двух цветов)

Геометричес кая мозаика

Геометричес кая мозаика

Узор из геометрических фигур (равносторонние треугольники двух цветов)

Узор из геометрических фигур (квадраты и равносторонние треугольники двух цветов)

Геометрическая мозаика

Геометричес кая мозаика

Узор из геометрических фигур (равносторонние треугольники двух цветов)

Узор из геометрических фигур (квадраты, шестиугольники и равносторонние треугольники двух цветов)

Графическая информация

Найди нужную фигуру и дорисуй недостающую

Нарисуй такие же кубики (однотонные)

Знакомимся с малым набором силуэтов, собираем маленький квадрат

Знакомимся с большим набором силуэтов, собираем большой квадрат

Спрячь лошадок от дождя

Нарисуй квадрат из четырех кубиков (однотонных)

Собираем фигуры из малого набора

Собираем фигуры из большого набора

Нарисуем домики для игрушек

нарисуй квадрат из четырех кубиков (один из них с диагональю)

Собираем фигуры из малого набора

Собираем фигуры из большого набора

Построим башню

Нарисуй такие же кубики (с диагоналями)

Пентамино (12 деталей) по прорисованной схеме

Собираем фигуры из большого набора

Дорисуй листочки

Нарисуй квадрат из четырех кубиков по образцу

Пентамино (12 деталей) по прорисованной схеме

Собираем фигуры из большого набора

Цветы в вазе

Нарисуй квадрат из четырех кубиков по образцу

Пентамино (12 деталей) по прорисованной схеме

Придумываем свои фигуры из большого набора

Построй полоску по схеме

Собери картинку пентамино по схеме

Сделай постройку по чертежу (вид спереди)

Проекция спереди и проекция сбоку (одна деталь)

Построй полоску по схеме

Собери картинку пентамино по схеме

Сделай постройку по чертежу (вид спереди и вид сбоку)

Проекция спереди и проекция сбоку (две детали не перекрывающие друг друга)

Построй полоску по схеме

Собери картинку пентамино по схеме

Сделай постройку по чертежу (вид спереди и вид сбоку)

Проекция спереди и проекция сбоку (две детали перекрывающие друг друга)

Найди деталь Пентамино

Собери картинку пентамино по схеме

Сделай постройку по чертежу, что изменится?

Проекция спереди, проекция сбоку и рпоекция сверху (две детали не перекрывающие друг друга)

Найди деталь Пентамино

Собери картинку пентамино по схеме

Сделай постройку по чертежу, что изменится?

Проекция спереди, проекция сбоку и рпоекция сверху (две детали перекрывающие друг друга)

Найди деталь Пентамино

Собери картинку пентамино по схеме

Сделай постройку по чертежу, что изменится?

Проекция спереди, проекция сбоку и рпоекция сверху (две детали перекрывающие друг друга)

«Сложи узор» лист 1

«Сложи узор» А11-А18

«Сложи узор» С1-С5

«Кубики для всех»  16-18

«Сложи узор» лист 2

«Сложи узор» А19-А24

«Сложи узор»  С6-С10

«Кубики для всех»  19-21

«Сложи узор» лист 3

«Сложи узор» В1-В4

«Сложи узор» С11-С18

«Кубики для всех»  22-23

«Сложи узор» лист 4

«Сложи узор» В5-В9

«Кубики для всех» 1-8

«Уникуб»  1-4

«Сложи узор» лист А1-А4

«Сложи узор» В10-В15

«Кубики для всех»  9-12

«Уникуб»  5-7

«Сложи узор» лист А5-А10

«Сложи узор» В16-В20

«Кубики для всех»  13-15

«Уникуб»   8-9

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности. Большое внимание уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

Необходимое оборудование для реализации программы:

  1. Конструкторы: ЛЕГО, «дидактический набор № 3»
  2. Игры Никитина: «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб»
  3. Счетный материал (бусы, палочки, кораблики, математические пирамидки)
  4. Трафареты
  5. Наборы силуэтов
  6. Наборы геометрической мозаики
  7. Бумага, карандаши, наклейки
  8. Альбомы схем и чертежей (в приложении).

Контроль проводится с помощью диагностики уровня развития логико – математических  представлений и конструктивно – графических умений

Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: 

владеет основными логическими операциями;  

умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;  

способен объединять и распределять предметы по группам, свободно оперирует обобщающими понятиями;  

умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;

находит закономерности в явлениях, умеет их описывать, может при помощи суждений делать умозаключения;

способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

легко кодирует и декодирует графическую информацию, легко пользуется инструментами;

может создавать постройку по чертежу, и, наоборот, чертеж по постойке.
Средний уровень: 

владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;

умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;

умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями;

деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;

не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них,затрудняется самостоятельно делать умозаключения;

способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

декодирует графическую информацию, при кодировании иногда испытывает трудности,легко пользуется инструментами;

может создавать постройку по чертежу, но испытывает трудности в самостоятельном создании чертежа по постойке.

Данный опыт помогает детям быстрее и успешнее освоить программу обучения в начальной школе.

Методологическая основа разработки:

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программа дополнительного образования детей для использования в практической работе".
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России.

Список литературы:

  1. Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ»/ / Москва, Аркти, 2008.
  2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»//Москва, Просвещение, 1985.
  3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Геометрическая мозаика  в интегрированных занятиях» конспекты занятий с детьми 5-9 лет//Москва, мозаика-синтез, 2009
  4. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет//Москва, Творческий центр Сфера,2011.
  5. Береславский Л., Береславская А. «Современные игровые методики развития интеллекта» занимательные задания для детей 2-6 лет//Москва, Школьная пресса, 2010.
  6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»//Москва, Просвещение, 1989.
  7. Габова М.А. «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»//Москва, Аркти, 2008
  8. Вахрушева Л.Н. «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста»//Москва, Форум, 2009.
  9. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»//Москва, Владос, 2003.
  10. Венгер Л.А. «Развитие способности к наглядному пространственному моделированию» /Дошкольное воспитание 1982г.№3
  11. Брофман В.В. «Архитектурная школа Папы Карло» - М., 2001
  12. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества» - М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Математика входит в жизнь ребёнка очень рано. Ребёнок растёт, и каждый день открывает для себя много нового, мир красок, форм, величин и свойств. Если с самого начала предоставить ему возможность позн...

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.

             Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...

Представление опыта «Организация самостоятельной деятельности в процессе развития логико-математических представлений».

Уважаемые коллеги, хочу вам представить вам краткое описание моего педагогического опыта....

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6- 7 лет по познавательному развитию (развитие логико-математических представлений посредством интерактивных игр) «кладоискатели-математический квест»

Цель:Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста посредством интерактивных игр.Задачи:Продолжать формировать умение находить предыдущее и последующее  число к заданн...