Формирование временных представлений у дошкольника
консультация по математике (старшая группа) по теме
Это материал для начинающих воспитателей по ознакомлению детей с временным представлением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_formirovanie_vremennyh_predstavleniy_u_doshkolnika.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование временных представлений у дошкольника
«Отчего, когда день кончается, ночь наступает?», «Что такое месяц?», «Мама, кот раньше родился – я или ты?», «Куда ушло вчера?» - в этих и многих других вопросах ярко проявляется интерес ребенка к времени как объекту познания. Предметы и явления окружающего мира выступают в многообразии пространственных, количественных, временных отношений, которые должны быть познаны уже в дошкольном возрасте.
Особенно сложный объект познания для дошкольников – время. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
Вместе с тем С.Л. Рубинштейн, отмечая трудности и относительно позднее развитие временных представлений у ребенка, замечает: «Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не удается достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступность».
В исследованиях, посвященных проблеме формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста (Т.А.Мусейибова, К.В.Назаренко, Т.Д.Рихтерман и др.), раскрывается особенности восприятия времени, возможности формирования временных ориентировок у детей, специфика разнообразных методов и средств развития этих представлений. Определенно также и содержание знаний о времени, доступное для каждого возрастного периода.
Остановимся на временных категориях, которые усваивают дети подготовительной к школе группы.
Дети седьмого года жизни знакомятся с календарным годом, с количественными характеристиками отдельных мер времени (то есть узнают, что в сутках четыре части, в неделе – семь дней, в месяце – четыре недели, в сезоне – три месяца, в году – двенадцать месяцев); с временными интервалами длительностью 1,3,5,10,15 минут (что можно сделать за1 минуту, 5 минут, 10 минут); с разными видами календарей, позволяющих лучше усвоить, что в году двенадцать месяцев, каждый месяц следует один за другим в определенном порядке, каждый месяц имеет свое название; что в году четыре времени года, их названия, очередность; с приборами измерения времени: секундомером, часами (учатся определять время с точностью до часа, получаса, четверти часа, понимать, что такое секунда, минута, час, различать их длительность); с временными отношениями (по возрасту: моложе - старше).
Дети подготовительной группы учатся ценит и беречь время, экономно и рационально его использовать, регулировать во времени свою деятельность, понимать слава, обозначающие время, и правильно их употреблять.
Работа по формированию ориентировки во времени в данной группе идет о опорой на то, что было освоено детьми ранее (знание таких временных отрезков, как утро, день, вечер, ночь; сутки, неделя, месяц, год и их последовательность), с опорой на имеющийся уже жизненный опыт.
На протяжении дошкольного детства дети усваивают систему взаимосвязанных между собой временных категорий. Особая роль при этом принадлежит обучению. Именно обучение позволяет успешно осуществлять процесс формирования у дошкольников временных ориентировок.
Однако в практике работы нередко происходит формальное усвоение детьми временных категорий, ориентация на их заучивание. Использование методики многократного повторения материала (чаще словесного) без осознания смысла и понимания взаимосвязи негативно сказывается на процессе дальнейшего развития временных представлений у детей в школе.
С целью создания оптимальных условий для формирования у дошкольников временных представлений нами был создан Музей часов, позволяющий использовать в работе самые различные средства и способы «материализации» времени.
Дадим краткую характеристику элементов предметно – развивающей среды в Музее часов.
Музей часов (еще мы называем его комнатой Гнома - Часовщика) предназначен для проведения занятий, игр, опытов и т.д., целью которых является формирование пространственно – временных представлений у детей. В комнате собраны все необходимые материалы, способствующие формированию у детей системы взаимосвязанных между собой временных категорий.
На стенах, стеллажах представлены:
· различные часы – настенные, напольные, настольные, наручные; большие и маленькие; электронные, механические; макеты часов, часы-конструктор (игрушечные). Дети знакомятся с различными видами часов, их ролью в жизни людей, учатся распознавать время на часах, понимать такие меры времени, как час и минута. Они начинают также осознавать, что часы служат средством регуляции деятельности детей и взрослых;
· секундомер, песочные часы с 1-,3-, 5-, 10-, 15- минутными интервалами. Они удобны для ознакомления детей с небольшими интервалами времени, в частности с минутой как единицей времени, из которой складываются другие отрезки времени (3 минуты – сумма отдельных минут). Песочные часы дают возможность наблюдать текучесть минуты. Таким образом, с помощью приборов измерения времени у детей развивается чувство времени;
· схема – карта страны, на которой обозначено несколько городов: Москва – столица России, Нижний Новгород, где живут воспитанники детского сада, Владивосток и Петропавловск – Камчатский. Возле этих городов изображены макеты часов, показывающих разное время. Работая с картой, дети узнают стороны света – север, юг, запад, восток и время, по которому там живут люди;
· модели и календари – это оптимальный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематизированной форме. Плоские и объемные, простые и сложные, круговые и линейные, разные по форме (прямые, спиралевидные и др.), модели «Неделя», «Времена года», «Год» (А.Локоть, Т.Д. Рихтерман, Р.Чуднова, Е.Щербакова, О.Фундикова и др.). Модели позволяют показать основные свойства времени: текучесть, необратимость, периодичность; временную длительность и временную последовательность явлений, событий, действий. Активно действуя с моделями, дети осознанно овладевают эталонами времени;
· карточки – символы – разноцветные прямоугольники с изображением печатных цифр от 1 до 7 с надписями: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Действуя с ними, дети уточняют знания о днях недели и их последовательности;
· карточки – картинки с изображением действий детей и взрослых, природных явлений. Рассматривая, сравнивая, группируя, классифицируя картинки, дошкольники выделяют основные признаки данного отрезка времени, содержание и характер деятельности взрослых и др.;
· репродукции картин известных художников: И.И.Шишкин, «Утро в сосновом лесу», «Полдень. В окрестностях Москвы»; А.А.Пластов, «Юность. Утро», «Ужин трактористов»; Н.М.Рамадин, «Розовый вечер»; А.И.Куинджи, «Ночь на Днепре», «Вечер на Украине»; И.В.Левитан, «Сумерки. Стога»; А.А.Рылов, «Закат»; К.Юон, «Майское утро»; Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»; К.Д.Фридрих, «Восход луны на море» и т.д. Ознакомление с художественными произведениями позволяет ребенку понять, что на картинах отражается события во времени, осознать взаимосвязь природных и социальных явлений в изображенном художником отрезке времени;
· панно «Звездное небо», с помощью которого дети узнают, как люди определяли время по звездам;
· материалы для проведения опытов и экспериментов, которые позволяют ребенку получать новые сведения о явлениях, события, устанавливать простейшие связи и зависимости (причинно – следственные, логические и др.);
· набор фотографий людей в разные возрастные периоды (девочка, девушка, женщина, старушка; мальчик, юноша, мужчина, старик). Дети начинают понимать временные отношения по возрасту, дифференцируя существенные признаки (морщинки возле глаз, на руках) и несущественные – полнота, рост, очки и т.д.).
· дидактические игры, разработанные Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокиной, Т.Д.Рихтерман, К.В.Назаренко, М.И.Василевой, Т.А.Мусейибовой и др., а также самостоятельно разработанные нами. Игры, систематизированные по сложности, включающие разнообразные дидактические средства (схемы, модели и др.), предлагаемые в определенной последовательности, обеспечивают успешное усвоение ребенком различных категорий, повышают его познавательную активность;
· детские рисунки («Неделька», «Мой дом», «Автопортрет», «Зимнее небо», «Лето» и др.). Рассматривание и обсуждение рисунков расширяет представления детей об окружающем мире, о времени (о его характерных признаках, временах года, окраске неба в то или иное время суток и др.), стимулирует детское творчество;
· художественная литература (рассказы, сказки, стихотворения, малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки). В ней в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Ребята знакомятся с произведениями С.Маршака, А.Барто, С.Баруздина, Е.Трутневой и других авторов, стихами С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева и других. В процессе обсуждения они выделяют характерные признаки того или иного времени года, запоминают яркие, образные выражения из художественных произведений;
· тематические выставки: «Мир времени», «Как люди определяли время» и другие. Информационно – познавательный материал помогает сделать мир времени близким и понятным детям.
Опыт работы показывает, что такая среда в детском саду создает возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей: поисковой, игровой, изобразительной, элементарно – исследовательской и др. Ребенок, выбрав деятельность в соответствии со своими интересами и возможностями, а также необходимый материал, вовлекает в разные виды общения (взрослый – ребенок, ребенок - ребенок). Он имеет возможность «продвигаться » индивидуальным теплом, овладевать словарем, отражающим временные отношения.
На наш взгляд, создание Музея часов позволяет педагогу прогнозировать реальную работу по созданию «временного» пространства для своих воспитанников, определить содержание и методику использования среды в формировании временных представлений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Вся проделанная работа способствует повышению образовательного уровня педагогов, их профессиональной компетентности, накоплению методического и дидактического материала.
Предлагаем примерный конспект занятия для детей 7-го года жизни. (Конспект занятия апробирован в ДОУ №113,393 Нижнего Новгорода.)
Занятие «Машина времени»
Цель. Познакомить детей с разными способами определения времени. Развивать целеустремленность, организованность, дисциплинированность.
Материалы. Кубы, бруски для машины времени, панно «Звездное небо».
Ход занятия. Ребята вместе с педагогами строят машину времени, чтобы совершить фантастическую путешествие в прошлое или будущее.
В машине времени восемь посадочных мест: для командира корабля, штурмана, бортинженера и др. Вот уже установлены «солнечные батарейки». Экипаж занимает места, корабль готов к полету.
Голос (насмешливо). Далеко ли уедете на своих кубиках?
Воспитатель. Кто это сказал? Только скучные люди не верят, что можно путешествовать во времени. Поиграть – то мы можем? Конечно, можем! Куда мы отправимся, в прошлое или будущее? Давайте пофантазируем
Диана. Я изобрету такую машину, чтобы полететь на планету Марс. Там нет кислорода, и мы будем ходить друг к другу в гости в скафандрах.
Аня. Я хочу полететь на много – много лет назад, когда жили динозавры. Они очень страшные, с огромными зубами.
Гера. А я хочу полететь в будущее. Представляю класс будущего! Ребят учит не учительница, а умные – умные роботы. Дети учатся писать не в тетрадях, а на компьютерах.
Воспитатель. Который час? (смотрит на часы.) Полдвенадцатого, или 11 часов 30 минут. Мы точно определяем время по часам. А как же люди определяли время, когда не было часов? Узнаем! Старт! Пять, четыре, три, два, один! Пуск! Вот и прилетели в пошлое.… Послушайте стихотворение.
Солнце! Солнце!
Солнце встало,
Улыбнулось с вышины!
Засияло, засверкало
Над просторами страны.
Солнце любят все на свете!
Нет другой такой красы!
Солнце греет,
Солнце светит,
А еще оно – часы.
Солнце по небу гуляет,
Сверху людям сообщает:
«Если я над головами –
Значит, день плывет над вами.
Укачусь я с неба прочь –
На земле наступит ночь».
(В.Суслов)
Кто главный в этом стихотворении?
Дети. Солнце!
Воспитатель. Чем является солнце!
Дети. Солнце является часами.
Воспитатель. Самыми большими и самыми древними часами, которые иногда не останавливались и не ломались, было Солнце. По нему люди определяли время суток. Когда солнце всходило, люди вставали. Когда солнце заходило и на небе появлялись звезды, люди ложились спать. Это было очень неудобно, и люди придумали солнечные часы. Вспомните, какой опыт мы с вами проводили в один из солнечных дней?
Дети вспоминают и рассказывают про опыт с большой палкой (колышком).
Воспитатель. Изменилось ли длина тени в течение дня? В какое время суток тень длинная? (Утром и вечером Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень.) Когда самая короткая тень? (В полдень, в 12 часов. Если тень от палки короткая, значит, самый разгар дня.) Почему люди назвали такие часы без стрелок и циферблата солнечными? (По ним можно было узнать время, только когда светило солнце.) А может ли определить время по звездам? (Предлагает детям рассмотреть карту звездного неба (панно).Обещает внимание детей на созвездия Большой и Малой Медведицы и на Полярную звезду.) Эта яркая звездочка, Полярная звезда, всегда находится на одном и том же месте. Ее в древности называли «гвоздем неба», она показывает на север. Люди еще в древности заметили, что Большая Медведица – 7 звездочек – обходит вокруг Полярной звезды полный круг за сутки, за ночь – полкруга. Вот и выходит, что на небе есть настоящие ночные часы со звездной стрелкой.
Дети с помощью воспитателя находят на звездной карте созвездия.
Воспитатель. Узнавали люди время и по растениям. Вспомните, летом мы с вами наблюдали, какие цветы утром раскрывают лепестки, а вечером закрывают? Да, это одуванчики. Почему писатель Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? Как можно назвать поляну с желтыми одуванчиками? Какие еще цветы открываются и закрываются в разное время суток? Правильно, по турецкой гвоздике тоже можно узнать, когда наступает утро и день, когда вечер и ночь. Растения отличаются друг от друга запахом. Это свойство люди заметили очень давно. Например, душистый табак особенно сильно пахнет вечером.
Ребята, как вы думаете, могут ли животные подсказать время? Многие из вас летом отдыхают в деревне, на даче. Кто будит вас рано утром? Слышали, как кричит петух? Люди заметили, что петух кричит «ку-ка-ре-ку» три раза: первый раз- в полночь (12 часов ночи) – «первые петухи», глубокой ночью – «вторые петухи», а рано утром – «третьи петухи». Так люди раньше узнавали время. А сейчас? (Ответы детей.) А кто знает загадки про часы?
Дети.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим.
И день и ночь
Стучим, стучим.
■■■
Что всегда идет,
А с места не сойдет?
■■■
Ног нет, а хожу,
рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Процесс загадывания загадок превращается в своеобразную игру между детьми на сообразительность, точность высказываний.)
Воспитатель. Какие молодцы! Как много вы знаете загадок про часы. Скоро мы познакомимся с ними, научимся определять время по часам. А теперь послушайте домашнее задание. На трех листочках нарисуйте золотую поляну утром, днем и вечером. Покажите, как светит солнышко в разные части суток.(Обычно дети рисуют солнце в одном и том же месте. Позднее, различая части суток, они изображают его в разных местах листа.) Завтра каждый автор рисунка расскажет о его содержание и даст ему название. Свой рисунок вы можете подарить своему другу, маме, сестренке, бабушке. Уверена, что из вас получатся прекрасные художники.
Занятие заканчивается игрой по выбору детей.
Комментарий. Это занятие может быть проведено непосредственно на участке детского сада, где можно наблюдать, как светит солнце- степень освещенности земли и неба, цветовую гамму в разное время суток (голубой цвет – утром, желтый – днем, синий – вечером, черный - ночью), летом увидеть «золотой луг», провести простые опыты определения времени по природным ориентирам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Формирование временных представлений старших дошкольников
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...
Формирование временных представлений у дошкольников
Программа по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование временных представлений старших дошкольников
Материал для выступления на семинаре...
Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»
Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и ...
Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...
Формирование временных представлений у дошкольников
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлени...