Рабочая программа в объединении ,,Весёлый счёт''
рабочая программа по математике по теме
Авторская рабочая программа в объединении ,,Весёлый счёт'' (формирование элементарных математических представлений) предназначена для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vesyolomu_schyotu.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ.ТЕМИРГОЕВСКОЙ
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Н.В. Киселёва_____________
(Ф.И.О., подпись)
протокол педагогического совета
от « » 201 г. № .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Студии ,, Светлячок’’
Объединения ,, Весёлый счёт ’’
по учебной дисциплине -
формирование элементарных
математических представлений.
Срок реализации – 1 год
Вид программы – модифицированная
Возраст обучающихся – 6 лет
Составитель: Федорцова
Елена Петровна
педагог дополнительного
образования
ст. Темиргоевская
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе типовой программы ,,Воспитание и обучение в детском саду ’’ под редакцией М. А. Васильевой и предусматривает дополнительное развитие детей младшего дошкольного возраста в области социально – педагогической направленности.
Новизна программы заключается в том, что одним из перспективных направлений развития современного образования является предшкольная подготовка детей 6-ти лет, не охваченных системой общественного дошкольного образования. Весь материал занятий излагается в игровой форме. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы социально – педагогического развития дошкольников, материально-технические условия для реализации которых в реалиях сельской местности, имеются только на базе Центра детского творчества .
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что данная программа позволяет детям получить элементарные математические представления о количестве, числе, форме и величине предметов; научиться выполнять счётные операции в пределах первого десятка; пользоваться арифметическими знаками; развивать умения в решении и составлении простых задач на сложение и вычитание; соотношение количества предметов с цифровым обозначением и т.д.
Цель программы - создать условия для развития у дошкольников элементарных математических представлений через игровую деятельность.
Основными задачами программы являются:
-развитие наглядно-образного и логического мышления;
-развитие простейших способов измерения величин;
-развитие умения решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание;
-формирование элементарных представлений о количестве, числе, форме и величине предметов;
-выполнение счётных операций в пределах первого десятка;
-создание условий для формирования основ культуры математического познания;
-формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения в начальной школе.
В отличие от существующих, данная программа составлена и рассчитана на детей, не посещающих дошкольные учреждения. Данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальные возможности обучающегося; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнку в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого воспитанника на способы освоения образовательной программы; конструировать оптимальный учебно – методический комплекс программ дополнительного образования детей.
В объединение принимаются все желающие дети, не имеющие предварительной подготовки. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6 лет. Количество детей в группе 10-12 человек.
Программа ,, Весёлый счёт ’’ рассчитана на 1 год обучения – 108 часов.
Основной формой обучения являются групповые занятия, проводимые 3 раза в неделю по 1 учебному часу. На занятиях широко используются дидактические игры и игровые приёмы, сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, конкурсы, опрос, викторины, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Ожидаемые результаты знаний, умений и навыков детей на конец года:
- ребёнок будет знать образование чисел в пределах 10;
- уметь считать в прямом и обратном порядке с любого числа до 10;
- иметь представление о количестве, числе, форме и величине предметов;
- уметь пользоваться арифметическими знаками: ,,+’’ ,,-’’ ,,<’’ ,,>’’ ,,=’’;
- получит навыки в выполнении счётных операций в пределах первого десятка;
- уметь соотносить количество с цифровым обозначением;
- уметь решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание;
- получит навыки в измерении длины предметов с помощью условной меры;
- будет уметь ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
- уметь выделять главное, самостоятельно применять знания в решении практических задач.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Наименование тем | Вид контроля | Форма контроля | Сроки проведения |
1. 2. 3. 4. | Вводное занятие. Пространственно-временные представления. Геометрические фигуры, величины. Числа 1 – 10. | Вводный Итоговый Итоговый Итоговый | Собеседование, диагностика Занятие-сказка, диагностика Занятие – игра Занятие-путешествие, диагностика | Сентябрь Декабрь Март Май |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | Количество часов | Индивид. и выездн. | |
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Количество и счёт. | 11 | 2 | 7 | 2 |
3. | Пространственно – временные представления. | 19 | 5 | 12 | 2 |
4. | Числа 1- 10. | 43 | 20 | 20 | 3 |
5. | Геометрические фигуры, величины. | 3 | 1 | 2 | |
6. | Составление и решение задач. | 6 | 2 | 4 | |
7. | Арифметические действия. | 9 | 1 | 7 | 1 |
8. | Итоговые занятия. | 4 | 4 | ||
9. | Занимательный материал. | 11 | 1 | 10 | |
Итого: | 108 | 32 | 66 | 10 |
ПРОГРАММА
- Вводное занятие.
- Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.
- Количество и счет.
Теория:
- Понятия ,,Одинаковые’’, ,,Разные’’, ,,Столько же’’ , ,,Больше’’, ,,Меньше’’, ,,Большой’’, ,,Маленький’’, ,,Поровну’’.
Практика:
- Сравнение групп предметов по цвету, форме, размеру и материалу;
- Уравнивание количества предметов.
- Пространственно-временные представления.
Теория:
- Понятия ,,Точки’’, ,,Линии’’, ,,Отрезок’’, ,,Ломанная’’, ,,Дни недели’’
Практика:
- Уточнение отношений:
длиннее – короче; высокий – низкий; шире – уже; рядом – между; за – перед – над – под; слева – справа; вверху – внизу; раньше – позже; позавчера – вчера – завтра – послезавтра;
- пространственно – временные представления; ориентирование на местности; измерение длины ( работа с линейкой ); копирование точек, рисунков; штриховка предметов по шаблонам.
- Числа 1- 10.
Теория:
- Знакомство с понятиями ,,Много’’, ,,Один’’, ,,Число’’, ,,Цифра’’.
Практика:
- Предыдущие и последующие числа; порядковый счёт до 10 и обратно; счёт до 10 с любого числа; упражнения в записи чисел;
- Состав чисел 1-10.
- Геометрические фигуры, величины.
Теория:
- Геометрические фигуры ( квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, шар, куб ).
Практика:
- Конструирование объёмных фигур.
- Составление и решение задач.
Теория:
- Знакомство с задачей; части задачи.
Практика:
- Составление задач; решение задач; деление предметов на равные части.
- Арифметические действия.
Теория:
- Понятия: ,,сложение’’, ,,вычитание’’, ,,знаки < > =’’.
Практика:
- Сложение чисел +1; вычитание чисел -1; прибавление единицы; вычитание единицы; сравнение чисел (>, <, =), решение примеров вида 2+1=3; решение примеров вида 2-1=1.
8.Итоговые занятия.
1.,,Закрепление знаний, умений и навыков за 1 четверть’’.
2.,,Закрепление знаний о составе чисел 1-5’’.
3.,,Закрепление состава чисел 5-10’’.
4.,,Закрепление изученного материала за год’’.
IX. Занимательный материал.
- Проведение занятия-путешествия: «Путешествие в страну Циферию».
- игры: ,,Весёлый счёт’’, ,,Детское домино’’, ,,Придумай и дорисуй’’, ,,Кто лишний?’’, ,,Угадай число’’, ,,Все числа в гости к нам’’, ,,Считай, отгадывай, решай’’, ,,Что? Куда?’’, ,,Рассеянный художник’’, ,,Волшебный клубочек’.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Формы занятий:
- Презентация;
- Традиционные занятия;
- Игра – путешествие;
- Сюжетно-ролевая игра;
- Открытые занятия;
- Соревнования.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного ( образовательного ) процесса ( в рамках занятия ):
- Наглядный;
- Практический;
- Вербальный;
- Репродуктивный;
- Объяснительно - иллюстративный.
Дидактический материал:
- Таблицы;
- Схемы;
- Плакаты;
- Раздаточный материал;
- Дидактические карточки;
- Специальная литература.
Техническое оснащение занятий:
- Декорации;
- Телевизор;
- Видеомагнитофон;
- Мультимедийные материалы;
- Аудиозаписи;
- Видеозаписи;
- Компьютерные программные средства.
Формы подведения итогов:
- Итоговые занятия;
- Опрос;
- Взаимозачёт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: математика. – Ярославль ,, Академия развития’’, 1997г.
- Федин С.Н. Как научить ребёнка считать – М.: Айрис Пресс, 2003г.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.: Творческий Центр СФЕРА, 2006 г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада ( математика )- Воронеж, ТЦ ,, Учитель’’, 2004 г.
- Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. – Поурочные разработки по математике – 1 класс – М.: ,, ВАКО’’2007г.
- Юдин Г. Н. Заниматика – М.: «Росмен», 1995г.
- Доман Г., Доман Д., Дошкольное обучение ребёнка.- М.:Аквариум,1995г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В., Готовимя к школе.- К.: ГИППО,1998г.
- Метелина Л.С., Занятия по математике в детском саду.- М.:,,Просвещение’’, 1985г.
Список литературы, рекомендуемой для детей:
- Большая книга подготовки к школе. – М.:ЗАО,, Росмэн-Пресс’’, 2008г.
- Светлова И.Н. , Готовимся к школе. – М.: Эксмо, 2007г.
- Павлова Н., Любимые уроки математики. – М.: Эксмо, 2003г.
- Сергеева Т.Ф., Математика для дошкольников.- МПУ, 2000г.
- Харченко А.Н. , Математика для малышей.- Краснодар ,, Флер’’2009г.
- Альбрехт Е.И., Играя готовимся к школе.- М.: ЗАО ,,БАО-ПРЕСС’’: ООО,,ИД РИПОЛ КЛАССИК’’, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического объединения.
Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
На сегодняшний день тревога о самочувствии, эмоциональной обеспеченности и всестороннем развитии дошкольников занимают наиважнейшие позиции. И это очевидно: ж...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».
Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного ...
Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.В с...
Рабочая программа детского объединения по вокальной деятельности
В данном документе представлена рабочая программа детского объединения "Музыкальная шкатулка" по вокальной деятельности....
Рабочая программа творческого объединения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Радуга» на 2021-2022 учебный год
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» в рамках реализац...
Рабочая программа детского объединения "Занимательная математика"
Реализация программы «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. В процессе реализации программы и...