Рабочая программа в объединении ,,Весёлый счёт''
рабочая программа по математике по теме

Федорцова Елена Петровна

Авторская рабочая программа в объединении ,,Весёлый счёт'' (формирование элементарных математических представлений) предназначена для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vesyolomu_schyotu.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                ЦЕНТР  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА  СТ.ТЕМИРГОЕВСКОЙ

                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                          Директор                   

                                                        Н.В. Киселёва_____________

                                                                                        (Ф.И.О., подпись)

                                             протокол педагогического совета

                                                            от   «     »                  201   г.    №   .

 

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                         Студии ,, Светлячок’’

                 Объединения ,, Весёлый  счёт ’’        

                                  по учебной дисциплине  -                                            

                                          формирование  элементарных

                                          математических  представлений.

                                          Срок реализации – 1 год

       Вид программы – модифицированная

                                          Возраст обучающихся – 6 лет

                                                                                          Составитель: Федорцова

               Елена Петровна            

      педагог дополнительного

                                             образования                                                                                                

                                                

ст. Темиргоевская

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Настоящая  программа  составлена  на  основе  типовой  программы  ,,Воспитание  и  обучение  в  детском  саду ’’ под  редакцией  М. А. Васильевой  и предусматривает  дополнительное  развитие  детей  младшего  дошкольного  возраста  в  области  социально – педагогической  направленности.

Новизна  программы  заключается  в  том, что одним  из  перспективных  направлений   развития  современного  образования  является  предшкольная  подготовка  детей  6-ти  лет,  не  охваченных  системой  общественного  дошкольного  образования.  Весь материал  занятий  излагается  в  игровой  форме.  В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Актуальность  предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы  социально – педагогического  развития   дошкольников, материально-технические условия для реализации которых в реалиях сельской  местности, имеются только на базе  Центра  детского творчества .

Педагогическая  целесообразность  программы  заключается  в  том,  что  данная  программа  позволяет  детям  получить  элементарные  математические  представления   о  количестве,  числе,  форме  и  величине   предметов;  научиться  выполнять  счётные  операции   в  пределах  первого  десятка;  пользоваться  арифметическими  знаками;   развивать  умения  в  решении  и  составлении  простых  задач  на  сложение  и  вычитание;  соотношение  количества  предметов  с  цифровым  обозначением  и   т.д.

Цель  программы  -  создать  условия  для  развития  у дошкольников  элементарных  математических  представлений  через  игровую  деятельность.

Основными  задачами  программы  являются:

-развитие  наглядно-образного  и  логического  мышления;

-развитие  простейших  способов  измерения  величин;

-развитие  умения  решать и составлять простые задачи на сложение  и  вычитание;

-формирование  элементарных  представлений  о  количестве, числе, форме  и  величине  предметов;

-выполнение  счётных  операций  в  пределах  первого  десятка;

-создание  условий  для  формирования  основ  культуры  математического  познания;

-формирование  общеучебных  умений  и  навыков,  необходимых  для  дальнейшего обучения  в  начальной  школе.

В  отличие  от  существующих,  данная  программа  составлена  и  рассчитана  на  детей,  не  посещающих  дошкольные  учреждения.    Данная  программа    позволяет  развивать  ключевые  компетентности  средствами  дополнительного  образования;  концентрировать  педагогическое  внимание  на  индивидуальные  возможности   обучающегося;  осуществлять  реальную  педагогическую  поддержку  ребёнку  в  достижении  им  поставленных  образовательных  целей;  реализовать  права  каждого  воспитанника  на  способы  освоения  образовательной  программы;  конструировать  оптимальный  учебно – методический  комплекс  программ  дополнительного  образования  детей.

В  объединение   принимаются  все  желающие  дети,  не  имеющие  предварительной  подготовки.  Возраст  детей,  участвующих  в  реализации  данной  образовательной  программы – 6  лет. Количество  детей  в  группе  10-12  человек.

Программа   ,, Весёлый  счёт ’’  рассчитана  на  1  год  обучения – 108  часов.

  Основной  формой  обучения  являются  групповые  занятия,  проводимые  3  раза  в  неделю  по  1  учебному  часу. На  занятиях  широко  используются  дидактические  игры  и  игровые  приёмы,  сюжетно-ролевые  игры,  игры - путешествия,  конкурсы,  опрос, викторины,   в  соответствии  с  возрастными  и  психологическими  особенностями  детей.

Ожидаемые  результаты  знаний,  умений  и  навыков  детей  на  конец  года:

- ребёнок  будет  знать  образование  чисел  в  пределах  10;

- уметь  считать  в  прямом  и  обратном  порядке   с  любого  числа  до  10;

- иметь  представление  о  количестве,  числе, форме  и  величине  предметов;

- уметь  пользоваться  арифметическими  знаками:  ,,+’’   ,,-’’   ,,<’’   ,,>’’    ,,=’’;

- получит  навыки  в  выполнении  счётных операций  в  пределах первого  десятка;

- уметь  соотносить  количество  с  цифровым  обозначением;

- уметь  решать  и  составлять  простые    задачи  на  сложение  и  вычитание;

- получит  навыки  в  измерении длины  предметов  с  помощью  условной  меры;

- будет  уметь  ориентироваться  на  листке  клетчатой  бумаги;

- уметь  выделять главное,  самостоятельно применять  знания  в  решении  практических  задач.

ФОРМЫ  И  ВИДЫ  КОНТРОЛЯ

п/п

Наименование тем

Вид контроля

Форма контроля

Сроки проведения

1.

2.

3.

4.

Вводное занятие.

Пространственно-временные представления.

Геометрические фигуры, величины.

Числа 1 – 10.

Вводный

Итоговый

Итоговый

Итоговый

Собеседование, диагностика

Занятие-сказка,

диагностика

Занятие – игра

Занятие-путешествие,

диагностика

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Название  разделов  и  тем

Всего  часов

Количество часов

Индивид. и выездн.

Теория

Практика

1.

Вводное  занятие.

2

1

1

2.

Количество  и  счёт.

11

2

7

2

3.

Пространственно – временные представления.

19

5

12

2

4.

Числа  1- 10.

43

20

20

3

5.

Геометрические  фигуры, величины.

3

1

2

6.

Составление  и  решение  задач.

6

2

4

7.

Арифметические  действия.

9

1

7

1

8.

Итоговые  занятия.

4

4

9.

Занимательный  материал.

11

1

10

Итого:

108

32

66

10

ПРОГРАММА

  1.   Вводное занятие.
  1. Вводное занятие. Выявление подготовленности детей.
  1. Количество и счет.

Теория:

  1. Понятия ,,Одинаковые’’,  ,,Разные’’,  ,,Столько же’’ ,  ,,Больше’’,  ,,Меньше’’,  ,,Большой’’, ,,Маленький’’,  ,,Поровну’’.

Практика:

  1. Сравнение  групп предметов  по цвету, форме, размеру и материалу;
  2. Уравнивание количества предметов.

  1. Пространственно-временные представления.

Теория:

  1. Понятия ,,Точки’’, ,,Линии’’, ,,Отрезок’’, ,,Ломанная’’, ,,Дни недели’’

Практика:

  1. Уточнение отношений:

 длиннее – короче; высокий – низкий; шире – уже; рядом – между; за – перед – над – под; слева – справа; вверху – внизу; раньше – позже; позавчера – вчера – завтра – послезавтра;

  1.  пространственно – временные представления; ориентирование на местности; измерение длины ( работа с линейкой ); копирование точек, рисунков; штриховка предметов по шаблонам.

  1. Числа 1- 10.

Теория:

  1. Знакомство с понятиями ,,Много’’, ,,Один’’, ,,Число’’,  ,,Цифра’’.

Практика:

  1. Предыдущие и последующие числа; порядковый счёт до 10 и обратно; счёт до 10 с любого числа; упражнения в записи чисел;
  2. Состав чисел 1-10.

  1. Геометрические фигуры, величины.

Теория:

  1. Геометрические  фигуры ( квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, шар, куб ).

Практика:

  1. Конструирование объёмных фигур.

  1. Составление и решение задач.

Теория:

  1. Знакомство с задачей;  части задачи.

Практика:

  1. Составление задач; решение задач; деление предметов на равные части.

  1. Арифметические действия.

Теория:

  1. Понятия: ,,сложение’’, ,,вычитание’’, ,,знаки <  >  =’’.

Практика:

  1. Сложение чисел +1; вычитание чисел -1; прибавление единицы; вычитание единицы; сравнение чисел (>, <, =), решение примеров вида  2+1=3;  решение примеров вида 2-1=1.

8.Итоговые занятия.

1.,,Закрепление  знаний, умений и навыков  за  1 четверть’’.

2.,,Закрепление знаний о составе чисел 1-5’’.

3.,,Закрепление  состава  чисел 5-10’’.

4.,,Закрепление  изученного  материала  за год’’.

IX.      Занимательный материал.

  1. Проведение занятия-путешествия: «Путешествие в страну Циферию».
  2. игры: ,,Весёлый счёт’’,  ,,Детское домино’’, ,,Придумай и дорисуй’’, ,,Кто лишний?’’, ,,Угадай число’’, ,,Все числа в гости к нам’’, ,,Считай, отгадывай, решай’’, ,,Что? Куда?’’, ,,Рассеянный художник’’, ,,Волшебный клубочек’.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ:

Формы   занятий:

  1. Презентация;
  2. Традиционные  занятия;
  3. Игра – путешествие;
  4. Сюжетно-ролевая  игра;
  1. Открытые  занятия;
  2. Соревнования.

Приёмы  и  методы  организации  учебно-воспитательного ( образовательного ) процесса ( в  рамках  занятия ):

  1. Наглядный;
  1. Практический;
  2. Вербальный;
  3. Репродуктивный;
  4. Объяснительно - иллюстративный.  

Дидактический   материал:

  1. Таблицы;
  2. Схемы;
  3.  Плакаты;
  4. Раздаточный  материал;
  5. Дидактические  карточки;
  6. Специальная  литература.

Техническое  оснащение  занятий:

  1. Декорации;
  2. Телевизор;
  3. Видеомагнитофон;
  4. Мультимедийные  материалы;
  5. Аудиозаписи;
  6. Видеозаписи;
  7. Компьютерные  программные  средства.

Формы  подведения  итогов:

  1. Итоговые  занятия;
  2. Опрос;
  3. Взаимозачёт.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ,  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  ДЛЯ  ПЕДАГОГА:

  1. Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: математика. – Ярославль              ,, Академия развития’’, 1997г.                 
  2. Федин С.Н. Как научить ребёнка считать – М.: Айрис Пресс, 2003г.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей  5-6 лет – М.: Творческий Центр СФЕРА,  2006 г.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада ( математика )- Воронеж,  ТЦ ,, Учитель’’, 2004 г.
  1. Фефилова Е.П., Мокрушина О.А. – Поурочные разработки по математике – 1 класс – М.: ,, ВАКО’’2007г.
  1. Юдин Г. Н. Заниматика – М.: «Росмен», 1995г.
  2. Доман Г., Доман Д., Дошкольное обучение ребёнка.- М.:Аквариум,1995г.
  3. Нефедова Е.А., Узорова О.В., Готовимя к школе.- К.: ГИППО,1998г.
  4. Метелина Л.С.,  Занятия по математике в детском саду.- М.:,,Просвещение’’, 1985г.

Список  литературы,  рекомендуемой  для  детей:

  1. Большая книга подготовки к школе. – М.:ЗАО,, Росмэн-Пресс’’, 2008г.
  2. Светлова И.Н. , Готовимся к школе. – М.: Эксмо, 2007г.
  3. Павлова Н., Любимые уроки математики. – М.: Эксмо, 2003г.
  4. Сергеева Т.Ф., Математика для дошкольников.- МПУ, 2000г.
  5. Харченко А.Н. , Математика для малышей.- Краснодар ,, Флер’’2009г.
  6. Альбрехт Е.И., Играя готовимся к школе.- М.: ЗАО ,,БАО-ПРЕСС’’: ООО,,ИД РИПОЛ КЛАССИК’’, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического объединения.

  Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».

          На сегодняшний день тревога о самочувствии, эмоциональной обеспеченности и всестороннем развитии дошкольников занимают наиважнейшие позиции. И это очевидно: ж...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного ...

Рабочая программа творческого объединения "Сказка" для детей среднего дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ве­дущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным на­правлением.В с...

Рабочая программа детского объединения по вокальной деятельности

В данном документе представлена рабочая программа детского объединения "Музыкальная шкатулка" по вокальной деятельности....

Рабочая программа творческого объединения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Радуга» на 2021-2022 учебный год

Программа по реализации дополнительных образовательных услуг по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» в рамках реализац...

Рабочая программа детского объединения "Занимательная математика"

Реализация программы «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. В процессе реализации программы и...