Консультация для педагогов
материал по математике по теме
«Освоение исследовательских действий детьми в логико-математических играх»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов
«Освоение исследовательских действий детьми в логико-математических играх»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
В процессе активных игровых действий с предметами дети познают их свойства. В 3 года дети должны определять цвет, размер, форму предметов; выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2-4 разных предметов.
К 4 годам ребёнок выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает.
В средней группе к концу года ребёнок должен научиться оперировать свойствами объектов, обнаруживать зависимости в процессе группировки, сравнения, сериации.
В старшей группе ребёнок самостоятельно осуществляет классификацию по 1-2 свойствам, обнаруживает логические связи.
К концу дошкольного периода ребёнок должен иметь обобщённое представ-ление о свойствах предметов, выделять самостоятельно основания класси-фикации.
Существует достаточно много игр, которые разовьют у детей умение мыслить с помощью таких логических приёмов как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключения, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.
Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез – это процесс мыслительного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.
«Реши примеры».
Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
«Чем похожи, чем отличаются».
Сериация – мысленное установление связи между предметами и расположением их в определённой последовательности.
«Продолжи ряд».
Ограничение – это выделение одного или нескольких предметов из группы по определённым признакам.
«Что в середине».
Отрицание – мысленное выявление признака предмета на основе противоположного признака.
«Найди, что не...».
Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.
«Что общее».
Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определённой системы, а также определение места предмета или явления в этой системе.
«Найди девятое».
Умозаключение – одна из логических форм мышления, при помощи которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода можно получить заключение.
«Хорошо и плохо».
Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификации. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.
«Назови одним словом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"
Развиваем детей с помощью математических игр....
Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".
Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...
КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"
Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...
консультациядля родителей на тему День космонавтики
консультация для родителей День космонавтики...
Консультациядля воспитателей
Консультация для воспитателей...
Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!
О правилах поведения во время гололеда....
Консультациядля молодых педагогов "Установление и поддержание контакта с родителями"
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью, которая будет полезна молодым педагогам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях пер...