Рабочая программа из обласи "познание" (формирование элементарных математических представлений)
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

Рабочая программа создана на основе программы "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература: И. А. Помораева, В. А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада.

Дата

Тема НОД

Цель

Содержание НОД                                                                      

Оборудование;

1.Кто приехал к нам в детский сад?

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

1.Сюрпризный момент.

2. Игра «Спрячь куб (шар).

3. Разложи по цвету.

Красные шары, зеленые кубы.

2.Кто к нам в гости пришел?

Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький.

1. Сюрпризный момент.

2.Подбери кроватку.

3. Построим башенки.

Большая и маленькая куклы, 2 кровати, кубики

3.Хоровод

Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.

1. Сюрпризный момент.

2.Расставь матрешек.

3.Хоровод.

Кукла, матрешки (на 3 больше, чем детей)

4.Мой веселый звонкий мяч

Познакомить со способами составления группы из отдельных Предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова  много, один, ни одного.

1. Сюрпризный момент.

2. Игра «Возьми мяч».

3. П. и. «Мой веселый звонкий мяч»

Петрушка, корзина,  одинакововые мячи

5.Подарки куклы Маши

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно двигательным путем.

1. Подарки от куклы Маши.

2.Колеса для поезда.

3. Уточки в пруду.

Кукла, корзина, поезд без колес, поднос, таз с водой, круги, уточки.

6. Урожай собирай!

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру — большой, маленький.

1. Игра «Собираем урожай».

2. Игра «Чудесный мешочек»

3. Лепка «Оладушки»

Машина, мешочек, большой и маленький круг, овощи, пластилин

7. Мы – веселые ребята

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

1. Сравни дорожки.

2.Прокати мяч по дорожке.

3. П. и. «Догони мяч»

Две дорожки разной длины, 2 корзины с большими и маленькими мячами

8. Магазин игрушек

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче.

1. Магазин игрушек.

2. Сравни ленточки.

3. Завяжем коробки.

Игрушки, 2 коробки, ленты одного цвета, но разной длины по 2 на каждого ребенка.

9. Посылка

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

  1. Почтальон принес посылку.
  2. Какая это фигура?
  3. Покажи и прокати.

Посылка с игрушками, квадраты и круги одинакового цвета.

10.  Путешествие по группе

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, пользоваться словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

1.Путешествие по группе.

2. Почини поезд.

Силуэт поезда, листы цветной бумаги, круги и квадраты.

11.  Путешествие по физкультурному залу

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный — короткий, длиннее—короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

1.  Путешествие по физкультурному залу.

2. Сравни шнуры.

3. Игра «Карусели».

2 шнура разного цвета, колобок.

12. Кошечка

Продолжать совершенствовать умение находить один и много ми ометов в окружающей обстановке.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный —короткий, длиннее — короче.

  1. Кошка на окошке.
  2. Сравни по длине.
  3. П.и. «Найди свой домик»

Круги, квадраты, кошка, большой и маленький стаканы с карандашами

13. Снеговик

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну.

Учить ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руки.

1. Каждому ведерку по совочку.

2.Каждому снеговику по ведерку.

3.Найди варежку.

Снеговик, 4 ведерка, 4 совочка, снеговики без ведерок, ведерки, варежки.

14. Птички

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько — сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный — короткий, длиннее —короче.

1.Соберем куклу на прогулку.

2. Птички на ветке.

3. П.и. «Птички в гнездышках».

2 шарфа разной длины, кукла, на ребенка: 2 ветки разной длины, 5 птичек

15. Козлята и волк

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько —сколько.

1. Сравнение по ширине.

2. Покорми козлят.

3. П.и. «волк и козлята».

2 дорожки, коза, на ребенка: по 4 картинки козлят и капусты

16. Оладушки

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения слоями широкий—узкий, шире—уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат

1. Разложить оладушки по блюдцам.

2. Два ручейка.

3. П. и. «Найди свой цветочек»

2 ручейка, цветы с круглой и квадратной сердцевиной, блюдца, оладушки из картона.

17. Письмо от зайчика

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями по много, поровну, столько — сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире—уже, одинаковые по ширине.

1. Письмо от зайца.

2. Найди такую же фигуру.

3. Достроим домики для зайчат.

4. Перепрыгнем через ледяную дорожку

Заяц, письмо, 2 «ледяных» дорожки, круги, треугольники, карточки с 4 контурными домиками

18. Матрешка

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько — сколько.

Продолжать знакомить с треугольником на основе сравнения его с квадратом.

  1. Матрешке  - кубик.
  2. Матрешке –мячик.
  3. Найди свой домик.

Грузовик, мячи, кубики, лесенка, матрешки, карточки с матрешками, геом.фигуры.

19. Ёлочка

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, одинаково, столько — сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди — сзади (позади), вверху— внизу, справа (направо) — слева (налево).

1. Спрячем зайчика под елочкой.

2. Игрушки для елочки.

3.Украсим елочку

Елки, геом. фигуры, зайчики, двухполосные карточки.

20. Зимний лес

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий — низкий, выше —ниже.

Упражнять в умении определять пространственные направления от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, одинаково, столько — сколько.

1. Сравним елки по высоте.

2. Построим заборчик вокруг елочки.

3.Покормим воробышков.

2 елки, заборчики, воробьи, зерна.

21. Магазин игрушек

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий — низкий, выше — ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, одинаково, столько — сколько.

1.Магазин игрушек.

2.Сравним пирамидки по высоте.

3.Построим домики.

4. Поставим машину в гараж

2 матрешки, по 2 пирамидки, однополосные карточки, по5 квадратов и треугольников, гаражи, машины.

22. Снеговики

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше —меньше, столько — сколько.

Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий — низкий, выше —ниже.

1. Чего меньше, чего больше?

2. Исправь ошибку художника.

3. Поможем снеговикам собрать пирамидку.

5 снеговиков без морковок, 4 морковки, по 4 варежки со снежинками, 1 без снежинки, мешочки, пирамидки,

23. Мишка косолапый

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше—меньше, столько — сколько.

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

1. Чего меньше, чего больше?

2.Угости конфетой мишку.

3. П.и. найди такую же фигуру.

Контурные изображения котят и корзин, геом. фигуры, мишки, конфеты.

24. Машина едет

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько — сколько, больше — меньше.

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

1. По какой дорожке машина быстрее приедет к гаражу?

2. Автомобили и гаражи.

Высокие и низкие ворота, полоски-дорожки разной длины и ширины, машины.

25. Весна

Упражнять в умении сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько — сколько, больше—меньше.

Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

1. Покормим птиц.

2. Строим скворечники для птиц.

3 П. и. «День – ночь».

Птички, зернышки, скворечники без окошек, круги, однополосные карточки.

26. Любимые герои сказок

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими сломами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

1.Поиожем героям сказки.

2. Построим ворота.

3. П. и. «Поросята и волк»

Бычок, мышка, лягушка, заяц, ворона, поросята, елочки, барабан, металлофон, дудочка, домики, 2 дорожки, двери, геом. фигуры.

27. Бусы для Маши и Даши

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

1. Собираем бусы.

2. Сколько звуков?

3. Найди пару.

2 куклы, бусинки, дудочка, геом. фигуры

28. Цирковое представление

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

1. Дрессированная собачка.

2. Подбери большие и маленькие предметы

2 клоуна, собачка, круги, однополосные карточки, картинки игрушек, одежды, муз. инструментов.

29. Мишка с куклой бойко топают

Учить различать определенное количество движений и называть их словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Развивать внимание и мышление.

1. Мы играем.

2. Игра с шариками.

3. Продолжи ряд.

4. Сколько шариков?

Кукла, медведь, шарики, круги,

30. Мы играем

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их.

1. Игра «зеркало»

2. Игра «строимся на зарядку»

3. Игра «найди свой цветочек»

4. Когда это бывает?

Карточка с разноцветными    бабочками, бабочки и цветы тех же цветов, карточки «Части суток»

31. Кукла идет гулять

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько — сколько, больше—меньше.

Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.

1. Поможем кукле подобрать одежду для прогулки.

2. Пришиваем пуговицы к кофточке.

3. Сравни кукол.

Куклы, кукольная мебель и одежда, контурные изображения кофточек с петельками, пуговки – кружочки.

32.  Чудесный мешочек

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Развивать внимание, мышление, память, воображение

1. Найди лишнюю фигуру.

2. Построим фигуру.

3.Чудесный мешочек

Геом. фигуры и тела, мешочек, палочки, веревочки.

33. Мишка косолапый

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше—меньше, столько — сколько.

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

1. Чего меньше, чего больше?

2.Угости конфетой мишку.

3. П.и. найди такую же фигуру.

Контурные изображения котят и корзин, геом. фигуры, мишки, конфеты.

34. Магазин игрушек

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий — низкий, выше — ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, одинаково, столько — сколько.

1.Магазин игрушек.

2.Сравним пирамидки по высоте.

3.Построим домики.

4. Поставим машину в гараж

2 матрешки, по 2 пирамидки, однополосные карточки, по5 квадратов и треугольников, гаражи, машины.

Дата

Тема, форма занятия.

Цели,  задачи.

Материалы,  оборудование.

Методы, приёмы

Литература.

1

Горка с лесенками

Учить строить горку с двумя лесенками. Закрепить название и цвет деталей конструктора. Развивать желание обыгрывать постройку.

Кубики, игрушки для обыгрывания.

Показ, объяснение, игровые действия.

Л. В. Куцакова

Конструирование и ручной труд в д/саду. Стр.37

2

Дорога для машины

Учить строить дорожки, варьируя их в длину. Развивать представление о форме, цвете.

Кирпичики и пластины 2-х цветов, машинки.

самостоятельная деятельность, игровая.

стр.38

3

Разные дорожки

Учить преобразовывать дорожки в длину и ширину, используя разные способы удлинения. Закрепить в словаре названия.

Кирпичики, пластины, елочки, матрешки.

Показ, объяснение, игровые действия.

стр.38

4

Прокатим клубочек

Закрепить умение строить разные дорожки, обыгрывать постройки.

Клубочки, кирпичики, пластины.

Игровой, объяснение.

стр.39

5

Мебель для кукол.

Учить преобразовывать постройки воспитателя в длину, подбирать по размеру. Закрепить умение называть детали, цвет, выделять основные части.

Кубики, кирпичики, игрушки.

Показ образца, игровые действия, самостоятельная деятельность.

стр.39

6

Построим мебель для игрушек.

Закрепить умение строить разные предметы мебели, используя детали по желанию и сочетая их по цвету; подбирать по размеру.

Кубики, кирпичики, игрушки.

Игровая, самостоятельная деятельность.

стр.39

7

Ворота

Учить детей располагать кирпичики вертикально; выполнять постройку в определенной последовательности. Закреплять знание назначения постройки.

Беседа, показ, постройка, игра.

По 6 кубиков и кирпичик, 1-2 матрешки.

Лиштван З.В. Конструирование.

стр.41

8

Разные ворота

Учить строить разные ворота, рассказывать о постройке, называть детали. Закреплять умение изменять постройку. Преобразовывая ее в высоту. Формировать понимание значения слов «высокий»-«низкий».

Анализ образца, постройка, обыгрывание.

Кубики, кирпичики, пластины, игрушки.

стр.40

9

Теремок для матрешки

Формировать обобщенные представления о домах; передавать в постройке их основные признаки, учить делать несложное перекрытие.

Постройка, обыгрывание

кирпичики, пластины. Матрешка.

стр.41

10

Домик для куклы.

Учить замыкать пространство, познакомить с новой деталью – призмой. Расширять представления о домах, умение отражать их в постройке.

Показ, анализ образца, постройка, игра.

кирпичики, пластины, призма, кукла.

стр.42

11

Домики

Закреплять умение строить домики и сооружать возле них дополнительные постройки.

Беседа, постройка, обыгрывание.

кубики, кирпичики, пластины, игрушки.

стр.42

12

Заборчик для уточек.

Продолжать учить замыкать пространство. Закреплять умение чередовать детали по цвету.

Показ приема, словесные указания, обыгрывание постройки.

кирпичики, листы голубой бумаги, уточки, лиса.

стр.42

13

Садик для матрешек.

Закрепить умение замыкать пространство, ритмично располагая кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной.

Показ приемов, обыгрывание постройки.

кирпичики, матрешки, макеты деревьев.

стр.43.

14

Загон для лошадки

Учить делать постройку без показа образца и приемов, чередовать детали по цвету.

Беседа, словесные указания, обыгрывание постройки.

кубики, кирпичики, лошадка.

стр.43

15

Разные заборчики.

Учить выполнять постройку по заданным условиям без показа, чередовать детали по цвету и виду.

Беседа, словесные указания, обыгрывание постройки.

кубики, кирпичики, пластины, игрушки – корова, зайчик.

стр. 43

16

Большой дом для матрешек.

Закреплять умение создавать постройку по условиям, замыкать пространство по четырехугольнику.

Беседа, словесные указания, обыгрывание постройки.

кубики, кирпичики, пластины, матрешки

стр.44

17

Песочный дворик для куклы.

Закреплять умение строить по условиям, отбирать нужные детали, называть детали и постройки; знать их назначение.

Беседа, словесные указания, обыгрывание постройки.

кубики, кирпичики, пластины, куклы.

стр.44

18

По замыслу.

Закрепить знакомые приемы постройки разных сооружений, умение выбирать детали, соотносить постройки по размеру игрушки. Развивать самостоятельность, интерес к конструктивной деятельности.

Беседа, словесные указания, обыгрывание постройки.

кубики, кирпичики, пластины, игрушки

стр.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по разделу «Формирование элементарных математических представлений» для детей средней группы общеразвивающей направленности образовательная область «Познание»

       Рабочая программа по разделу «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познание» для детей средней группы составлена на основе...

Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» во второй младшей группе

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Конспекты образовательной деятельности

Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность. Развивать психологические процессы: слуховое и зр...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.Задания на смекалку помогают детям понять, что каж...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Формирование элементарных математических представлений". Комплекс дидактических игр.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деят...