Развитие математических способностей у дошкольников
статья по математике по теме
Как можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_matematich_sposobno.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.
Результаты исследований психологов показывают, что уровень интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребенка и типу ведущей деятельности.
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Окрашенное положительными эмоциями общении с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста я использовала развивающие игры. Для того – чтобы понять значение развивающей игры, надо понять сущность самой развивающей игры, она наиболее полно раскрыта в технологии Воскобовича – «Сказочные лабиринты игры»:
- Игра плюс сказка.
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
- Интеллект.
Вторым принципом технологии является построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то «предметного» результата.
- Творчество.
Ещё одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Чем же интересны игры Воскобовича?
- Конструктивными элементами.
- Широким возрастным диапазоном.
- Многофункциональностью.
- Творческим потенциалом.
- Образностью и универсальностью.
- Эмоциональной культурой речи.
- Различными возможностями использования.
- Приоритетностью в выборе игры.
- Методическим обоснованием, изготовлением.
Особое внимание для достижения результата образования я уделяла следующим направлениям:
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие логического мышления детей;
- развитие познавательной активности;
- развитие внимания, памяти;
- развитие навыков классификации предметов по родовым и видовым
- понятиям;
- развитие мелкой моторики руки;
- развитие доказательной речи;
Формы реализации:
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- демонстративные опыты;
- сенсорные праздники (младший возраст);
- театрализация с математическим содержанием;
- коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
- фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
- свободные беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
- самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
- игровой тренинг.
Методы и приемы
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация "развитие математических способностей у дошкольников посредством логического мышления"
консультация для воспитателей и родителей1.специфика развития математических способностей2.формирование математических способностей детей дошкольного возраста.3. логическое мышление.4. роль дидактичес...
Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материала»
Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материал...
Консультация для родителей на тему: "Развитие математических способностей у дошкольников"
Эта консультация поможет родителям в непосредственной обстановке - в быту, на прогулке, в повседневной жизни - не затрачивая специально отведённого времени, приобщить реб...
Консультация для родитетелей "Развитие математических способностей у дошкольников"
Развитие математических способностей у дошкольников...
Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...
Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...