Конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Глушкова Ирина Михайловна

Конспект интегрированной непосредственной организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Поможем зверятам". В конспекте отражена интеграция нескольких образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Социализация", "Физическая культура", "Художественная литература", "Безопасность". Задачи занятия полностью соответствуют программе воспитания и обучения "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой в соответствии с ФГТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной организованной интегрированной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе

«Поможем зверятам».

МДОУ  ЦРР детский сад № 8 « Светлячок»

Воспитатель: Глушкова Ирина Михайловна

Программные задачи:

«Познание»

- Формировать умение на основе счета устанавливать равенство групп предметов при   различных интервалах, сравнивать количество предметов, используя эквивалент.

- Упражнять в умении находить в знакомых предметах геометрические фигуры.

- Развивать умение определять пространственное направление от себя: направо, налево, вперед.

- Продолжать формировать навыки учебной деятельности.

- Развивать познавательный интерес к весенним явлениям природы.

«Коммуникация»

- Развивать  умение участвовать в беседе, пользуясь сложными предложениями, употреблять существительные в именительном и винительном падеже, обозначающих детенышей животных.

 - Активизировать в речи математические термины: столько - сколько, поровну, одинаково, по пять, самый высокий – пониже – самый низкий, слова-антонимы (широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий).

Обогащение словаря: первоцветы, проталины.

 «Художественная литература»

- Развивать интерес к художественному слову, выразительно читать короткие стихи наизусть.

«Музыка»

- Развивать умение выразительно петь под инструментальное сопровождение.

«Социализация»

- Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, желание помогать игровым персонажам, выполнять действия, не мешая друг к другу

«Физическая культура»

- Создавать условия для двигательной активности детей.

  вызывать положительные эмоции в процессе выполнения физкультминутки.

«Безопасность»

- Формировать элементарные представления о правилах обращения с дикими животными.

Материал и оборудование:

- демонстрационный: магнитная доска, плоскостные  зверята и мячи (по 5 штук), кружки красного цвета (5 штук), картина,  игрушка-медведь, письмо, ёлочки разной высоты, пенечки с проталиной,  подснежники,  2 полоски синего цвета разной ширины, имитирующие речку и ручей, 2 моста разной ширины и длины.  

- раздаточный:   карточки с двумя полосками с  изображением зверят и мячей, подносы  с кубиками (по 6 шт.), звери-игрушки  (4 шт.), медали с изображением мишек и зайцев.

Предварительная работа: чтение сказок «Лисичка-сестричка  и серый волк», «Заяц и еж», «Заяц - хваста», «Маша и медведь»,рассказов о животных, о весне, поговорок, пословиц, беседы о животных, рассматривание картин и иллюстраций о весне , просмотр диафильмов, мультфильмов, наблюдения, проведение подвижных игр, эстафет, слушание и исполнение песен, конструирование, рисование, лепка, аппликация на тему : «Животные»,  с/р игры «Зоопарк», «Путешествие», дидактические игры с математическим и познавательным содержанием, настольно-печатные игры.

Ход  занятия.

Воспитатель зовет к себе детей и сообщает: Дети, я сегодня утром получила письмо.

Как вы думаете, откуда оно пришло?! (показывает конверт) Посмотрите, что здесь нарисовано? (лес).  А какое время года в лесу? (весна). Почему вы так думаете? (растаял снег, под деревьями проталины, текут ручьи). А от кого же пришло письмо? Вы узнаете, когда я прочитаю вам письмо, которое пришло из весеннего леса.

«Здравствуйте, ребята, Мы, лесные жители, обращаемся к вам за помощью. Вы, наверное, хотите знать, кто мы? Об этом вам расскажут знакомые вам сказки. Отгадайте, какие герои говорили такие слова:

- «Ловись рыбка и мала и велика, ловись рыбка и мала и велика».

- «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».

- «А я уже здесь, а я уже здесь».

- «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».

- «Будешь у меня жить , печку топить, кашу варить, меня кашей кормить».

Воспитатель: «Как вы думаете, это дикие или домашние животные прислали нам письмо? (дикие).  Назовите их ласково (зверята). А кто из этих зверят просыпается весной от зимней спячки? (ёж, медведь). Читаем письмо дальше, чтобы узнать какая помощь потребовалась зверятам.

Воспитатель читает дальше:

«У нас в лесу должен пройти весенний спортивный праздник для зверей. Мы хотим посоревноваться, но не знаем сколько нужно взять мячей, чтобы хватило всем. Научите, пожалуйста, нас считать».

Воспитатель к детям:

«Дети, вы готовы помочь зверятам?» (Да).

На чем же можно поехать в лес к зверятам, если нас много? Правильно, на автобусе.

А вот и автобус стоит. Давайте все пройдем в автобус (дети садятся за столы).  

Звучит веселая музыка «Голубой автобус» А. Филиппенко.

Воспитатель: автобус отправляется!  

Воспитатель:  Дети, посмотрите налево. Какие ёлочки по высоте? (Самая высокая, пониже, самая низкая). А какие вы видите мосты… по ширине, длине. По какому мосту поедем? Посмотрите на первые весенние цветы. Как они называются? В каких местах они раньше появляются? (На проталинах).  Будем их рвать? Нет. Объясняют, почему (читают стихотворение):

  Если я сорву цветок,

  Если ты сорвешь цветок,

  Если я, и ты, и мы,

  Если все сорвем цветы –

  Опустеют все поляны,

  И не будет красоты!

Заканчивается музыка и автобус останавливается.

Воспитатель: Наш автобус остановился.

 В автобус входит Мишка: Здравствуйте, дети!

Мишка: Спасибо вам, ребята, что вы согласились  нам помочь. Проходите на весеннюю полянку к нашим зверятам, помогите нам посчитать, сколько мячей надо взять на праздник. (Дети выходят из «автобуса»).

Воспитатель: Дети, а где полянка? (впереди) Встают полукругом у доски.

Воспитатель: Дети, посмотрите на полянку, зверята и  мячи расположены на разном расстоянии друг от друга. Как?

Дети: «Зверята далеко друг от друга, а мячи близко друг к другу».

Воспитатель: Поровну ли их? Как вы узнали?  

Дети: Посчитали!

Воспитатель просит детей посчитать: Маша, посчитай зверят. Сколько их? Илюша, посчитай мячи. Сколько их?

Во время счетных действий ребенка, воспитатель следит за тем, чтобы ребенок соотносил каждое числительное только с одним предметом. Подводя итог счёту, делал обобщающий жест (обводил всю группу предметов рукой) и называл итоговое число и предметы, к которым они относятся.

Воспитатель:  Дети, по сколько зверят и мячей? Как можно сказать по- другому?  (Ответы детей: поровну, одинаково, столько сколько).

Воспитатель: Дети, как проверить, поровну ли зверят и мячей? (ответы детей)

Можно проверить  по-другому, с помощью других предметов, кружков  красного цвета. Послушайте внимательно, как надо делать. Сначала приложить кружки к зверятам, а затем к мячам. Коля, приложи кружки к зверятам. Сколько получилось кружков? Почему? Алиса, приложи эти же кружки к мячам. (Дети выполняют задание, считая кружки). Дети, (обращается ко всем детям) по сколько зверят и мячей? Хватит ли мячей зверятам? Почему?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Зверята и мячи расположены на разном расстоянии  друг от друга, но их поровну, по пять».

Воспитатель обращается к Мишке: «Ну что, Мишка, ты понял, сколько надо взять мячей зверятам?»

Мишка: Да, я все понял, а вот мои друзья-зверята не поняли.

2 часть.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: Дети, пройдите в «автобус» и научите остальных зверят считать. (Одновременно воспитатель рассаживает  зверят (игрушки) по одному на столы детям).

Дети, посмотрите на карточки и скажите,  на верхней полоске карточки  зверята стоят друг от друга как? На нижней полоске лежат мячи друг от друга как? Поровну ли их? Как узнали? Посчитайте. Вопросы: Сколько зверят? (5)  Сколько мячей? (5)  По сколько их? (по 5)  Хватит мячей зверятам?  Почему? Сколько надо взять мячей зверятам? (5)

Воспитатель:  Дети, Ёжик у Маши не верит, что зверей и мячей поровну, проверьте с помощью кубиков, возьмите с подноса столько кубиков, сколько зверят». (Дети берут кубики и ставят их сначала под зверятами, затем под мячами).

Вопросы к детям: Сколько получилось кубиков? Почему? Как ты проверил? Что можно сказать о зверятах и мячах? Как можно сказать по-другому?

Мишка: Вот, спасибо, ребята, мои друзья-зверята поняли, что зверят и мячей поровну, по 5! Всем хватит мячей и можно начинать праздник. Но перед спортивным праздником мне нужно провести со зверятами разминку! Помогите мне ребята!

Воспитатель: Хорошо, давайте и этому научим диких животных.

Девочки берут зверят и все дети выполняют упражнение.

Физминутка  (1 раз)

По стихотворению В.Шульгина.

«Уронила белка шишку»                         (Кисти рук к плечам, вращение руками)                                                              

«Шишка стукнула зайчишку»                  (Ударяют кулачком о кулачок)

«Тот пустился наутёк»                               (Бег на месте)

«Чуть не сбил медведя с ног»                    (Ходьба на месте вперевалку)

«Под корнями старой ели                         (Наклоны вниз, выпрямляясь, скользят

размышлял медведь полдня»                     руками по ногам)

«Что-то зайцы осмелели»                        (Наклоны головы влево – вправо, обхватив

                                                                   голову руками)      

 

«Нападают на меня»                                  (Прыжки на месте, руки перед грудью)

3 часть

Воспитатель: Мишка, теперь проводи нас до полянки, где будет проходить праздник.

Дети проходят со зверятами к столу, где лежит картина (лесная полянка)

Задание:

«Посмотрите, какие геометрические фигуры спрятались в предметах на полянке? (ответы детей: квадраты, круги, прямоугольники, цилиндр)»  

Молодцы!

Воспитатель: Чему мы научили сегодня зверей?

Дети:

Считать предметы и проверять, поровну ли их, прикладывать кружки.

Нашли спрятанные геометрические фигуры в предметах.

Воспитатель: А самое главное, помогли лесным зверятам!

Мишка: А мы за вашу помощь благодарим вас и дарим на память о себе  вот эти медали.

Воспитатель вместе с Мишкой вешает детям медальки.

Воспитатель: Давайте, ребята, скажем спасибо нашим друзьям, оставим их на поляне, а сами поедем на «автобусе» в детский сад (закрывает ширмой  «полянку»).

 Дети садятся в «автобус»  по аккомпанемент муз. руководителя поют песню «Голубой автобус» А. Филиппенко.

После исполнения песни воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а с какими животными мы сегодня с вами общались? Какими они были настоящими или сказочными? Почему? А можно так общаться с настоящими животными? (нет) Почему?

 А вообще, дикие животные близко не подпускают к себе человека никогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....