Математический досуг "Ну, Волк, погоди"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Сценарий математического досуга в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные задачи:
Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, полукруг) и объемных тел (куб, шар, цилиндр, конус) и их свойств,
знание состава числа 8 из 2 меньших,
закреплять умение производить вычисления в пределах первого десятка,
продолжать учить группировать предметы по заданным признакам (конъюнкция множеств),
решать логические задачи на поиск недостающих фигур,
выполнять действия в соответствии с простым линейным алгоритмом,
определять время по часам с точностью до 5 мин.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление,
Мыслительные операции: анализ, абстрагирование, сравнение, классификацию
внимание,
кратковременную память,
воображение,
умение рассуждать, доказывать.
Воспитательные задачи:
Доставить детям радость, удовольствие от игр и упражнений математического содержания,
Закреплять умение сообща решать поставленные задачи,
Воспитывать стремление приходить на помощь сказочным персонажам.
Продолжать учить применять полученные знания в игровых и жизненных ситуациях.
Используемый материал:
Дом Зайца, стол, накрытый праздничной скатертью, ягодный пирог
Коробочка с загадками, упакованная в подарочную бумагу
Корабль из спортивного оборудования (лесенки – стремянки, матов, пуфиков), мачта, якорь, спасательный круг с названием «МОРСКОЙ ВОЛК»
Костюмы Волка и Зайца
Халат и колпак повара
Коробка для Зайца
Веревка с примерами
Шапочки - маски с числовыми фигурами
Плоскостные и объемные сладости, подносы со значками « .»« .»
3 обруча разного цвета
Материал к дидактическим играм «Расшифруй послание», «Флажки, стройтесь!», «Прокатим зайцев на карусели», «Подбери ключ к замку»
Предварительная работа:
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Ну, погоди!», «Сладкая сказка»
Этическая беседа «Идем в гости»
Придумывание загадок, построенных на противопоставлении
(по методике ТРИЗ)
Подготовительный этап:
Накануне досуга дети получают записку с приглашением от Зайца:
«Дорогие друзья! Приходите ко мне в гости. Я испеку сладкий пирог с лесными ягодами. Жду вас в моем домике во вторник в 9.30».
Дети обсуждают предстоящее мероприятие, повторяют общепринятые нормы посещения гостей, приходят к выводу, что надо приготовить для Зайца подарки. Вспоминают о том, что наиболее дорог подарок, сделанный своими руками и преподнесенный «от чистого сердца».
Воспитатель рассказывает детям о том, что Заяц любит сладкие овощи, фрукты, ягоды, а еще ему очень нравится составлять и разгадывать загадки; подводит детей к мысли о том, что можно придумать для него загадки о плодах и красиво нарисовать отгадки.
В подарок Зайцу дети составляют загадки, основанные на противопоставлении, с помощью взрослого записывают их и зарисовывают отгадку на обратной стороне каточек.
Загадки составляются по следующим схемам:
Какой? | Что такое же? |
И
На что похоже? | Чем отличается? |
Напр.,
Какой? | Что такое же? |
Сладкое | Мед |
Румяное | Малыш |
Сочное | Апельсин |
С семечками | Подсолнух |
Шарообразное | Арбуз |
Катится | Мяч |
Сладкое, но не мед; румяное, но не малыш; сочное, но не апельсин; с семечками внутри, но не подсолнух; шарообразное, но не арбуз, катится, но не мяч. Что это?
На что похоже? | Чем отличается? |
Мячик | Не скачет |
Солнышко | Не греет |
Мандарин | Крупный |
Как мячик, но не скачет; как солнышко, но не греет; как мандарин, но крупный. Что это?
(Сказал бы: «Мячик»,- да не скачет; сказал бы: «Солнышко», - да не греет, сказал бы: «Мандарин», да крупнее.)
Готовые карточки с загадками упаковывают в подарочную бумагу, перевязывают декоративной ленточкой.
На следующий день дети определяют по часам, когда можно будет идти к Зайцу. Берут коробку с подарками и приходят в музыкальный зал, где установлен домик Зайца. Стучат в дверь, не получая ответа, замечают, что она не заперта. Заходят в домик, видят на столе ягодный пирог. Настенные часы показывают ровно 9.30.
Воспитатель. – А где же Заяц?
Дети. - …
В. – Может быть, мы опоздали?
Д. доказывают, что мы пришли вовремя.
В. – Может быть, Заяц забыл, что звал нас в гости?
Д. доказывают, что это не так.
В. – Действительно, на столе свежий пирог, значит, Заяц нас ждал. Может быть, нам сесть за стол и попробовать угощение?
Д. объясняют, почему нельзя этого делать.
В. –Что же могло приключиться с Зайцем?
Д. высказывают предположения.
В. выбирает наиболее приемлемую к сценарию досуга версию, обращается к детям с вопросом: «Что же нам делать? Может быть, прийти в гости в следующий раз?» - подводит к выводу о том, что друзей нельзя бросать в беде, предлагает вспомнить все, что мы знаем о Зайце и что нам поможет его отыскать. Вместе с детьми вспоминает, что Заяц любил отгадывать и придумывать загадки, обращает внимание на разложенные на столе карточки с цифрами и знаками и лежащие на подоконнике листочки с такими же знаками, но со словами.
Дети приходят к выводу о том, что, может быть, разгадав эту загадку, мы сможем узнать, как помочь Зайцу.
Дидактическое упражнение «Прочитай послание»
Дети раскладывают по порядку карточки с цифрами и знаками от 1 до 12, распределяют, какой знак они будут искать, запоминают цифру и знак, находят на подоконнике соответствующую карточку, раскладывают принесенные карточки со словами на столе по – порядку и читают послание от Зайца:
«Вчера я случайно услышал разговор Волка. Он хочет поймать меня, отвести на остров Чисел и спрятать там. Хорошо, что один из местных зайцев – мой друг. Это Самый Главный Заяц. Он любит кататься на карусели. Он поможет …»
В. – Ребята, вам понятно, что случилось с Зайцем.
Д. -…
В. – Что нам надо сделать, чтобы ему помочь?
Д. формулируют цель (чтобы помочь Зайцу, надо попасть на остров Чисел и найти Самого Главного Зайца).
В. - Как нам добраться до острова?
Д. -…
В. – Вы здорово придумали, мы поплывем на корабле.
Появляется Волк.
Волк. – Придумали вы, действительно, здорово, но на корабль не сядете!
Дети, воспитатель. – Почему!
Волк. – Читайте его название.
Д. – «Морской Волк!».
Волк. – Правильно. А Волк – это я. Так что на корабль вам не попасть. Ведь вы же не Волки?
Д. - …
Волк. - И не числа.
В-ль. – А причем здесь числа?
Волк. – Корабль плывет на остров Чисел, и я могу взять их в качестве пассажиров.
Волк уходит на корабль, оттуда дразнит детей и прячется.
В-ль. – Давайте попробуем замаскироваться под числа, может быть, тогда Волк пропустит нас на корабль.
Дидактическое упражнение «Числа»
Играет тихая музыка.
Дети надевают предложенные педагогом шапочки – маски с числовыми фигурами, предварительно сосчитав, какому числу они соответствуют.
Зовут Волка.
Волк. – Вы кто?
- Мы числа!
В. – Какие еще числа? (Поочередно указывает на детей) Вот ты, какое число? А ты какое?
В-ль. – Теперь ты пропустишь нас на корабль?
Волк. – Как бы на так! Если вы действительно числа, то попробуйте встать парами так, чтобы каждый раз в сумме было 8.
В-ль. – Сможете?
Дети.-…
В-ль. – А ведь вы знаете рифмовку о героях м.-ф. «Винни – пух» и числе 8. Оно нам поможет. Кто хочет его прочитать?
Дети читают стихотворение и строятся парами.
У кого не спросим, 7 и 1 – 8!
Знает мудрая Сова: 8 – это 6 и 2!
Винни, Винни, посмотри! 8 – это 5 и 3!
Тигра в восьмерку выстрелил в тире, стало 4 и 4!
Ослик Иа, поздравить позволь, 8 – это 8 и 0!
Затем дети, стоящие парами, называют слагаемое и сумму, и Волк пропускает их на корабль.
Дети занимают места, снимают маски.
Волк (удивленно). – Так это вы?
Дети. -
В это время воспитатель надевает колпак повара.
Волк. – Мне не нужны такие пассажиры! Сниму вас с корабля!
Кок. – Постой, а может они будут моими помощниками – поварятами! Будете?
Д. - …
Дидактическое упражнение «Угощение»
Кок. – Друзья мои, я в затруднении. Мне надо разложить эти пирожные и печенье на 2 подноса. На подносах стоят какие – то знаки. Я никак не могу понять, что они обозначают. Может быть, вы сможете догадаться.
Д.«расшифровывают» знаки и сортируют сладости в соответствии с наличием или отсутствием углов, объясняя свой выбор. Напр., - Я положу печенье на второй поднос, так как оно круглое, без углов. … Это пирожное в форме куба, я положу его на первый поднос.
Волк мешает детям, стараясь их спутать. (Напр., - Это же не куб, а квадрат. Ребенок же должен привести доказательство своей правоты. Напр., - Это куб, т. к. у квадрата 4 угла и он плоский, а у куба 8 и он объемный).
Кок. – Волк, а мы все – равно сделали все правильно. Хватит ворчать! Отнеси лучше поднос на камбуз. А моим помощникам – поварятам пора отдохнуть. Нужно набраться сил перед высадкой на Острове Чисел. Устраивайтесь поудобнее, закрывайте глазки, приятных снов.
Волк уносит подносы.
Звучит колыбельная мелодия.
Воспитатель снимает костюм Кока. Взрослые:
раскладывают 3 обруча и картинки с изображением зайцев
ключи от замка
Волк будит детей: «Спите? Ну что, с работой поварят вы справились. Но настоящими «морскими волками» вам не стать, ведь вы, наверняка, не сможете понять и выполнить команду капитана.
В-ль. – А ты нас испытай!
Дидактическое упражнение на определение закономерности
«Флажки, стройтесь!»
Детям раздают флажки разного цвета. У Волка – карточки с указанием последовательности цветов. Волк поднимает карточку, и дети должны выстроиться в шеренгу с соблюдением заданной закономерности.
Напр.,
Волк оценивает выполнение детьми заданий.
В-ль. – Вижу берег! Вот мы и приплыли на остров!
Дети выходят из корабля, Волк крадется сзади.
В-ль. – А где же друг Зайца?
Дети находят зайцев.
Их так много! Как же нам найти Самого Главного Зайца? … Вспомните, что он больше всего любит делать?
Давайте посадим зайцев на карусель. Может быть, тогда мы сможем узнать, кто из них Самый Главный Заяц.
Упражнение с тремя обручами «Прокатим зайцев на карусели»
(пересечение множеств)
Дети находят место каждого зайца на карусели в соответствии с заданными признаками.
В. – Как вы думаете, какой из зайцев Самый Главный? Почему?
Д.- Главный Заяц в центре, у него все три признака: шапка, рукавицы и шарф.
Волк. – А ведь вы правы, это он!
Волк хватает зайца и убегает. Дети его догоняют и Самый Главный Заяц «отдает» им записку:
«Я в большой коробке».
Дети подходят к коробке, на ней «замок».
В-ль. – Как нам его открыть? Так много ключей! Давайте попробуем найти нужные!
Логическое упражнение на поиск недостающих фигур «Подбери ключи к замку»
Дети определяют логическую закономерность, вставляют ключи в соответствующие карманы «замка». Коробка поворачивается, и дети видят в ней Зайца. Но он молчит и не шевелится.
В-ль. – Заяц, что с тобой?
Волк. – Ваш Заяц связан примерами, как веревкой!
В-ль. – Ребята, как же нам помочь Зайцу?
Дети. – Решить примеры.
Дидактическое упражнение «Развяжи веревку»
Дети читают и решают примеры. Если решение правильное, слышится музыкальный сигнал. Постепенно Заяц освобождается от пут.
Заяц. – Спасибо, ребята, вы настоящие друзья!
Волк. – А я вот сейчас тебя поймаю, и никакие друзья не помогут!
В-ль. – А мы, Волк, тебя сами поймаем и не выпустим!
Игра - забава «Раз попался к нам в кружок!»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:
Раз попался к нам в кружок, там и оставайся!
Не уйти тебе от нас, как не вырывайся!
Останавливаются. В разных местах отпускают руки, чтобы образовать проход, но когда Волк приближается, вновь берутся за руки, не давая ему возможности освободиться.
Набегавшись, Волк просит:
- Ладно, ладно, я больше не буду! Простите меня, пожалуйста!
Заяц. – Простим Волка?
Дети. - …
Волк. – Я не буду больше ловить Зайца! Я даже вам всем подарок приготовил! (Приносит с корабля 2 подноса с настоящим печеньем).
Заяц. – А у меня дома всех ждет ягодный пирог. Только до дома так долго плыть – целые сутки!
Волк. – А я знаю волшебные слова. Если вы их правильно произнесете, то сразу окажетесь в домике у Зайца.
Заяц. – Тогда я вас всех приглашаю к себе в гости!
Волк. – А меня вы тоже приглашаете, ребята?
Дети. - …
Все повторяют за Волком «волшебные слова», выполняя соответствующие движения:
Мы уснули Закрывают глаза
И проснулись! Открывают глаза
Мы на месте
Повернулись! Кружатся
Пролетел за часом
Час… Останавливаются
В доме Зайца мы сейчас!!!
Заяц приглашает всех за стол, угощает печеньем и пирогом, разливает чай. Волк ему помогает.
Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно Организованной Образовательной Деятельности по Формированию Элементарных Математических Преставлений в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «ПРОДЕЛКИ СЕРОГО ВОЛКА»
Дети выполняют задания которые им оставил серый волк....

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе дидактического панно "Погода" НОД - "Соотношение двух групп предметов по количеству".
Обучение по данному дидактическому панно носит наглядно-действенный характер и преподносится детям в игровой форме, что способствует лучшему усваиванию учебного материала. Данное панно создано для обо...

Математическая сказка "Как волк зайца перехитрил"
Данный конспект разработан специально для использования при проведении НОД по формированию элементарных математических представлений у детей 4-5 лет...

Сценарий кукольного спектакля "Ну, Волк, погоди!"
Сценарий кукольного спектакля для дошкольных групп...

НОД в средней группе по математике. Загадки серого волка. Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной
НОД в средней группе по математике. Загадки серого волка. Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе. Програмные ...