Система развивающих дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания на учебный год
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Система дидактических игр разрабатывался в соответствии со следующими критериями:
-игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;
-включенность психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения.
Содержание работы строится на основе общих педагогических принципов:
Доступность – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
Целостность – формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Научность.
Системность.
Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Группы игр | Название игры | Цель игры |
Сентябрь | Игры с цифрами и числами | «Подбери игрушку» | Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. |
«Хватит ли?» | Учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера | ||
«На птицефабрике» | Упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают | ||
«Посчитай птичек» | Показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7. | ||
Игры путешествие во времени | «Вчера, сегодня, завтра» | Упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». | |
«День и ночь» | Закреплять знания детей о частях суток. | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Расскажи про свой узор | Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. | |
«Встань на место» | Упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Назови одним словом» | Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. | |
«Подбери по величине» | Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер) | ||
Найди лишнюю фигуру | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других | ||
Подбери подходящее | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку. | ||
Игры на логическое мышление | Подбери Заплатку | Развитие логического мышления. | |
Октябрь | Игры с цифрами и числами | «Прогулка в сад» | Продолжать знакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8. |
«Сделай столько же движений» | Упражнять в воспроизведении определенного количества движений. | ||
«Матрешки» | Упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память. | ||
«Какое число рядом» | Упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному. | ||
Игры путешествие во времени | «Назови скорей» | Усвоение последовательности недели | |
«12 месяцев» | Закрепить понятие о месяцах | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Где фигура» | Учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур. | |
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет» | Учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Что подходит?» | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом. | |
Раздели фигуры | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор. | ||
«Кто быстрее найдет предмет?» | Упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом | ||
Посмотри и разложи | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор. | ||
Игры на логическое мышление | «Лишнее число». | Развитие логического мышления | |
Ноябрь | Игры с цифрами и числами | «Угадай» | Закрепить навыки счета в пределах (…). |
«Машины» | Закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10. | ||
«Живые числа» | Упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10. | ||
«Сосчитай и назови» | Упражнять в счете на слух. | ||
Игры путешествие во времени | «Когда это бывает» | Закрепить знания о частях суток | |
«Назови скорей» | Формирование знанийи о днях недели. | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Найди игрушку» | Учить овладевать пространственными представлениями. | |
«Разговор по телефону» | Развитие пространственных представлений. | ||
Игры с геометрическими фигурами. | Куда отнести? | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общие признаки фигур, соотносить новые фигуры с уже имеющимися, объяснять свой выбор. | |
Что не подходит? | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, соотносить их между собой, выделять общее и различное. | ||
Подходящее к подходящему | Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и разделять на группы по заданному признаку. | ||
«Подбери фигуру» | Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. | ||
Игры на логическое мышление | «Найди что здесь лишнее» | Развивать логическое мышление | |
Декабрь | Игры с цифрами и числами | «Незнайка в гостях» | Учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. |
«Встань на место» | Упражнять детей – в счете в пределах 10 | ||
«Не ошибись» | Упражнять детей в количественном и порядковом счете. | ||
«Числа, встаньте по порядку» | Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10 | ||
Игры путешествие во времени | «Какой сегодня день» | Закрепить знания о последовательности дней недели. | |
Подбери картинки | Формирование временных представлений (сутки, утро, день, вечер, ночь), ознакомление с моделью суток | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Художники» | Развитие ориентировки в пространстве. | |
«Расскажи про свой узор» | Учить овладевать пространственными представлениями | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Назови свой автобус» | Упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером, | |
«Почему овал не катится?» | Познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы | ||
«Кто быстрее найдет» | Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. | ||
«Незаконченные картинки» | Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм | ||
Игры на логическое мышление | «Подбери Заплатку» | Развитие логического мышления. | |
Январь | Игры с цифрами и числами | «Назови число» | Упражнять в увеличении или уменьшении чисел на 1 |
«Сколько до и после» | Закрепить представление о прямой и обратной последовательности числе. | ||
«Карточки-домики» | Развивать представление о последовательности числе в пределах 10 | ||
«Угадайте, какое число пропущено?» | Закрепить знания и последовательности чисел. | ||
Игры путешествие во времени | «Лети, лети лепесток» | Развитие представления о недельном цикле; пополнение знаний о цветах. | |
«Четвертый лишний» | Закрепление знаний о временах года, их приметах, развитие логики. | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Путешествие» | Учить ориентироваться в пространстве. | |
«Найди парную картинку» | Ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Чиним одеяло» | Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей. | |
«Путешествие по комнате» | Учить находить предметы разной формы. | ||
«Мастерская форм» | Учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур. | ||
«Разделим пополам» | Научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам. | ||
Игры на логическое мышление | Сложи квадрат | Формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. | |
Февраль | Игры с цифрами и числами | «Поездка» | Учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше |
«Встань на свое место» | Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию | ||
«Аэродром» | Упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал. Игрушки (самолеты, 5ракеты) | ||
«Сосчитай правильно» | Упражнять в счете предметов по осязанию. | ||
Игры путешествие во времени | «Часы и время» | Закрепление умения ориентироваться во времени, определять время по часам, | |
«Собирай – А» | Закрепление названий и очередности дней недели, закрепление порядкового числа и цифры, | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Угадай, где стоит» | Учить овладевать пространственными представлениями. | |
«Геометрический диктант». | Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Составь фигуру» | Упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру. | |
«Найди на ощупь» | Учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета. | ||
«Сложи фигуру» | Упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур. | ||
«Сравни и запомни» | Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах. | ||
Игры на логическое мышление | «Заполни таблицу» | Развитие логического мышления и внимания. | |
Март | Игры с цифрами и числами | «Сосчитай, не ошибись» | Закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размером. |
«Каких кружков больше» | Упражнять в счете и отсчете предметов | ||
«Сколько разных игрушек» | Закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. | ||
«Сосчитай и назови» | Уточнить представление о том, что число не зависит от формы их расположения. | ||
Игры путешествие во времени | «День и ночь кружатся» | Развивать представление о суточном цикле. | |
Птичий год | Формирование представлений о смене времен года. | ||
Игры на ориентировку в пространстве | «Найди нужную картинку». | Учить овладевать пространственными представлениями. | |
«Справа, Слева, Сверху, Снизу» | Закрепление навыка ориентирования в пространстве, освоить такие пространственные понятия, как: справа, слева, сверху, снизу. | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Найди парную картинку» | Учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур. | |
«Заполни пустые клетки» | Закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, а сравнивать 2 гр. Фигур, находить отличительные признаки. | ||
«Сложи из палочек» | Упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры | ||
«Кто больше увидит» | Закрепление знаний о геометрических фигурах. | ||
Игры на логическое мышление | «Лабиринт» | Развитие логического мышления, зрительного восприятия, закрепление учебного | |
Апрель | Игры с цифрами и числами | «Который по счету» | Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10 |
«Поставь игрушку на место» | Закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от 2 до 5. | ||
«Что звучит и сколько» | Упражнять в порядковом счете звуков | ||
«Угадай, какой по счету цветок» | Закрепить навык порядкового счета | ||
Игры путешествие во времени | «Живая неделя» | Закрепление названий и очередности дней недели | |
Игры на ориентировку в пространстве | «Где, чей домик» | Развивать представление о движении в пространстве: вперед назад, вверх вниз, налево направо; умение использовать схематическое изображение пути движения. | |
«Что изменилось?». | Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Как расположены фигуры» | Учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. | |
«Где, какие фигуры лежат» | Учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. | ||
«Сравни и заполни» | Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур | ||
«Найди свою фигуру» | Учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. | ||
Игры на логическое мышление | «Дорисуй гирлянды» | Развитие логического мышления и мелкой моторики рук | |
Май | Игры с цифрами и числами | «Найди на 1 меньше» | Продолжать развивать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число. |
«Числовая лесенка» | Продолжать развивать у детей представление о последовательности чисел. | ||
«Помоги сосчитать» | Упражнять в прямом и обратном счете. | ||
«Поставь столько, сколько услышишь» | Упражнять в счете на слух | ||
Игры путешествие во времени | «Время» | Развитие навыков определять время по часам | |
Игры на ориентировку в пространстве | «Назови соседей». | Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве). | |
«Отгадай – где…». | Формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). | ||
Игры с геометрическими фигурами. | «Сгруппируй фигуры» | Учить группировать фигуры по указанным признакам. | |
«Выбери фигуру» | Определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру. | ||
«Раздели правильно» | Находить рациональные способы деления геометрических фигур | ||
Игры на логическое мышление | «Продолжи ряд» | Развитие логического мышления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"
В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....
Тема: «Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Матем...

«Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей средней группы» консультация для родителей
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра –...

Конспекты дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Воспитатель : Адамова А.В.
Дидактическая игры «На что похожа геометрическая фигура» Цель: Воспитывать интерес к математике; развивать мыслительные операции, внимание; совершенствовать знание о геометрических фи...

"Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша
quot;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста" блоки Дьенеша...

«Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша
laquo;Применение современного развивающего дидактического материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Блоки Дьенеша...

Консультация «Использование развивающих дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цел...