Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "Осень в лесу"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Яковлева Светлана Анатольевна

Цели: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о повадках диких животных средней полосы России. Закреплять навыки прямого и обратного счета до 10. Учить прибавлять и вычитать единицу. Развивать память. внимание, речь. Формировать навыки ориентиро. Обучать проведению мыслительных операций анализа и синтеза, развивать логическое мышление. Развивать творческое воображение.Формировать навыки самостоятельной и коллективной работы. воспитывать дружбу и коллективизм в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_lesu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МДОУ центр развития ребенка – детский сад №13

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы

                    «Осень в лесу»

                                                 Воспитатель: Яковлева С.А.

                                Высшая квалификационная категория

                      Ноябрь 2011 год,  г. Кашира

Цели: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Закреплять знания детей о повадках диких животных средней полосы России. Закреплять навыки прямого и обратного счета до 10 и знание натурального ряда чисел. Формировать навыки прибавления и вычитания единицы. Развивать память и внимание. Формировать навыки ориентирования на листе бумаги. Обучать проведению мыслительных операций анализа и синтеза, развивать логическое мышление. Развивать творческое воображение, речь, быстроту реакции. Формировать навыки самостоятельной и коллективной работы. Воспитывать дружбу и коллективизм в группе.

Материал для занятия. Игрушка Кикимора, набор картинок «Дикие животные средней полосы России», план дороги к лесу формата А3, листы белой бумаги, на которых дети будут выкладывать план, наборы геометрических фигур, наборы карточек с цифрами от 1 до 10, математические картинки на каждого ребенка, простой карандаш.

Ход занятия.

Определение темы занятия. Задание на развитие памяти.

Воспитатель: Ребята, вчера к нам в гости пришел зверек из леса, да случилась беда: утащила его Кикимора к себе в избушку в глухой дремучий лес. Что нам теперь делать? Надо бы нам выручить его из беды. Я знаю, что вы дружные ребята, но чтобы освободить нашего гостя вам нужно стать одной командой, чтобы действовать по принципу: один за всех и все за одного!

У меня в руках волшебная палочка. Тот, кто возьмет ее в руки, передаст товарищу и скажет доброе слово о дружбе, станет членом этой непобедимой команды! Готовы?

Слова: дружба, товарищество, помощь, поддержка, друг, товарищ, подруга, выручка, вместе, мы, помощники, заступники, друзья, команда, коллектив, сплоченный, дружный, сильный, упорный, непобедимый.

Воспитатель: Ну вот, волшебная палочка сплотила нас всех в одну команду! А теперь в путь! Сейчас я покажу вам план, который поможет нам добраться до опушки леса. Вы пройдете мимо синего озера, затем мимо клумбы с красными цветами, затем мимо зеленой лужайки к коричневому полю скошенной пшеницы. И, наконец, попадете к небольшому желтому березняку, который и находится на опушке леса.

Дети смотрят на картинку-план в течение 10-20 секунд, после чего я предлагаю им восстановить этот план по памяти на листах белой бумаги с помощью набора геометрических фигур, которые имеются у каждого ребенка.

Отлично, теперь проверьте друг у друга, а теперь еще раз посмотрите, правильно ли вы составили свой план? Итак, мы добрались до лесной опушки.

Часть 2

Закрепление знаний чисел первого десятка.

Воспитатель: Мы добрались до лесной опушки. Нам надо пройти через лес к реке.

Появляется Кикимора: В лес они собрались! Да вы знаете ли что такое лес? (ответы детей)

Кикимора: А как надо себя в лесу вести, вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Пропусти нас, пожалуйста, в лес. Нам очень надо.

Кикимора: А вы поиграйте со мной в перепутаницу, тогда пропущу!

Воспитатель: Ну что, дети, давайте поиграем.

Посмотрите, сейчас на доске цифры стоят по порядку, как им и положено. Но только на минутку мы отвернемся, как они затеют игру в перебежки. Нам же придется возвращать их на место.

Ну-ка, закрывайте глаза. Раз, два, три, а теперь смотри! Какие цифры поменялись местами. Кто поставит их правильно?

Игра проводится несколько раз, постепенно усложняясь.  После игры предлагаю детям еще раз проверить правильность расположения чисел в натуральном ряду, а заодно и пересчитать их в прямом порядке (старшие дети) и обратном порядке (подготовительные).

Часть 3

Дорога в лесу.

Воспитатель:  Но мы с вами немного увлеклись, заигрались, а ведь нам нужно добраться через лес до реки. Показываю план на доске.

- Что мы видим на этом плане? (Лес)

Кикимора: А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

Давайте попробуем изобразить их.

(Проводится физкультминутка)

Березы косы расплели, (наклоны головы к плечам)

Руками клены хлопали, (руки в стороны до плеч, хлопок по бедрам)

Ветра холодные пришли, (качаем поднятыми вверх руками)

И тополи затопали. (топаем ногами)

Поникли ивы у пруда, (наклон вперед, спина округлена, руки до пола)

Осины задрожали,  (трясем кистями)

Дубы, огромные всегда, (потянулись вверх)

Как будто меньше стали. (присели)

Все присмирело, (в приседе округлили спину, голову к коленям,

Съежилось, (руками обхватили колени)

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая (выпрямились, вращаем туловищем, руки

К зиме похорошела ( двигаются свободно вслед за вращением туловища)

 На плане есть подсказки. Они нам и помогут.

Кикимора: Ну, если считать умеете, то может быть и не заблудитесь

.Воспитатель: Мы постараемся.

1ая подсказка. «От лесной опушки идите по той тропинке, длина которой 5 метров»

Предлагаю вам решить примеры, записанные на плане. Я повторила их на доске. Первый пример – 2+1. Поднимите карточку с правильным ответом. Подходит нам эта дорожка? Нет

Следующий пример – 4+1. Поднимите карточку с ответом. По какой дорожке мы пойдем – по правой или по левой? По левой. Тогда к какому дереву мы подойдем? Правильно, к клену с красными листьями. Посмотрите, а если бы мы отправились к …(березе): мы попали бы в болото.

2ая подсказка. От клена ведут две дорожки к …(каштану) и к …(тополю). Найдем расстояние до них: 5-1 и 3-1. «Длина дорожки, которую вы должны выбрать, меньше 5, но больше3». Что это за число? Правильно, 4. Значит идем к …(тополю).

3я подсказка. От тополя тоже ведут две дорожки – к желтой…(липе) и к красной….(осинке). Найдем расстояние до них: 5+1 и 7+1. Подсказка такая «Длина дорожки – число, которое в ряде чисел следует за числом 7». Куда мы попадем? К… (липе). И хорошо, что мы не выбрали дорогу к осинке. Под корнями осины медведь сооружает себе на зиму берлогу. А встречаться с косолапым все-таки страшновато. Зачем зря его тревожить?

4ая подсказка. От липы с золотистыми листочками одна тропинка ведет к переправе, другая – к рябинке. Решаем примеры: 7-1 и 6-1. Нам нужна тропинка, «длина которой равна числу, предыдущему числу 6».

Значит, мы пойдем к …(рябинке). Далее от рябины к реке надо пройти по самой короткой дороге. ( К реке ведут кривая, ломаная и прямая линии). Выбираем самую короткую тропинку и попадаем к мостику.

Часть 4

Ремонт моста. Задания на развитие пространственного мышления.

Воспитатель: Мост местами разрушился. Нужно его починить. У всех вас есть рисунки моста. Посмотрите, какие разрушения на нем произошли. Из геометрических фигур на ваших столах составьте заплатки для починки моста.

Условие, которое вы должны обязательно выполнить при составлении заплаток: геометрические фигуры не должны перекрывать друг друга, они могут только соприкасаться. Выполнили задание? А теперь надо проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Часть 5

Домик Кикиморы.

Воспитатель: После переправы через реку мы оказались на поляне. А что же такое полянка? На полянке стоят несколько домиков. Слева от моста, у самой реки Он расположен под корнями упавшего дерева. В нем живет зверь, которого в народе называют «хозяином»:

«Коричневый, а не шоколад, большой, а не слон. Любит мед, а не пчела, спит всю зиму, а не еж».

Кто это? Конечно же, медведь! (открываю окошко). Кто хочет рассказать нам про медведя? Что всю осень делал медведь, что он сейчас делает? И, кстати, почему это его так называют – мед-ведь? Что зимой делает медведь? Что очень важное происходит в берлоге зимой?

В крайнем домике слева от полянки живет:

«Не барашек и не кот, носит шубку круглый год. Шубка серая для лета, а зимой другого цвета». Догадались? Да, это заяц.  Открой окошко (имя ребенка). Каким становится зайка поздней осенью? Шерстка зайки меняет цвет постепенно – сначала белеют бока, потом спинка и брюшко, шерсть становится густой и теплой. А зачем заяц становится белым к зиме? Ответы детей. Защитную окраску имеют многие животные, птицы, рыбы и даже растения. А какие припасы заготавливает себе зайка на зиму?

Рядом с домиком зайца поселился…

«Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».  Угадали, это еж! Кто покажет его домик? А как еж готовится к зиме? Может, он готовит припасы или шубку теплую отращивает? Нет, ежик, как и медведь, всю зиму спит в своей норке. Поэтому у него забот осенью много: норку утеплить, да  жира накопить побольше под кожей, еж отъедается как следует, чтоб зимой не чувствовать голода. Что же он ест?

А рядом живет…

«Хитрая плутовка, рыжая головка; хвост пушистый – краса, а зовут ее… (лиса).

Открой, (имя ребенка), окошко в домике справа от дуба, да расскажи нам, как лиса готовится к зиме. Лиса отращивает себе более густую и теплую шерстку, даже на подошвах лапок у нее отрастает шерсть. Будет лисичка бегать по снегу, как в валенках. А вот припасов никаких лиса не делает, потому что охотится круглый год. Охотится лиса, в основном, на мышей.

Дети, а где же домик Кикиморы? Да вот она и сама появилась.

Кикимора: А теперь я сама загадку загадаю, кто сидит в моем домике.

«По деревьям скок да скок, живой порхает огонек. Хвост пушистый дугой, вам знаком зверек такой?» 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Это белка. А как белка готовится к зиме? Какие припасы она делает? Какие животные и птицы пользуются ее припасами? Белка меняет шубку на серую. Так ее среди ветвей труднее заметить, так она маскируется от своих врагов. А главный враг белки – куница. На зиму белка устилает гнездо в дупле старого дерева мхом, шерстью, сухой травой. Спрячется в гнездо, накроется пушистым хвостом, вот ей и тепло. Запасы белка делает такие, что их хватает не только ей самой, но и другим животным и птицам достается. Белка заготавливает орехи и желуди, сушит грибы и ягоды, а также угощается жирными семенами сосны и ели.

Кикимора: Вы, ребята, простите меня. А давайте я расскажу вам про моих соседей, с которыми вы еще не познакомились. Недалеко от моего дома стоит домик пушистого зверька – барсука. Его домик – нора. Любит барсук чистоту. У него в норе всегда порядок. Поздней осенью барсук тоже спать укладывается, как еж и медведь.

Слева от барсучьей норы вырыл себе логово серый лесной хищник, которого называют еще санитаром леса. Догадались, о ком я говорю? К зиме он отращивает себе густую шерсть, такую теплую, что может даже на снегу спать – и ему не холодно. Охотится волк круглый год. Но в основном его пищу составляют мыши.

Часть 6

Выход из занятия.

Кикимора: Ну что ж, про лесных зверей вы вспомнили, а теперь загадка. Загадка моя вот на этом рисунке. Обведите рисунок по точкам, и поймете, кто у меня сегодня был и новость принес, что осень с нами прощается и скоро выпадет снег. Так и должно быть.

А про сегодняшнее  ваше путешествие я скажу вот что: по лесу вы шли тихо, осторожно, покой его не нарушали. Это хорошо. А вот дорогу к лесу не сразу все запомнили. Кто-то, наверное, был невнимателен. Зато по плану прошли без ошибок, потому что все шли вместе, дружно. И примеры все решили правильно, и мостик ловко починили – наверное, тоже потому, что друг другу помогали. А сейчас я прощаюсь с вами, ребята!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "За правое дело- стой смело!"

Учить детей понимать значение слова "Родина";Расширять представления о защитниках Отечества;Формировать эмоционально- полодительное отношение к воинам, их подвигам;Развивать любознательность,чувство с...

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у царя Берендея"

Данное занятие позволяет закрепить знания детей  об окружающей природе, о птицах,   деревьях, лекарственных растениях. Развивать память, внимание, воображение, связную речь, сообр...

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе детей с ЗПР на тему: «Космическое путешествие»

Лексическая тема: «Космос» Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания и представления детей о космосе, о профессии космонавта.  Задачи:  Образовательные:- Закреплять умение ...

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе Тема «Знакомство с часами»

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе Тема «Знакомство с часами»Цели: Познакомить детей с часами, с их назначением и разнообразием. Учить определять время по часам. Закрепить...

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "Моя семья"

Формирование представления о семье, как о людях, живущих вместе....

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе, посвященного военно-морскому флоту, с использованием ИКТ.

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе, посвященного военно-морскому флоту, с использованием ИКТ.       Провела и подготовила:Ермоленко К.Н....