Программа: "Интеллектика".
рабочая программа по математике по теме

Цель: помочь в развитии у детей среднего и старшего дошкольного возраста таких мыслительных способностей, которые обеспечат успешное усвоение школьного материала, ясное понимание обяснений учителя и верное решение учебных задач.

Задачи:

Образовательные:

учить анализировать, учить комбинировать. рассуждать.

воспитательные:

воспитывать у детей культуру мышления, воспитывать нраввственные качества по отношению к окружающим, доброжелательность, чувство товарищества, прививать разные формы самосознания и самоконтроля.

Программа "Интеллектика" создана для развития основных мыслительных способностей у дошкольников.

Программа содержит занимательные, поисково - творческие задания для проведения развивающих занятий с детьми

4, 5 - 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_intellektike.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе систематического курса «Интеллектика» созданного А. З. Заком.

Актуальность программы.

Чтобы ребёнок в начальных классах чувствовал себя уверенно, необходимо ещё до школы позаботиться о развитии его мыслительных способностей.

Основные из них обеспечивают  точный анализ условий задач, чёткое планирование этапов решения, верное обоснование его способа и разнообразное комбинирование поисковых действий.

Если эти мыслительные способности развиты у ребёнка плохо, то поступив учиться в школу, он через некоторое время, чаще всего спустя один – два месяца после начала, начинает отставать. Это происходит именно из – за того, что для успешного выполнения заданий по математике и грамматике ему не достаёт точности анализа при разборе условий этих заданий, чёткости в планировании деятельности по их выполнению, разнообразия в поисковых действиях и обоснованности соответствия этих действий требуемому результату. Программа содержит занимательные, поисково – творческие задания для проведения развивающих занятий с детьми 4, 5 – 6 лет.

Для развития основных мыслительных способностей у дошкольников была разработана программа «Интеллектика».

Главная цель программы состоит в том, чтобы помочь в развитии у детей среднего и старшего дошкольного возраста таких мыслительных способностей, которые обеспечат успешное усвоение школьного материала, ясное понимание объяснений учителя и верное решение учебных задач.

Программа «Интеллектика для дошкольников» создана для развития основных мыслительных способностей у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

- учить анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать (развитие мыслительных способностей);

- развить речь ребёнку (т. к. требуется не только оценить ответ, но и обосновать свою оценку, высказать суждения).

Воспитательные:

- курс создаёт благоприятные условия, чтобы воспитывать у детей культуру мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке её целей и находить способы их достижения;

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим, доброжелательность, чувство товарищества;

- прививать разные формы самосознания (самооценка) и самоконтроля, у детей исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Развивающие:

- развивать познавательную сферу (процессы восприятия, памяти, воображения и    мышления, внимания).

- совершенствовать зрительное восприятие и произвольное мышление;

- развивать  мелкую моторику руки;

- развивать пространственную ориентировку;

- развивать способность умозаключения.

Программа «Интеллектика» создана для развития основных мыслительных способностей у дошкольников.

На занятиях используются рабочие тетради А. З. Зак «Интеллектика для дошкольников» в 2 частях, а также тетради О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика».

Представленный в тетрадях материал включает в себя поисково – творческие занимательные задания разнообразных интеллектуальных игр.

В каждом занятии разнообразные игры и упражнения составлены с учётом возрастных особенностей дошкольника, они помогут научить ребёнка быть внимательным, аккуратным и старательным, логически мыслить, анализировать и сравнивать предметы и явления, выделять главное и второстепенное, делать выводы.

Одни игры – на сопоставление, предназначены для развития способности анализировать и совершенствования зрительного восприятия и произвольного внимания, поскольку в этих играх требуется выделять и сравнивать элементы предметных изображений.

Другие игры «Шаги, прыжкам» нацелены на развитие способности планировать и совершенствования зрительного восприятия и произвольного внимания, поскольку в этих играх требуется определять особенности воображаемых перемещений по условным правилам таких выдуманных персонажей, как «Гусеница», «Муравей», «Оса»,  «Пчела», «Жук».

Игры «Перестановки» связаны с развитием способности комбинировать и совершенствованием наглядно – образного мышления, поскольку в этих играх требуется по – разному сочетать возможные изменения местоположения предлагаемых геометрических фигур.

 В играх « Рядом между», «Выше, ниже», «Левее, правее», «Левее, ближе» развивается способность рассуждать и умозаключать, совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.

Любое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Организационный момент (2 – 3 минуты).
  2. «Мозговая гимнастика» (3 – 5 минут). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий по программе «Интеллектика».
  3. Разминка (5 – 7 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразность и быстроту реакции.
  4. Обсуждение задачи – образца из тетради А. З. Зака «Интеллектика для дошкольников» (7 – 10 минут).
  5. Самостоятельная работа детей в тетради (15 – 20 минут).
  6. Проверка результатов решения задач (5 – 7 минут).
  7. Весёлая переменка (5 – 7 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
  8. Коррегирующая гимнастика для глаз (2 – 3 минуты).
  9. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 – 7 минут).

Практическая значимость.

Практика проведения с дошкольниками развивающих занятий по данному курсу показала, что регулярное решение ими поисковых задач на занимательном материале существенно повышает их сообразительность: они быстрее сверстников осваивают новый учебный материал, яснее понимают объяснения учителя и эффективнее действуют при решении нестандартных задач.

Возраст и количество детей: дошкольники 4, 5 – 6 лет.

В группе 12 – 14 обучающихся.

Сроки реализации: Курс рассчитан на 1 год.

Форма и режим занятий: интеллектуальные игры, игры с правилами.

Занятия проводятся в группе 3 раза в неделю по 2 часа, 216 часов в год.

Методы: Словесные, поисково – творческие.

Форма занятий: Индивидуально – групповое занятие  проходит в игровой форме, насыщенном большим разнообразием практических заданий, их чередований и прекрасно иллюстрированным большим фактическим материалом.

Формы подведения итогов: экспресс – диагностика в конце года.

Требования к уровню подготовки детей.

На конец учебного года дети должны уметь:

- анализировать условия задачи;

- планировать последовательность действий;

- выводить одну мысль из другой;

- выбирать наиболее оптимальное действие, которое удовлетворяет требованию задачи.

Способы проверки умений и навыков.

В конце года тестирование по результатам изучения 4 разделов курса «Интеллектика» на развитие способности анализировать, планировать, рассуждать и комбинировать.

Содержание дополнительной образовательной программы

«Интеллектика».

Ожидаемые результаты:

Дети становятся более уверенными при анализе условий предлагаемых задач, более самостоятельными в выборе способов их решения, внимательными к собственным действиям, которые они осуществляют по уходу выполнения школьных заданий по разным учебным предметам.

«Тетрадь для развития мыслительных способностей. Часть 1» содержит занимательные, поисково – творческие задания для проведения занятий с детьми 4, 5 – 5 лет. Для тренировки мыслительных способностей предлагается материал разной сложности. Это означает, что для каждого ребёнка можно найти такие интересные и посильные задания, выполнение которых заметно улучшает уровень его умственного развития, позволит ему действовать в проблемных ситуациях более успешно.

Представленный в тетрадях материал включает в себя поисково – творческие занимательные задания разнообразных интеллектуальных игр. Одни игры: «Что одинаковое у двух?», «Что разное у двух?» предназначены для развития способности анализировать и совершенствования зрительного восприятия и произвольного внимания, поскольку в этих играх требуется выделять и сравнивать элементы предметных изображений.

Другие игры: «По прямым дорожкам», «По косым дорожкам», нацелены на развитие способности планировать и совершенствование действий в мыслительном плане, в представлении, поскольку в этих играх требуется определить особенности воображаемых перемещений по условным правилам таких выдуманных персонажей, как «Гусеница», «Муравей».

Игры третьего рода: «Одна перестройка», «Две перестройки» связаны с развитием способности комбинировать и совершенствованием наглядно – образного мышления, поскольку в этих играх требуется по – разному сочетать возможные местоположения предлагаемых геометрических фигурок.

В играх четвёртого рода: «Рядом, между», «Выше, ниже», развивается

способность рассуждать и умозаключать, совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.

В творческой деятельности решаются поисковые задачи с целью – развить способности ребёнка искать и находить решения.

Формируется такое важное качество творческого мышления как гибкость. Так как детям предлагается решать задачи с разным содержанием искомого.

В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина мышления, т. к. задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному виду, т. е. имеют единый общий подход к поиску конкретных решений.

На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку решение задач организовано по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, а любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

        Следовательно, систематический курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создаёт благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке её целей и находить способы их достижения.

Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач;

выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий;

осуществлять далёкое планирование своих шагов по реализации способа решения;

проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.

Регулярное решение детьми поисковых задач на занимательном материале существенно повышает их сообразительность.                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Проверка уровня развития способности анализировать, планировать, рассуждать и комбинировать (30 часов).

Диагностика мыслительных способностей (8 часов).

Методики: «Аналогии», «Обобщения», «Классификация», «Рисунок человека»,

«Пиктограмма».    

«Рисунок человека» - проективная методика на развитие образного мышления, особенностей эмоционально – личностной сферы и общения ребёнка с окружающими.

«Пиктограмма» -  методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредованного запоминания,  особенности личностной сферы и уровень организации деятельности детей.

«Обобщения» и «Классификация» - методики направлены на изучение особенностей умственного развития детей и усвоение логических операций.

Развитие уровня способности анализировать (24 часа).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      «Что одинаковое у двух?», «Что разное у двух?», «Сколько одинаковых у двух?», «Сколько разных у двух?».

При выполнении заданий этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.

Возможность детей справляется с задачами (причём, любого рода, а не только с арифметическими), в условиях которых содержится большое число данных, выступает одним из показателей развития аналитических данных.

Задания для занятий по совершенствованию способности анализировать построены на основе особого рода задач – задач на «сопоставление».

Смысл решения таких задач состоит в том, чтобы найти то, что совпадает и то, что не совпадает, у двух ил более объектов (предметов, их изображений, слов, чисел, знаков и т. д.) путём их мысленного разбора и анализа.

Жизненной основой задач этого рода являются известные случаи объединения разных предметов по общим основаниям.
           
Развитие внимания (18 часов).

«Лабиринт», «Перепутанные линии», «Корректурная проба», «Нелепица», «Домик».

При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мыслительном плане,

хороший результат невозможен без произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.

Развитие уровня способности планировать (24 часа).

«Гусеница», «Муравей», «Оса», «Пчела».

При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мыслительном плане, «в уме», в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память.

Как ребёнок осмысливает свои действия для получения нужного результата, в каком порядке он предполагает осуществить свои шаги по решению задачи,

что намерен делать вначале и что после, можно судить о степени развития планирующих действий.

Задания для занятий по совершенствованию способности планировать построены на основе особого рода задач – задач «на перемещение».

Смысл решения таких задач состоит в том, чтобы составить план искомых передвижений, отвечающих определённым требованиям.

Жизненной основой таких задач являются разного рода походы и путешествия от одного известного пункта к другому, которые осуществляются не любым образом, а с соблюдением определённых правил и учётом тех или иных ограничений.

Задачи «на перемещение» полезны для развития способности планировать, поскольку связаны с разработкой плана осуществления требуемых действий.

Развитие пространственной ориентировки (6 часов).

«Слепая муха», «Графический диктант».

При выполнении заданий развиваем умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Развитие уровня способности рассуждать (24 часа).

«Рядом – между», «Выше – ниже», «Левее – правее», «Ближе – дальше».

При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.

О различиях детей в развитии способности рассуждать можно судить по тому, насколько легко дети выполняют умозаключения, включающие много суждений и разный уровень развития способности рассуждать проявляется в ошибках и противоречиях, которые дети допускаются в умозаключениях.

Развивающие задания для занятий по совершенствованию способности рассуждать построены на основе особого рода задач «на выведение». Смысл решения таких задач состоит в том, чтобы сделать вывод на основе соответствия суждений. На занятиях используются такие задачи «на выведение», где суждения описывают пространственные отношения объектов.

Развитие простых логических задач (26 часов). 

«У кого что есть», «Кто более, кто менее», «Что подходит», «Аналогии», «Родственники».

В процессе занятий мы учимся устанавливать логическую последовательность событий и отражать её в речевой форме, также формируются умственные действия.

Развитие уровня способности комбинировать (24часа).

«Одна перестановка», «Две перестановки», «Три перестановки», «Один обмен».

При выполнении заданий этих игр совершенствуется наглядно – образное мышление, кратковременная память и воображение.

Способность комбинировать проявляется у ребёнка в том, что попадая в проблемную ситуацию он может придумать и опробовать разные сочетания действий для достижения результатов. Это позволяет ему выбирать то сочетание, которое удовлетворяет требованию задачи.

Задания для занятий по совершенствованию способности комбинировать построены на основе двух видов задач «на преобразование» - задачи «на перестановку» и задачи «на обмен». Решение задачи первого вида связано с мысленной перестановкой изображений предметов на свободные места, а второго вида связано с мыслительным взаимным обменом местами изображений предметов.

        Развитие логических задач (32 часа).

«Двое и разные», «Так же как», «Меньше малого», «Дочь, дядя», «Первая – одинаковая».

В процессе занятий развивается логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Тема занятия

Форма занятия

Форма организации деятельности

Методическое обеспечение

1

Введение

беседа.

игра

групповая

раздаточный материал

2

Диагностика мыслительных способностей

беседа

игра

групповая

предметные картинки

3

Развитие способности анализировать

игра

групповая

тетради, демонстративные картинки

4

Развитие внимания

игра

групповая

тетради, наглядно – раздаточный материал

5

Развитие способности планировать

игра

групповая

тетради, таблицы

6

Развитие пространственной ориентировки

игра

групповая

тетради, наглядно – раздаточный материал

7

Развитие способности рассуждать

игра

групповая

тетради,

таблицы

8

Решение простых логических задач

игра

групповая

тетради, наглядно – раздаточный материал

9

Развитие

способности комбинировать

игра

групповая

тетради

таблицы

10

Решение логических задач среднего уровня сложности

игра

групповая

тетради наглядно – раздаточный материал,

Курс занятий «Интеллектика» создан для развития основных мыслительных способностей у дошкольников, которые обеспечат успешное усвоение школьного материала, ясное понимание объяснений учителя и верное решение учебных задач.

Чтобы ребёнок в начальных классах чувствовал себя уверенно, необходимо ещё до школы позаботиться о развитии его мыслительных способностей.

Если мыслительные способности развиты у ребёнка плохо, то поступив учиться в школу, он через некоторое время – чаще всего один, два месяца, после начала, начинает отставать.

Это происходит из – за того, что для успешного выполнения заданий по математике, ребёнку не достаёт точности анализа при разборе условий этих занятий, чёткости в планировании деятельности по их выполнению.

На занятиях дети учатся:

- анализировать;

- планировать;

- комбинировать;

- рассуждать.

Развивается речь ребёнка, развивается познавательная сфера (восприятие, память, мышление, воображение, внимание). Развивается мелкая моторика руки и способность умозаключения.

В каждом занятии разнообразные игры и упражнения составлены с учётом возрастных особенностей дошкольника, они помогут научить ребёнка быть внимательным, аккуратным и старательным, логически мыслить, анализировать и сравнивать предметы и явления, выделять главное и второстепенное, делать выводы.

Список литературы.

Литература педагога для реализации программы:

А. З. Зак. Интеллектика. Книга для учителя. Издательство Интеллект – Центр. Москва 2007 г.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. Издательство Росткнига. Москва 2008 г.

С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва 1998.

Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей.

Москва 2006.

Литература для детей и родителей:

А. З. Зак. Интеллектика для дошкольников. Тетрадь для развития мыслительных способностей детей 5 лет. Интеллект – Центр. Москва 2007 г.

А. З. Зак. Интеллектика для дошкольников. Тетрадь для развития мыслительных способностей детей 6 лет. Интеллект – Центр. Москва 2007 г.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь. Часть 1. Издательство Росткнига. Москва 2008 г.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь. Часть 2. Издательство Росткнига. Москва 2008 г.

Г. Г. Леватис. Нестандартные задачи по математике в 1 классе. Издательства Алекса. Москва 2008 г.

Е. Бортникова. Рабочая тетрадь. Развиваем внимание и логическое мышление.

Н. Пылаева, Т. Ахутина. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. «Линка – Пресс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - тематическое планирование по программе: "Интеллектика для дошкольников"

1 год обучения: всего - 216 часов (за 5 учебных недель: 1 занятие по 2 часа)....