Диагностика представлений и умений детей подготовительной группы
тест по математике (подготовительная группа) по теме

Симонова Алена Александровна

Представлено несколько методик диагностики детей подготовительной группы освоения программного материала по разделу "Элементарные математические представления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика представлений и умений детей подготовительной группы по разделу программы "Первые шаги в математику"

Высокий - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда. Самостоятельно измеряет с помощью условных мерок (линейка, счёт по заданной мере). Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Делает обобщение "многоугольник". Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры). Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени. "Читает" простую схему, способ и последовательность выполнения действий. Свободно пользуется условными обозначениями. Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх. Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.

Средний - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить. С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их. Затрудняется в измерении и счёте с помощью условных мерок, но с помощью воспитателя справляется с заданием.

Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение "многоугольник". Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, а также в определении наличия и отсутствия свойства.

Ориентируется в пространстве и времени.

Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может "расшифровать" условные обозначения.

Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.

С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.

Низкий - Ребёнок правильно определяет количество предметов на основе счёта, уменьшает и увеличивает число на единицу, но допускает ошибки, соотносит количество предметов с цифрой. Ошибается при определении места числа среди других чисел.

Выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие /отсутствие признака.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

В деятельности пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.

Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий.

Методика обследования.

Методика N 1 - Выявление умений счёта.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 20.

Методика N 2 - Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16); назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 8 и 10; 11 и 13; 16 и 18.

Методика N 3 - Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5; умения различать количественный и порядковый счёт.

Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая по счёту картошка; который по счёту помидор; просит посчитать по порядку.

Методика N 4 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

Методика N 5 - Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

Методика N 6 - Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

Материал. "Математический набор".

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку придумать задачу, "записать" её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребёнок должен рассказать задачу и объяснить, как он её решал.

Методика N 7 - Выявление умений измерять с помощью линейки.

Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку определить длину отрезка с помощью линейки.

Методика N 8 - Выявление умений считать по заданной мере.

Материал. Миска с крупой, чайная ложка.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сделать кучу из двух ложек крупы. После выполнения задания, даёт следующее: "Отложи рядом ещё две такие же кучки крупы".

Методика N 9 - Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

Методика N 10 - Выявление умений ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика N 11 - Выявление знаний о днях недели и месяцах.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку

· Назвать все дни недели по порядку;

· Назвать сегодняшний день недели; сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

· Какой сейчас месяц;

· Какой среди названных месяцев - зимний: май, декабрь, апрель, а какой - летний: сентябрь, июль, февраль.

Методика N 12 - Выявление умений обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

Материал. Набор блоков Дьенеша.

Инструкция к проведению. На полу лежит обруч. Ребёнку предлагается выполнить задание: положить внутри обруча все красные обручи, а вне обруча - все остальные. Ребёнку задаётся вопрос: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойства блоков вне обруча определяется через свойства тех, которые лежат внутри.

Методика N 13 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Материал . Набор блоков Дьенеша.

Инструкция к проведению . Ребенку предлагается выложить дорожку из блоков Дьенеша в соответствии с предложенным алгоритмом чередования цвета, формы и размера. (См. "Математика от 3 до 7", игра "Выложи дорожку", стр. 148).

Методика N 14 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал . Логические таблицы.

Инструкция к проведению . Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру (См. "Математика от 3 до 7", игра "Заполни пустые клетки", стр. 110) и поразмышлять вслух.

Методика N 15 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".

Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу программы математическое развитие.

Организованная работа по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня математического развития детей....

Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Цикл домашних рекомендаций по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений для родителей детей подготовительной группы с ЗПР

Данный материал содержит рекомендации, задания и упражнения для закрепления в домашних условиях в игровой форме зананий об окружающем мире, своем городе, стране, народе, а также поработать над элемент...

Театрализованное представление Дюймовочка для детей подготовительной группы

Сценарий театрализованного представления для детей подготовительной группы Дюймовочка...

Диагностика уровня экологического образования детей подготовительной группы

Экологическое воспитание - одно из главных направлений в современном дошкольном образовании...

Диагностика по экологическому воспитанию детей подготовительной группы

Характерные особенности времён годаЗадание: «Лето»Задание: «Осень»Задание: «Зима»Задание: «Весна»Живая природа.Задание: «Растительный мир»За...

Диагностика по экологическому воспитанию детей подготовительной группы

Характерные особенности времён годаЗадание: «Лето».Задание: «Осень».Задание: «Зима».Задание: «Весна».Живая природа.Задание: «Растительный мир&raqu...