Значение развивающих игр для развития элементарных математических преставлений у детей дошкольного возраста.
материал по математике по теме

Опыт работы по использованию развивающих игр для развития ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_razvivayushchih_igr_dlya_razviti1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение развивающих игр для развития

элементарных математических преставлений

у детей дошкольного возраста.

          Современные условия характеризуются обращением к личности ребенка, развитию его личных качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Это означает  отказ от авторского  способа обучения и переход к обучению развивающего, обогащающего ребенка знаниями, формированием познавательных интересов и способностей.  В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности развивающие игры. Сущность  игры заключается в том, что дети отражают в ней различные  стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающем мире. Игра является средством познания ребенком действительности. Развивающие игры оказывают благотворное влияние на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Многие игры способствуют развитию зрительных, слуховых, кинематических ощущений, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, а также  целенаправленного внимания, наблюдательности, памяти. В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать умозаключения. При поступлении в детский сад дети имеют разный практический опыт и разный уровень подготовленности. Для многих детей первые недели пребывания в детском саду психически сложны, так как резкая смена обстановки и  отрыв от семьи накладывается на период возрастного кризиса-«кризиса трех лет». Поэтому первый месяц я посвящаю педагогическому анализу. Для этого я наблюдаю за детьми, провожу совместные  и индивидуальные игры. Проводя анализ овладения навыками детей, пришедших к нам в младшую группу, я определила, что дети по способностям, развитию и обучению очень разные. Некоторые дети  с трудом устанавливали контакт со сверстниками. В основном это дети, которые только первый год посещали детский сад. Они недостаточно умеют отвечать на вопросы, а особенно трудно им самим задавать вопросы. Многие дети имеют небольшой словарный запас, отмечалось недоразвитие речи. Более развиты дети, которые были в ясельной группе. Они более общительные, дружные, любознательные. Исходя, из анализа я выяснила, что именно целенаправленные упражнения, задания и развивающие игры помогают мне в решении обучающихся задач. Выполнение этих игр и игровых упражнений вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию самостоятельности, активности, вырабатывают у детей способность самим находить ответ. Детей, испытывающих трудности в обучении, в развивающих играх больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или с дидактическим материалом, которые привлекали их своей яркостью. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешку по росту», «Разложи кольца (башенка из колец), «Угадай, что спрятано в мешочке» (геометрические фигуры или тела). Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности. Например, игра «Что изменилось». Зная, что у младших дошкольников трудно длительное время поддержать интерес к одному деятельности, к одной игре, я стараюсь вносить игры с различными вариантами. Так в игре «Что изменилось» использовались вначале игрушки, затем картинки, геометрические фигуры. Обучение детей при помощи развивающих игр я продолжала  также  в старших группах.

          Большое значение для реализации программы математического развития детей играет самостоятельная  деятельность. Для этого я создала математический уголок, чтобы дети могли свободно брать ту игру, которая им интересна «Магнитная мозаика»,  «Геометрическое лото», «Домино», «Квадраты» и т. д. В начале игры играли активные дети, но постепенно стали играть малоактивные и стеснительные дети. Потом складываются группы по интересам. Материал постоянно обновляется, поэтому дети, которые освоили данные игры, могли играть новыми играми. Дети, которым материал давался легче, шли вперед в своем развитии. Я в свою очередь старалась поощрять их, делая более сложными, внося различные измерения. В результате и стеснительные дети, с помощью других, более активных детей, которые помогали им освоить игр, стали более уверенными в себе, более активными. В играх, особенно коллективных, формируется качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих  товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности,  воспитывается воля и характер.

          Большая работа по организации и проведению занимательных игр проводилась и вне детского сада. На родительском собрании я показала родителям, в какие игры мы играем, какие сделаны пособия, какую литературу используем.

          Изучив потенциал детей, пришедших в группу, я решила использовать в своей работе игровые приемы обучения. Любая игра приносит детям большую радость и огромное удовольствие. Играя, ребенок может получить новые знания, умения, навыки, развивать свои способности. Роль игровых средств, в современном обучении возрастает, психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе, овладеть основами математики.

В своей работе я поставила следующие задачи:

  1. Анализировать познавательные интересы детей.
  2. Способствовать дальнейшему сенсорному развитию.
  3. Развивать память и внимание.
  4. Развивать мышление детей за счет умения сравнивать, обобщать, группировать.
  5. Развивать речь детей.

          Чтобы обеспечить детям разного уровня подготовленности равные условия для обучения, я в первую очередь учила с ними:

                          - форму, величину, цвет.

                          - сравнивать группу предметов.

                          - находить много предметов.

                          - положение предметов в пространстве

                          -временные отношения

          Для того чтобы, лучше закрепить знания по элементарным математическим преставлениям, я использовала их на занятиях по конструированию, лепке, аппликации. Давала задания «Дорисуй», «Обведи», «Нарисуй все круги». Материал для занятий готовила с детьми, где они вырезали геометрические фигуры, кружки. Это позволило воспитывать бережное отношение к играм, из которых  готовятся игры. Совместное изготовление пособий у детей воспитывает у детей чувство аккуратности, красоты. Старалась проявлять живой интерес к игровым занятиям, создавать ситуацию ожидания, загадочности, соблюдать правильный темп, т. к. слишком быстрый наугад или просто  не успевать. Задания давала немногословно, четко, чтобы результат был хорошо понятен детям. Также следила за ответами детей, поправляла их, если они ошиблись, одобряла, если говорили правильно. Ребятам, которые легко справлялись с заданием, я давала более усложненные задания. В конце задания я подводила итог: что на занятии понравилось больше всего, где дети испытали   при выполнении заданий, во что они еще хотели бы поиграть, где имелись ошибки при решении задач. Это воспитывало самостоятельность, инициативу, умение критически отнестись к своим ошибкам.

          Для того чтобы, закрепить знания, полученные на занятиях, использовала развивающие игры в самостоятельной деятельности  

   -Предоставить каждому рёбенку возможность брать любые игрушки и действовать с ним по своему усмотрению.

   -Постоянно использовать в речи слова, обозначающие цвет, форму,

Величину, количество, пространственное расположение.

   -Поощрять самостоятельность и любознательность детей, желание помогать друг другу в игре.

          Весь материал расположила на стеллажах, откуда дети могли свободно взять и поиграть им  игру. Дети, почувствовав доброжелательную обстановку с удовольствием выполняли просьбы и  поручения, с интересом выполняли предложенные им задания. Каждую новую игру воспринимали с большим интересом. С детьми младшего возраста играли в следующие игры «Составь картинку», «Собери узор», «Дорисуй». Решили простейшие логические задачи «Найди такой же», «Чем отличается», « Отдели столько же». На прогулке вместе с детьми                          считали игрушки, деревья, цветы, двери, окна. Обогащали и пополняли словарный запас слов, развивали речь детей, внося определения как можно сказать наоборот (не холодно, а тепло, небольшой, а маленький, не много, а мало и т. д.). Учили детей группировать предметы по нескольким определённым свойствам, находить предметы по описанию, располагать их в пространстве, употребляя предлоги и наречия (за, перед, справа, от, слева от меня). Играли в различные игры «Геометрическое лото», « Найди такой же». Дети научились ориентироваться в группе, искать предметы по плану группы, этом они помогали друг другу, старались выполнять задания быстро и все вместе. Детям 6-7 лет предлагали различные узоры из геометрических фигур, где дети должны были по памяти воспроизвести их потом в тетрадках. Упражнения активизировали внимание, заставляли быстро анализировать вопрос и давать ответы. Особенно полюбились детям развивающие игры Никитина «Сложи квадрат», Воскобовича «Крестики», «Волшебный квадрат». Они с удовольствием брали их в свободное время, причём дети, которым давалась с усложнением, легко выкладывали по цветам крестики, считали грибочки в корзинах.

          На прогулке просила детей найти листики такой же формы, играла в слова, просила закончить предложение, показать предметы голубого или красного цвета, старалась закрепить знания полученные детьми на занятиях на природном материале, учила детей сопоставлять, наблюдательности, умению сравнивать. Проводя, работу с детьми пришла к выводу, что занимательный материал, который я использовала для самостоятельной игровой деятельности детей, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции. При  составлении плана работы с детьми старшего возраста, я учитывала практический опыт детей младшего возраста. Использовала уже другой материал «Колумбово яйцо»,  « Танграм», « Загадки  шутки» (З. Михайловой).

          Таким образом, через игровые упражнения и развивающие игры решила развивающие и обучающие задачи, проводя диагностики детей в начале, середине и в конце  учебного года. Я пришла к выводу, что дети успешно справляются с предложенными им заданиями, я также определила уровень знаний детей.

          Таким образом, через развивающие игры и упражнения я решила задачи, которые были поставлены. Исходя из результатов педагогического анализа, я выявила , что у детей наблюдается динамика овладения элементарных математических преставлений.

          Создание игротеки и правильных подобранных игр и упражнений для детей, помогли выполнить поставленные задачи. Мои выпускники успешно обучаются в различных школах нашего района.              

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

Статья "Значение математического развития детей дошкольного возраста".

                              Значение математического развития ...

"Значение сказок в математическом развитии детей дошкольного возраста"

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний....

Значение использования ИКТ в процессе развития математических способностей детей дошкольного возраста

В настоящее  время проблема формирования математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе....