Методические разрабоки.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Материал о старинных мерах длины адаптирован для использования во время организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Приобщает к изучению истории русского народа, содержит объяснение значений пословиц, поговорок, а также произведений классиков, в которых встречаются старинные меры длины. Литература:

1.ДепманИ.Я.«Возникновение системы мер и способов измерения величин».Учпедгиз, 1956.

2. Кордюкова С. «Единицы, нужные всем» Детская литература,1966.

3. Розе Т.В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» Олма Медиа Групп, 2009.

4. Романовский Б. « С метром по векам» Детская литература,1969.

5.Словарь юного математика. Педагогика,1986.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_starinnye_russkie_mery_dlinny.doc671.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Организованная образовательная деятельность в направлении «Познавательно-речевое развитие» образовательной области «Познание» по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Подготовила: воспитатель Фадеева Ольга Владимировна

ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района СПб

Тема: «Старинные меры длины в произведениях

классиков,  пословицах и поговорках».

Цель: Выяснить, в каких современных произведениях встречаются старинные меры длины.

Задачи:

Образовательные

1. Познакомить со старинными мерами длины и их обозначением.

2. Объяснить значение пословиц и поговорок, в которых встречаются старинные меры длины.

Развивающие

Развивать любознательность.

Воспитательные

 Приобщать к изучению истории русского народа.

Материал для работы с дошкольниками.

Всем  известно  стихотворение  А.С.Пушкина  «Зимняя  дорога».  В  нём  есть такие  строки:  

Ни  огня, ни чёрной  хаты,

Глушь  и  снег…  Навстречу  мне

Только  вёрсты  полосаты

Попадаются  одне.

Что  обозначает  слово  вёрсты?  Это  старинная  русская  мера  длины. Она  немного больше  километра.  Во  времена Пушкина длину  дороги  измеряли верстовыми  столбами.

Есть  такая поговорка: «Семь вёрст  до  небес  и всё лесом». Так  говорят,  когда  рассказывают  очень  долго  и  непонятно (рис.1).

Ещё  в  древности  людям  нужно  было  измерять  разные  предметы:  ширину  поля,  высоту  дома,  длину  дороги. Первые  единицы  длины  были  очень  приблизительными. Они  были  связаны  с  размерами  частей  тела  человека.

Одна из самых известных мер длины на Руси – сажень (рис.2). Если взрослый мужчина широко расставлял  в   стороны  руки, то  получалась  маховая  сажень. Если  он  поднимал  правую  руку  вверх, то расстояние от неё до носка левой ноги, называлось косая сажень.

        Старинные меры длины можно встретить в загадках:

Поутру с сажень,

В полдень – с пядь,

А к вечеру через поле хватает.

Это загадка про тень. Самая маленькая тень бывает днём. Пядь – это расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (рис.3). До сих пор про очень умного человека говорят, что у него «семь пядей во лбу». А про жадного говорят: «Не уступит ни пяди».

        Вершок был ещё меньше, чем пядь. Это была длина верхней части пальца. Про очень маленького человека говорили: «От горшка два вершка». П.П.Ершов в сказке «Конёк-горбунок» так описал это животное:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.(рис.4)

        Аршин – это  длина  всей  руки. О  взрослом,  но  глупом  человеке  говорили: « На  аршин  борода,  да  ума  на  пядь».

Если  человек  держался  неестественно  прямо,  про  него  говорили: «Как  аршин  проглотил». Если  человек    не  прислушивался  к  мнению  других  людей     и  судил  всё  по-своему, говорили: «Мерит  на  свой  аршин».

Жители    многих  стран  занимались  торговлей. Удобной  меркой для торговли был локоть, особенно для измерения полотна. Это  исконно    древнерусская мера длины. Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя (рис.5). Во времена Петра I было очень почётно носить бороду. О небольшом, но пользующимся авторитетом человеке говорили: «Сам с ноготок, а борода с локоток».

Всем известна сказка Г.Х. Андерсена про маленькую девочку, которая родилась в цветке, спала в скорлупе от ореха и ела половину зёрнышка в день (рис.6). Почему её назвали Дюймовочкой? Она была слишком маленькой. Дюйм - это ширина большого пальца.

В книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране Чудес» девочка после уменьшения стала не больше двух футов. Как узнать, какого роста была Алиса? (рис.7) Фут -  старая мера длины.

Она использовалась и в Англии, где жила Алиса, и в России. Фут был равен тридцати с половиной сантиметрам. Значит, два фута - это шестьдесят один сантиметр.

  В старину некоторые единицы длины были связаны с оружием. Иногда мы слышим: «Не подпускай на пушечный выстрел». Так говорят о человеке, с которым лучше  не связываться. Во флоте мерой длины была морская лига (рис.8). Она равна дальности пушечного выстрела, которым может быть обстрелян корабль.

Кроме мер длины, связанных с частями тела человека (лоб, нокоть, волос, стопа), существовали большие меры. Их называли так: даль, светлая даль, дальняя даль, тёмная даль, большая лунная даль. У каждой меры длины было своё обозначение с половиной стрелки наверху. Например, аршин обозначали так: А. Локоть: Л. Сажень: S. Верста: B.

Старинные меры длины не используются в современной жизни, потому что они не точные. В различных странах использовались разные меры длины. Это было не удобно. Люди приняли единые меры длины. Старые меры дошли до нас в народном творчестве.

Приложение:

           

                Рисунок 1                                                Рисунок 3

 

                                           Рисунок 2

           

             Рисунок 4                         Рисунок 5                             Рисунок 6

   

                                                Рисунок 7

 

                                Рисунок 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...

Авторские методические разрабоки

Данные методические разработки являются авторскими, которые представляют собой собственную педагогичекую практику, опыт работы по ОО "Речевое развитие" и взаимодействию с детьми.  Матер...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...