Детское время знакомство с часами
занимательные факты по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Детское время
"Cердца людей двигают время", - сказал первоклассник Дима на одном из занятий, которое мы проводили в его школе, исследуя представления о времени у младших школьников.
Иммануил Кант писал о времени как "пространстве встреч людей". Есть и свидетельства того, что ещё в палеолите древние люди, думая о времени, составили исключительно точный календарь, в котором были отражены важнейшие моменты в движении Солнца, Луны и других планет солнечной системы. Столь точные календари были нужны, как утверждают учёные, для определения момента рождения ребёнка и важнейших событий в духовной жизни людей. Момент встречи небесного и земного не столько служил практическим целям, сколько удовлетворял духовные запросы первобытного общества. Для нас гораздо важнее ощущение времени, чем осознание его равномерной длительности. Ослабление связи природными ритмами и циклами в современной жизни переносит акцент с коллективной памяти, запечатленной в фольклоре и религии, на личные переживания человека.
Время античности
Наряду с мифологическими представлениями о времени, запечатленными в образах богов, античность развивает систему календарного времяисчисления, которая действует и по сей день. Систему, которая служит, в первую очередь, для координации межгосударственных отношений. Появляются солнечные и водяные часы, позволяющие точно отмерять день и час. Реклама: "Успех в деловой жизни - это умение договариваться". Античность и современность едины в стремлении договариваться во времени. Современность - координация во времени. Как же мы можем сообщить ребенку эту сложность взаимодействия секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет, столетий? Как ввести его в объективное время, заданное движением небесных светил? Традиционный календарь весь пронизан смыслом тысячелетних наблюдений небесного астрономического и духовного планов.
Христианское время
Христианские представления о времени берут свое начало в античных преданиях, иудейских традициях и переиначенных языческих праздниках. Параллельно существуют две концепции: с одной стороны, линейный ход времени от сотворения мира до Страшного суда, с другой - циклическое повторение праздников церковного календаря. Обе объединяет понятие "Явление Христа". При этом рождение, деяния и страсти Господни находят свое отражение в праздниках всего года. Первое явление Христа ознаменовало начало христианского летоисчисления, его второе появление будет означать конец света.
Господство над временем
Городская жизнь, межрегиональная торговля, экономические, социальные и политические отношения требуют более точного согласования временных процессов. Изобретение механических часов стало нормативным руководством и выражением политической власти. То, что в монастырях было создано как средство поддержания распорядка и соблюдения дисциплины, смогло использоваться городскими властями для организации жизни граждан.
Современный календарь
Современный календарь для ребенка -- это простой набор цифр и красивых картинок. Календарь для ребенка не одушевлен и не осмыслен. Часы с удивительными механизмами: гирями, кукушкой, шестеренками - стремительно уходят из нашего обихода. На смену им приходит электронное табло с внезапно возникающими из ниоткуда и исчезающими в никуда числами. Время и пространство потеряли связь. Исчезло движение стрелок. Как понять теперь соотношение мер времени?
А мы все торопимся и хотим, чтобы дети все делали вовремя, быстро, а еще лучше - по плану! А ребенок, даже младший школьник, не очень-то представляет, где в календаре ночь. Там только дни. А где и когда вечер одного дня переходит в ночь, а ночь в раннее утро? И почему летом почти нет ночи, а зимой - дня? А когда "собираться с вечера", "делать уроки на завтра" или, еще сложнее, через неделю? Первокласснику совсем не ясно, что "раз в неделю" - это каждый понедельник, вторник или пятница. Когда случается этот "раз в неделю"?
"Событие становится событием в системе событий. Хронология лишь частный способ изложения этой системы. Система событий в целом задается господствующей в культуре моделью исторического времени и каждый раз тем, кто описывает конкретную систему событий", - пишет российский философ Вадим Руднев.
Очень важно ввести ребенка в мир времени через сопричастность другому в этом мире. "Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис Маленького принца. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды".
Мне, чрезвычайно повезло в моем детстве со временем. Я встретилась с песочными, наручными, карманными, настенными, настольными часами в доме моего любящего деда. Синхронный ход семнадцати приборов был предметом его особой гордости. Без тревоги опоздать, без спешки, с любовью было передано мне, пяти-семи летнему ребенку, чудо гармонии и закономерности, уважения ко Времени вообще и времени другого человека.
Кроме часов, я помню, что дед переводил мне с польского Януша Корчака "Король Матиуш Первый". Эта книга еще не была издана на русском языке, а для деда Яна польский был родным, так как сам он был родом из страны - родины Коперника. Может быть, поэтому у деда была эта страсть к часам? Человечность и точность соединились в нем, вызывая уважение окружавших его людей всю жизнь, до самой смерти. Время для меня согрето любовью и пониманием. А после этого хочется интересоваться "устройством" объективного времени.
Время Коперника![](https://lh4.googleusercontent.com/bufP5O4umeWUMtmOExzYf-Gz5WlEMi6J-V-xAda59oO5bOAyvJ06FW67Zc4kzZh_53XogzlUPlry0bxXmUGgtXz_eykqu51mkutuDzSgofU8My8ANQo)
С революционным открытием Коперника связано появление идеи соизмеримости Вселенной, Божественному часовщику установлены памятники в форме сложных часовых механизмов. Путь к представлению о мире как о часах был открыт. Сооруженная при графе Вильгельме IV в Касселе первая в своем роде обсерватория стала центром измерения времени. Здесь получила развитие идея измерить Вселенную при помощи точно идущих часов.
С момента своего рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов жизни: сон сменяют время кормления, время общения с миром. Дошкольник погружен в нерасчлененное время - пространство, ведь его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимыми взрослыми. Он ориентируется во времени в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой.
Дети рассуждают так: "Время вообще есть, но без часов оно незаметно", "Часы не главное, часы - точное время, а настоящее время в днях, сутках". Дошкольник живет в собственных представлениях "здесь и теперь", где "минутка" - это слово, не соотносимое с физической мерой времени.
Поступление в школу усиливает процесс регламентации поведения ребенка во времени, но мало что меняет в осознании им этой категории. Будучи предельно абстрактной философской категорией, время так или иначе включено в содержание всех без исключения школьных дисциплин, однако нигде не изучается как самостоятельное научное понятие. Между тем степень абстракции определяется способом представления материала, и любая абстрактная категория может быть рассмотрена взрослыми вместе с детьми.
Девиз современного образования: "Не делать образование за меня и без меня". Следовательно, для овладения категорией времени детям важно прежде всего понять, что объективное время, точнее, его измерение, продукт человеческого разума, и нужно просто разобраться, каким образом человечество пришло к современному упорядочению времени.
...Каждый раз, когда ребенок создает "свой" календарь, он строит то, что до него уже создано культурой. И такая работа требует участия взрослого, поскольку календарь - итог коллективной тысячелетней работы человечества - и требует поэтапного совместного освоения.
Рабы времени
С часами-"наручниками" на запястье человек невольно превращается в "раба времени". Ускоренный темп и тесно сплетенные временные модели определяют XX век. В картинах движения через пространство и время и изобразительное искусство воспринимает эти импульсы. Русский конструктивизм, фотоискусство, футуризм и сюрреализм - это художественные течения, пытающиеся удержать ускользающее время в рамках художественной техники. Каким будет новый век в своем времени и каким будет детство?
Автор статьи:
Софья Луцковская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40781.jpg)
Конспект занятия "Знакомство с часами". (подготовительная группа)
Конспект занятия "Знакомство с часами" (подготовительная группа). Предварительно дети были ознакомлены с разными видами часов и обсуждали их назначение. Также, они уже знакомы с Маленьким принцем из п...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40781.jpg)
Иллюстрация к конспекту "Знакомство с часами"
Иллюстрация к конспекту по математике "Знакомство с часами"...
Учим ребёнка определять время, знакомимся с часами.
Научить малыша разбираться со временем, на первый взгляд, сложно. Что же такое время? Чем его измерить? Что такое минута, секунда, год? Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с эт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204765-1360949896.jpg)
Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа
Система игр для закаливания детей раннего возраста во время оздоровительно-игрового часа включает в себя игры с водой. плоскостными планшетами, с предметами. Предусматривает деление детей на условные ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/13/picture-632899-1431511528.jpg)
Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-419175-1490646029.jpg)
НОД по ФЭМП Подготовительная к школе группа. Тема: «Знакомство с часами». МДОУ "Детский сад № 98 "Сказка",г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е.И.
НОД по ФЭМППодготовительная к школе группа. ...